Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бойко Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Лазарева Н.А.
Судей: Занкиной Е.П., Самчелеевой И.А.
при секретаре: М.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 07 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Удовлетворить исковые требования Н., Т., Л.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под временный магазин, площадь 50 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> и погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним запись N N от ДД.ММ.ГГГГ года о регистрации права собственности Российской Федерации.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под временный магазин, площадь 50 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. <...> и погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним запись N N от ДД.ММ.ГГГГ года, о регистрации права собственности Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., возражения на апелляционную жалобу представителя истцов В. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Н., Т., Л. обратились в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ "Росимущество") о прекращении права собственности на земельные участки с внесением соответствующей записи в ЕГРП в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под временный магазин, площадью 50 кв. м, расположенные по адресу <адрес>.
В обоснование требований истцы указали, что в силу решения мирового судьи судебного участка N <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ им на праве общей долевой собственности принадлежит сооружение "Торговые павильоны", назначение: нежилое здание площадь 181,00 кв. м, этажность: 1, Литера А, по адресу <адрес> а. Л. и Н. принадлежит по 373/1000 доли каждому, а Т. - 250/1000 доли. Право собственности истцов зарегистрировано в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Министерство имущественных отношений <адрес> за предоставлением в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, площадью 290,9 кв. м, расположенного по адресу <адрес> а, занимаемый сооружением "Торговые павильоны". На основании Распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ N, обращения Министерства имущественных отношений <адрес>, заявления истцов была утверждена схема расположения земельного участка площадью 200,10 кв. м, занимаемого нежилым зданием (литер А). ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 200,10 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера N. Этот участок был сформирован путем объединения четырех земельных участков с кадастровыми номерами N
В соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N истцам был передан в общую долевую собственность, за плату, земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу <адрес>.
Министерство имущественных отношений <адрес> и истцы заключили договор купли-продажи N/к от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым истцы принимают вышеуказанный участок в общую долевую собственность. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных отношений <адрес> и истцами был подписан Акт приема-передачи земельного участка, согласно п. 1 данного акта обязательства по оплате земельного участка выполнены полностью.
ДД.ММ.ГГГГ истцы совместно с Министерством имущественных отношений <адрес> обратились в Управление Росреестра по <адрес> для государственной регистрации перехода права собственности и права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация участка была приостановлена, а ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ в государственной регистрации. Одним и оснований отказа послужило то обстоятельство, что ЕГРП содержит актуальные записи о регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами N и N, расположенные по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по запросу истцов Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> сообщило, что перечисленные выше земельные участки в реестре федерального имущества не числятся.
ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами N и N были арендованы В у Комитета по управлению имуществом <адрес>, таким образом, распоряжение данными участками осуществлял муниципальный орган власти, а не федеральный. Истцы полагают, что регистрация права собственности РФ на земельные участки была произведена ошибочно в связи с государственной регистрацией Договора Nз аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и Договора Nз аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом г.о.Самара и В
ДД.ММ.ГГГГ при обращении истцов в Министерство имущественных отношений <адрес> было рекомендовано обратиться в суд для прекращения права собственности Российской Федерации на указанные участки.
На основании вышеизложенного, истцы просили признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под временный магазин, площадь 50 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности Российской Федерации. Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под временный магазин, площадь 50 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним запись о регистрации права собственности Российской Федерации.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
В суд апелляционной инстанции представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
В судебном заседании представитель истцов В. просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В порядке п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно ст. 17 п. 1 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникли при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью
Как следует из п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участкам, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образовании, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или в аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством. Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
На основании решения мирового судьи судебного участка N <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцам на праве общей долевой собственности принадлежит сооружение "Торговые павильоны", назначение: <адрес> а.
Истцы обратились в Министерство имущественных отношений <адрес> за предоставлением в общую долевую собственность за выкуп земельного участка площадью 200,10 кв. м, кадастровый номер N
Данный участок был сформирован путем объединения четырех земельных участков с кадастровыми номерами N N N
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами N N были арендованы В" у Комитета по управлению имуществом <адрес>, что подтверждается договорами аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 45-59, свидетельствами о регистрации права аренды земельного участка л.д. N
7ДД.ММ.ГГГГ. между Министерством имущественных отношений <адрес> и истцами был заключен договор купли-продажи N/к земельного участка кадастровый номер N, расположенного по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных отношений <адрес> и истцами был подписан Акт приема-передачи земельного участка, согласно п. 1 данного акта обязательства по оплате земельного участка выполнены полностью.
В соответствии с п. 1.2 Договора купли-продажи, продавец гарантировал, что предмет договора не обременен правами и претензиями третьих лиц, за исключением случаев, о которых продавец не мог знать.
Однако, истцам было отказано в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, в связи с тем, что право собственности на земельные участки, из которых был сформирован земельный участок с кадастровым номером N, зарегистрированы в ЕГРП за РФ.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что право собственности РФ на земельные участки с кадастровыми номерами N и N было неправомерно зарегистрировано в ЕГРП при регистрации договоров аренды, заключенных между Комитетом по управлению имуществом г.о. Самара и ООО "Волга-Союз". Таким образом, регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", законных оснований для возникновения права собственности РФ на спорные земельные участка и регистрации права РФ на них не имелось.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N и N, расположенные по адресу <адрес>, приобретено РФ в силу положений п. 2 ст. 214 ГК РФ, являются необоснованными.
Основания разграничения государственной собственности на землю установлены ст. 3.1 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а критерии распоряжения соответствующими земельными участками статьей 3 указанного Федерального закона.
Однако, доказательств расположения на спорных земельных участках объектов, принадлежащих или ранее принадлежавших Российской Федерации, и доказательств, позволяющих отнести спорные участки к исключительной собственности Российской Федерации ответчиком не представлено. ТУ Росимущества в <адрес> в письменных ответах от ДД.ММ.ГГГГ N; от ДД.ММ.ГГГГ N, указало, что указанные земельные участки в реестре федерального имущества не числятся (л.д. 39-40, 41-42).
Из представленных в дело доказательств следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Ответчик не представил доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок.
Кроме того, в соответствии со ст. 30.1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю утвержден Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на земельные участки, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на земельные участки, из которых в последующем был сформирован спорный участок, произведенного в установленном законом порядке. Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположенные по адресу <адрес>, суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что истцы не оспорили отказ в государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости в рамках главы 25 ГПК РФ, судебная коллегия считает необоснованными по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 п. 52 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истцов, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истцов в отношении спорного земельного участка и не позволяет им в полной мере осуществлять полномочия по распоряжению земельным участком, относящимися к не разграниченной государственной собственности.
Судебная коллегия считает, что судом юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы сторон судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 07 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4300/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2013 г. по делу N 33-4300/13
Судья: Бойко Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Лазарева Н.А.
Судей: Занкиной Е.П., Самчелеевой И.А.
при секретаре: М.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 07 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Удовлетворить исковые требования Н., Т., Л.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под временный магазин, площадь 50 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> и погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним запись N N от ДД.ММ.ГГГГ года о регистрации права собственности Российской Федерации.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под временный магазин, площадь 50 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. <...> и погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним запись N N от ДД.ММ.ГГГГ года, о регистрации права собственности Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., возражения на апелляционную жалобу представителя истцов В. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Н., Т., Л. обратились в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ "Росимущество") о прекращении права собственности на земельные участки с внесением соответствующей записи в ЕГРП в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под временный магазин, площадью 50 кв. м, расположенные по адресу <адрес>.
В обоснование требований истцы указали, что в силу решения мирового судьи судебного участка N <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ им на праве общей долевой собственности принадлежит сооружение "Торговые павильоны", назначение: нежилое здание площадь 181,00 кв. м, этажность: 1, Литера А, по адресу <адрес> а. Л. и Н. принадлежит по 373/1000 доли каждому, а Т. - 250/1000 доли. Право собственности истцов зарегистрировано в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Министерство имущественных отношений <адрес> за предоставлением в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, площадью 290,9 кв. м, расположенного по адресу <адрес> а, занимаемый сооружением "Торговые павильоны". На основании Распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ N, обращения Министерства имущественных отношений <адрес>, заявления истцов была утверждена схема расположения земельного участка площадью 200,10 кв. м, занимаемого нежилым зданием (литер А). ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 200,10 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера N. Этот участок был сформирован путем объединения четырех земельных участков с кадастровыми номерами N
В соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N истцам был передан в общую долевую собственность, за плату, земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу <адрес>.
Министерство имущественных отношений <адрес> и истцы заключили договор купли-продажи N/к от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым истцы принимают вышеуказанный участок в общую долевую собственность. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных отношений <адрес> и истцами был подписан Акт приема-передачи земельного участка, согласно п. 1 данного акта обязательства по оплате земельного участка выполнены полностью.
ДД.ММ.ГГГГ истцы совместно с Министерством имущественных отношений <адрес> обратились в Управление Росреестра по <адрес> для государственной регистрации перехода права собственности и права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация участка была приостановлена, а ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ в государственной регистрации. Одним и оснований отказа послужило то обстоятельство, что ЕГРП содержит актуальные записи о регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами N и N, расположенные по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по запросу истцов Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> сообщило, что перечисленные выше земельные участки в реестре федерального имущества не числятся.
ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами N и N были арендованы В у Комитета по управлению имуществом <адрес>, таким образом, распоряжение данными участками осуществлял муниципальный орган власти, а не федеральный. Истцы полагают, что регистрация права собственности РФ на земельные участки была произведена ошибочно в связи с государственной регистрацией Договора Nз аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и Договора Nз аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом г.о.Самара и В
ДД.ММ.ГГГГ при обращении истцов в Министерство имущественных отношений <адрес> было рекомендовано обратиться в суд для прекращения права собственности Российской Федерации на указанные участки.
На основании вышеизложенного, истцы просили признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под временный магазин, площадь 50 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности Российской Федерации. Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под временный магазин, площадь 50 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним запись о регистрации права собственности Российской Федерации.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
В суд апелляционной инстанции представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
В судебном заседании представитель истцов В. просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В порядке п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно ст. 17 п. 1 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникли при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью
Как следует из п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участкам, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образовании, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или в аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством. Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
На основании решения мирового судьи судебного участка N <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцам на праве общей долевой собственности принадлежит сооружение "Торговые павильоны", назначение: <адрес> а.
Истцы обратились в Министерство имущественных отношений <адрес> за предоставлением в общую долевую собственность за выкуп земельного участка площадью 200,10 кв. м, кадастровый номер N
Данный участок был сформирован путем объединения четырех земельных участков с кадастровыми номерами N N N
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами N N были арендованы В" у Комитета по управлению имуществом <адрес>, что подтверждается договорами аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 45-59, свидетельствами о регистрации права аренды земельного участка л.д. N
7ДД.ММ.ГГГГ. между Министерством имущественных отношений <адрес> и истцами был заключен договор купли-продажи N/к земельного участка кадастровый номер N, расположенного по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных отношений <адрес> и истцами был подписан Акт приема-передачи земельного участка, согласно п. 1 данного акта обязательства по оплате земельного участка выполнены полностью.
В соответствии с п. 1.2 Договора купли-продажи, продавец гарантировал, что предмет договора не обременен правами и претензиями третьих лиц, за исключением случаев, о которых продавец не мог знать.
Однако, истцам было отказано в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, в связи с тем, что право собственности на земельные участки, из которых был сформирован земельный участок с кадастровым номером N, зарегистрированы в ЕГРП за РФ.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что право собственности РФ на земельные участки с кадастровыми номерами N и N было неправомерно зарегистрировано в ЕГРП при регистрации договоров аренды, заключенных между Комитетом по управлению имуществом г.о. Самара и ООО "Волга-Союз". Таким образом, регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", законных оснований для возникновения права собственности РФ на спорные земельные участка и регистрации права РФ на них не имелось.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N и N, расположенные по адресу <адрес>, приобретено РФ в силу положений п. 2 ст. 214 ГК РФ, являются необоснованными.
Основания разграничения государственной собственности на землю установлены ст. 3.1 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а критерии распоряжения соответствующими земельными участками статьей 3 указанного Федерального закона.
Однако, доказательств расположения на спорных земельных участках объектов, принадлежащих или ранее принадлежавших Российской Федерации, и доказательств, позволяющих отнести спорные участки к исключительной собственности Российской Федерации ответчиком не представлено. ТУ Росимущества в <адрес> в письменных ответах от ДД.ММ.ГГГГ N; от ДД.ММ.ГГГГ N, указало, что указанные земельные участки в реестре федерального имущества не числятся (л.д. 39-40, 41-42).
Из представленных в дело доказательств следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Ответчик не представил доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок.
Кроме того, в соответствии со ст. 30.1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю утвержден Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на земельные участки, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на земельные участки, из которых в последующем был сформирован спорный участок, произведенного в установленном законом порядке. Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположенные по адресу <адрес>, суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что истцы не оспорили отказ в государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости в рамках главы 25 ГПК РФ, судебная коллегия считает необоснованными по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 п. 52 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истцов, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истцов в отношении спорного земельного участка и не позволяет им в полной мере осуществлять полномочия по распоряжению земельным участком, относящимися к не разграниченной государственной собственности.
Судебная коллегия считает, что судом юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы сторон судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 07 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)