Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-23817/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. по делу N А55-23817/2012


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Шамсутдиновой Р.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - Рихтер А.М., доверенность от 13.07.2012 б/н,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - Гребневой Е.Н., доверенность от 03.10.2012 N 7090,
в отсутствие:
Федерального агентства по управлению государственным имуществом - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2012 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-23817/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Предприятие "ТРАК", с. Воскресенка Волжского района Самарской области (ИНН 6367031879, ОГРН 1026303514016) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, о признании незаконным бездействия, отказа и понуждении совершить определенные действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Предприятие "ТРАК" (далее - ООО "Предприятие "ТРАК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), выразившегося в непредоставлении ООО "Предприятие "ТРАК" в собственность земельного участка площадью 25 872 кв. м, кадастровый номер 63:17:0510004:25, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, Юго-Восточнее с. Воскресенка, 3 км Новокуйбышевского шоссе, в установленные законом сроки по заявлению от 15.06.2012, о признании незаконным отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) в предоставлении в собственность ООО "Предприятие "ТРАК" указанного земельного участка, изложенного в письме от 17.09.2012 N 18/730, и понуждении совершить определенные действия.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Представитель ТУ Росимущества в Самарской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Предприятие "ТРАК" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: сооружение - площадка для стоянки автотранспорта и подъезда площадью 238,70 кв. м; сооружение - площадка для стоянки тяжелой техники площадью 107,80 кв. м; нежилое здание - проходная-диспетчерская площадью 84,60 кв. м; сооружение - ограждение территории общей протяженностью 488,23 м; нежилое здание - производственное здание площадью 337,20 кв. м, о чем 06.04.2005 сделаны записи регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Данные объекты недвижимости находятся на земельном участке площадью 25 872 кв. м, кадастровый номер 63:17:0510004:25, расположенном по адресу: Самарская область, Волжский район, Юго-Восточнее с. Воскресенка, 3 км Новокуйбышевского шоссе, находящемся в собственности Российской Федерации.
Спорный земельный участок 05.06.2006 сформирован, поставлен на кадастровый учет, относится к категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, землям иного специального назначения, с разрешенным использованием: для открытой автостоянки.
Общество 15.06.2012 обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации с приложением необходимого пакета документов.
ТУ Росимущества в Самарской области данное заявление вместе со всеми документами 26.06.2012 направило в адрес Росимущества, о чем заявитель был проинформирован.
Росимущество письмом от 17.09.2012 N 18/730 отказало обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку спорный земельный участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта, которые в силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте.
ООО "Предприятие "ТРАК", полагая, что ТУ Росимущества в Самарской области проявляет незаконное бездействие, а решение Росимущества об отказе в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
В силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
На основании пункта 1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В качестве единственного основания к отказу Росимущество указало на подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, считая, что земельный участок относится к землям транспорта и не подлежит приватизации.
Вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которых обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), Росимуществом не представлено доказательств в обоснование законности отказа и подтверждение отнесения испрашиваемого земельного участка к землям, ограниченным в обороте.
Как установлено судами, в материалах дела отсутствуют доказательства отнесения данного земельного участка к землям транспорта, а также других доказательств в обоснование законности оспариваемого решения Росимущества об отказе в предоставлении его в собственность общества.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что заявитель не является организацией транспорта, испрашиваемый земельный участок в соответствии со сведениями кадастрового учета имеет разрешенное использование "для открытой автостоянки", на данном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, целевое назначение которых хранение и обслуживание автомобильной техники, наличие объектов, подпадающих под положения подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, что позволяло бы отнести спорный земельный участок к землям, ограниченным в обороте, судами не установлено.
Таким образом, следует признать правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций, что оспариваемый отказ Росимущества в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка противоречит статьям 27, 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что ТУ Росимущество в Самарской области в срок, установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не рассмотрело заявление общества по существу и не приняло соответствующее решение по указанному заявлению, пришли к обоснованному выводу, что требования ООО "Предприятие "ТРАК" в указанной части также подлежат удовлетворению.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у ТУ Росимущества в Самарской области полномочий по принятию решения по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Росимущество. В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Росимущество осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления. На территории Самарской области таким органом является ТУ Росимущества в Самарской области.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже, заключает в установленном порядке договоры купли-продажи, аренды федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности и аренды на это имущество.
Полномочия ТУ Росимущества в Самарской области определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4.1 Положения ТУ Росимущество в Самарской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.6 Положения предусмотрено, что ТУ Росимущество в Самарской области заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Довод ТУ Росимущество в Самарской области о том, что в силу подпункта "ж" пункта 4.8 Положения ТУ Росимущество в Самарской области осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает 1 га, только по поручению Росимущества, правильно был отклонен судами первой и апелляционной инстанций, так как внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут являться основанием для нарушения прав собственников объектов недвижимости на предоставление земельных участков, на которых они расположены, предусмотренные действующим законодательством.
Суды, установив, что заявление о предоставлении спорного земельного участка было подано обществом в ТУ Росимущество в Самарской области, пришли к правильному выводу, что именно ТУ Росимущество в Самарской области должно было рассмотреть данное заявление по существу.
В совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что заявитель в соответствии с пунктом 2 статьи 35, пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации представил доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка в испрашиваемом размере для размещения и эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, учитывая, что испрашиваемый земельный участок не изъят и не ограничен в обороте, не зарезервирован для муниципальных или государственных нужд, суды, руководствуясь пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов общества правильно обязали ТУ Росимущество в Самарской области принять решение о предоставлении в собственности ООО "Предприятие "Тракт" испрашиваемого земельного участка и направить в адрес заявителя договор купли-продажи данного земельного участка.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу N А55-23817/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.А.ХАЙБУЛОВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)