Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А.,
судей Зориной О.В., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Копосовой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2443/2013) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 11 февраля 2013 года по делу N А46-30896/2012 (судья Голобородько Н.А.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "СтройПрогресс-3" (ОГРН 1105543012420, ИНН 5503219951) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), при участии в деле в качестве третьего лица Главного управления по земельным ресурсам Омской области (ОГРН 1065503057443, ИНН 5503101004) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области - Стрельцов М.Э. удостоверение N 006 выдано 05.10.2012, по доверенности N 55/2012-10 от 03.10.2012 сроком на 3 года;
- от общества с ограниченной ответственностью "СтройПрогресс-3" - Скуратова Ю.В. по доверенности N 7 от 01.11.2012 сроком на 3 года;
Общество с ограниченной ответственностью "СтройПрогресс-3" (далее - истец, общество, ООО "СтройПрогресс-3") обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области об установлении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056, площадью 27 219 кв. м, с разрешенным использованием: для строительства гаражно-стояночного комплекса, находящегося в государственной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов, с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир 9-этажный жилой дом, участок находится примерно в 73 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Кировский АО, ул. Крупской, д. 17, равной его рыночной стоимости, обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056 в размере 28 360 000,00 руб., удельного показателя кадастровой стоимости означенного земельного участка в размере 1041,92 руб. с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование своих требований истец указал на то, что общество является арендатором спорного земельного участка, предоставленного в аренду по договору N ДГУ-К-34-583 от 24.03.2008, заключенному между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и ООО "Строительное предприятие - 4", с последующей передачей прав и обязанностей арендатора по договору на основании заключенного соглашения ООО "СтройПрогресс - 3". Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 03.10.2012 кадастровая стоимость земельного участка составляет 140 252 206,49 руб. С целью установления рыночной стоимости земельного участка истец обратился в ООО "Независимая экспертиза "Флагман", которое подготовило отчет N 124009, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составила 28 360 000,00 руб. Соответственно удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 1041,92 руб. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, содержащаяся в государственном реестре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что влияет на уплату истцом арендных платежей, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости земельного участка на основании Положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске.
Определением Арбитражного суда Омской области к участию в деле в качестве второго ответчика было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Омской области, Управление), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.02.2013 по делу N А46-30896/2012 требования ООО "СтройПрогрес-3" удовлетворены в полном объеме.
Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056, общей площадью 27 219 кв. м, с разрешенным использованием: для строительства гаражно-стояночного комплекса, находящегося в государственной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов, с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - 9-этажный жилой дом. Участок находится примерно в 73 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица Крупской, дом 17, равной его рыночной стоимости, которая составляет 28 360 000 руб.
Обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 55:36:110201:3056, общей площадью 27 219 кв. м, с разрешенным использованием: для строительства гаражно-стояночного комплекса, находящегося в государственной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов, с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - 9-этажный жилой дом. Участок находится примерно в 73 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица Крупской, дом 17, установив размер кадастровой стоимости данного земельного участка в сумме 28 360 000 руб., удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 1041 руб. 92 коп. с момента вступления в силу решения суда по делу N А46-30896/2012.
Не соглашаясь с решением суда, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области в обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на необоснованное отклонение судом первой инстанции доводов ответчика об отсутствии необходимости соблюдения досудебного порядка изменения кадастровой стоимости земельного участка. Полагает, что истцом не представлены доказательства или доводы о невозможности обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости в установленном административном порядке. Податель жалобы считает, что судом первой инстанции необоснованно не привлечено к участию в деле Министерство имущественных отношений Омской области, поскольку заказчиком работ по проведению государственной кадастровой оценки, в том числе по земельному участку истца, являлось Министерство имущественных отношений Омской области, в связи с чем, по мнению заявителя, судом первой инстанции необоснованно не учтены положения статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)т о надлежащем ответчике. Считает привлечение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области к участию в деле в качестве ответчика необоснованным.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "СтройПрогресс-3" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Истец в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена не только посредством проведения государственной кадастровой оценки, но также и посредством судебного установления рыночной стоимости земельного участка. Полагает, что законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости, принятого Министерством имущественных отношений Омской области, предметом оспаривания не является. Истец считает, что установление рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В судебное заседание, назначенное на 23.04.2013 представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "СтройПрогресс-3" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "СтройПрогресс-3" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056, площадью 27219 кв. м, с разрешенным использованием: для строительства гаражно-стояночного комплекса, находящегося в государственной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов, с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир 9-этажный жилой дом. Участок находится примерно в 73 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Кировский АО, ул. Крупской, д. 17. Данный земельный участок предоставлен в аренду по договору N ДГУ-К-34-583 от 24.03.2008, заключенному между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и ООО "Строительное предприятие - 4" (номер государственной регистрации 55-55-01/059/2008-329 от 30.04.2008), с последующей передачей прав и обязанностей арендатора по договору на основании заключенного соглашения ООО "СтройПрогресс-3" (номер государственной регистрации 55-55-01/172/2010-958 от 21.07.2010.
18.11.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области зарегистрировано соглашение к названному выше договору, по условиям которого размер арендной платы, рассчитанный на основании постановления Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-П "Об утверждении положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске", определяется по формуле, включающей в себя показатель кадастровой стоимости земельного участка.
При расчете арендной платы по указанному выше соглашению применялась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-П "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области", в Приложении N 1 к названному Приказу утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 на 01.01.2011. Согласно указанному приложению кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка установлена в размере 383 320 382 руб. 94 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 1464 руб. 99 коп. за 1 кв. м.
Полагая, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056 ниже утвержденной Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-П кадастровой стоимости, истец обратился в ООО "Независимая экспертиза "Флагман" с целью установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056.
Поскольку согласно отчету оценщика рыночная стоимость рассматриваемого земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составила 28 360 000 руб., истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд апелляционной инстанции полностью соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования ООО "СтройПрогресс-3" являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным (далее - ЗК РФ). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 вышеназванного Положения).
Приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/185 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
В названном положении перечислены полномочия Управления Росреестра по Омской области, среди которых значится, в том числе, проведение государственной кадастровой оценки земель (пункт 7.3.2).
Из приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 следует, что Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости.
Довод подателя жалобы о том, что проведение государственной оценки земель не относится к компетенции Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание поскольку, как следует из правовой позиции постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 требования, предметом которых является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, предъявляются к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.
Оба указанных органа привлечены к участию в деле в качестве ответчиков. Однако, судом обжалуемым решением присуждена обязанность внести изменения в кадастр, в связи с чем надлежащим ответчиком по данному требованию является именно Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (заявитель жалобы).
Довод подателя жалобы о том, что Министерство имущественных отношений Омской области должно быть привлечено к участию в деле в качестве ответчика отклоняется судом апелляционной инстанции поскольку, согласно позиции постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, а также приказа 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. На момент рассмотрения данного дела функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости осуществляло Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Оснований привлекать к выполнению данных функций учреждения, которые ранее не занимались данными вопросами, не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
На основании пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Согласно данным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 на 01.01.2011 утверждены приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-П "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области", в Приложении N 1 к названному Приказу. Согласно указанному приложению кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка установлена в размере 383 320 382 руб. 94 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 1464 руб. 99 коп. за 1 кв. м.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 ЗК РФ.
Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Помимо этого, положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В то же время, как установлено выше, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Закона N 167-ФЗ) допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. При этом достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Данная правовая позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом N 167-ФЗ, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В части 3 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи, в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена не только посредством проведения государственной кадастровой оценки, но также и посредством судебного установления рыночной стоимости земельного участка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 приведена правовая позиция, согласно которой заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса РФ назначается экспертиза.
Анализ законодательства, действовавшего на дату проведения государственной кадастровой оценки земель и действующего в настоящее время, позволяет сделать вывод о том, что в спорной ситуации следует учитывать рыночную стоимость, определенную в отношении оспариваемых земельных участков индивидуально в отчете об оценке, подготовленном оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость таких земельных участков. Именно несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, определенной методом массовой оценки, его рыночной стоимости, определенной индивидуально, на одну и ту же дату может повлечь корректировку кадастровой стоимости путем ее замены на рыночную. Такая корректировка допустима однократно до проведения следующей государственной кадастровой оценки земель.
В обоснование своих требований истцом представлен отчет ООО "Независимая экспертиза "Флагман" от 10.10.2012 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056, общей площадью 27219 кв. м. Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056 по состоянию на 01.01.2011 составляет 28 360 000 руб.
Возражений относительно правильности и достоверности данных в представленном ООО "СтройПрогресс-3" отчете ответчиком ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции заявлено не было.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 со ссылкой на нормы статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, следует, что суду при разрешении спора в целях изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, надлежит дать оценку отчету оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.
В силу статьи 13 Федерального закона N 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
При таких обстоятельствах, судом исследуются правоотношения, связанные, в том числе, с установлением рыночной стоимости земельных участков, которые регламентируются нормами Федерального закона N 135-ФЗ.
Для целей применения Федерального закона N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона N 135-ФЗ).
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Поскольку отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ), оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.
Истцом в обоснование заявленных требований представлено положительное экспертное заключение N Э-241012-1 от 06.11.2012 на отчет N 124009 "Об оценке объекта оценки" от 10.10.2012, согласно которому отчет об определении рыночной стоимости имущества соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Применение использованного оценочного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки обоснованно. Расчет стоимости объекта оценки выполнен в соответствии с изложенной методикой определения стоимости. Приведенные в отчете исходные данные и допущения достаточны для расчета рыночной стоимости объекта оценки, достоверность представленных данных подтверждена со ссылками на источники. Отчет может быть использован для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах, проанализировав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, исходя из правил статей 1, 65, 66 ЗК РФ о платности за землю, ее рыночной стоимости, статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности ООО "СтройПрогресс-3" актуальности установленной отчетом независимого оценщика рыночной стоимости земельного участка на момент вынесения решения арбитражным судом и соответствии представленного истцом отчета об определении рыночной стоимости от 10.10.2012 надлежащим доказательством по делу.
Учитывая существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка, и его рыночной стоимостью, определенной в отчете N 124009 от 10.10.2012, подготовленном оценщиком по заказу истца, а также отсутствие возражений ответчика относительно данных, содержащихся в указанном отчете, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности заявленных ООО "СтройПрогресс-3" требований о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.
Довод ответчика о необоснованном удовлетворении заявленных истцом требований в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора отклонен судом апелляционной инстанции как необоснованный, поскольку в силу статьи 29.19 Федерального закона N 167-ФЗ и статьи 66 ЗК РФ обязательного досудебного порядка по рассматриваемой категории споров законом не предусмотрено.
Кроме того, Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не устанавливает обязательный досудебный порядок разрешения спора о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка и не обязывает лиц, права и обязанности которых затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, до обращения в суд обращаться в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом ссылка подателя жалобы на статью 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ не принимается во внимание, так как в настоящем случае предмет спора не касается оспаривания достоверности кадастровой стоимости земельного участка и законности нормативного акта об ее утверждении.
Доводы заявителя о том, что ввиду отсутствия правового обоснования заявленных требований в части обязания ответчика внести установленные судом сведения в государственный кадастр недвижимости, отклоняются, поскольку порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости (в случаи несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости) прямо следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которому установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанный механизм восстановления нарушенного права не противоречит Федеральному закону N 221-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, требования ООО "СтройПрогресс-3" обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 11 февраля 2013 года по делу N А46-30896/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШАРОВА
Судьи
О.В.ЗОРИНА
М.В.СМОЛЬНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2013 ПО ДЕЛУ N А46-30896/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2013 г. по делу N А46-30896/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А.,
судей Зориной О.В., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Копосовой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2443/2013) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 11 февраля 2013 года по делу N А46-30896/2012 (судья Голобородько Н.А.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "СтройПрогресс-3" (ОГРН 1105543012420, ИНН 5503219951) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), при участии в деле в качестве третьего лица Главного управления по земельным ресурсам Омской области (ОГРН 1065503057443, ИНН 5503101004) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области - Стрельцов М.Э. удостоверение N 006 выдано 05.10.2012, по доверенности N 55/2012-10 от 03.10.2012 сроком на 3 года;
- от общества с ограниченной ответственностью "СтройПрогресс-3" - Скуратова Ю.В. по доверенности N 7 от 01.11.2012 сроком на 3 года;
-
установил:
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройПрогресс-3" (далее - истец, общество, ООО "СтройПрогресс-3") обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области об установлении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056, площадью 27 219 кв. м, с разрешенным использованием: для строительства гаражно-стояночного комплекса, находящегося в государственной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов, с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир 9-этажный жилой дом, участок находится примерно в 73 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Кировский АО, ул. Крупской, д. 17, равной его рыночной стоимости, обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056 в размере 28 360 000,00 руб., удельного показателя кадастровой стоимости означенного земельного участка в размере 1041,92 руб. с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование своих требований истец указал на то, что общество является арендатором спорного земельного участка, предоставленного в аренду по договору N ДГУ-К-34-583 от 24.03.2008, заключенному между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и ООО "Строительное предприятие - 4", с последующей передачей прав и обязанностей арендатора по договору на основании заключенного соглашения ООО "СтройПрогресс - 3". Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 03.10.2012 кадастровая стоимость земельного участка составляет 140 252 206,49 руб. С целью установления рыночной стоимости земельного участка истец обратился в ООО "Независимая экспертиза "Флагман", которое подготовило отчет N 124009, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составила 28 360 000,00 руб. Соответственно удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 1041,92 руб. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, содержащаяся в государственном реестре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что влияет на уплату истцом арендных платежей, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости земельного участка на основании Положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске.
Определением Арбитражного суда Омской области к участию в деле в качестве второго ответчика было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Омской области, Управление), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.02.2013 по делу N А46-30896/2012 требования ООО "СтройПрогрес-3" удовлетворены в полном объеме.
Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056, общей площадью 27 219 кв. м, с разрешенным использованием: для строительства гаражно-стояночного комплекса, находящегося в государственной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов, с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - 9-этажный жилой дом. Участок находится примерно в 73 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица Крупской, дом 17, равной его рыночной стоимости, которая составляет 28 360 000 руб.
Обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 55:36:110201:3056, общей площадью 27 219 кв. м, с разрешенным использованием: для строительства гаражно-стояночного комплекса, находящегося в государственной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов, с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - 9-этажный жилой дом. Участок находится примерно в 73 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица Крупской, дом 17, установив размер кадастровой стоимости данного земельного участка в сумме 28 360 000 руб., удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 1041 руб. 92 коп. с момента вступления в силу решения суда по делу N А46-30896/2012.
Не соглашаясь с решением суда, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области в обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на необоснованное отклонение судом первой инстанции доводов ответчика об отсутствии необходимости соблюдения досудебного порядка изменения кадастровой стоимости земельного участка. Полагает, что истцом не представлены доказательства или доводы о невозможности обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости в установленном административном порядке. Податель жалобы считает, что судом первой инстанции необоснованно не привлечено к участию в деле Министерство имущественных отношений Омской области, поскольку заказчиком работ по проведению государственной кадастровой оценки, в том числе по земельному участку истца, являлось Министерство имущественных отношений Омской области, в связи с чем, по мнению заявителя, судом первой инстанции необоснованно не учтены положения статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)т о надлежащем ответчике. Считает привлечение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области к участию в деле в качестве ответчика необоснованным.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "СтройПрогресс-3" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Истец в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена не только посредством проведения государственной кадастровой оценки, но также и посредством судебного установления рыночной стоимости земельного участка. Полагает, что законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости, принятого Министерством имущественных отношений Омской области, предметом оспаривания не является. Истец считает, что установление рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В судебное заседание, назначенное на 23.04.2013 представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "СтройПрогресс-3" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "СтройПрогресс-3" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056, площадью 27219 кв. м, с разрешенным использованием: для строительства гаражно-стояночного комплекса, находящегося в государственной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов, с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир 9-этажный жилой дом. Участок находится примерно в 73 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Кировский АО, ул. Крупской, д. 17. Данный земельный участок предоставлен в аренду по договору N ДГУ-К-34-583 от 24.03.2008, заключенному между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и ООО "Строительное предприятие - 4" (номер государственной регистрации 55-55-01/059/2008-329 от 30.04.2008), с последующей передачей прав и обязанностей арендатора по договору на основании заключенного соглашения ООО "СтройПрогресс-3" (номер государственной регистрации 55-55-01/172/2010-958 от 21.07.2010.
18.11.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области зарегистрировано соглашение к названному выше договору, по условиям которого размер арендной платы, рассчитанный на основании постановления Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-П "Об утверждении положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске", определяется по формуле, включающей в себя показатель кадастровой стоимости земельного участка.
При расчете арендной платы по указанному выше соглашению применялась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-П "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области", в Приложении N 1 к названному Приказу утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 на 01.01.2011. Согласно указанному приложению кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка установлена в размере 383 320 382 руб. 94 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 1464 руб. 99 коп. за 1 кв. м.
Полагая, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056 ниже утвержденной Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-П кадастровой стоимости, истец обратился в ООО "Независимая экспертиза "Флагман" с целью установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056.
Поскольку согласно отчету оценщика рыночная стоимость рассматриваемого земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составила 28 360 000 руб., истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд апелляционной инстанции полностью соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования ООО "СтройПрогресс-3" являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным (далее - ЗК РФ). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 вышеназванного Положения).
Приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/185 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
В названном положении перечислены полномочия Управления Росреестра по Омской области, среди которых значится, в том числе, проведение государственной кадастровой оценки земель (пункт 7.3.2).
Из приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 следует, что Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости.
Довод подателя жалобы о том, что проведение государственной оценки земель не относится к компетенции Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание поскольку, как следует из правовой позиции постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 требования, предметом которых является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, предъявляются к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.
Оба указанных органа привлечены к участию в деле в качестве ответчиков. Однако, судом обжалуемым решением присуждена обязанность внести изменения в кадастр, в связи с чем надлежащим ответчиком по данному требованию является именно Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (заявитель жалобы).
Довод подателя жалобы о том, что Министерство имущественных отношений Омской области должно быть привлечено к участию в деле в качестве ответчика отклоняется судом апелляционной инстанции поскольку, согласно позиции постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, а также приказа 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. На момент рассмотрения данного дела функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости осуществляло Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Оснований привлекать к выполнению данных функций учреждения, которые ранее не занимались данными вопросами, не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
На основании пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Согласно данным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 на 01.01.2011 утверждены приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-П "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области", в Приложении N 1 к названному Приказу. Согласно указанному приложению кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка установлена в размере 383 320 382 руб. 94 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 1464 руб. 99 коп. за 1 кв. м.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 ЗК РФ.
Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Помимо этого, положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В то же время, как установлено выше, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Закона N 167-ФЗ) допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. При этом достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Данная правовая позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом N 167-ФЗ, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В части 3 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи, в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена не только посредством проведения государственной кадастровой оценки, но также и посредством судебного установления рыночной стоимости земельного участка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 приведена правовая позиция, согласно которой заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса РФ назначается экспертиза.
Анализ законодательства, действовавшего на дату проведения государственной кадастровой оценки земель и действующего в настоящее время, позволяет сделать вывод о том, что в спорной ситуации следует учитывать рыночную стоимость, определенную в отношении оспариваемых земельных участков индивидуально в отчете об оценке, подготовленном оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость таких земельных участков. Именно несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, определенной методом массовой оценки, его рыночной стоимости, определенной индивидуально, на одну и ту же дату может повлечь корректировку кадастровой стоимости путем ее замены на рыночную. Такая корректировка допустима однократно до проведения следующей государственной кадастровой оценки земель.
В обоснование своих требований истцом представлен отчет ООО "Независимая экспертиза "Флагман" от 10.10.2012 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056, общей площадью 27219 кв. м. Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3056 по состоянию на 01.01.2011 составляет 28 360 000 руб.
Возражений относительно правильности и достоверности данных в представленном ООО "СтройПрогресс-3" отчете ответчиком ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции заявлено не было.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 со ссылкой на нормы статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, следует, что суду при разрешении спора в целях изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, надлежит дать оценку отчету оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.
В силу статьи 13 Федерального закона N 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
При таких обстоятельствах, судом исследуются правоотношения, связанные, в том числе, с установлением рыночной стоимости земельных участков, которые регламентируются нормами Федерального закона N 135-ФЗ.
Для целей применения Федерального закона N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона N 135-ФЗ).
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Поскольку отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ), оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.
Истцом в обоснование заявленных требований представлено положительное экспертное заключение N Э-241012-1 от 06.11.2012 на отчет N 124009 "Об оценке объекта оценки" от 10.10.2012, согласно которому отчет об определении рыночной стоимости имущества соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Применение использованного оценочного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки обоснованно. Расчет стоимости объекта оценки выполнен в соответствии с изложенной методикой определения стоимости. Приведенные в отчете исходные данные и допущения достаточны для расчета рыночной стоимости объекта оценки, достоверность представленных данных подтверждена со ссылками на источники. Отчет может быть использован для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах, проанализировав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, исходя из правил статей 1, 65, 66 ЗК РФ о платности за землю, ее рыночной стоимости, статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности ООО "СтройПрогресс-3" актуальности установленной отчетом независимого оценщика рыночной стоимости земельного участка на момент вынесения решения арбитражным судом и соответствии представленного истцом отчета об определении рыночной стоимости от 10.10.2012 надлежащим доказательством по делу.
Учитывая существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка, и его рыночной стоимостью, определенной в отчете N 124009 от 10.10.2012, подготовленном оценщиком по заказу истца, а также отсутствие возражений ответчика относительно данных, содержащихся в указанном отчете, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности заявленных ООО "СтройПрогресс-3" требований о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.
Довод ответчика о необоснованном удовлетворении заявленных истцом требований в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора отклонен судом апелляционной инстанции как необоснованный, поскольку в силу статьи 29.19 Федерального закона N 167-ФЗ и статьи 66 ЗК РФ обязательного досудебного порядка по рассматриваемой категории споров законом не предусмотрено.
Кроме того, Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не устанавливает обязательный досудебный порядок разрешения спора о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка и не обязывает лиц, права и обязанности которых затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, до обращения в суд обращаться в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом ссылка подателя жалобы на статью 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ не принимается во внимание, так как в настоящем случае предмет спора не касается оспаривания достоверности кадастровой стоимости земельного участка и законности нормативного акта об ее утверждении.
Доводы заявителя о том, что ввиду отсутствия правового обоснования заявленных требований в части обязания ответчика внести установленные судом сведения в государственный кадастр недвижимости, отклоняются, поскольку порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости (в случаи несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости) прямо следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которому установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанный механизм восстановления нарушенного права не противоречит Федеральному закону N 221-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, требования ООО "СтройПрогресс-3" обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 11 февраля 2013 года по делу N А46-30896/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШАРОВА
Судьи
О.В.ЗОРИНА
М.В.СМОЛЬНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)