Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Батршина Ф.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Глуховой И.Л.,
судей: Гулящих А.В., Рогозина А.А.,
при секретаре Л.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 26 ноября 2012 года дело по иску Г.Н.Г. оглы к Администрации муниципального образования "Сарапульский район" (далее - Администрация МО "Сарапульский район") о возложении на нее обязанности предоставить в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства,
по апелляционной жалобе истца Г.Н.Г. на решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 1 октября 2012 года, которым Г.Н.Г. в удовлетворении его исковых требований к Администрации МО "Сарапульский район" отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Гулящих А.В., объяснения истца Г.Н.Г., поддержавшего доводы и требования жалобы, Судебная коллегия
Г.Н.Г. обратился в суд с иском к Администрации МО "Сарапульский район" о возложении на нее обязанности предоставить ему для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно земельный участок площадью 0,15 га в с. Сигаево Сарапульского района Удмуртской Республики, обосновывая свои требования тем, что на основании постановления Администрации муниципального образования "Сигаевское" Сарапульского района Удмуртской Республики (далее - Администрация МО "Сигаевское") от 11 февраля 2010 года N 30 он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. 28 июля 2011 года он обратился в Администрацию МО "Сарапульский район" с заявлением о выделении его многодетной семьей в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 0,15 га в с. Сигаево Сарапульского района Удмуртской Республики. 12 июля 2012 года Администрация МО "Сарапульский район" в удовлетворении данного заявления ему отказала со ссылкой на то, что у него уже имеется в собственности земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 822 кв. м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, <адрес> Считает отказ Администрации МО "Сарапульский район" незаконным, противоречащим п. 2 ст. 28, п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В судебном заседании истец Г.Н.Г. свои исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что Закон Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики" противоречит п. 2 ст. 28 ЗК РФ. Полагал, что наличие у него в собственности земельного участка не является препятствием для предоставления ему иного земельного участка.
Представитель ответчика П.А.С., действующая на основании доверенности от 14 января 2011 года сроком на три года, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что истцу обоснованно отказано в бесплатном предоставлении земельного участка, поскольку Законом УР от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ предусмотрено предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших 18 лет, в общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанной цели. В связи с тем, что истец имел ранее в собственности земельный участок для индивидуального жилищного строительства и в настоящее время имеет земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, истец не имеет права на бесплатное получение земельного участка.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Г.Н.Г. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении его исковых требований, указывая, что установленные в Законе Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ ограничения по бесплатному предоставлению в собственность земельного участка противоречат п. 2 ст. 28 ЗК РФ. Суд отказал в удовлетворении его ходатайства о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности названного Закона Удмуртской Республики.
Ответчик Администрация МО "Сарапульский район" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, извещена о времени и месте рассмотрения дела. Представителем Администрации МО "Сарапульский район" П.А.С., действующей на основании доверенности от 14 января 2011 года сроком на 3 года, представлено возражение на апелляционную жалобу, в котором она просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Судебная коллегия оснований для отмены и изменения решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, истец Г.Н.Г. является отцом троих несовершеннолетних детей: Г.Р.Н. оглы, 24 апреля 1996 года рождения, Г.Э.Н. оглы, 13 ноября 1991 года рождения, Г.Г.Н., 7 августа 1993 года рождения.
Постановлением Администрации МО "Сигаевское" от 11 февраля 2011 года Г.Н.Г. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
28 июля 2011 года Г.Н.Г. обратился в Администрацию МО "Сарапульский район" с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью 0,15 га в <данные изъяты> Удмуртской Республики.
12 июля 2012 года Администрацией МО "Сарапульский район" Г.Н.Г. письмом N 641 отказано в постановке на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка, в связи с тем, что у него имеется в собственности земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и сторонами не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении заявленные истцом требований, суд пришел к выводу, что Администрацией МО "Сарапульский район" обоснованно было отказано истцу в предоставлении земельного участка.
С указанными выводом Судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами, оценка которых произведена судом первой инстанции по правилам ст.ст. 56, 67 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абз. 1).
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (абз. 2).
В настоящее время порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики, установлен Законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 июня 2011 года N 66-РЗ). Частью ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Законов Удмуртской Республики от 7 ноября 2008 года N 45-РЗ, от 25 ноября 2009 года N 50-РЗ, от 22 декабря 2010 года N 56-РЗ - в редакции, действующей на момент обращения истца в Администрацию МО "Сарапульский район" с заявлением о выделении ему земельного участка) было установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах городских, сельских населенных пунктов в Удмуртской Республике, предоставляются для ведения индивидуального жилищного строительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанных целей. Указанные земельные участки предоставляются на условиях аренды на период жилищного строительства с передачей их в собственность гражданам однократно бесплатно после государственной регистрации права собственности на законченный строительством жилой дом на предоставленном земельном участке.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 ноября 2011 года N 66-РЗ - в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого истцом решения) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах населенных пунктов в Удмуртской Республике, бесплатно предоставляются для ведения индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших 18 лет, в общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанной цели.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 ноября 2011 года N 66-РЗ) предоставление земельных участков осуществляется без торгов на условиях аренды на период жилищного строительства с передачей их в собственность бесплатно после государственной регистрации права собственности на законченный строительством жилой дом на предоставленном земельном участке.
В силу ч. 10 ст. 1 названного Закона (в редакции Законов Удмуртской Республики от 7 ноября 2008 года N 45-РЗ, от 25 ноября 2009 года N 50-РЗ, от 22 декабря 2010 года N 56-РЗ) земельные участки предоставляются бесплатно при наличии свободных земельных участков, указанных в перечне сформированных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике земельных участков, планируемых для предоставления гражданам в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 ноября 2011 года N 66-РЗ) земельные участки предоставляются при наличии свободных земельных участков, указанных в сформированных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике единых перечнях земельных участков, планируемых для предоставления гражданам в соответствии с настоящим Законом и Законом Удмуртской Республики от 30 июня 2011 года N 32-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность молодых семей и молодых специалистов земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в границах сельских населенных пунктов на территории Удмуртской Республики".
По результатам рассмотрения заявления гражданина о бесплатном предоставлении ему земельного участка уполномоченным органом в соответствии с ч. 6 ст. 1.1 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Законов Удмуртской Республики от 7 ноября 2008 года N 45-РЗ, от 25 ноября 2009 года N 50-РЗ, от 22 декабря 2010 года N 56-РЗ) и ч. 5 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 ноября 2011 года N 66-РЗ) принимается решение о принятии заявителя на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка либо об отказе в принятии на такой учет.
Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что на момент обращения Г.Н.Г. в Администрацию МО "Сарапульский район" с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка Г.Н.Г. являлся собственником земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства: площадью 822 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, и площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, ему обоснованно отказано в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, указанные земельные участки являются приусадебными земельными участками, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предназначены для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Г.Н.Г. обосновывая свои требования, ссылается на противоречие Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ Конституции Российской Федерации. Однако при этом им не указано, каким именно положениям Конституции Российской Федерации названный закон противоречит. Его доводы о противоречии Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ Конституции Российской Федерации сводятся к противоречию этого Закона Удмуртской Республики ч. 2 ст. 28 ЗК РФ. С этим доводами Судебная коллегия не соглашается.
Судебная коллегия не усматривает противоречия Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ положениям ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, устанавливающей, что случаи и порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан, в том числе и гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Право субъектов Российской Федерации регулировать вопросы владения, пользования и распоряжения землей совместно с Российской Федерации установлено п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации. При этом ч. 2 ст. 28 ЗК к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено не только установление порядка бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, но и случаи, в которых таким семья земельные участки предоставляются бесплатно (основания предоставления земельных участков).
С учетом этого суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ.
Также суд первой инстанции обоснованно указал, что Закон Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ не предусматривает возможности непосредственного предоставления земельного участка в собственность. В силу ч. 2 ст. 1 названного закона (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о предоставлении ему земельного участка и на момент принятия оспариваемого решения) земельные участки предоставляются на условиях аренды на период жилищного строительства с передачей их в собственность гражданам однократно бесплатно после государственной регистрации права собственности на законченный строительством жилой дом на предоставленном земельном участке.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для понуждения Администрации МО "Сарапульский район" к предоставлению истцу земельного участка в собственность бесплатно.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба Г.Н.Г. удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
решение Сарапульского районного суда Удмуртской республики от 1 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Г.Н.Г. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 26.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3744/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2012 г. по делу N 33-3744/2012
Судья: Батршина Ф.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Глуховой И.Л.,
судей: Гулящих А.В., Рогозина А.А.,
при секретаре Л.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 26 ноября 2012 года дело по иску Г.Н.Г. оглы к Администрации муниципального образования "Сарапульский район" (далее - Администрация МО "Сарапульский район") о возложении на нее обязанности предоставить в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства,
по апелляционной жалобе истца Г.Н.Г. на решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 1 октября 2012 года, которым Г.Н.Г. в удовлетворении его исковых требований к Администрации МО "Сарапульский район" отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Гулящих А.В., объяснения истца Г.Н.Г., поддержавшего доводы и требования жалобы, Судебная коллегия
установила:
Г.Н.Г. обратился в суд с иском к Администрации МО "Сарапульский район" о возложении на нее обязанности предоставить ему для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно земельный участок площадью 0,15 га в с. Сигаево Сарапульского района Удмуртской Республики, обосновывая свои требования тем, что на основании постановления Администрации муниципального образования "Сигаевское" Сарапульского района Удмуртской Республики (далее - Администрация МО "Сигаевское") от 11 февраля 2010 года N 30 он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. 28 июля 2011 года он обратился в Администрацию МО "Сарапульский район" с заявлением о выделении его многодетной семьей в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 0,15 га в с. Сигаево Сарапульского района Удмуртской Республики. 12 июля 2012 года Администрация МО "Сарапульский район" в удовлетворении данного заявления ему отказала со ссылкой на то, что у него уже имеется в собственности земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 822 кв. м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, <адрес> Считает отказ Администрации МО "Сарапульский район" незаконным, противоречащим п. 2 ст. 28, п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В судебном заседании истец Г.Н.Г. свои исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что Закон Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики" противоречит п. 2 ст. 28 ЗК РФ. Полагал, что наличие у него в собственности земельного участка не является препятствием для предоставления ему иного земельного участка.
Представитель ответчика П.А.С., действующая на основании доверенности от 14 января 2011 года сроком на три года, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что истцу обоснованно отказано в бесплатном предоставлении земельного участка, поскольку Законом УР от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ предусмотрено предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших 18 лет, в общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанной цели. В связи с тем, что истец имел ранее в собственности земельный участок для индивидуального жилищного строительства и в настоящее время имеет земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, истец не имеет права на бесплатное получение земельного участка.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Г.Н.Г. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении его исковых требований, указывая, что установленные в Законе Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ ограничения по бесплатному предоставлению в собственность земельного участка противоречат п. 2 ст. 28 ЗК РФ. Суд отказал в удовлетворении его ходатайства о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности названного Закона Удмуртской Республики.
Ответчик Администрация МО "Сарапульский район" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, извещена о времени и месте рассмотрения дела. Представителем Администрации МО "Сарапульский район" П.А.С., действующей на основании доверенности от 14 января 2011 года сроком на 3 года, представлено возражение на апелляционную жалобу, в котором она просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Судебная коллегия оснований для отмены и изменения решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, истец Г.Н.Г. является отцом троих несовершеннолетних детей: Г.Р.Н. оглы, 24 апреля 1996 года рождения, Г.Э.Н. оглы, 13 ноября 1991 года рождения, Г.Г.Н., 7 августа 1993 года рождения.
Постановлением Администрации МО "Сигаевское" от 11 февраля 2011 года Г.Н.Г. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
28 июля 2011 года Г.Н.Г. обратился в Администрацию МО "Сарапульский район" с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью 0,15 га в <данные изъяты> Удмуртской Республики.
12 июля 2012 года Администрацией МО "Сарапульский район" Г.Н.Г. письмом N 641 отказано в постановке на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка, в связи с тем, что у него имеется в собственности земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и сторонами не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении заявленные истцом требований, суд пришел к выводу, что Администрацией МО "Сарапульский район" обоснованно было отказано истцу в предоставлении земельного участка.
С указанными выводом Судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами, оценка которых произведена судом первой инстанции по правилам ст.ст. 56, 67 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абз. 1).
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (абз. 2).
В настоящее время порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики, установлен Законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 июня 2011 года N 66-РЗ). Частью ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Законов Удмуртской Республики от 7 ноября 2008 года N 45-РЗ, от 25 ноября 2009 года N 50-РЗ, от 22 декабря 2010 года N 56-РЗ - в редакции, действующей на момент обращения истца в Администрацию МО "Сарапульский район" с заявлением о выделении ему земельного участка) было установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах городских, сельских населенных пунктов в Удмуртской Республике, предоставляются для ведения индивидуального жилищного строительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанных целей. Указанные земельные участки предоставляются на условиях аренды на период жилищного строительства с передачей их в собственность гражданам однократно бесплатно после государственной регистрации права собственности на законченный строительством жилой дом на предоставленном земельном участке.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 ноября 2011 года N 66-РЗ - в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого истцом решения) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах населенных пунктов в Удмуртской Республике, бесплатно предоставляются для ведения индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших 18 лет, в общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанной цели.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 ноября 2011 года N 66-РЗ) предоставление земельных участков осуществляется без торгов на условиях аренды на период жилищного строительства с передачей их в собственность бесплатно после государственной регистрации права собственности на законченный строительством жилой дом на предоставленном земельном участке.
В силу ч. 10 ст. 1 названного Закона (в редакции Законов Удмуртской Республики от 7 ноября 2008 года N 45-РЗ, от 25 ноября 2009 года N 50-РЗ, от 22 декабря 2010 года N 56-РЗ) земельные участки предоставляются бесплатно при наличии свободных земельных участков, указанных в перечне сформированных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике земельных участков, планируемых для предоставления гражданам в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 ноября 2011 года N 66-РЗ) земельные участки предоставляются при наличии свободных земельных участков, указанных в сформированных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике единых перечнях земельных участков, планируемых для предоставления гражданам в соответствии с настоящим Законом и Законом Удмуртской Республики от 30 июня 2011 года N 32-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность молодых семей и молодых специалистов земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в границах сельских населенных пунктов на территории Удмуртской Республики".
По результатам рассмотрения заявления гражданина о бесплатном предоставлении ему земельного участка уполномоченным органом в соответствии с ч. 6 ст. 1.1 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Законов Удмуртской Республики от 7 ноября 2008 года N 45-РЗ, от 25 ноября 2009 года N 50-РЗ, от 22 декабря 2010 года N 56-РЗ) и ч. 5 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 ноября 2011 года N 66-РЗ) принимается решение о принятии заявителя на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка либо об отказе в принятии на такой учет.
Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что на момент обращения Г.Н.Г. в Администрацию МО "Сарапульский район" с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка Г.Н.Г. являлся собственником земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства: площадью 822 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, и площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, ему обоснованно отказано в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, указанные земельные участки являются приусадебными земельными участками, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предназначены для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Г.Н.Г. обосновывая свои требования, ссылается на противоречие Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ Конституции Российской Федерации. Однако при этом им не указано, каким именно положениям Конституции Российской Федерации названный закон противоречит. Его доводы о противоречии Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ Конституции Российской Федерации сводятся к противоречию этого Закона Удмуртской Республики ч. 2 ст. 28 ЗК РФ. С этим доводами Судебная коллегия не соглашается.
Судебная коллегия не усматривает противоречия Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ положениям ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, устанавливающей, что случаи и порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан, в том числе и гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Право субъектов Российской Федерации регулировать вопросы владения, пользования и распоряжения землей совместно с Российской Федерации установлено п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации. При этом ч. 2 ст. 28 ЗК к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено не только установление порядка бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, но и случаи, в которых таким семья земельные участки предоставляются бесплатно (основания предоставления земельных участков).
С учетом этого суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ.
Также суд первой инстанции обоснованно указал, что Закон Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ не предусматривает возможности непосредственного предоставления земельного участка в собственность. В силу ч. 2 ст. 1 названного закона (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о предоставлении ему земельного участка и на момент принятия оспариваемого решения) земельные участки предоставляются на условиях аренды на период жилищного строительства с передачей их в собственность гражданам однократно бесплатно после государственной регистрации права собственности на законченный строительством жилой дом на предоставленном земельном участке.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для понуждения Администрации МО "Сарапульский район" к предоставлению истцу земельного участка в собственность бесплатно.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба Г.Н.Г. удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Сарапульского районного суда Удмуртской республики от 1 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Г.Н.Г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГЛУХОВА
Судьи
А.В.ГУЛЯЩИХ
А.А.РОГОЗИН
И.Л.ГЛУХОВА
Судьи
А.В.ГУЛЯЩИХ
А.А.РОГОЗИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)