Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N А14-12456/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N А14-12456/2012


Резолютивная часть объявлена 30.05.2013
Полный текст постановления изготовлен 04.06.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" (ОГРН 1053600482539, ИНН 3666128249, ул. Рабочая, 1, пос. Элеваторный, Острогожский район, Воронежская область, 397837) - Бурлаковой Е.А. (дов. от 28.12.2012),
от ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069, пл. им. Ленина, 12, г. Воронеж, 394006) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семенихина Александра Васильевича (ОГРНИП 311366834000151, ИНН 362804900347, ул. Ленина, д. 47, кв. 1, с. Старая Ведуга, Семилукский район, Воронежская область, 396911) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 (судья Сорокина Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Донцов П.В.) по делу N А14-12456/2012

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент):
- - о признании незаконным решения о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровым номером 36:28:8200018:39 площадью 47 га и с кадастровым номером 36:28:8200009:24 площадью 46,87 га главе КФХ Семенихину А.В., отраженного в "Протоколе заседании комиссии по предоставлению участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Воронежской области, для ведения сельскохозяйственного производства от 03.04.2012 N 4", Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области;
- - о признании недействительным приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 12.04.2012 N 478-з "О предоставлении индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Семенихину Александру Васильевичу (Воронежская область, Семилукский район, с. Старая Ведуга, ул. Ленина, д. 47, кв. 1) в аренду земельного участка для сельскохозяйственного производства, расположенного в границах бывшего колхоза им. Чапаева Семилукского муниципального района" с кадастровым номером 36:28:8200018:39 площадью 470 000 кв. м и с кадастровым номером 36:28:8200009:24 площадью 468749 кв. м;
- - о признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 16.04.2012 N 2086-12/сх, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений и КФХ Семенихин А.В. и применении последствия недействительности сделки;
- - об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области осуществить действия по передаче в собственность ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" земельных участков с кадастровыми номерами 36:28:8200018:39, 36:28:8200009:24 в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- - о взыскании с Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в пользу ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" расходы по уплате госпошлины (с учетом уточнений, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 03.09.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечен индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Семенихин А.В.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления судов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж", суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, 18.02.2012 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области опубликовал сообщение в газете "Молодой коммунар" о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером 36:28:8200018:39 площадью 470000 кв. м, с кадастровым номером 36:28:8200009:24 площадью 468749 кв. м, расположенных по адресу: Воронежская область, Семилукский район, Староведугское сельское поселение, находящихся в собственности Воронежской области.
В связи с публикацией данного информационного сообщения, а также в связи с тем, что ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" ведет производственную деятельность на территории Семилукского района и занимает ведущее место по выращиванию урожая в Воронежской области, общество 15.03.2012 обратилось в Департамент с заявлением о заключении договоров купли-продажи или аренды на вышеуказанные земельные участки, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 протокола заседания комиссии по предоставлению участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Воронежской области, для ведения сельскохозяйственного производства от 03.04.2012 N 4, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), принято решение о предоставлении спорных земельных участков в аренду КФХ Семенихин А.В. сроком на 11 месяцев. Основанием для принятия указанного решения послужил тот факт, что глава КФХ Семенихин А.В. обратился первым с заявлением о предоставлении земельных участков (09.02.2012).
На основании данного решения 12.04.2012 Департаментом издан приказ N 478-з о предоставлении ИП главе КФХ Семенихину А.В. в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 36:28:8200018:39, 36:28:8200009:24.
16.04.2012 между Департаментом и главой КФХ Семенихиным А.В. заключен договор аренды испрашиваемых земельных участков N 2086-12/сх.
Земельные участки переданы по акту приема-передачи от 16.04.2012.
Считая, решение, отраженное в протоколе от 03.04.2012 N 4, о предоставлении в аренду спорных земельных участков главе КФХ Семенихину А.В. незаконным, приказ Департамента от 12.04.2012 N 478-з недействительным, а договор аренды от 16.04.2012 N 2086-12/сх ничтожным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу, что ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" не представлены доказательства нарушения Департаментом, при принятии оспариваемого решения, законов и иных нормативных актов, а также нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В результате анализа материалов дела, характера заявленного требования, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу, что судебные акты вынесены на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования обстоятельств дела, что не является основанием для их отмены и принятия нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закон N 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
При этом, при вынесении обжалуемых судебных актов суды правомерно исходили из того, что порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Закона N 74-ФЗ, в соответствии с которой граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Таким образом, статья 12 Закона N 74-ФЗ устанавливает особый порядок предоставления участка сельскохозяйственного назначения для таких субъектов как крестьянские (фермерские) хозяйства. По смыслу указанной нормы и пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств). В настоящем деле лишь один из претендентов является крестьянским (фермерским) хозяйством, а следовательно имеет право на получение спорных земельных участков в особом порядке и проведение торгов не требуется.
При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что глава КФХ Сименихин А.В. имел право на предоставление спорных земельных участков в порядке, установленном статьей 12 Закона N 74-ФЗ, без проведения торгов, который согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.12.2012 N ВАС-17192/12.
Довод заявителя кассационной жалобы о несоответствии заявления главы КФХ Семенихина А.В. требованиям установленным пунктом 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ судом первой и апелляционной инстанции рассматривался и правомерно был отклонен, поскольку действия Департамента, связанные с рассмотрением заявления от 09.02.2012 обществом не оспаривались и судом не проверялись.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Согласно п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при подаче кассационной жалобы на решения или постановления арбитражного суда должна быть уплачена государственная пошлина в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, то есть в размере 1000 рублей.
Поскольку при подаче кассационной жалобы ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" была уплачена государственная пошлина в большем размере, в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по делу N А14-12456/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" излишне уплаченную по платежному поручению от 13.03.2013 N 463 государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)