Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.08.2013 ПО ДЕЛУ N А65-22312/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2013 г. по делу N А65-22312/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
истца - Ларягина В.В., доверенность от 12.02.2013,
третьего лица (Исполнительный комитет города Зеленодольска) - Нечаевой Ю.Н., доверенность от 05.06.2013,
третьего лица (Кабинет Министров Республики Татарстан) - Епишиной О.В., доверенность от 16.01.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета города Зеленодольска
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2012 (судья Коротенко С.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Пышкина Н.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А65-22312/2012
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Зеленодольский фанерный завод", г. Зеленодольск (ОГРН 1021606752683, ИНН 1648010787) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1027700485757), при участии третьих лиц: Исполнительного комитета г. Зеленодольска, Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, о понуждении внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

открытое акционерное общество "Зеленодольский фанерный завод" (далее - ОАО "Зеленодольский фанерный завод", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан о понуждении внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости: о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:49:011006:0001, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Футбольная, указав ее равной рыночной стоимости в размере 74 594 000 руб.; о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:49:011406:0001, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, Южная сторона открытого акционерного общества "ЗФЗ", указав ее равной рыночной стоимости в размере 14 431 000 руб.; о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:49:011005:0021, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Футбольная, д. 64, указав ее равной рыночной стоимости в размере 2 284 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Исполнительный комитет г. Зеленодольска обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что внесение изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельных участков напрямую влечет уменьшение земельного налога и дохода в бюджет г. Зеленодольска и Зеленодольского муниципального района. Заявитель полагает, что обжалуемые судебные акты затрагивают права и законные интересы не привлеченного к участию в деле Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, законные права и интересы которого были нарушены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "Зеленодольский фанерный завод" на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 16:49:011006:0001, расположенным по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Футбольная; земельный участок с кадастровым номером 16:49:011406:0001, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, Южная сторона открытого акционерного общества "ЗФЗ"; земельный участок с кадастровым номером 16:49:011005:0021, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Футбольная, д. 64, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 07.04.2003 серии 16 АА 112647, от 28.02.2003 серии 16 АА 190608, от 12.08.2009 серии 16-АС 236962, выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.10.2012 N 01/289/2012-204 на данные земельные участки.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 N 3-33/11 в удовлетворении заявлений открытого акционерного общества "Казанский завод медицинской аппаратуры", открытого акционерного общества "Камснаб", общества с ограниченной ответственностью "Маршал" о признании недействующим Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:49:011006:0001 площадью 194 350 кв. м был определен в размере 1 416 руб. 45 коп. за 1 кв. м, кадастровая стоимость исчислена в сумме 275 287 057 руб. 50 коп.; удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:49:011406:0001 площадью 32 100 кв. м был определен в размере 1 353 руб. 13 коп. за 1 кв. м, кадастровая стоимость исчислена в сумме 43 435 473 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:49:011005:0021 площадью 1 316 кв. м был определен в размере 3051 руб. 44 коп. за 1 кв. м, кадастровая стоимость исчислена в сумме 4 107 238 руб. 24 коп.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 01.01.2011.
Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков завышена, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "ЮНЭКС" от 27.06.2012 N 315-12 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:49:011006:0001, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Футбольная, составила 74 594 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:49:011406:0001, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, Южная сторона ОАО "ЗФЗ", составила 14 431 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:49:011005:0021, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Футбольная, д. 64, составила 2 284 000 руб.
Данный отчет прошел экспертизу в некоммерческом партнерстве "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
Экспертным заключением от 30.06.2012 N Э-300612-2-РТ подтверждено соответствие отчета от 27.06.2012 N 315-12 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждены выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорных земельных участков.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав их равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что истец, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных участка, что является нарушением прав ОАО "Зеленодольский фанерный завод" как арендатора земельного участка и плательщика земельного налога, который рассчитывается, в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
При этом права истца, нарушенные несоответствием внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в прежней редакции также допускали не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения его кадастровой стоимости, исходя из рыночной стоимости.
Приведенные правовые нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не содержат запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
Истцом по настоящему делу представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорных земельных участков, свидетельствующий о том, что их кадастровая стоимость существенно (более чем на 30%) превышает рыночную стоимость участков.
Нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, была проведена экспертиза этого отчета в целях его проверки.
Согласно экспертному заключению N Э-300612-2-РТ от 30.06.2012 саморегулируемой организацией оценщиков "Экспертный совет", в которой на момент проведения экспертизы состоял оценщик, подтверждено соответствие отчета от 27.06.2012 N 315-12 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, а также признаны обоснованными выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах судебные инстанции, руководствуясь положениями статьи 65 АПК РФ, а также учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объектов оценки, устанавливаемой в отчете оценщика, и, исходя из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта об их утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, правомерно удовлетворили исковые требования.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что обжалуемые судебные акты затрагивают права и законные интересы не привлеченного к участию в деле Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, являлись предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку в соответствии с установленными по делу фактическими обстоятельствами.
Также несостоятельным является довод заявителя кассационной жалобы о том, что арбитражным апелляционным судом необоснованно отклонено ходатайство о проведении экспертизы, ввиду следующего.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ответчиком в суде первой инстанции не было заявлено ходатайство о проведении экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорных земельных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к материалам дела или истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции.
В пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" указано, что ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений части 2 статьи 268 АПК РФ, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Как следует из материалов дела, Исполнительным комитетом г. Зеленодольска не было представлено доказательств в подтверждение невозможности заявления ходатайства о назначении экспертизы в суде первой инстанции.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции было правомерно отклонено ходатайство о проведении экспертизы.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит, доводы заявителя не опровергают выводы арбитражного суда, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального права. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 по делу N А65-22312/2012 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.А.ВИЛЬДАНОВ

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)