Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Ворониной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "РТД" - не явился (извещен надлежаще)
от ответчика Департамент городского имущества г. Москвы - Брызгалова А.Ф. - дов. от 27.02.2013 г. N ДГИ-Д-137/13
рассмотрев 10 декабря 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "РТД"
на решение от 20 февраля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Белицкой С.В.,
на постановление от 18 июня 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.
по заявлению ООО "РТД" (ОГРН: 1077758943030)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы,
о признании незаконными действия, об обязании совершить действия
установил:
ООО "РТД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент) в заключении краткосрочного договора аренды земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Горчакова (напротив д. 42, корп. 1 по ул. Южнобутовская), кадастровый номер 77:06:0012004:1006; обязании Департамента подготовить и направить проект договора аренды названного земельного участка; обязании Департамента вынести на заседание Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы вопрос о предоставлении земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Горчакова (напротив д. 42, корп. 1 по ул. Южнобутовская), кадастровый номер 77:06:0012004:1006 в аренду.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2013 г., оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель общества в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежаще. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствии данного представителя.
Представитель Департамента против доводов жалобы возражал, указав на законность принятых судебных актов. Просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 г. N 865-ПП "О мерах по развитию в Москве сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности на 2005 - 2007 годы" распоряжением префекта Юго-Западного административного округа города Москвы от 21.11.2007 г. N 1833-РП утверждены итоги конкурсов по определению заказчиков-инвесторов по строительству предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности, расположенных на территории округа.
Победителем конкурса по строительству объекта торгово-бытового назначения на земельном участке общей площадью 0,08 га по адресу: г. Москва, ул. Горчакова (напротив дома 42, корп. 1 по ул. Южнобутовской) было признано общество.
Во исполнение пункта 2 распоряжения N 1833-РП общество в 2008 году разработало предпроектное предложение по размещению объекта на земельном участке, получило заключение Регламентной комиссии Москомархитектуры от 18.11.2008 г. N ЮЗАО-02-1062/8-1.
Земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Горчакова (напротив д. 42, корп. 1 по ул. Южнобутовская) 17.08.2010 г. был учтен в государственном кадастре недвижимости с присвоением кадастрового номера 77:06:0012004:1006.
24 октября 2010 г. Департамент распоряжением N 1129 утвердил схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории, установив разрешенное использование земельного участка - для размещения объектов торговли и бытового обслуживания.
06 февраля 2012 г. общество направило в Департамент обращение (вх. N 33-1Т6-231/12) о возможности заключения договора краткосрочной аренды для оформления материалов ГПЗУ.
Рассмотрев поступившее обращение, Департамент письмом от 02.03.2012 г. N 33-1Т6-231/12-(0)-1 отказал в оформлении земельно-правовых отношений, указав на то, что права на заключение договоров аренды земельных участков предметом конкурса не являлись, предоставление земельных участков для целей строительства в Москве осуществляется по итогам решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Посчитав отказ Департамента в оформлении договора аренды незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 7 данной нормы установлено, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов), является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Принятие решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьи 32 Кодекса, завершает процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
На основании решения, принятого по правилам данной нормы и проекта границ земельного участка, за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности и осуществляется его государственный кадастровый учет.
Судами установлено, что общество, являясь победителем конкурса, исполнило обязательства по подготовке документации, необходимой для оформления земельно-правовых отношений и реализации проектного решения.
При данных обстоятельствах, ссылка Департамента об отсутствии оснований для предоставления обществу в аренду земельного участка не соответствует положениям земельного законодательства.
В то же время, суды отметили, что в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Судами установлено, что из обращения общества в Департамент невозможно установить, какие документы были им представлены, на каких условиях общество просит заключить договор аренды, в том числе, срок действия договора сформулированы не были.
Таким образом, полагать, что поступившее от общества в Департамент обращение является по смыслу земельного законодательства заявлением о предоставлении земельного участка, не имеется.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2013 года по делу N А40-58299/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судьи
М.Р.АГАПОВ
Е.Ю.ВОРОНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 12.12.2013 N Ф05-13424/2013 ПО ДЕЛУ N А40-58299/12-7-574
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. по делу N А40-58299/12-7-574
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Ворониной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "РТД" - не явился (извещен надлежаще)
от ответчика Департамент городского имущества г. Москвы - Брызгалова А.Ф. - дов. от 27.02.2013 г. N ДГИ-Д-137/13
рассмотрев 10 декабря 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "РТД"
на решение от 20 февраля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Белицкой С.В.,
на постановление от 18 июня 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.
по заявлению ООО "РТД" (ОГРН: 1077758943030)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы,
о признании незаконными действия, об обязании совершить действия
установил:
ООО "РТД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент) в заключении краткосрочного договора аренды земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Горчакова (напротив д. 42, корп. 1 по ул. Южнобутовская), кадастровый номер 77:06:0012004:1006; обязании Департамента подготовить и направить проект договора аренды названного земельного участка; обязании Департамента вынести на заседание Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы вопрос о предоставлении земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Горчакова (напротив д. 42, корп. 1 по ул. Южнобутовская), кадастровый номер 77:06:0012004:1006 в аренду.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2013 г., оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель общества в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежаще. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствии данного представителя.
Представитель Департамента против доводов жалобы возражал, указав на законность принятых судебных актов. Просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 г. N 865-ПП "О мерах по развитию в Москве сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности на 2005 - 2007 годы" распоряжением префекта Юго-Западного административного округа города Москвы от 21.11.2007 г. N 1833-РП утверждены итоги конкурсов по определению заказчиков-инвесторов по строительству предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности, расположенных на территории округа.
Победителем конкурса по строительству объекта торгово-бытового назначения на земельном участке общей площадью 0,08 га по адресу: г. Москва, ул. Горчакова (напротив дома 42, корп. 1 по ул. Южнобутовской) было признано общество.
Во исполнение пункта 2 распоряжения N 1833-РП общество в 2008 году разработало предпроектное предложение по размещению объекта на земельном участке, получило заключение Регламентной комиссии Москомархитектуры от 18.11.2008 г. N ЮЗАО-02-1062/8-1.
Земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Горчакова (напротив д. 42, корп. 1 по ул. Южнобутовская) 17.08.2010 г. был учтен в государственном кадастре недвижимости с присвоением кадастрового номера 77:06:0012004:1006.
24 октября 2010 г. Департамент распоряжением N 1129 утвердил схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории, установив разрешенное использование земельного участка - для размещения объектов торговли и бытового обслуживания.
06 февраля 2012 г. общество направило в Департамент обращение (вх. N 33-1Т6-231/12) о возможности заключения договора краткосрочной аренды для оформления материалов ГПЗУ.
Рассмотрев поступившее обращение, Департамент письмом от 02.03.2012 г. N 33-1Т6-231/12-(0)-1 отказал в оформлении земельно-правовых отношений, указав на то, что права на заключение договоров аренды земельных участков предметом конкурса не являлись, предоставление земельных участков для целей строительства в Москве осуществляется по итогам решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Посчитав отказ Департамента в оформлении договора аренды незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 7 данной нормы установлено, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов), является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Принятие решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьи 32 Кодекса, завершает процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
На основании решения, принятого по правилам данной нормы и проекта границ земельного участка, за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности и осуществляется его государственный кадастровый учет.
Судами установлено, что общество, являясь победителем конкурса, исполнило обязательства по подготовке документации, необходимой для оформления земельно-правовых отношений и реализации проектного решения.
При данных обстоятельствах, ссылка Департамента об отсутствии оснований для предоставления обществу в аренду земельного участка не соответствует положениям земельного законодательства.
В то же время, суды отметили, что в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Судами установлено, что из обращения общества в Департамент невозможно установить, какие документы были им представлены, на каких условиях общество просит заключить договор аренды, в том числе, срок действия договора сформулированы не были.
Таким образом, полагать, что поступившее от общества в Департамент обращение является по смыслу земельного законодательства заявлением о предоставлении земельного участка, не имеется.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2013 года по делу N А40-58299/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судьи
М.Р.АГАПОВ
Е.Ю.ВОРОНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)