Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.01.2009 ПО ДЕЛУ N А12-15271/2008-С19

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2009 г. по делу N А12-15271/2008-с19


Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Веряскиной С.Г., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Дозоровой Е.В.,
при участии в заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Рострубосталь" Щепетновой Л.В., действующей по доверенности от 10.09.2008 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Волгограда, г. Волгоград,
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 11 ноября 2008 года
по делу N А12-15271/2008-с19, принятое судьей Карпенко И.Е.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Рострубосталь", г. Волгоград,
к Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград
третье лицо: Администрация Волгограда, г. Волгоград,
о признании незаконным отказа Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в приобретении земельного участка и обязании его предоставить испрашиваемый земельный участок на праве собственности,

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области Обществом с ограниченной ответственностью "Рострубосталь" (далее - Общество, Заявитель) было подано заявление о признании незаконным отказа комитета земельных ресурсов администрации города Волгограда (далее - Комитет) в приобретении в собственность земельного участка, выразившегося в письме от 23 июня 2008 года N 8509 и обязании последнего предоставить Обществу земельный участок, расположенный по адресу: р.п. Горьковский, улица Вокзальная, 65, общей площадью 34025 кв. м, на котором расположены принадлежащие ООО "Рострубосталь" на праве собственности - железнодорожные пути NN 2,3.
Решением от 11 ноября 2008 года заявленные требования были удовлетворены в полном объеме: отказ Комитета, изложенный в письме от 23 июня 2008 года N 8509, был признан незаконным и Комитет обязывался подготовить проект постановления о предоставлении Обществу земельного участка, расположенного по адресу: р.п. Горьковский, улица Вокзальная, 65, общей площадью 34025 кв. м, на котором расположены принадлежащие Обществу на праве собственности железнодорожные пути NN 2,3.
Администрация Волгограда, посчитав принятый судебный акт незаконным, обжаловала его в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, указывая в жалобе на необходимость отмены судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Администрация Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют: почтовое уведомление N 90661 4, с датой вручения 29 декабря 2008 года, телеграмма N 000088 с датой вручения 26.12.2008 года, телеграмма N 000080 с датой вручения 29.12.2008 года.
Общество в нарушение определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2008 года и положений статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу Администрации Волгограда не представило; представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции просил суд отказать в удовлетворении жалобы и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции.
Рассмотрев доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав представителя Общества, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы администрации Волгограда.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно установил следующее.
Обществом 31 марта 2008 года за N 57 в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Комитет) было подано заявление на приватизацию земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, р.п. Горьковский, улица Вокзальная, 65, общей площадью 34025 кв. м, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности железнодорожные пути NN 2,3. Право собственности Общества на объекты недвижимости, находящиеся на испрашиваемом в собственность земельном участке, подтверждается представленными в дело копиями свидетельства о государственной регистрации права серии 34 АВ N 007226 от 18.11.2004 года, серии 34 АВ N 007225 от 18.11.2004 года.
Письмом от 23 июня 2008 года N 8509 Комитет отказал Обществу в приватизации земельного участка на том основании, что на данном участке, помимо указанных в заявлении объектов недвижимости, выявлены объекты недвижимости - литеры А, Б, В, Д, Е, Е, Ж, И, К, Л, Г, Г 2, Г 3, Г 4, Г 5, Г 6, железнодорожный путь N 1, замощение, - правоустанавливающих документов, на которые, не представлено.
Признавая отказ в выкупе земельного участка незаконным, и обязывая Комитет подготовить соответствующий проект постановления, суд первой инстанции исходил из нарушения Комитетом положений статей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и 200, 201 АПК РФ.
Так, пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 названной нормы права для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Положениями данной статьи также установлено, что уполномоченный орган местного самоуправления, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, и в целях реализации названных правовых положений осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 30 сентября 2002 г. N 44/805 "О Положении о продаже земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений" (с изменениями от 22 января 2004 г., 6 апреля 2005 г.) принято Положение о продаже земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений пунктом 1.2. которого предусмотрено, что продажу земельных участков осуществляет Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда по решению администрации Волгограда или его территориальных структурных подразделений (администраций районов Волгограда).
Согласно пункту 2.3 названного Положения покупатель обращается в Комитет с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с приложением установленных данным пунктом документов (подлинников или нотариально заверенных копий). Далее Положением установлено, что Комитет готовит проект постановления главы администрации Волгограда о продаже земельного участка в собственность покупателя (либо об отказе в продаже) и проект договора купли-продажи.
Решение Волгоградской городской Думы от 29 марта 2006 г. N 29/588 "О порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения" (с изменениями от 19 сентября 2007 г.) содержит аналогичные правовые позиции, в соответствии с которыми Горкомзем (Комитет) является органом, осуществляющим продажу земельных участков посредством подготовки проекта постановления администрации Волгограда и договора купли-продажи земельного участка.
Постановлением администрации города Волгограда от 29 апреля 2004 года N 542 "О создании комитета земельных ресурсов администрации Волгограда", установлена компетенция Комитета, согласно которой Комитет осуществляет функции по подготовке правовых актов администрации Волгограда для выкупа в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приватизированного из муниципальной собственности, а также собственниками зданий, строений, сооружений, построенных на муниципальных землях, в том числе заключает от имени администрации Волгограда договоры купли-продажи земельных участков с собственниками зданий, строений, сооружений.
Материалами дела подтверждено, и не отрицалось лицами, участвующими в деле, что Обществом для приватизации земельного участка, был представлен в Комитет надлежащий пакет документов, замечаний к которому у Комитета не имелось. Однако 23 июня 2008 года, т.е. спустя два месяца после получения заявки на приватизацию, Комитет отказал Обществу в выкупе земельного участка по основаниям нахождения на нем объектов недвижимости, на которые у Общества отсутствуют правоустанавливающие документы.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о том, что Общество не представило документы, свидетельствующие об отсутствии возможных собственников на выявленные муниципальным земельным контролем объекты недвижимости, является несостоятельным, поскольку действующее законодательство, регулирующие вопросы приватизации земельных участков, не возлагает на заявителей такой обязанности.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что данный отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права Общества в сфере экономической деятельности.
Так, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" приведен исчерпывающий перечень в соответствии, с которым может быть отказано в выкупе земельного участка, при этом основания, изложенные в отказе Комитета в данный перечень не входят.
Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривая возможность выкупа земельных участков, также устанавливает исчерпывающие исключения, препятствующие их передаче в собственность, это: земельные участки, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); земельные участки, оборот которых осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляемые в частную собственность, за исключением случаев, установленными федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
Суд первой инстанции также правомерно установил, что Комитетом, в нарушение положений части 5 статьи 200 АПК РФ, доказательств того, что испрашиваемый земельный участок отнесен к землям, не подлежащим приватизации, в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 5 названной нормы права арбитражный суд в резолютивной части решения указывает на признание оспариваемых действий (бездействий) незаконными и на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок или на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с чем, арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал незаконным отказ Комитета в приобретении земельного участка Обществом, и обязал Комитет подготовить соответствующий проект постановления.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана надлежащая оценка, основанная на нормах права, подлежащих применению.
Вместе с тем, апелляционная жалоба администрации Волгограда, в нарушение положений подпункта 4 пункта 2 статьи 260 АПК РФ, не содержит в себе основания, по которым она обжалует решение, не содержит ссылки на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела.
В связи с изложенным апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства, относящиеся к настоящему делу, применены нормы права, подлежащие применению, и оснований к отмене обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 11 ноября 2008 года по делу N А12-15271/2008-с19 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Волгограда - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
О.А.ДУБРОВИНА

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
М.Г.ЦУЦКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)