Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2013 ПО ДЕЛУ N А56-22236/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2013 г. по делу N А56-22236/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С., при участии от Правительства Санкт-Петербурга Николаенко Е.А. (доверенность от 18.12.2012, N 07-125/777); от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Никитиной М.Ф. (доверенность от 08.08.2011, N ОВ/8449); от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Николаенко Е.А. (доверенность от 03.12.2012, N 22714/12); от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций" Пупцевой Е.С. (доверенность от 09.01.2012, N 1/03); от закрытого акционерного общества "СтройИнжиниринг" Спицына А.И (доверенность от 27.09.2012); от Калининской районной общественной организации Санкт-Петербургского Отделения Всероссийского общества автомобилистов Шевцовой Е.В. (доверенность от 10.01.2013) и Беликова В.Г. (доверенность от 02.08.2012), рассмотрев 12.02.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-22236/2012,

установил:

Правительство Санкт-Петербурга, место нахождения: 190060 г. Санкт-Петербург, Смольный, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191186 г. Санкт-Петербург, Невский пр., д. 7-9, ОГРН 1027809242933, (далее - Управление, УФАС), об оспаривании решения и предписания от 02.02.2012 по делу N К03-252/11.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Калининская районная общественная организация Санкт-Петербурга - местное отделение Всероссийского общества автомобилистов, место нахождения: 195194 г. Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д. 1, ОГРН 1037858009474, (далее - общественная организация, ВОА), Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000 г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 76, (далее - Комитет по строительству), Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", место нахождения: 190000 г. Санкт-Петербург, пер. Пирогова, д. 5/76, (далее - ГБУ "Управление инвестиций"), закрытое акционерное общество "СтройИнжиниринг", место нахождения: 191036 г. Санкт-Петербург, ул. Гончарная, д. 23, лит. В, (далее - общество, ООО "СтройИнжиниринг").
Решением суда от 25.06.2012 (судья Соколова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о предоставлении обществу земельного участка по адресу: Калининский район, Суздальский проспект, участок 1 (северо-восточнее дома N 77 корп. 2 по Суздальскому пр.) в соответствии с действующим в спорный период законодательством и об отсутствии в действиях Правительства Санкт-Петербурга нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 решение арбитражного суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить постановление от 15.10.2012 и оставить в силе решение от 25.06.2012, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - положений статей 4, 15, 17.1 Закона N 135-ФЗ, статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Правительство Санкт-Петербурга поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители ГБУ "Управление инвестиций", Комитета по строительству и ЗАО "СтройИнжиниринг" поддержали правовую позицию Правительства Санкт-Петербурга.
Представители Управления и общественной организации просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы, полагая, что действия Правительства Санкт-Петербурга при предоставлении земельного участка под строительство многоэтажного паркинга не соответствуют требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), антимонопольного законодательства, а также судебной практике, установленной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения заявления председателя Первичной организации КАС-17 Калининской районной общественной организации Санкт-Петербурга - местного отделения ВОА (далее - КАС-17) антимонопольным органом возбуждено дело N К03-252/11, по результатам рассмотрения которого принято решение от 02.02.2012 (полный текст решения изготовлен 16.02.2012). Указанным решением УФАС признало наличие в действиях Правительства Санкт-Петербурга нарушений части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившихся в недопущении конкуренции на рынке инвестиционно-строительных услуг (работ) при предоставлении ЗАО "СтройИнжиниринг" земельного участка по адресу: Калининский район, Суздальский пр., участок 1 (северо-восточнее дома N 77, корпус 2, по Суздальскому пр.) площадью 8 550 кв. м, кадастровый номер 78:10:5537:19, для строительства многоэтажного гаража, путем принятия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2011 N 596 "О предоставлении земельного участка для строительства многоэтажного гаража по адресу: Калининский район, Суздальский пр., участок 1 (северо-восточнее дома N 77, корпус 2, по Суздальскому пр.)".
На основании решения УФАС от 02.02.2012 по делу N К03-252/11 Правительству Санкт-Петербурга выдано предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство - постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2011 N 596. Правительству также предписано при распоряжении спорным земельным участком совершать действия, направленные на обеспечение конкуренции, при соблюдении прав жителей Санкт-Петербурга, являющихся владельцами гаражей.
В рамках антимонопольного производства УФАС выявило следующее.
По установленной процедуре 19.10.2005 ЗАО "СтройИнжиниринг" обратилось в ГБУ "Управление инвестиций" с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Калининский район, квартал 37 района Севернее Муринского Ручья, корпус 29 для строительства. Инвестору было выдано сводное заключение от 13.01.2006 N 4/90/06, согласно которому данное заявление подлежит дальнейшему рассмотрению в соответствии с разделом 3 Положения, утвержденного Постановлением N 1592, "Решение о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта или о подготовке документации о целевом предоставлении объекта для реконструкции". Заявлений по установленной форме от иных потенциальных инвесторов в ГБУ "Управление инвестиций" не поступало.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 367 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: Калининский район, Суздальский пр., участок 1 (северо-восточнее дома N 77, корп. 2, по Суздальскому пр.)" (далее - Постановление N 367) ЗАО "СтройИнжинирнг" разрешено проведение изыскательских работ на данном земельном участке в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажной автостоянки.
Постановление N 367 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.04.2008 N 412 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: Калининский район. Суздальский пр., участок 1 (северо-восточнее дома N 77, корп. 2, по Суздальскому проспекту", которым ЗАО "СтройИнжиниринг" вновь предоставлено право провести изыскательские работы.
В порядке, установленном Постановлением N 1592, ООО "Комета-Строй" 20.09.2007 обращалось в ГБУ "Управление инвестиций" с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Калининский район, квартал 37 района Севернее Муринского Ручья, корпус 29, на пересечении Светлановского и Суздальского проспектов для строительства многоэтажной стоянки для легковых автомобилей. ГБУ "Управление инвестиций" также подготовлено сводное заключение от 01.10.2007 N 4/14150/07. Однако ООО "Комета-Строй" дальнейших действий, необходимых для реализации проекта, не осуществляло, в том числе, не получило указанное сводное заключение.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 12.02.2009 N 37-р утвержден проект границ испрашиваемого земельного участка.
В целях информирования населения о возможности предоставления в аренду находящегося в государственной собственности земельного участка для строительства многоэтажного паркинга в газете "Строительный еженедельник" от 23.02.2009 N 06 (346) опубликована соответствующая информация.
В период данного информирования возражений от населения, заявлений от иных потенциальных инвесторов, в том числе от общественной организации - отделения ВОА не поступало.
Распоряжением КГА от 24.04.2009 N 1193 утвержден акт о выборе земельного участка и опубликован в газете "Строительный еженедельник" от 27.04.2009.
27.10.2010 общественная организация - отделение ВОА в соответствии с Постановлением N 1592 подало в ГБУ "Управление инвестиций" заявление о предоставлении земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Калининский район, проспект Суздальский, д. 79 для строительства многоэтажного паркинга.
Письмом от 03.11.2010 N 52760/10 ГБУ "Управление инвестиций" уведомило данного заявителя о том, что утвержден акт о выборе земельного участка для строительства по вышеуказанному адресу, а также о том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 3-1 Закона Санкт-Петербурга N 282-43 одним из оснований для отклонения содержащегося в заявлении предложения является принятое ранее даты подачи заявления решение о распоряжении объектом недвижимости.
Письмом от 28.06.2011 N 210 ЗАО "СтройИнжиниринг" представило в ГБУ "Управление инвестиций" письмо общественной организации - отделения ВОА, согласно которому последнее не возражает против строительства на территории земельного участка многоярусного гаража-паркинга, при условии предоставления гражданам-собственникам гаражей компенсации за осуществленный ЗАО "СтройИнжиниринг" снос-демонтаж гаражей, и решения иных имущественно- правовых вопросов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, а также договор о сотрудничестве от 08.06.11, заключенный между ЗАО "СтройИнжиниринг" и общественной организацией - отделением ВОА.
Правительством принято постановление от 17.05.2011 N 596 "О предоставлении земельного участка для строительства многоэтажного гаража по адресу: Калининский район, Суздальский пр., участок 1 (северо-восточнее дома N 77, корп. 2 по Суздальскому пр.)", согласно которому земельный участок площадью 8 550 кв. м по указанному адресу предоставлен на инвестиционных условиях ЗАО "СтройИнжиниринг".
В ходе проверки УФАС пришло к выводу что, при предоставлении ЗАО "СтройИнжиниринг" земельного участка на основании указанного постановления, органами исполнительной власти допущены нарушения части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
По мнению комиссии УФАС, спорный земельный участок был сформирован и не закреплен за гражданином или юридическим лицом, следовательно, предоставление его для строительства должно быть осуществлено в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации посредством проведения торгов (аукциона).
Не согласившись с решением и предписанием УФАС, Правительство Санкт-Петербурга обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав на отсутствие у Управления правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения и выдачи соответствующего предписания.
Апелляционный суд повторно рассмотрел дело и признал правильным вывод УФАС о том, что конкуренция не была обеспечена на стадии предоставления земельного участка для проектирования и строительства, что создало преимущественные условия деятельности ЗАО "СтройИнжиниринг", необоснованные препятствия осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам, в частности отделению ВОА, что запрещено пунктом 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, полагает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, для квалификации действий субъекта права применительно к части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативно-правовым положениям и совершенные им действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, то есть соперничества на значимом, определенном товарном рынке, в сферы обращения определенного товара (работ, услуг) либо взаимозаменяемых товаров (работ, услуг).
Процедура предоставления земельных участков для проведения изыскательских работ, проектирования и строительства регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 282-43) и изданным в его исполнение действовавшим в рассматриваемый период Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1592 "Об утверждении Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции" (далее - Положение N 1592).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Как определено пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 статьи 31, пункта 1 статьи 32 того же Кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет и является основанием для установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами, и последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к заявлению кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок предоставлен ЗАО "СтройИнжиниринг" для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации; данный участок на момент обращения общества с заявлением о его предоставлении 20.09.2007 не был сформирован. С заявлением от 27.10.2010 о предоставлении спорного участка для строительства общественная организация - отделении ВАО обратилось после завершения процедуры, предусмотренной пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Распоряжение КГА от 24.04.2009 N 1193 об утверждении акта о выборе земельного участка является действующим.
С учетом изложенного, у апелляционного суда отсутствовали основания для переоценки обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Указанный вывод не противоречит правовой позиции изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее ВАС РФ) от 14.09.2010 N 4224/10. ВАС РФ указал на обязательное публичное информирование о предоставлении "конкретного земельного участка" и на возможность на стадии информирования подачи заявлений, возражений против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами подачи документов на получение того же земельного участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и не оспаривается лицами, участвующими в деле, общественная организация обратилась с заявлением и предоставлении спорного земельного участка 27.10.2010 - спустя полтора года с даты информирования (23.02.2009) населения о возможности предоставления в аренду находящегося в государственной собственности земельного участка.
Кроме того, в судебном заседании представители общественной организации пояснили, что не располагают средствами для участия в инвестиционном проекте.
При таком положении постановление апелляционного суда следует отменить, а решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 по делу N А56-22236/2012 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2012 по делу N А56-22236/2012.

Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН

Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
И.С.ЛЮБЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)