Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.04.2013 ПО ДЕЛУ N А27-1241/2011

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 г. по делу N А27-1241/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Кривошеиной С.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.
с участием в заседании: без участия
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Троя-У" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.01.2013 по делу N А27-1241/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Троя-У" (ОГРН 1034205012820) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кемеровской области о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, о признании незаконными действий, об обязании исключить сведения о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателе из государственного кадастра недвижимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Троя-У" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ):
- - о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38311 кв. м в сумме 174540318,68 рублей и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4555,88 рублей за кв. м, содержащийся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля";
- - о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1, ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1, представления в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение недостоверного результата кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174540318,68 рублей и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4555,88 рублей за кв. м;
- - о признании недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 года о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174540318,68 рублей и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4555,88 рублей за кв. м;
- - о признании недействующим постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", в части утверждения результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174540318,68 рублей и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4555,88 рублей за кв. м;
- - об обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38311 кв. м в сумме 174540318,68 рублей и удельном показателя его кадастровой стоимости в размере 4555,88 рублей за кв. м.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.05.2011 производство по делу было приостановлено до опубликования на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановления Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
После возобновления производства по настоящему делу судом первой инстанции вынесено определение от 17.01.2012 об оставлении заявления ООО "Троя-У" без рассмотрения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округ от 28.03.2012 определение суда от 17.01.2012 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.06.2012 в удовлетворении требований ООО "Троя-У" к Росреестру, Управлению Росреестра по Кемеровской области, ФГУП "ФКЦ "Земля", ФБУ "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области" отказано.
Определением суда от 06.06.2012 по требованию о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", в части утверждения результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174540318,68 рублей и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4555,88 рублей за кв. м производство по делу прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.11.2012 определение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.06.2012 оставлено без изменения. Решение отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении настоящего дела Общество просит:
- - признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38311 кв. м в сумме 174540318,68 рублей и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4555,88 рублей за кв. м, содержащийся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля";
- - признать незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1, ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1, представления в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение недостоверного результата кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174540318,68 рублей и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4555,88 рублей за кв. м;
- - признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 года о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 174540318,68 рублей и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 4555,88 рублей за кв. м;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38311 кв. м в сумме 174540318,68 рублей и удельном показателя его кадастровой стоимости в размере 4555,88 рублей за кв. м.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.01.2013 по делу N А27-1241/2011 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Росреестр и Управление Росреестра по Кемеровской области представили совместный отзыв, в котором просят оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения, считают решение суда законным и обоснованным.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Иными лицами, участвующими в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Троя-У" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1, расположенного адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. 2-я Стахановская, д. 8 (свидетельство о государственной регистрации права серии 42 АВ 999229, дата выдачи 11.01.2009).
По результатам государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 площадью 38311 кв. м составила 174540318,68 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.10.2012 по делу N А27-16386/2012 исковые требования ООО "Троя-У" удовлетворены; кадастровая стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 установлена в размере, равном его рыночной стоимости 7 230 000 руб. Решение вступило в законную силу.
В связи с тем, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, Общество обратилось в суд первой инстанции с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным органом требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции в обжалуемой части, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее по тексту - Правила N 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно Правилам N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, предусмотрено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение государственного земельного кадастра.
В силу пункта 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
В соответствии с Правилами N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
На основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; далее - управление) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).
Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее - федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее по тексту - Методические указания).
Коллегия Администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее по тексту - постановление N 520) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков. Названное постановление является действующим нормативным правовым актом акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в установленном законом порядке не отменен, сведений о его признании судом недействующим также не имеется в материалах дела.
Имеющее иные цели, чем у заявителя, оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельных участков в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и абзаца 4 пункта 1 Информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" как таковое возможно в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта, что вместе с тем и было сделано заявителем в рамках настоящего дела, в данной части не подлежащего пересмотру в апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, предметом рассмотрения в настоящем деле, в том числе является реализация полномочий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка и соответствие данных сведений результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в установленном порядке постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
Полномочия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости", Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из материалов дела следует, что надлежащих и достаточных доказательств недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, содержащихся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля" в виде среднего уровня кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 в сумме 4555, 88 рублей за кв. м, заявителем не представлено.
Оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета ФГУП "ФКЦ "Земля", оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008, также не имелось у суда первой инстанции.
Управление Роснедвижимости по Кемеровской области осуществляло предварительную проверку указанного отчета на соответствие его состава условиям технического задания.
Следовательно, действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, связанные с проверкой отчета, носят формальный, а не самостоятельный характер. Актом проверки подтверждается, что отчет изготовлен в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Таким образом, апелляционный суд считает, что Общество, обратившееся в арбитражный суд с указанными выше требованиями самостоятельных и аргументированных доводов относительно несоответствия законодательству действий и решений государственных органов и учреждений, связанных с организацией и проведением работ по государственной кадастровой оценки земель, проверкой ее результатов, утверждением полученных величин кадастровой стоимости земельных участков, заявлено не было, равно как и не представлено надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении государственными органами и учреждениями процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценки земель либо неисполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей.
Фактически заявитель в обоснование своих требований указывает на несоответствие уровня кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, положенной в основу кадастровой стоимости его земельного участка.
С учетом изложенного, целью заявленных требований по существу настоящего спора является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:1 на его рыночную стоимость.
При таких обстоятельствах, права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
На сегодняшний день практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков определена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N 913/2011 от 28.06.2011, в котором указано, что заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Из материалов дела усматривается, что в связи с рассмотрением данного дела в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации производство по настоящему делу было приостановлено, после вынесения и опубликования Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N 913/2011 производство по делу возобновлено. Уточнения произведены заявителем в редакции, рассмотренной судом, не соответствующей позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в указанном Постановлении.
В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).
Названное правило во взаимосвязи с правилами статей 1, 65, 66 ЗК РФ о платности за землю, ее рыночной цене, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" об актуальности данных кадастра предполагает возможность при рассмотрении спора об определении величины кадастровой стоимости ее установление судом в решении по делу и применение с момента его вступления в законную силу.
Вместе с тем, требование о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в реестре, заявлено не было.
Уточнение заявленных требований не может быть расценено судом как заявление искового требования об установлении судом рыночной стоимости спорного земельного участка, которая должна являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, поскольку сам заявитель в апелляционной жалобе указывает, что такое требование не предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
При этом, следуя буквальному содержанию статей 125, 126 АПК РФ, лицо при предъявлении иска самостоятельно формулирует его предмет и основания, требования к каждому из ответчиков с указанием норм права, которые по его убеждению нарушены ответчиком, а также самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может. В свою очередь, арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправии участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ.
Возложение на арбитражный суд бремени формулирования исковых требований исходя из общего описания заявителем своего несогласия, в частности с результатом государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, а также бремени поиска и сбора доказательств в обоснование иска противоречит нормам процессуального законодательства.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае нарушенные права заявителя могут быть защищены путем предъявления требования о пересмотре кадастровой стоимости и внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, в порядке, предусмотренном законодательством. В ходе настоящего дела, несмотря на предоставление судом такой возможности, заявитель непосредственно самостоятельного искового требования о пересмотре кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости спорного земельного участка, которая должна быть внесена в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, не заявлял. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в рамках рассмотрения настоящего дела заявителем не представляло доказательств, подтверждающих размер рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной на надлежащую дату исходя из заявленного предмета спора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, в том числе в связи с неверно выбранным способом защиты своих нарушенных прав. Если заявитель полагает, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, они могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка посредством предъявления самостоятельного требования, на что прямо указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что Общество не доказало обоснованность доводов апелляционной жалобы, приведенные подателем жалобы доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого судом решения.
Оценивая иные доводы применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
Указание Обществом на нарушение судом первой инстанции положений статей 10, 15, 170 АПК РФ отклоняются апелляционным судом, так как неотражение в решении суда всех доводов заявителя само по себе не привело к принятию неправильного по существу судебного акта, соответственно, не может служить обязательным основанием для его отмены или изменения. Доказательства, имеющиеся в материалах дела, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями АПК РФ, существенных нарушений положений статей 10, 15, 65, 71, 168, 170 АПК РФ, повлекших возможность принятия иного судебного акта, а также обстоятельств, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В целом доводы Общества, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя и уплачены им в полном объеме.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.01.2013 по делу N А27-1241/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА

Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)