Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Альмашевой Г.Д., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2012 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Засыпкина Т.С., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-23115/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Ильина Сергея Викторовича, г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, третье лицо: администрация городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными ненормативных актов,
установил:
индивидуальный предприниматель Ильин Сергей Викторович (далее - заявитель, ИП Ильин С.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - первый ответчик, Департамент) от 22.03.2012 N СП-6/5588-1-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - второй ответчик, Министерство) от 16.04.2012 N 12-4/1579/11-а в предоставлении ИП Ильину С.В. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе д. 5, площадью 24,00 кв. м, под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией; о признании незаконными заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 22.03.2012 N СП-6/5585-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и отказа Министерства от 10.05.2012 N 12-4/1581/11-а в предоставлении ИП Ильину С.В. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, возле дома 24б, площадью 12,00 кв. м, под установку временного торгового павильона "Продукты" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией; об обязании Департамента и Министерства по вступлении судебного решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 26.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для целей, не связанных со строительством.
Суд пришел к выводу о том, что поскольку Министерство принимает решения в зависимости от содержания заключения Департамента, то признание незаконными заключений Департамента, свидетельствует о незаконности и оспоренных отказов Министерства.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит принятые судебные акты отменить, в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что оспоренные отказы основаны только на пункте 2.6 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок) и в связи с наличием заключений департамента от 22.03.2012 N СП-6/5588-1-1 и от 22.03.2012 N СП-6/5585-0-1.
Заявитель указывает, что поскольку испрашиваемые ИП Ильиным С.В. земельные участки не сформированы, невозможно и принятие решения о передаче их в аренду.
Изучив материалы по делу, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Ильин С.В. 30.11.2011 обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе д. 5, площадью 24,00 кв. м, под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией и земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, возле дома 24б, площадью 12,00 кв. м, под установку временного торгового павильона "Продукты" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
На основании вышеназванных обращений заявителя Министерство направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключениями от 22.03.2012 N СП-6/5588-0-1, N СП-6/5585-0-1 Департамент сообщил о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемых заявителем земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключения Департамента мотивированы отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара со ссылкой на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
На основании указанных заключений Министерство сообщениями от 16.04.2012 N 12-4/1579/11-а, от 10.05.2012 N 12-4/1581/11-а отказало ИП Ильину С.В. в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков.
Не согласившись с вынесенными заключениями и отказами, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконными заключение Департамента от 22.03.2012 N СП-6/5588-1-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и отказ Министерства от 16.04.2012 N 12-4/1579/11-а в предоставлении ИП Ильину С.В. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе д. 5, площадью 24,00 кв. м, под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Обязывая Департамент по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем издания заключений об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плате по адресам: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе д. 5, площадью 24,00 кв. м, под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией; Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, возле дома 24б, площадью 12,00 кв. м, под установку временного торгового павильона "Продукты" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией Ильиным Сергеем Викторовичем, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
- Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.6 Порядка департамент был обязан в месячный срок рассмотреть по существу обращение министерства и либо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, либо представить мотивированное заключение о невозможности его утверждения.
Суд первой инстанции признал необоснованной ссылку Департамента и Министерства на невозможность предоставления земельных участков со ссылкой на часть 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", поскольку именно данной нормой предусмотрена возможность размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках.
Постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из положений пункта 1 статьи 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", согласно которого основаниями для отказа в утверждении схемы являются:
- 1) несоответствие площади земельного участка предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- 2) пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами муниципальных образований и (или) границами населенных пунктов;
- 3) несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам;
- 4) наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием;
- 5) наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам;
- 6) невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- 7) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Апелляционный суд указал, что в рассматриваемом случае отказы Департамента от 22.03.2012 N СП-6/5588-0-1, N СП-6/5585-0-1 в утверждении схем расположения земельных участков основаны на статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), поскольку отсутствует утвержденная в установленном порядке схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В силу части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения конкретного земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что Департамент не доказал законность принятых им 22.03.2012 заключений N СП-6/5588-0-1, N СП-6/5585-0-1 N СП-6/9-0-1 о невозможности утверждения схем расположения испрашиваемых заявителем земельных участков.
На основании указанных заключений Министерство сообщениями от 16.04.2012 N 12-4/1579/11-а, от 10.05.2012 N 12-4/1581/11-а отказало ИП Ильину С.В. в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков.
Признавая правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности оспоренных отказов Министерства, апелляционный суд указал на нарушение данными отказами прав и законных интересов заявителя, поскольку именно Министерство призвано рассматривать и принимать решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу пункта 2.3 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 Министерство проводит проверку документов, представленных лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством и при получении оспоренного заключения Департамента обладало правом оценки данного заключения с учетом того обстоятельства, что в г.о. Самара отсутствует утвержденная схема расположениях нестационарных торговых объектов и, следовательно, ссылка Департамента на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", как на основание невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого ИП Ильиным С.В. земельного участка, является несостоятельной.
Довод о невозможности заключения договора аренды в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не сформирован, не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку суд признал незаконными оспоренные отказы, в том числе, и в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Довод кассационной жалобы о неприменении судом пункта 2.6. Порядка был оценен апелляционным судом и, в силу правил статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суде кассационной инстанции переоценке не подлежит.
При таких данных коллегия считает, что основания для отмены обжалованных судебных актов не имеются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 по делу N А55-23115/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-23115/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2013 г. по делу N А55-23115/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Альмашевой Г.Д., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2012 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Засыпкина Т.С., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-23115/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Ильина Сергея Викторовича, г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, третье лицо: администрация городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными ненормативных актов,
установил:
индивидуальный предприниматель Ильин Сергей Викторович (далее - заявитель, ИП Ильин С.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - первый ответчик, Департамент) от 22.03.2012 N СП-6/5588-1-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - второй ответчик, Министерство) от 16.04.2012 N 12-4/1579/11-а в предоставлении ИП Ильину С.В. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе д. 5, площадью 24,00 кв. м, под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией; о признании незаконными заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 22.03.2012 N СП-6/5585-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и отказа Министерства от 10.05.2012 N 12-4/1581/11-а в предоставлении ИП Ильину С.В. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, возле дома 24б, площадью 12,00 кв. м, под установку временного торгового павильона "Продукты" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией; об обязании Департамента и Министерства по вступлении судебного решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 26.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для целей, не связанных со строительством.
Суд пришел к выводу о том, что поскольку Министерство принимает решения в зависимости от содержания заключения Департамента, то признание незаконными заключений Департамента, свидетельствует о незаконности и оспоренных отказов Министерства.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит принятые судебные акты отменить, в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что оспоренные отказы основаны только на пункте 2.6 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок) и в связи с наличием заключений департамента от 22.03.2012 N СП-6/5588-1-1 и от 22.03.2012 N СП-6/5585-0-1.
Заявитель указывает, что поскольку испрашиваемые ИП Ильиным С.В. земельные участки не сформированы, невозможно и принятие решения о передаче их в аренду.
Изучив материалы по делу, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Ильин С.В. 30.11.2011 обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе д. 5, площадью 24,00 кв. м, под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией и земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, возле дома 24б, площадью 12,00 кв. м, под установку временного торгового павильона "Продукты" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
На основании вышеназванных обращений заявителя Министерство направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключениями от 22.03.2012 N СП-6/5588-0-1, N СП-6/5585-0-1 Департамент сообщил о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемых заявителем земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключения Департамента мотивированы отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара со ссылкой на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
На основании указанных заключений Министерство сообщениями от 16.04.2012 N 12-4/1579/11-а, от 10.05.2012 N 12-4/1581/11-а отказало ИП Ильину С.В. в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков.
Не согласившись с вынесенными заключениями и отказами, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконными заключение Департамента от 22.03.2012 N СП-6/5588-1-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и отказ Министерства от 16.04.2012 N 12-4/1579/11-а в предоставлении ИП Ильину С.В. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе д. 5, площадью 24,00 кв. м, под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Обязывая Департамент по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем издания заключений об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плате по адресам: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе д. 5, площадью 24,00 кв. м, под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией; Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, возле дома 24б, площадью 12,00 кв. м, под установку временного торгового павильона "Продукты" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией Ильиным Сергеем Викторовичем, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
- Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.6 Порядка департамент был обязан в месячный срок рассмотреть по существу обращение министерства и либо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, либо представить мотивированное заключение о невозможности его утверждения.
Суд первой инстанции признал необоснованной ссылку Департамента и Министерства на невозможность предоставления земельных участков со ссылкой на часть 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", поскольку именно данной нормой предусмотрена возможность размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках.
Постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из положений пункта 1 статьи 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", согласно которого основаниями для отказа в утверждении схемы являются:
- 1) несоответствие площади земельного участка предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- 2) пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами муниципальных образований и (или) границами населенных пунктов;
- 3) несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам;
- 4) наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием;
- 5) наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам;
- 6) невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- 7) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Апелляционный суд указал, что в рассматриваемом случае отказы Департамента от 22.03.2012 N СП-6/5588-0-1, N СП-6/5585-0-1 в утверждении схем расположения земельных участков основаны на статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), поскольку отсутствует утвержденная в установленном порядке схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В силу части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения конкретного земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что Департамент не доказал законность принятых им 22.03.2012 заключений N СП-6/5588-0-1, N СП-6/5585-0-1 N СП-6/9-0-1 о невозможности утверждения схем расположения испрашиваемых заявителем земельных участков.
На основании указанных заключений Министерство сообщениями от 16.04.2012 N 12-4/1579/11-а, от 10.05.2012 N 12-4/1581/11-а отказало ИП Ильину С.В. в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков.
Признавая правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности оспоренных отказов Министерства, апелляционный суд указал на нарушение данными отказами прав и законных интересов заявителя, поскольку именно Министерство призвано рассматривать и принимать решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу пункта 2.3 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 Министерство проводит проверку документов, представленных лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством и при получении оспоренного заключения Департамента обладало правом оценки данного заключения с учетом того обстоятельства, что в г.о. Самара отсутствует утвержденная схема расположениях нестационарных торговых объектов и, следовательно, ссылка Департамента на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", как на основание невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого ИП Ильиным С.В. земельного участка, является несостоятельной.
Довод о невозможности заключения договора аренды в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не сформирован, не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку суд признал незаконными оспоренные отказы, в том числе, и в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Довод кассационной жалобы о неприменении судом пункта 2.6. Порядка был оценен апелляционным судом и, в силу правил статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суде кассационной инстанции переоценке не подлежит.
При таких данных коллегия считает, что основания для отмены обжалованных судебных актов не имеются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 по делу N А55-23115/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)