Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Каричкина Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Буйнова Ю.К.,
судей Акатьевой Т.Я. и Беляк А.С.,
при секретаре судебного заседания Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляк А.С.
дело по апелляционной жалобе П., представляющей интересы К. по доверенности, на решение Центрального районного суда г. Твери от 25 июня 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных требований К. о признании недействительными решений об оставлении извещений без рассмотрения - отказать".
Судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с заявлением о признании недействительными решений об оставлении извещений без рассмотрения.
Требования мотивированы тем, что 20 марта 2012 года К. обратилась в Правительство Тверской области с извещением о намерении продать принадлежащий ей земельный участок на основании ст. 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". К заявлению была приложена копия свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ года с кадастровым планом участка. 05 апреля 2012 года Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области направило в адрес К. письменное уведомление о том, что рассмотрение вопроса о приобретении земельного участка не представляется возможным в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности на земельный участок. По мнению заявителя, данное основание для оставления извещения без рассмотрения является незаконным. Тем не менее, 18 апреля 2012 года представителем К. - П. было направлено повторное извещение, в ответ на которое 15 мая 2012 года Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области направило в адрес П. письменное уведомление о том, что рассмотрение вопроса о приобретении вышеуказанного земельного участка не представляется возможным в связи с отсутствием нотариально заверенной копии доверенности, подтверждающей полномочия представителя действовать в интересах собственника земельного участка. Заявитель считает данное извещение незаконным, поскольку действующим законодательством РФ предоставление нотариально заверенной копии доверенности не предусмотрено. Оспариваемые решения нарушают права К., препятствуют в реализации права на продажу принадлежащего ей имущества.
К. в судебное заседание не явилась.
Представитель заявителя П. в судебном заседании поддержала доводы заявления в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Л. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта. В обоснование доводов жалобы указывается на то, что судом неправильно применены нормы права. В силу ст. 8, 131 ГК РФ, вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, но возникновение вещного права на недвижимое имущество не всегда связано с моментом его государственной регистрации, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К. является собственником участка со дня открытия наследства. Вывод суда о том, что государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок не осуществлена и право собственности не считается возникшим, противоречит положениям статей 8, 131, 1110, 1052 ГК РФ. В извещении К. были указаны все сведения, указанные в ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Истребование каких-либо документов данным законом не предусмотрено. Кроме того, судом не дана оценка тому обстоятельству, что указанный закон не предусматривает возможности принятия такого решения как оставление без рассмотрения, если в извещении указаны все сведения, перечисленные в ст. 8 Закона. Таким образом, по мнению П., решения об оставлении извещений без рассмотрения противоречат действующему законодательству РФ, в связи с чем оспариваемые решения подлежат отмене.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя заявителя К. - П., поддержавшей доводы жалобы, представителей Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Л. и С., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу определения.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, для признания незаконным оспариваемого постановления необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие оспариваемого постановления, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как установлено в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, К. дважды обращалась в Правительство Тверской области с извещением о намерении продать принадлежащий ей на праве собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, общей площадью кв. м.
Извещения К. рассмотрены не были ввиду непредставления всех документов, позволяющих рассмотреть вопрос о реализации преимущественного права Тверской области на покупку вышеуказанного земельного участка.
Так, в первом случае к извещению не было приложено свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, а при повторном обращении представителя заявителя - П. не были надлежащим образом удостоверены полномочия последней действовать в интересах собственника земельного участка.
Разрешая требования К. об оспаривании решений об оставлении извещений без рассмотрения, суд пришел к выводу о законности и обоснованности данных решений.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Вопросы, связанные с куплей-продажей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 1 ст. 8 указанного Закона предусмотрено, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Согласно пункту 2 данной статьи Закона, продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", законом Тверской области от 09 апреля 2008 года N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области", постановлением Администрации Тверской области от 06 мая 2006 года N 93-па "О реализации отдельных полномочий в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения" Администрацией Тверской области было издано распоряжение от 01 февраля 2011 года N 52-ра "О реализации преимущественного права Тверской области на покупку земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и обеспечении дальнейшего использования земель сельскохозяйственного назначения", которым утвержден Регламент работы с документами при реализации преимущественного права Тверской области на покупку земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно положениям указанного Регламента, извещение о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, поступившее в Администрацию Тверской области (ныне Правительство Тверской области), направляется в Комитет (ныне Министерство) имущественных и земельных отношений Тверской области в день его поступления. Министерство в течение двух дней осуществляет проверку соответствия извещения требований, установленным законом. В случае, если извещение не соответствует требованиям, установленным законом, извещение не подлежит рассмотрению. В течение семи календарных дней со дня поступления извещения продавец земельного участка и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, письменно уведомляются Министерством об оставлении извещения без рассмотрения.
Перечень документов, рекомендуемых в качестве приложения к направляемым продавцом земельных участков извещениям о намерении продать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, утвержден протоколом комиссии по рассмотрению вопросов о приобретении земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность Тверской области от 31 марта 2011 года N 7.
В указанный Перечень включены следующие документы: выписка из государственного земельного кадастра, картографический материал, позволяющий однозначно идентифицировать местоположение земельного участка, копии документов, подтверждающих право собственности на земельный участок; копии документов, удостоверяющих личность продавца - физического лица, либо выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, либо выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; копии документов.
Указанные акты являются действующими, в установленном законом порядке не оспорены и не отменены, в связи с чем, подлежат применению.
Учитывая изложенное, действия Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по оставлению извещений без рассмотрения являлись правомерными, а вышеуказанные рекомендации к оформлению и подаче извещения о намерении продать земельный участок нельзя расценивать как ограничение оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и нарушение прав заявителя. Напротив, указанные действия направлены на защиту прав собственника на владение и распоряжение земельным участком.
При таких обстоятельствах требования К. обоснованно оставлены без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергают и о незаконности решения суда не свидетельствуют, в связи с чем, не могут явиться основаниями к его отмене.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Твери от 25 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П., представляющей интересы К. по доверенности, - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3173
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2012 г. по делу N 33-3173
судья Каричкина Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Буйнова Ю.К.,
судей Акатьевой Т.Я. и Беляк А.С.,
при секретаре судебного заседания Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляк А.С.
дело по апелляционной жалобе П., представляющей интересы К. по доверенности, на решение Центрального районного суда г. Твери от 25 июня 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных требований К. о признании недействительными решений об оставлении извещений без рассмотрения - отказать".
Судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с заявлением о признании недействительными решений об оставлении извещений без рассмотрения.
Требования мотивированы тем, что 20 марта 2012 года К. обратилась в Правительство Тверской области с извещением о намерении продать принадлежащий ей земельный участок на основании ст. 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". К заявлению была приложена копия свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ года с кадастровым планом участка. 05 апреля 2012 года Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области направило в адрес К. письменное уведомление о том, что рассмотрение вопроса о приобретении земельного участка не представляется возможным в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности на земельный участок. По мнению заявителя, данное основание для оставления извещения без рассмотрения является незаконным. Тем не менее, 18 апреля 2012 года представителем К. - П. было направлено повторное извещение, в ответ на которое 15 мая 2012 года Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области направило в адрес П. письменное уведомление о том, что рассмотрение вопроса о приобретении вышеуказанного земельного участка не представляется возможным в связи с отсутствием нотариально заверенной копии доверенности, подтверждающей полномочия представителя действовать в интересах собственника земельного участка. Заявитель считает данное извещение незаконным, поскольку действующим законодательством РФ предоставление нотариально заверенной копии доверенности не предусмотрено. Оспариваемые решения нарушают права К., препятствуют в реализации права на продажу принадлежащего ей имущества.
К. в судебное заседание не явилась.
Представитель заявителя П. в судебном заседании поддержала доводы заявления в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Л. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта. В обоснование доводов жалобы указывается на то, что судом неправильно применены нормы права. В силу ст. 8, 131 ГК РФ, вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, но возникновение вещного права на недвижимое имущество не всегда связано с моментом его государственной регистрации, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К. является собственником участка со дня открытия наследства. Вывод суда о том, что государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок не осуществлена и право собственности не считается возникшим, противоречит положениям статей 8, 131, 1110, 1052 ГК РФ. В извещении К. были указаны все сведения, указанные в ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Истребование каких-либо документов данным законом не предусмотрено. Кроме того, судом не дана оценка тому обстоятельству, что указанный закон не предусматривает возможности принятия такого решения как оставление без рассмотрения, если в извещении указаны все сведения, перечисленные в ст. 8 Закона. Таким образом, по мнению П., решения об оставлении извещений без рассмотрения противоречат действующему законодательству РФ, в связи с чем оспариваемые решения подлежат отмене.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя заявителя К. - П., поддержавшей доводы жалобы, представителей Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Л. и С., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу определения.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, для признания незаконным оспариваемого постановления необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие оспариваемого постановления, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как установлено в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, К. дважды обращалась в Правительство Тверской области с извещением о намерении продать принадлежащий ей на праве собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, общей площадью кв. м.
Извещения К. рассмотрены не были ввиду непредставления всех документов, позволяющих рассмотреть вопрос о реализации преимущественного права Тверской области на покупку вышеуказанного земельного участка.
Так, в первом случае к извещению не было приложено свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, а при повторном обращении представителя заявителя - П. не были надлежащим образом удостоверены полномочия последней действовать в интересах собственника земельного участка.
Разрешая требования К. об оспаривании решений об оставлении извещений без рассмотрения, суд пришел к выводу о законности и обоснованности данных решений.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Вопросы, связанные с куплей-продажей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 1 ст. 8 указанного Закона предусмотрено, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Согласно пункту 2 данной статьи Закона, продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", законом Тверской области от 09 апреля 2008 года N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области", постановлением Администрации Тверской области от 06 мая 2006 года N 93-па "О реализации отдельных полномочий в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения" Администрацией Тверской области было издано распоряжение от 01 февраля 2011 года N 52-ра "О реализации преимущественного права Тверской области на покупку земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и обеспечении дальнейшего использования земель сельскохозяйственного назначения", которым утвержден Регламент работы с документами при реализации преимущественного права Тверской области на покупку земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно положениям указанного Регламента, извещение о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, поступившее в Администрацию Тверской области (ныне Правительство Тверской области), направляется в Комитет (ныне Министерство) имущественных и земельных отношений Тверской области в день его поступления. Министерство в течение двух дней осуществляет проверку соответствия извещения требований, установленным законом. В случае, если извещение не соответствует требованиям, установленным законом, извещение не подлежит рассмотрению. В течение семи календарных дней со дня поступления извещения продавец земельного участка и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, письменно уведомляются Министерством об оставлении извещения без рассмотрения.
Перечень документов, рекомендуемых в качестве приложения к направляемым продавцом земельных участков извещениям о намерении продать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, утвержден протоколом комиссии по рассмотрению вопросов о приобретении земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность Тверской области от 31 марта 2011 года N 7.
В указанный Перечень включены следующие документы: выписка из государственного земельного кадастра, картографический материал, позволяющий однозначно идентифицировать местоположение земельного участка, копии документов, подтверждающих право собственности на земельный участок; копии документов, удостоверяющих личность продавца - физического лица, либо выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, либо выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; копии документов.
Указанные акты являются действующими, в установленном законом порядке не оспорены и не отменены, в связи с чем, подлежат применению.
Учитывая изложенное, действия Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по оставлению извещений без рассмотрения являлись правомерными, а вышеуказанные рекомендации к оформлению и подаче извещения о намерении продать земельный участок нельзя расценивать как ограничение оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и нарушение прав заявителя. Напротив, указанные действия направлены на защиту прав собственника на владение и распоряжение земельным участком.
При таких обстоятельствах требования К. обоснованно оставлены без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергают и о незаконности решения суда не свидетельствуют, в связи с чем, не могут явиться основаниями к его отмене.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Твери от 25 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П., представляющей интересы К. по доверенности, - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)