Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Орловой Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление "Тюменьстройсервис" на постановление от 27.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-503/2013 (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление "Тюменьстройсервис" (625046, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 132/1, ОГРН 1027200857936, ИНН 7203078848) к департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, 30/1, ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460) о признании незаконным решения государственного органа.
В заседании принял участие представитель департамента имущественных отношений Тюменской области (ответчика) - Делев Д.И по доверенности 12.07.2013 N 107/08-Д.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление "Тюменьстройсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения торговых объектов, изложенного в письме от 11.10.2012 N 121011012/10-2.
Требование со ссылкой на статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) мотивировано тем, что отказ департамента в предварительном согласовании места размещения торговых объектов нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением от 13.05.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) заявление общества удовлетворено; признан незаконным, противоречащим ЗК РФ отказ департамента, изложенный в письме от 11.10.2012 N 121011012/10-2, в предварительном согласовании места размещения торговых объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон, в г. Тюмени, ул. Тимофея Чаркова; департамент обязан повторно рассмотреть заявление (от 30.05.2012 N 120530003) общества после получения судебного акта.
Постановлением от 27.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о расположении испрашиваемого им земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106002:0488, поскольку требуемый им участок меньше по площади, чем вышеуказанный и выходит за его границы с южной стороны ориентировочно на 1 400 м 2.
В судебном заседании представитель департамента возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в департамент в порядке статей 30, 31 ЗК РФ с заявлением от 30.05.2012 N 23 о выборе земельного участка в районе ул. Тимофея Чаркова ориентировочной площадью 27 800 м 2 в границах согласно схематическому описанию предполагаемого расположения испрашиваемого земельного участка и предварительном согласовании на данном земельном участке места размещения торговых объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон.
Письмом от 11.10.2012 N 121011012/10-2 департамент отказал обществу в предварительном согласовании места размещения торговых объектов на требуемом заявителем земельном участке по тому основанию, что в границы этого земельного участка входит земельный участок, который был сформирован и выставлялся на торги.
Общество оспорило данный отказ в арбитражном суде.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции указал на несоответствие оспариваемого отказа статье 31 ЗК РФ, признав несостоятельной ссылку департамента на то, что в отношении спорного земельного участка принято решение о формировании земельного участка для проведения в отношении него торгов.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая обществу в удовлетворении заявления, исходил из того, что признание торгов (в форме аукциона) в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:01 06 002:0488 несостоявшимися не снимает с этого земельного участка статуса ранее сформированного, поставленного на кадастровый учет, предоставление которого в силу пункта 6 статьи 30 ЗК РФ возможно исключительно на торгах.
Выводы апелляционного суда соответствуют установленным обстоятельствам, содержанию представленных в дело доказательств, оценка которым дана в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68 и 71 АПК РФ, и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На основании статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе.
Согласно пункту 1.2 Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п (далее - Положение), принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также совершение иных предусмотренных настоящим Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется департаментом на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам.
Заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта лицо подает в департамент заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, составленное на бумажном носителе.
Пунктом 8.13 Положения предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта принимается департаментом, в том числе, когда предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства допускается исключительно на торгах.
Обязательность проведения торгов при предоставлении земельного участка в случае, если он сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, установлена в пункте 6 статьи 30 ЗК РФ.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК РФ).
По смыслу положений ЗК РФ и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Законом требований.
Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Как установлено апелляционным судом и подтверждено материалами дела, на основании распоряжения департамента от 14.02.2006 N 126/03 был сформирован земельный участок по адресу: г. Тюмень, ул. Тимофея Чаркова, ориентировочной площадью 26 000 м 2, с видом разрешенного использования земельного участка: размещение коттеджей.
Сформированный земельный участок площадью 28 374 м 2 поставлен на кадастровый учет 05.06.2006 с присвоением кадастрового номера 72:23:0106002:0488 (кадастровая выписка о земельном участке от 03.04.2013 N 7200/201/13-72658).
В соответствии с распоряжением департамента от 17.09.2007 N 3954/14-з названный земельный участок был выставлен на торги по продаже права на заключение договора аренды, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе (протокол от 22.01.2007 о признании претендентов участниками аукциона).
Проанализировав представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу, что испрашиваемый заявителем земельный участок полностью расположен в границах земельного участка площадью 28 374 м 2, с кадастровым номером 72:23:0106002:0488, и последний не пересекается с необходимым обществу земельным участком лишь по той причине, что общество испрашивает земельный участок меньшей площадью по сравнению с ранее сформированным.
При этом апелляционный суд верно отметил, что признание торгов (в форме аукциона) в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:01 06 002:0488 несостоявшимися никоим образом не снимает с этого земельного участка статуса ранее сформированного, поставленного на кадастровый учет, предоставление которого возможно исключительно на торгах, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрено, что этот статус сформированный земельный участок утрачивает по истечении какого-либо временного периода.
Такой подход изложен в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 и от 15.11.2011 N 7638/11.
Ссылку заявителя на подачу им в департамент заявки о выборе не всего земельного участка в районе ул. Тимофея Чаркова с кадастровым номером 72:23:0106002:0488, а лишь его части, апелляционный суд отклонил, поскольку любое лицо, обратившись с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства меньшей площадью, нежели сформированный ранее участок, предоставление которого возможно исключительно посредством проведения торгов, но в его границах, не может рассчитывать на такое предоставление в обход императивно установленного законом порядка, то есть на торгах.
Указанный способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10).
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив, что оспариваемый отказ департамента соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 30.09.2013 N 1210 государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 1 000 руб. возвращается обществу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 27.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-503/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление "Тюменьстройсервис" из федерального бюджета излишне уплаченную по кассационной жалобе в сумме 1 000 руб. государственную пошлину.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Н.В.ОРЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.10.2013 ПО ДЕЛУ N А70-503/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу N А70-503/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Орловой Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление "Тюменьстройсервис" на постановление от 27.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-503/2013 (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление "Тюменьстройсервис" (625046, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 132/1, ОГРН 1027200857936, ИНН 7203078848) к департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, 30/1, ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460) о признании незаконным решения государственного органа.
В заседании принял участие представитель департамента имущественных отношений Тюменской области (ответчика) - Делев Д.И по доверенности 12.07.2013 N 107/08-Д.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление "Тюменьстройсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения торговых объектов, изложенного в письме от 11.10.2012 N 121011012/10-2.
Требование со ссылкой на статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) мотивировано тем, что отказ департамента в предварительном согласовании места размещения торговых объектов нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением от 13.05.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) заявление общества удовлетворено; признан незаконным, противоречащим ЗК РФ отказ департамента, изложенный в письме от 11.10.2012 N 121011012/10-2, в предварительном согласовании места размещения торговых объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон, в г. Тюмени, ул. Тимофея Чаркова; департамент обязан повторно рассмотреть заявление (от 30.05.2012 N 120530003) общества после получения судебного акта.
Постановлением от 27.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о расположении испрашиваемого им земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0106002:0488, поскольку требуемый им участок меньше по площади, чем вышеуказанный и выходит за его границы с южной стороны ориентировочно на 1 400 м 2.
В судебном заседании представитель департамента возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в департамент в порядке статей 30, 31 ЗК РФ с заявлением от 30.05.2012 N 23 о выборе земельного участка в районе ул. Тимофея Чаркова ориентировочной площадью 27 800 м 2 в границах согласно схематическому описанию предполагаемого расположения испрашиваемого земельного участка и предварительном согласовании на данном земельном участке места размещения торговых объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон.
Письмом от 11.10.2012 N 121011012/10-2 департамент отказал обществу в предварительном согласовании места размещения торговых объектов на требуемом заявителем земельном участке по тому основанию, что в границы этого земельного участка входит земельный участок, который был сформирован и выставлялся на торги.
Общество оспорило данный отказ в арбитражном суде.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции указал на несоответствие оспариваемого отказа статье 31 ЗК РФ, признав несостоятельной ссылку департамента на то, что в отношении спорного земельного участка принято решение о формировании земельного участка для проведения в отношении него торгов.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая обществу в удовлетворении заявления, исходил из того, что признание торгов (в форме аукциона) в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:01 06 002:0488 несостоявшимися не снимает с этого земельного участка статуса ранее сформированного, поставленного на кадастровый учет, предоставление которого в силу пункта 6 статьи 30 ЗК РФ возможно исключительно на торгах.
Выводы апелляционного суда соответствуют установленным обстоятельствам, содержанию представленных в дело доказательств, оценка которым дана в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68 и 71 АПК РФ, и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На основании статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе.
Согласно пункту 1.2 Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п (далее - Положение), принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также совершение иных предусмотренных настоящим Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется департаментом на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам.
Заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта лицо подает в департамент заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, составленное на бумажном носителе.
Пунктом 8.13 Положения предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта принимается департаментом, в том числе, когда предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства допускается исключительно на торгах.
Обязательность проведения торгов при предоставлении земельного участка в случае, если он сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, установлена в пункте 6 статьи 30 ЗК РФ.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК РФ).
По смыслу положений ЗК РФ и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Законом требований.
Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Как установлено апелляционным судом и подтверждено материалами дела, на основании распоряжения департамента от 14.02.2006 N 126/03 был сформирован земельный участок по адресу: г. Тюмень, ул. Тимофея Чаркова, ориентировочной площадью 26 000 м 2, с видом разрешенного использования земельного участка: размещение коттеджей.
Сформированный земельный участок площадью 28 374 м 2 поставлен на кадастровый учет 05.06.2006 с присвоением кадастрового номера 72:23:0106002:0488 (кадастровая выписка о земельном участке от 03.04.2013 N 7200/201/13-72658).
В соответствии с распоряжением департамента от 17.09.2007 N 3954/14-з названный земельный участок был выставлен на торги по продаже права на заключение договора аренды, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе (протокол от 22.01.2007 о признании претендентов участниками аукциона).
Проанализировав представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу, что испрашиваемый заявителем земельный участок полностью расположен в границах земельного участка площадью 28 374 м 2, с кадастровым номером 72:23:0106002:0488, и последний не пересекается с необходимым обществу земельным участком лишь по той причине, что общество испрашивает земельный участок меньшей площадью по сравнению с ранее сформированным.
При этом апелляционный суд верно отметил, что признание торгов (в форме аукциона) в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:01 06 002:0488 несостоявшимися никоим образом не снимает с этого земельного участка статуса ранее сформированного, поставленного на кадастровый учет, предоставление которого возможно исключительно на торгах, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрено, что этот статус сформированный земельный участок утрачивает по истечении какого-либо временного периода.
Такой подход изложен в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 и от 15.11.2011 N 7638/11.
Ссылку заявителя на подачу им в департамент заявки о выборе не всего земельного участка в районе ул. Тимофея Чаркова с кадастровым номером 72:23:0106002:0488, а лишь его части, апелляционный суд отклонил, поскольку любое лицо, обратившись с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства меньшей площадью, нежели сформированный ранее участок, предоставление которого возможно исключительно посредством проведения торгов, но в его границах, не может рассчитывать на такое предоставление в обход императивно установленного законом порядка, то есть на торгах.
Указанный способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10).
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив, что оспариваемый отказ департамента соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 30.09.2013 N 1210 государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 1 000 руб. возвращается обществу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 27.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-503/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление "Тюменьстройсервис" из федерального бюджета излишне уплаченную по кассационной жалобе в сумме 1 000 руб. государственную пошлину.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Н.В.ОРЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)