Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7256

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. по делу N 33-7256



Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З.Н.М. о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по апелляционной жалобе представителя заявителя Н.А.В. на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 1 апреля 2013 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:

З.Н.М. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что она обратилась с заявлением в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, в настоящее время реорганизованный в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент), о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в <...>, для дальнейшей эксплуатации части жилого дома, принадлежащей ей на праве собственности. Письмом от 30 ноября 2012 года N 29/06/02-06/25603 Департамент отказал в предоставлении земельного участка на основании того, что испрашиваемый участок расположен в 1-й, 2-й, 3-й зонах округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока. Данное решение она считает незаконным, поскольку у Департамента отсутствовали какие-либо препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка. Оспариваемое решение повлекло нарушение ее прав и законных интересов, создало препятствия к оформлению прав на земельный участок. Поэтому заявитель просила признать незаконным решение Департамента от 30 ноября 2012 года N 29/06/02-06/25603 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в <...>, для дальнейшей эксплуатации части жилого дома и обязать Департамент предоставить ей в собственность испрашиваемый земельный участок.
Заявитель З.Н.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, суд посчитал возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Департамента К.И.А. заявленные требования не признала, пояснив, что согласно карте градостроительного зонирования г. Владивостока испрашиваемый земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий и поэтому не может предоставляться в частную собственность.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе представитель заявителя Н.А.В., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, заявитель З.Н.М. является собственником части жилого дома общей площадью 25,3 кв. м, расположенной в <...>. Данный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 1707 кв. м.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
По сведениям карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (л. д. 34 - 35), земельный участок по <...> расположен в первой, второй и третьей зонах округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива.
Исходя из статьи 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Курортная зона г. Владивостока на побережье Амурского залива утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 года N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение". Эта зона является курортом федерального значения и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 года N 458 установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива в составе трех зон.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта. То есть округа санитарной или горно-санитарной охраны в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, входят в состав территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Следовательно, спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, которые в соответствии с частью 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте и в силу части 2 статьи 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В отношении спорного земельного участка федеральными законами исключений не установлено.
Поэтому с учетом положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", Решения Думы от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нахождение испрашиваемого земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий исключает его предоставление в частную собственность.
Факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 ЗК РФ и статьей 35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
Таким образом, у Департамента не имелось законных оснований для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность, поэтому оспариваемое решение Департамента, изложенное в письме от 30 ноября 2012 года N 29/06/02-06/25603, суд обоснованно признал правомерным и не противоречащим действующему законодательству.
В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, нормы материального и процессуального права применены верно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 1 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)