Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Султанова Р.А.,
судей областного суда Сайтбурхановой Р.Х., Коваленко А.И.,
с участием прокурора У.,
при секретаре Антонове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Пономаревского района Оренбургской области на решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 22 февраля 2012 года по делу по заявлению прокурора Пономаревского района о признании действия администрации муниципального образования "Пономаревский район" Пономаревского района Оренбургской области, выразившегося в принятии постановления N 590-п от 19.08.2011 года - незаконными и обязании устранить допущенные нарушения,
прокурор Пономаревского района Оренбургской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным действия администрации МО "Пономаревский район" Пономаревского района Оренбургской области, выразившегося в принятии постановления N 590-п от 19.08.2011 года "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО "Пономаревский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области" незаконными и обязании администрации МО "Пономаревский район" устранить допущенные нарушения. Впоследствии прокурор уточнил исковые требования и просил признать постановление администрации МО "Пономаревский район" N 590-п от 19.08.2011 года "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО "Пономаревский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области" незаконным и обязать отменить указанное постановление администрации. В обоснование требований прокурор указывает, что оспариваемым постановлением N 590-п предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером ***, расположенный в центральной части кадастрового квартала ***, с разрешенным использованием - для промышленной разработки общераспространенных полезных ископаемых (группа 2), площадью *** кв. м. Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером *** от *** N ***, земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Постановлением администрации МО Пономаревский район от 19.08.2011 года N 590-п нарушены требования федерального и регионального законодательства, статей 77, 78, 88 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ, ст. 2 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 года N 118/16 ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области" в части предоставления земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для использования не по целевому назначению, а именно - для промышленной разработки общераспространенных полезных ископаемых (группа 2). Данный вид использования земельного участка сельскохозяйственного назначения не предусмотрен Земельным кодексом РФ и иным законодательством. Кроме того, в нарушение установленных законом требований, горный отвод, проект рекультивации земель администрацией МО Пономаревский район не оформлен, земли в категорию промышленности не переведены. В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 13.10.2009 года N Д23-561 "О предоставлении земельных участков находящихся в собственности Российской Федерации", земельные участки, находящиеся в собственности государства не могут быть переданы муниципальным образованиям в порядке предварительного выбора места размещения объекта, а также на условиях, предусмотренных ст. 20 Земельного кодекса РФ, если: земельные участки, которые можно изъять по основаниям, установленным ст. 49 УК РФ; - эти земельные участки предназначены для строительства объектов местного значения.
В судебном заседании прокурор Пономаревского района Ч. заявленные требования поддержал, указав, что постановление администрации издано с нарушением закона. Администрация не вправе распоряжаться земельным участком, ранее принадлежащим колхозу "Путь Ильича" и находящимся в общей долевой собственности. Не представлены документы и доказательства нахождения земельного участка в государственной собственности. Вид разрешенного использования земельного участка установлен незаконно. Спорный земельный участок является землями сельхозназначения и ст. 78 Земельного кодекса РФ запрещает использование для иных целей и только для сельхозпроизводства. Установленный вид использования - промышленная разработка, не связан с сельскохозяйственными целями. Просит признать постановление администрации МО "Пономаревский район" N 590-п от 19.08.2011 года "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области" с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением N 820-п от 07.11.2011 года "О внесении изменений и дополнений в Постановление администрации муниципального образования "Пономаревский район" N 590-п от 19.08.2011 года" незаконными и обязать администрацию МО Пономаревский район отменить постановление с изменениями и дополнениями.
Представитель администрации МО "Пономаревский район" Г. в судебном заседании первой инстанции с заявлением прокурора не согласился, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель администрации МО "Пономаревский район" Д. в судебном заседании первой инстанции с заявлением прокурора не согласился, указав, что предоставляемый земельный участок принадлежал колхозу "***" на праве постоянного пользования, что подтверждается государственным Актом о праве пользования землей от *** года, приложенным к акту планом землепользования колхоза "***", из которого видно, что спорный земельный участок находится на землях колхоза "***". В данный момент он поставлен на кадастровый учет с разрешенным видом использования в соответствии с законом. Приказом Минэкономразвития РФ N 222 от*** августа 2006 года определены шесть групп видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Спорный земельный участок относится к нарушенным землям, что подтверждается проектом перераспределения земель и представляет собой грунтовые строительные материалы. Оформление горного отвода, утверждение проекта рекультивации земель требуется при предоставлении земель организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых. В данном случае земельный участок предоставляется органу местного самоуправления. Вид разрешенного использования для промышленной разработки общераспространенных полезных ископаемых Постановлением Правительства Оренбургской области N 491-п от 15 июля 2010 года не предусмотрен. Земельный участок не прошел государственное разграничение и не отнесен к собственности РФ и не изымался по основаниям ст. 49 Земельного кодекса, не планируется строительство объекта на данном земельном участке. Из кадастрового паспорта спорного земельного участка видно, что земельный участок правами третьих не обременен. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Виды разрешенного использования земель определяются ст. 7 Земельного кодекса РФ. В настоящее время классификатор видов разрешенного использования земельных участков не определен. Считает излишним применять перевод в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ***, расположенного в центральной части кадастрового квартала ***, так как песок и глина, как правило, есть под каждым земельным участком сельскохозяйственного назначения. Определяя вид разрешенного использования спорного земельного участка, администрация района исходила из его фактического состояния, что земельный участок относится к нарушенным землям, что подтверждается проектом перераспределения земель, утвержденным администрацией Пономаревского района от 19.04.2007 года N 170-п, фактически представляет собой грунтовые строительные материалы и согласно второй группы видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения может находиться под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д. Просит в иске прокурора отказать.
Решением Пономаревского районного суда Оренбургской области от 22 февраля 2012 года в удовлетворении заявления прокурора Пономаревского района о признании постановления администрации МО "Пономаревский район" N 590-п от 19.08.2011 года "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО "Пономаревский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области" незаконными и обязании отменить указанное постановление администрации МО "Пономаревский район" - отказано.
С решением суда не согласился прокурор Пономаревского района Оренбургской области, в апелляционном представлении просит решение суда отменить, ссылаясь на его необоснованность и незаконность.
Заслушав доклад судьи Султанова Р.А., объяснения прокурора У., поддержавшего доводы апелляционного представления, объяснения представителей администрации МО "Пономаревский район" Д., действующего на основании доверенности N *** от ***, Г., действующего на основании доверенности N *** от ***, возражавших против апелляционного представления, полагавших решение суда обоснованным и законным, изучив материалы дела, проверив решение суда, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения представления и отмены решения.
Судом первой инстанции установлено и как следует из материалов дела постановлением администрации МО Пономаревский район Оренбургской области N *** от *** "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО "Пономаревский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области", в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО "Пономаревский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области" предоставляется земельный участок, находящийся в государственной собственности, с кадастровым N ***, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала ***, разрешенным использованием - для промышленной разработки общераспространенных полезных ископаемых (группа 2), площадью *** кв. м.; Постановлением администрации МО Пономаревский район N 820-п от 07.11.2011 года "О внесении изменений и дополнений в Постановление администрации муниципального образования "Пономаревский район" N 590-п от 19.08.2011 года" администрация МО "Пономаревский сельсовет" обязана по окончании срока использования земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, привести земельный участок в состояние пригодное для его использования сельскохозяйственного производства.
Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: для промышленной разработки общераспространенных полезных ископаемых (группа 2). Сведений о правах на земельный участок не имеется. Данные обстоятельства подтверждаются кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером *** от *** N ***
В соответствии со ст. 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы РСФСР" решение по перераспределению земель принимается органом местной администрацией по представлению земельного ресурса.
Судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок располагался на землях колхоза "***", переданных в *** году по государственному передаточному акту на праве постоянного бессрочного пользования.
На основании распоряжения администрации Пономаревского района от 23 сентября 1992 года N 477 утверждены проекты перераспределения земель колхоза "***". Проект перераспределения земель согласован и утвержден сельскохозяйственной комиссией. Администрация сельского Совета разрабатывает мероприятия по использованию земель по границам переданных в его пользование. Администрация района проводит оперативную работу по передаче земель фондам перераспределения в аренду и в собственности всем заинтересованным землепользователям.
Постановлением администрации МО "Пономаревский район" от 19 апреля 2007 года N 170 утвержден проект перераспределения сельскохозяйственных земель АО "***".
В силу статей 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года N 136-Ф3, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области", землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст. 88 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, предназначенные для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности относятся к землям промышленности. Земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.
Согласно ч. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочии, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 13.03.2009 года N Д 23651 "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации", земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, могут быть переданы муниципальным образованиям в порядке предварительного выбора места размещения объекта, а также на условиях, предусмотренных ст. 20 Земельного кодекса РФ.
Судом первой инстанции верно установлено, что спорный земельный участок в результате перераспределения земель остался в государственной собственности, обозначен в проекте перераспределения земель как земли государственного фонда, не обременен правами других участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных угодий, что подтверждается проектом территориального землеустройства *** года, исследованным в судебном заседании.
Также установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах третьих лиц не содержится. Из межевого плана видно, что земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала ***, находится в государственной или муниципальной собственности, не расположен на землях фонда перераспределения крестьянско-фермерских хозяйств, сельскохозяйственных угодий и отдельно обозначен от смежных земельных участков других лиц землепользования.
Суд первой инстанции определил, что доказательствами отсутствия обременения спорного земельного участка третьими лицами являются то, что он является вновь образованным земельным участком, поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый паспорт, в котором имеется указание, что правами третьих лиц не обременен.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции верно определил, что спорный земельный участок является государственной собственностью и не обременен правами третьих лиц.
В отношении земельного участка, являющегося государственной собственностью, орган местного самоуправления администрация муниципального образования Пономаревского района, постановлением от 28 августа 2011 года N 595-п установил вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** для промышленной разработки общераспространенных полезных ископаемых (группа 2).
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что установленный вид разрешенного использования спорного земельного участка соответствует требованиям законодательства, поскольку орган местного самоуправления наделен полномочиями по установлению вида разрешенного использования земель. Установление в постановлении указанного вида разрешенного использования на землях сельскохозяйственного назначения допускается и доказательством является Приложение N 2 к Постановлению Правительства Оренбургской области от 13 декабря 2011 года N 1217 "Об утверждении нормативной цены земли на 2011 год", в котором указаны группы видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Так, в п. 2 Приложения, в число земель входят нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общеполезных ископаемых: глины, песка и другого. Поскольку указанный спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, но не относится к сельскохозяйственным угодьям, является нарушенными землями - щебнем, что подтверждается сведениями планшета N *** секции ***, где, под номером ***, спорный земельный участок имеет название "***" установление вида разрешенного использования указанного в постановлении N 595-п является законным и оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.
Доводы апелляционного представления не опровергают выводов суда, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводом суда, и по своей сути направлены на переоценку доказательств и несогласию с принятым решением, что не может являться основаниями для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 22 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Пономаревского района Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.04.2012 N 33-2295/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2012 г. по делу N 33-2295/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Султанова Р.А.,
судей областного суда Сайтбурхановой Р.Х., Коваленко А.И.,
с участием прокурора У.,
при секретаре Антонове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Пономаревского района Оренбургской области на решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 22 февраля 2012 года по делу по заявлению прокурора Пономаревского района о признании действия администрации муниципального образования "Пономаревский район" Пономаревского района Оренбургской области, выразившегося в принятии постановления N 590-п от 19.08.2011 года - незаконными и обязании устранить допущенные нарушения,
установила:
прокурор Пономаревского района Оренбургской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным действия администрации МО "Пономаревский район" Пономаревского района Оренбургской области, выразившегося в принятии постановления N 590-п от 19.08.2011 года "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО "Пономаревский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области" незаконными и обязании администрации МО "Пономаревский район" устранить допущенные нарушения. Впоследствии прокурор уточнил исковые требования и просил признать постановление администрации МО "Пономаревский район" N 590-п от 19.08.2011 года "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО "Пономаревский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области" незаконным и обязать отменить указанное постановление администрации. В обоснование требований прокурор указывает, что оспариваемым постановлением N 590-п предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером ***, расположенный в центральной части кадастрового квартала ***, с разрешенным использованием - для промышленной разработки общераспространенных полезных ископаемых (группа 2), площадью *** кв. м. Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером *** от *** N ***, земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Постановлением администрации МО Пономаревский район от 19.08.2011 года N 590-п нарушены требования федерального и регионального законодательства, статей 77, 78, 88 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ, ст. 2 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 года N 118/16 ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области" в части предоставления земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для использования не по целевому назначению, а именно - для промышленной разработки общераспространенных полезных ископаемых (группа 2). Данный вид использования земельного участка сельскохозяйственного назначения не предусмотрен Земельным кодексом РФ и иным законодательством. Кроме того, в нарушение установленных законом требований, горный отвод, проект рекультивации земель администрацией МО Пономаревский район не оформлен, земли в категорию промышленности не переведены. В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 13.10.2009 года N Д23-561 "О предоставлении земельных участков находящихся в собственности Российской Федерации", земельные участки, находящиеся в собственности государства не могут быть переданы муниципальным образованиям в порядке предварительного выбора места размещения объекта, а также на условиях, предусмотренных ст. 20 Земельного кодекса РФ, если: земельные участки, которые можно изъять по основаниям, установленным ст. 49 УК РФ; - эти земельные участки предназначены для строительства объектов местного значения.
В судебном заседании прокурор Пономаревского района Ч. заявленные требования поддержал, указав, что постановление администрации издано с нарушением закона. Администрация не вправе распоряжаться земельным участком, ранее принадлежащим колхозу "Путь Ильича" и находящимся в общей долевой собственности. Не представлены документы и доказательства нахождения земельного участка в государственной собственности. Вид разрешенного использования земельного участка установлен незаконно. Спорный земельный участок является землями сельхозназначения и ст. 78 Земельного кодекса РФ запрещает использование для иных целей и только для сельхозпроизводства. Установленный вид использования - промышленная разработка, не связан с сельскохозяйственными целями. Просит признать постановление администрации МО "Пономаревский район" N 590-п от 19.08.2011 года "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области" с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением N 820-п от 07.11.2011 года "О внесении изменений и дополнений в Постановление администрации муниципального образования "Пономаревский район" N 590-п от 19.08.2011 года" незаконными и обязать администрацию МО Пономаревский район отменить постановление с изменениями и дополнениями.
Представитель администрации МО "Пономаревский район" Г. в судебном заседании первой инстанции с заявлением прокурора не согласился, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель администрации МО "Пономаревский район" Д. в судебном заседании первой инстанции с заявлением прокурора не согласился, указав, что предоставляемый земельный участок принадлежал колхозу "***" на праве постоянного пользования, что подтверждается государственным Актом о праве пользования землей от *** года, приложенным к акту планом землепользования колхоза "***", из которого видно, что спорный земельный участок находится на землях колхоза "***". В данный момент он поставлен на кадастровый учет с разрешенным видом использования в соответствии с законом. Приказом Минэкономразвития РФ N 222 от*** августа 2006 года определены шесть групп видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Спорный земельный участок относится к нарушенным землям, что подтверждается проектом перераспределения земель и представляет собой грунтовые строительные материалы. Оформление горного отвода, утверждение проекта рекультивации земель требуется при предоставлении земель организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых. В данном случае земельный участок предоставляется органу местного самоуправления. Вид разрешенного использования для промышленной разработки общераспространенных полезных ископаемых Постановлением Правительства Оренбургской области N 491-п от 15 июля 2010 года не предусмотрен. Земельный участок не прошел государственное разграничение и не отнесен к собственности РФ и не изымался по основаниям ст. 49 Земельного кодекса, не планируется строительство объекта на данном земельном участке. Из кадастрового паспорта спорного земельного участка видно, что земельный участок правами третьих не обременен. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Виды разрешенного использования земель определяются ст. 7 Земельного кодекса РФ. В настоящее время классификатор видов разрешенного использования земельных участков не определен. Считает излишним применять перевод в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ***, расположенного в центральной части кадастрового квартала ***, так как песок и глина, как правило, есть под каждым земельным участком сельскохозяйственного назначения. Определяя вид разрешенного использования спорного земельного участка, администрация района исходила из его фактического состояния, что земельный участок относится к нарушенным землям, что подтверждается проектом перераспределения земель, утвержденным администрацией Пономаревского района от 19.04.2007 года N 170-п, фактически представляет собой грунтовые строительные материалы и согласно второй группы видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения может находиться под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д. Просит в иске прокурора отказать.
Решением Пономаревского районного суда Оренбургской области от 22 февраля 2012 года в удовлетворении заявления прокурора Пономаревского района о признании постановления администрации МО "Пономаревский район" N 590-п от 19.08.2011 года "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО "Пономаревский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области" незаконными и обязании отменить указанное постановление администрации МО "Пономаревский район" - отказано.
С решением суда не согласился прокурор Пономаревского района Оренбургской области, в апелляционном представлении просит решение суда отменить, ссылаясь на его необоснованность и незаконность.
Заслушав доклад судьи Султанова Р.А., объяснения прокурора У., поддержавшего доводы апелляционного представления, объяснения представителей администрации МО "Пономаревский район" Д., действующего на основании доверенности N *** от ***, Г., действующего на основании доверенности N *** от ***, возражавших против апелляционного представления, полагавших решение суда обоснованным и законным, изучив материалы дела, проверив решение суда, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения представления и отмены решения.
Судом первой инстанции установлено и как следует из материалов дела постановлением администрации МО Пономаревский район Оренбургской области N *** от *** "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО "Пономаревский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области", в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО "Пономаревский сельсовет" Пономаревского района Оренбургской области" предоставляется земельный участок, находящийся в государственной собственности, с кадастровым N ***, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала ***, разрешенным использованием - для промышленной разработки общераспространенных полезных ископаемых (группа 2), площадью *** кв. м.; Постановлением администрации МО Пономаревский район N 820-п от 07.11.2011 года "О внесении изменений и дополнений в Постановление администрации муниципального образования "Пономаревский район" N 590-п от 19.08.2011 года" администрация МО "Пономаревский сельсовет" обязана по окончании срока использования земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, привести земельный участок в состояние пригодное для его использования сельскохозяйственного производства.
Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: для промышленной разработки общераспространенных полезных ископаемых (группа 2). Сведений о правах на земельный участок не имеется. Данные обстоятельства подтверждаются кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером *** от *** N ***
В соответствии со ст. 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы РСФСР" решение по перераспределению земель принимается органом местной администрацией по представлению земельного ресурса.
Судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок располагался на землях колхоза "***", переданных в *** году по государственному передаточному акту на праве постоянного бессрочного пользования.
На основании распоряжения администрации Пономаревского района от 23 сентября 1992 года N 477 утверждены проекты перераспределения земель колхоза "***". Проект перераспределения земель согласован и утвержден сельскохозяйственной комиссией. Администрация сельского Совета разрабатывает мероприятия по использованию земель по границам переданных в его пользование. Администрация района проводит оперативную работу по передаче земель фондам перераспределения в аренду и в собственности всем заинтересованным землепользователям.
Постановлением администрации МО "Пономаревский район" от 19 апреля 2007 года N 170 утвержден проект перераспределения сельскохозяйственных земель АО "***".
В силу статей 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года N 136-Ф3, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области", землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст. 88 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, предназначенные для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности относятся к землям промышленности. Земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.
Согласно ч. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочии, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 13.03.2009 года N Д 23651 "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации", земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, могут быть переданы муниципальным образованиям в порядке предварительного выбора места размещения объекта, а также на условиях, предусмотренных ст. 20 Земельного кодекса РФ.
Судом первой инстанции верно установлено, что спорный земельный участок в результате перераспределения земель остался в государственной собственности, обозначен в проекте перераспределения земель как земли государственного фонда, не обременен правами других участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных угодий, что подтверждается проектом территориального землеустройства *** года, исследованным в судебном заседании.
Также установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах третьих лиц не содержится. Из межевого плана видно, что земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала ***, находится в государственной или муниципальной собственности, не расположен на землях фонда перераспределения крестьянско-фермерских хозяйств, сельскохозяйственных угодий и отдельно обозначен от смежных земельных участков других лиц землепользования.
Суд первой инстанции определил, что доказательствами отсутствия обременения спорного земельного участка третьими лицами являются то, что он является вновь образованным земельным участком, поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый паспорт, в котором имеется указание, что правами третьих лиц не обременен.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции верно определил, что спорный земельный участок является государственной собственностью и не обременен правами третьих лиц.
В отношении земельного участка, являющегося государственной собственностью, орган местного самоуправления администрация муниципального образования Пономаревского района, постановлением от 28 августа 2011 года N 595-п установил вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** для промышленной разработки общераспространенных полезных ископаемых (группа 2).
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что установленный вид разрешенного использования спорного земельного участка соответствует требованиям законодательства, поскольку орган местного самоуправления наделен полномочиями по установлению вида разрешенного использования земель. Установление в постановлении указанного вида разрешенного использования на землях сельскохозяйственного назначения допускается и доказательством является Приложение N 2 к Постановлению Правительства Оренбургской области от 13 декабря 2011 года N 1217 "Об утверждении нормативной цены земли на 2011 год", в котором указаны группы видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Так, в п. 2 Приложения, в число земель входят нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общеполезных ископаемых: глины, песка и другого. Поскольку указанный спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, но не относится к сельскохозяйственным угодьям, является нарушенными землями - щебнем, что подтверждается сведениями планшета N *** секции ***, где, под номером ***, спорный земельный участок имеет название "***" установление вида разрешенного использования указанного в постановлении N 595-п является законным и оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.
Доводы апелляционного представления не опровергают выводов суда, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводом суда, и по своей сути направлены на переоценку доказательств и несогласию с принятым решением, что не может являться основаниями для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 22 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Пономаревского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)