Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления оглашена 25.03.2013
постановление изготовлено в полном объеме 01.04.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей: Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.,
при ведении протокола помощником судьи Шимкус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2012
по делу N А40-45288/12-135-437, принятого судьей Дудкиным В.В.,
по заявлению ОАО "МОСИНЖСТРОЙКОМПЛЕКТ" (119619, город Москва, улица Производственная, дом 21, БАЗА-4, стр. 5; ОГРН 1027700042040)
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (115054, город Москва, улица Бахрушина, дом 20; ОГРН 1037739510423)
- о признании незаконным решения; об обязании направить проект договора купли-продажи земельного участка;
- при участии:
от заявителя:
- Чупилко Р.В. - по доверенности N 61 от 25.02.2013;
- от ответчика:
- Давыдова Е.Ю. - по доверенности N 33-и-724/13 от 05.02.2013;
-
решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2012 признан незаконным отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 16.01.2012 N 33-517-1419/11-(0)-1 в оформлении в собственность ОАО "МОСИНЖСТРОЙКОМПЛЕКТ" земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 77:07:0015006:2, общей площадью 12 476 кв. м, находящегося по адресу: город Москва, улица Производственная, вл. 21 и на Департамент земельных ресурсов г. Москвы возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, приняв решение о предоставлении в собственность ОАО "МОСИНЖСТРОЙКОМПЛЕКТ" земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 77:07:0015006:2, общей площадью 12 476 кв. м, находящегося по адресу: город Москва, улица Производственная, вл. 21, а также подготовить и направить в адрес ОАО "МОСИНЖСТРОЙКОМПЛЕКТ" проект договора купли-продажи данного земельного участка с установлением цены выкупа земельного участка равной 20% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 6.716.055, 37 руб.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители Департамента и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, ОАО "По изготовлению строительных конструкций и комплектации инженерного строительства" (ОАО "МОСИНЖСТРОЙКОМПЛЕКТ") является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Москва, улица Производственная, вл. 21, кадастровый номер 77:07:0015006:2, общей площадью 12476 кв. м, на основании договора аренды земель в г. Москве N М-07-004268 от 08.02.1996, заключенного с Московским земельным комитетом.
Пунктом 1.1. договора аренды установлено разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации производственной базы комплектации. Данное разрешенное использование также подтверждено кадастровой выпиской о земельном участке от 19.04.2011 N 77/501/11-19765. Срок аренды Земельного участка - 10 лет.
Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные на земельном участке: нежилое здание (склад), общей площадью 708, 0 кв. м, расположенное по адресу: Москва, ул. Производственная, д. 21, БАЗА-4, строение 2 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2011, выданное Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, запись регистрации 77-77-07/001/2011-386); нежилое здание, общей площадью 1201,4 кв. м, расположенное по адресу: Москва, ул. Производственная, д. 21, БАЗА-4, строение 3 (свидетельство МКИ N А 001-7835 от 10.04.1996); нежилое здание (склад), общей площадью 748, 8 кв. м, расположенное по адресу: Москва, ул. Производственная, д. 21, БАЗА-4, строение 4 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2011, выданное Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, запись регистрации 77-77-07/001/2011-389); нежилое здание (административное), общей площадью 402, 1 кв. м, расположенное по адресу: Москва, ул. Производственная, д. 21, БАЗА-4, строение 5 (свидетельство о государственной регистрации права от 24.06.2011, выданное Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, запись регистрации 77-77-07/001/2011-390); нежилое здание (проходная), общей площадью 11, 9 кв. м, расположенное по адресу: Москва, ул. Производственная, д. 21, БАЗА-4, строение 6 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2011, выданное Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, запись регистрации 77-77-07/001/2011-392).
Основанием регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущество явился План приватизации объединения Мосинжстройкомплект от 30.09.1992, утвержденный распоряжением Комитета по Управлению имуществом г. Москвы N 209-р от 11.02.1994.
21.11.2011 общество обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением N 33-5т7-1419/11 об оформлении в собственность земельного участка.
Решением от 16.01.2012 N 33-5х7-1419/11-(0)-1 Департаментом отказано в оформлении земельного участка в собственность, указав на то, что обществу необходимо представить план земельного участка (М 1:500); документы, подтверждающие имущественные права на все объекты недвижимости в соответствии с планом участка.
Посчитав данный отказ не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы заявителя, ОАО "МОСИНЖСТРОЙКОМПЛЕКТ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель как собственник объектов недвижимости, обладает исключительным правом на покупку земельного участка, занятого этими объектами и необходимым для их использования.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Департамента и общества, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В течение месяца с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Испрашиваемый земельный участок сформирован, прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, его границы описаны и удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, поэтому он может являться объектом гражданско-правовых отношений. Споров в отношении границ земельного участка нет.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерацией, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Таким образом, предусмотренных законодательством оснований, которые бы позволяли бы Департаменту земельных ресурсов г. Москвы отказать заявителю в оформлении права собственности на указанный земельный участок, не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности, коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, если эти здания были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
Компетенция Правительства г. Москвы и Департамента земельных ресурсов г. Москвы по распоряжению земельными участками подтверждается нормами: п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти; п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, ст. 1 Закона г. Москвы "О Правительстве г. Москвы" в соответствии с которой Правительство г. Москвы является постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти г. Москвы, постановлением Правительства г. Москвы N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность", постановлением Правительства г. Москвы N 411-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов г. Москвы в 2006 и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2007", постановлением Правительства г. Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы".
Согласно п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Департаментом земельных ресурсов г. Москвы законность оспариваемого отказа не доказана.
Из материалов дел следует, что к заявлению обществом приложен полный комплект документов в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного Приказом Министерства экономического развития от 13.09.2011 N 475.
В частности, представлено сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" от 21.11.2011.
При этом приказ не содержит требований о предоставлении плана земельного участка в формате М 1:500.
Перечень прилагаемых документов, установленный данным нормативным правовым актом, является исчерпывающим, поэтому требование Департамента земельных ресурсов г. Москвы о предоставлении иных документов является незаконным.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 19.04.2011 N 77/501/11-19765, кадастровая стоимость земельного участка составляет 33.580.276, 84 руб.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ при приобретении коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, цена земельного участка устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 20% процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
Стоимость выкупа земельного участка, рассчитана в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и составляет 33.580.276, 84 руб. / 100 x 20 = 6.716.055, 37 руб.
Заявитель обратился в Департамент с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012 - 21.11.2011.
При таких обстоятельствах, на основании установленных обстоятельствах, учитывая, что ОАО "МОСИНЖСТРОЙКОМПЛЕКТ" представлен в Департамент земельных ресурсов г. Москвы полный комплект документов, необходимых для приобретения прав на спорный земельный участок, на Департамент земельных ресурсов г. Москвы правомерно возложена обязанность подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка с установлением цены выкупа земельного участка равной 20% от кадастровой стоимости.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако они не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2012 по делу N А40-45288/12-135-437 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2013 N 09АП-7162/2013-АК ПО ДЕЛУ N А40-45288/12-135-437
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. N 09АП-7162/2013-АК
Дело N А40-45288/12-135-437
резолютивная часть постановления оглашена 25.03.2013
постановление изготовлено в полном объеме 01.04.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей: Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.,
при ведении протокола помощником судьи Шимкус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2012
по делу N А40-45288/12-135-437, принятого судьей Дудкиным В.В.,
по заявлению ОАО "МОСИНЖСТРОЙКОМПЛЕКТ" (119619, город Москва, улица Производственная, дом 21, БАЗА-4, стр. 5; ОГРН 1027700042040)
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (115054, город Москва, улица Бахрушина, дом 20; ОГРН 1037739510423)
- о признании незаконным решения; об обязании направить проект договора купли-продажи земельного участка;
- при участии:
от заявителя:
- Чупилко Р.В. - по доверенности N 61 от 25.02.2013;
- от ответчика:
- Давыдова Е.Ю. - по доверенности N 33-и-724/13 от 05.02.2013;
-
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2012 признан незаконным отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 16.01.2012 N 33-517-1419/11-(0)-1 в оформлении в собственность ОАО "МОСИНЖСТРОЙКОМПЛЕКТ" земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 77:07:0015006:2, общей площадью 12 476 кв. м, находящегося по адресу: город Москва, улица Производственная, вл. 21 и на Департамент земельных ресурсов г. Москвы возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, приняв решение о предоставлении в собственность ОАО "МОСИНЖСТРОЙКОМПЛЕКТ" земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 77:07:0015006:2, общей площадью 12 476 кв. м, находящегося по адресу: город Москва, улица Производственная, вл. 21, а также подготовить и направить в адрес ОАО "МОСИНЖСТРОЙКОМПЛЕКТ" проект договора купли-продажи данного земельного участка с установлением цены выкупа земельного участка равной 20% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 6.716.055, 37 руб.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители Департамента и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, ОАО "По изготовлению строительных конструкций и комплектации инженерного строительства" (ОАО "МОСИНЖСТРОЙКОМПЛЕКТ") является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Москва, улица Производственная, вл. 21, кадастровый номер 77:07:0015006:2, общей площадью 12476 кв. м, на основании договора аренды земель в г. Москве N М-07-004268 от 08.02.1996, заключенного с Московским земельным комитетом.
Пунктом 1.1. договора аренды установлено разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации производственной базы комплектации. Данное разрешенное использование также подтверждено кадастровой выпиской о земельном участке от 19.04.2011 N 77/501/11-19765. Срок аренды Земельного участка - 10 лет.
Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные на земельном участке: нежилое здание (склад), общей площадью 708, 0 кв. м, расположенное по адресу: Москва, ул. Производственная, д. 21, БАЗА-4, строение 2 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2011, выданное Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, запись регистрации 77-77-07/001/2011-386); нежилое здание, общей площадью 1201,4 кв. м, расположенное по адресу: Москва, ул. Производственная, д. 21, БАЗА-4, строение 3 (свидетельство МКИ N А 001-7835 от 10.04.1996); нежилое здание (склад), общей площадью 748, 8 кв. м, расположенное по адресу: Москва, ул. Производственная, д. 21, БАЗА-4, строение 4 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2011, выданное Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, запись регистрации 77-77-07/001/2011-389); нежилое здание (административное), общей площадью 402, 1 кв. м, расположенное по адресу: Москва, ул. Производственная, д. 21, БАЗА-4, строение 5 (свидетельство о государственной регистрации права от 24.06.2011, выданное Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, запись регистрации 77-77-07/001/2011-390); нежилое здание (проходная), общей площадью 11, 9 кв. м, расположенное по адресу: Москва, ул. Производственная, д. 21, БАЗА-4, строение 6 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2011, выданное Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, запись регистрации 77-77-07/001/2011-392).
Основанием регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущество явился План приватизации объединения Мосинжстройкомплект от 30.09.1992, утвержденный распоряжением Комитета по Управлению имуществом г. Москвы N 209-р от 11.02.1994.
21.11.2011 общество обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением N 33-5т7-1419/11 об оформлении в собственность земельного участка.
Решением от 16.01.2012 N 33-5х7-1419/11-(0)-1 Департаментом отказано в оформлении земельного участка в собственность, указав на то, что обществу необходимо представить план земельного участка (М 1:500); документы, подтверждающие имущественные права на все объекты недвижимости в соответствии с планом участка.
Посчитав данный отказ не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы заявителя, ОАО "МОСИНЖСТРОЙКОМПЛЕКТ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель как собственник объектов недвижимости, обладает исключительным правом на покупку земельного участка, занятого этими объектами и необходимым для их использования.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Департамента и общества, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В течение месяца с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Испрашиваемый земельный участок сформирован, прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, его границы описаны и удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, поэтому он может являться объектом гражданско-правовых отношений. Споров в отношении границ земельного участка нет.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерацией, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Таким образом, предусмотренных законодательством оснований, которые бы позволяли бы Департаменту земельных ресурсов г. Москвы отказать заявителю в оформлении права собственности на указанный земельный участок, не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности, коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, если эти здания были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
Компетенция Правительства г. Москвы и Департамента земельных ресурсов г. Москвы по распоряжению земельными участками подтверждается нормами: п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти; п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, ст. 1 Закона г. Москвы "О Правительстве г. Москвы" в соответствии с которой Правительство г. Москвы является постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти г. Москвы, постановлением Правительства г. Москвы N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность", постановлением Правительства г. Москвы N 411-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов г. Москвы в 2006 и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2007", постановлением Правительства г. Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы".
Согласно п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Департаментом земельных ресурсов г. Москвы законность оспариваемого отказа не доказана.
Из материалов дел следует, что к заявлению обществом приложен полный комплект документов в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного Приказом Министерства экономического развития от 13.09.2011 N 475.
В частности, представлено сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" от 21.11.2011.
При этом приказ не содержит требований о предоставлении плана земельного участка в формате М 1:500.
Перечень прилагаемых документов, установленный данным нормативным правовым актом, является исчерпывающим, поэтому требование Департамента земельных ресурсов г. Москвы о предоставлении иных документов является незаконным.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 19.04.2011 N 77/501/11-19765, кадастровая стоимость земельного участка составляет 33.580.276, 84 руб.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ при приобретении коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, цена земельного участка устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 20% процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
Стоимость выкупа земельного участка, рассчитана в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и составляет 33.580.276, 84 руб. / 100 x 20 = 6.716.055, 37 руб.
Заявитель обратился в Департамент с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012 - 21.11.2011.
При таких обстоятельствах, на основании установленных обстоятельствах, учитывая, что ОАО "МОСИНЖСТРОЙКОМПЛЕКТ" представлен в Департамент земельных ресурсов г. Москвы полный комплект документов, необходимых для приобретения прав на спорный земельный участок, на Департамент земельных ресурсов г. Москвы правомерно возложена обязанность подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка с установлением цены выкупа земельного участка равной 20% от кадастровой стоимости.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако они не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2012 по делу N А40-45288/12-135-437 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Д.Е.ЛЕПИХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ
Д.Е.ЛЕПИХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)