Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Карповой В.А., Альмашевой Г.Д.,
при участии:
главы крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной А.К. (паспорт),
при участии представителей:
крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны - Груздевой Е.И. (доверенность),
Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района - Гиниятуллиной А.Г. (доверенность от 09.01.2013),
Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района - Гиниятуллиной А.Г. (доверенность от 09.01.2013),
главы Тукаевского муниципального района - Гиниятуллиной А.Г. (доверенность от 02.02.2013),
крестьянского фермерского хозяйства Минеханова Минталипа Исмагиловича - Гайфуллиной Л.М. (доверенность от 10.11.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2012 (судья Мотрохин Е.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 01.04.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-13526/2011
по заявлению крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны, к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, с участием заинтересованных лиц: федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, крестьянского фермерского хозяйства Минеханова Минталипа Исмагиловича, о признании незаконными действий, об обязании немедленно подготовить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории, об обязании предоставить крестьянскому фермерскому хозяйству Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны в собственность бесплатно испрашиваемый земельный участок,
установил:
крестьянское фермерское хозяйство Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны (далее - заявитель, КФХ Хайруллиной А.К.) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - первый ответчик, Глава Тукаевского МР РТ), Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - второй ответчик, Исполком) и к Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - третий ответчик, Палата) о признании незаконными действий заместителя председателя Палаты Русского С.В. (согласно письму от 21.01.2011 N 154), руководителя Исполкома Асылгараева Р.В. (согласно письму от 20.05.2011 N 732), Главы Тукаевского МР РТ (согласно письму от 01.06.2011 N 532), выразившихся в передаче вопроса предоставления земли КФХ Хайруллиной А.К. на аукцион (муниципальное унитарное предприятие "Аукцион", общество с ограниченной ответственностью "АУКЦИОН-ГАРАНТ"); о признании бездействия Главы Тукаевского МР РТ, Исполкома, Палаты по непредоставлению земли в собственность Хайруллиной А.К. под развитие крестьянского фермерского хозяйства, без проведения торгов (конкурсов, аукционов), незаконным, и об обязании Главы Тукаевского МР РТ, Исполкома, Палаты предоставить в собственность Хайруллиной А.К. земельный участок для ведения крестьянского фермерского хозяйства, для чего утвердить и выдать план-схему расположения земельного участка, а после постановки земельного участка на кадастровый учет принять решение, без проведения торгов (конкурсов, аукционов), о предоставлении в собственность земельного участка и заключить с главой КФХ Хайруллиной А.К. договор купли-продажи на земельный участок.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель уточнил требования, которые были приняты судом.
Согласно уточненным требованиям заявитель просил признать незаконными действия заместителя председателя Палаты Русского С.В. (согласно письму от 21.01.2011 N 154), Руководителя Исполкома Асылгараева Р.В. (согласно письму от 20.05.2011 N 732), Главы Тукаевского МР РТ (согласно письму от 01.06.2011 N 532), выразившиеся в передаче вопроса предоставления земли КФХ Хайруллиной А.К. на аукцион (муниципальное унитарное предприятие "Аукцион", общество с ограниченной ответственностью "АУКЦИОН-ГАРАНТ"); обязать Главу Тукаевского МР РТ, Исполком, Палату немедленно подготовить и утвердить в установленном порядке схему расположения (испрашиваемого) земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, общей площадью 600 га, входящего в состав единого землепользования общей площадью 1374 га с кадастровым номером 16:39:00 00 00:332, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Мелекесское сельское поселение, и выдать его главе КФХ Хайруллиной А.К. для формирования межевого плана; обязать Главу, Исполком, Палату после постановки на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка предоставить КФХ Хайруллиной А.К. в собственность бесплатно (испрашиваемый) земельный участок общей площадью 600 га, выделенный из единого землепользования с кадастровым номером 16:39:00 00 00:332, согласно заявлениям от 03.11.2009, на имя главы Тукаевского МР РТ, 10.11.2009 на имя руководителя Исполкома, согласно решению Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2010 по делу N А65-5887/2010 с учетом заявления от 30.12.2010 за исх. N 265.
Также определением от 04.10.2011 судом в силу статьи 49 АПК РФ принято уточнение заявленных требований в части исключения из них требования об оспаривании бездействия ответчиков по непредоставлению в собственность земельного участка общей площадью 5 268 804,04 кв. м, состоящего из земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:011401:23 и 16:39:012201:2.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия заместителя председателя Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Русского С.В. (согласно письму от 21.01.2011 N 154), руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Асылгараева Р.В. (согласно письму от 20.05.2011 N 732), Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (согласно письму от 01.06.2011 N 532), выразившиеся в передаче вопроса предоставления земли крестьянскому фермерскому хозяйству Хайруллиной А.К. на аукцион (муниципальное унитарное предприятие "Аукцион", общество с ограниченной ответственностью "АУКЦИОН-ГАРАНТ").
При этом суд обязал ответчиков - Главу Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палату имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан устранить допущенное нарушение прав заявителя путем рассмотрения по существу письменного обращения заявителя от 10.11.2009 и принятия по нему предусмотренного законом решения.
В удовлетворении остальной части требований к первому, второму и третьему ответчикам судом первой инстанции отказано.
В кассационной жалобе КФХ Хайруллиной А.К. просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 отменить, принять новое решение, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, так как была подана одна их заявка на предоставление земельного участка в собственность. Заявление Минеханова М.И. от 28.09.2010 не является допустимым доказательством ввиду отсутствии регистрации в журнале входящей корреспонденции заявлений о предоставлении земли юридическим лицам или физическим лицам, а было зарегистрировано в журнале регистрации писем, поступающих из Министерств, Кабинета Министров и т.д.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 20.06.2013 объявлен перерыв до 13 часов 45 минут 27.06.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После перерыва судебное заседание продолжено 27.06.2013 в 13 часов 45 минут в том же составе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.10.2009 Хайруллиной А.К. было создано крестьянское (фермерское) хозяйство.
20 ноября 2009 года КФХ Хайруллиной А.К. включено по результатам конкурса в отраслевую целевую программу ведомства: "Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских хозяйств на 2009-2014 года".
КФХ Хайруллиной А.К. для сельскохозяйственного производства приобретен имущественный комплекс обанкротившегося хозяйства ПК им. Калинина (с. Мелекес).
КФХ Хайруллиной А.К. 11.11.2009 обратился к главе Тукаевского МР РТ с заявлением (от 03.11.2009 за исх. N 40) о выделении земельного участка (пашня) площадью 500 га на территории ПК им. Калинина.
Глава КФХ Хайруллиной А.К. 11.11.2009 обратилась к руководителю Исполкома (от 10.11.2009 за исх. N 41) о выделении земельного участка из государственных земель сельскохозяйственного назначения площадью 1339 га на территории ПК им. Калинина (с. Мелекес Тукаевского района Республики Татарстан), для ведения хозяйственной деятельности (т. 1, л.д. 22 - 23).
08 декабря 2009 года согласно письму заместителя председателя Палаты от 25.11.2009 N 2714, заявителем были направлены документы для приобщения к ранее поданным обращениям, в том числе схема испрашиваемого участка.
04 марта 2010 года заместителем председателя Палаты дан ответ за N 776 о том, что испрашиваемый земельный участок площадью 600 га, расположенный в районе Мелекесского сельского поселения, не может быть предоставлен ввиду наличия фактического землепользователя - общества с ограниченной ответственностью "Тукаевская продовольственная корпорация".
Не согласившись с вышеуказанным ответом, глава КФХ Хайруллина А.К. обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к главе Тукаевского МР РТ, Исполкому и к Палате о признании незаконным отказа заместителя председателя Палаты, изложенного в письме от 04.03.2010 за N 776, в предоставлении земли Хайруллиной А.К. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, признании незаконным бездействия главы Тукаевского МР РТ, Исполкома, Палаты и обязании ответчиков выделить Хайруллиной А.К. земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2010 по делу N А65-5887/2010 (т. 1, л.д. 30-34) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ заместителя председателя Палаты, изложенный в письме от 04.03.2010 N 776, в предоставлении земли Хайруллиной А.К. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; признал бездействие главы Тукаевского МР РТ, Исполкома, Палаты, выразившееся в не рассмотрении заявлений от 03.11.2009, поданного на имя главы Тукаевского МР РТ и от 10.11.2009, поданного на имя Руководителя Исполкома о предоставлении земли Хайруллиной А.К. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства незаконным; обязав устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления от 03.11.2009. Данное решение было оставлено в силе постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2011.
В дальнейшем заявитель обратился в адрес ответчиков с заявлением от 30.12.2010 исх. N 256 о предоставлении земли для сельхозпроизводства, общей площадью 13 747 182 кв. м из земель ПК им. Калинина в собственность, в ответ на которое третий ответчик сообщением от 21.01.2011 за N 154 ответил, что обращение переадресовано в муниципальное унитарное предприятие "Аукцион" для дальнейшей работы (т. 1, л.д. 47).
Заявитель 06.04.2011 обратился в адрес Отдела судебных приставов Управления службы судебных приставов России по Республике Татарстан по вопросу об обязании ответчиков рассмотреть по существу заявление о предоставлении земельного участка от 03.11.2009.
20 мая 2011 года за исх. N 732 Руководитель Исполкома Асылгараев Р.В. на требование судебного пристава-исполнителя Тукаевского районного отделения судебных приставов УФССП по РТ Заитова Ш.Д. сообщил, что согласно решению арбитражного суда от 11.10.2010 по делу N А65-5887/2010, допущенные нарушения в месячный срок были устранены, а именно рассмотрено заявление Хайруллиной А.К. от 03.11.2009 о предоставлении земли для ведения крестьянского фермерского хозяйства и направлено для дальнейшей работы в общество с ограниченной ответственностью "АУКЦИОН-ГАРАНТ" (т. 1, л.д. 51).
01 июня 2011 года за исх. N 532 глава Тукаевского МР РТ сообщил КФХ Хайруллиной А.К., что вопрос предоставления заявителю земли из бывших земель ПК им. Калинина должен быть разрешен через торги (аукцион), информация о которых будет опубликована (т. 1, л.д. 52).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд КФХ Хайруллиной А.К. с вышеуказанными требованиями.
Признавая незаконным действие заместителя председателя Палаты, бездействие главы Тукаевского МР РТ, Исполкома, выражающееся в отказе и непринятии в установленные законодательством сроки решения по обращению заявителя, суд отказал в удовлетворении заявления о принятии мер восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя путем возложения на главу Тукаевского МР РТ обязанности по подготовки и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. А после постановки на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, подготовки проекта договора купли-продажи направлении его в адрес заявителя. Суд исходил из того, что он не должен подменять орган власти в части полномочий по рассмотрению обращений о предоставлении земельных участков в собственность, не должен рассматривать заявление и предрешать решение органа власти по указанному вопросу, отнесенному к их компетенции.
Однако судом не принято во внимание следующее, что суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Однако суды первой и апелляционной инстанций, признав, что оспариваемые отказы и бездействие являются незаконными, не восстановили нарушенные права КФХ Хайруллиной А.К. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем отказ в удовлетворении в части обязания в восстановлении нарушенного права КФХ Хайруллиной А.К. подготовить и выдать схему расположения на кадастровом плане земельного участка для формирования межевого плана и в предоставлении в собственность земельного участка не мотивирован судами в обжалованных судебных актах.
Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя в части обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Общий порядок передачи в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в собственность или аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность или аренду, такие земельные участки предоставляются в собственность или аренду на торгах (статья 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Между тем предусмотрен и упрощенный порядок передачи земель сельскохозяйственного назначения в аренду.
В части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. На территории Российской Федерации таким законом для граждан, изъявивших желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, является Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (пункт 1 статьи 81 ЗК РФ), который определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств. Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве). Они введены законодателем с целью обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Согласно статье 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, Законом о фермерском хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, урегулирован в статье 12 Закона о фермерском хозяйстве. В силу указанной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в собственность или аренду.
В рамках дела N А65-5887/2010 установив, что глава КФХ Хайруллина А.К. обратилась с заявлениями в администрацию о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, суд пришел к выводу, что КФХ Хайруллиной А.К. предоставлено такое право на основании порядка, установленного специальным Законом о фермерском хозяйстве, поэтому признал отказ в предоставлении земельного участка КФХ Хайруллиной А.К. незаконным. При этом суд установил, что на момент обращения Главы хозяйства в ноябре 2009 года с заявлениями о предоставлении участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства аналогичные заявления от иных заинтересованных лиц в указанный орган не поступали.
При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями статьи 16 АПК РФ судебная коллегия полагает, что установленные судом при рассмотрении дела N А65-5887/2010 юридические факты должны быть учтены при рассмотрении настоящего дела.
Поэтому последующая заявка Миниханова М.И. в сентябре 2010 года, в том числе после публикации в газете о торгах, не может рассматриваться в данном случае как множественность лиц, претендующих на один земельный участок. Данная ситуация сложилась из-за длительного игнорирования уполномоченным органом законных требований КФХ Хайруллиной А.К. в 2009 году.
Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и субъектный состав предопределяют необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду. Нормы Закона о фермерском хозяйстве, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые в связи с этим не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что право подлежит восстановлению на момент его нарушения, поэтому отказ органа местного самоуправления со ссылкой на необходимость выставления испрашиваемого участка на торги является незаконным (статья 81 Кодекса, статья 12 Закона о фермерском хозяйстве).
Оспариваемые (неправомерные) действия администрации повлекли нарушение прав и интересов Главы хозяйства, лишенного возможности приобрести земельный участок по процедуре, установленной специальным законом.
Коллегия не согласна с выводом суда о том, что заявление от 30.12.2010 за исходящим N 265 носило самостоятельный характер. Все поданные заявления КФХ Хайруллиной А.К. касались одного предмета о предоставлении ей земельного участка на землях бывшего ПК им. Калинина (с. Мелекес) Тукаевского района, чье имущество она приобрела для ведения сельскохозяйственного производства. Поэтому подача дополнительных заявлений, в связи с тем, что уполномоченные лица во всех инстанциях бездействовали, не может рассматриваться, как заявление носящего самостоятельный характер.
Правомерно отклонен судами довод главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и крестьянского фермерского хозяйства Минеханова М.И. о том, что при рассмотрении дела суд не учел, что согласно статье 2 Закона Республики Татарстан от 06.08.2003 N 28-ЗРТ "О приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Татарстан" максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, не может превышать 25 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков; в собственности Хайруллиной А.К. согласно выписке из ЕГРИП от 28.04.2012 N 16-0-1-116/4005/2012-187 находятся земли сельскохозяйственного назначения площадью более 814 га; Хайруллиной А.К. и Хайруллину Ф.Ш., как руководителям общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тимерхан", принадлежит более 1009 га земли сельскохозяйственного назначения, подлежит отклонению.
В материалы дела не представлено сведений об общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Также следует отметить, что в рамках данного дела заинтересованные лица не представили доказательств, свидетельствующих о том, что размер спорного участка не соответствует экономическим возможностям хозяйства, а также видам, осуществляемой им деятельности (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Статья 29 ЗК РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из Устава муниципального образования "Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан", принятого решением представительного органа муниципального образования Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан от 08.12.2005 N 3/2, следует, что органом муниципального образования, уполномоченным на управление муниципальным имуществом, в том числе земельными участками на территории района является Палата (статья 54 Устава). Аналогичные полномочия предоставлены и Исполкому района (статья 44, пар. 2 Устава).
В то же время Глава района в силу статьи 39 Устава обеспечивает необходимое взаимодействие органов местного самоуправления района.
Согласно пункту 3 порядка предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством на территории Тукаевского муниципального района, утвержденного решением Совета муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" от 28.05.2008 N 24/13 и действовавшим на момент обращения с заявлением КФХ Хайруллиной А.К. предоставление и приобретение земельных участков для создания и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется с учетом правил, установленных Федеральным законом от 11.06.2003 N 74 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В настоящее время, согласно пункту 2.4 положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Тукаевского муниципального района, утвержденного решением Совета муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" от 28.11.2012 N 17/8 при поступлении двух и более заявок на один земельный участок такой земельный участок должен быть предоставлен лицу, подавшему заявление ранее других (при условии выполнения требований законодательства: соответствие целей предполагаемого использования вида разрешенного использования, соответствия размера и местонахождения и иным требованиям и т.п.). Иным заявителям могут быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право на повторное обращение о предоставлении иного земельного участка.
Изложенная правовая позиция о порядке предоставления крестьянским фермерским хозяйствам земельных участков для осуществления их деятельности соответствует сложившейся судебно - арбитражной практике, в частности в Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа при рассмотрении аналогичных дел (постановления от 17.07.2009 по делу N А32-22125/2008, от 28.07.2009 по делу N А32-22126/2008, от 31.07.2009 по делу N А32-22127/2008, от 05.02.2010 по делу N А63-6672/2009, от 01.03.2012 по делу N А63-3652/2011, от 13.05.2011 по делу N А63-4449/2010, в Федеральном арбитражном суде Центрального округа от 02.09.2010 по делу N А14-5420/2009-109/22 и от 08.02.2011 по делу N А14-4012/2010/114/23, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2011 по делу N А06-4865/2010). Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2011 N ВАС-731/11 в передаче дела N А63-4449/10 для пересмотра судебных актов в порядке надзора отказано. В Определении от 03.10.2011 N ВАС-12331/11 по делу N А06-4865/2010 коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указала на соответствие вывода судебных инстанций о необходимости применения к отношениям сторон норм статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве сложившейся арбитражной практике, с учетом отсутствия на момент обращения в администрацию главы крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении спорного земельного участка иных лиц.
С учетом вышеизложенного заявленные требования КФХ Хайруллиной А.К. о подготовке и выдачи схемы расположения на кадастровом плане земельного участка для формирования межевого плана и предоставлении в собственность земельного участка, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А65-13526/2011 в части отказа в удовлетворении требований крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны отменить. В указанной части принять новый судебный акт.
Обязать главу Тукаевского муниципального района Республики Татарстан на основании заявления крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны совершить действия по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане общей площадью 600 га, входящего в состав землепользования общей площадью 1374 га с кадастровым номером 16:39:00 00 00:332, расположенного по адресу: Тукаевский район, Мелекесское поселение, для формирования межевого плана.
Обязать главу Тукаевского муниципального района Республики Татарстан после постановки на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении крестьянскому фермерскому хозяйству Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны в собственность земельного участка общей площадью 600 га, входящего в состав землепользования общей площадью 1374 га с кадастровым номером 16:39:00 00 00:332, расположенного по адресу: Тукаевский район, Мелекесское поселение, подготовить и направить в адрес крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны проект договора купли-продажи данного земельного участка.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А65-13526/2011 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N А65-13526/2011
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N А65-13526/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Карповой В.А., Альмашевой Г.Д.,
при участии:
главы крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной А.К. (паспорт),
при участии представителей:
крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны - Груздевой Е.И. (доверенность),
Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района - Гиниятуллиной А.Г. (доверенность от 09.01.2013),
Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района - Гиниятуллиной А.Г. (доверенность от 09.01.2013),
главы Тукаевского муниципального района - Гиниятуллиной А.Г. (доверенность от 02.02.2013),
крестьянского фермерского хозяйства Минеханова Минталипа Исмагиловича - Гайфуллиной Л.М. (доверенность от 10.11.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2012 (судья Мотрохин Е.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 01.04.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-13526/2011
по заявлению крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны, к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, с участием заинтересованных лиц: федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, крестьянского фермерского хозяйства Минеханова Минталипа Исмагиловича, о признании незаконными действий, об обязании немедленно подготовить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории, об обязании предоставить крестьянскому фермерскому хозяйству Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны в собственность бесплатно испрашиваемый земельный участок,
установил:
крестьянское фермерское хозяйство Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны (далее - заявитель, КФХ Хайруллиной А.К.) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - первый ответчик, Глава Тукаевского МР РТ), Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - второй ответчик, Исполком) и к Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - третий ответчик, Палата) о признании незаконными действий заместителя председателя Палаты Русского С.В. (согласно письму от 21.01.2011 N 154), руководителя Исполкома Асылгараева Р.В. (согласно письму от 20.05.2011 N 732), Главы Тукаевского МР РТ (согласно письму от 01.06.2011 N 532), выразившихся в передаче вопроса предоставления земли КФХ Хайруллиной А.К. на аукцион (муниципальное унитарное предприятие "Аукцион", общество с ограниченной ответственностью "АУКЦИОН-ГАРАНТ"); о признании бездействия Главы Тукаевского МР РТ, Исполкома, Палаты по непредоставлению земли в собственность Хайруллиной А.К. под развитие крестьянского фермерского хозяйства, без проведения торгов (конкурсов, аукционов), незаконным, и об обязании Главы Тукаевского МР РТ, Исполкома, Палаты предоставить в собственность Хайруллиной А.К. земельный участок для ведения крестьянского фермерского хозяйства, для чего утвердить и выдать план-схему расположения земельного участка, а после постановки земельного участка на кадастровый учет принять решение, без проведения торгов (конкурсов, аукционов), о предоставлении в собственность земельного участка и заключить с главой КФХ Хайруллиной А.К. договор купли-продажи на земельный участок.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель уточнил требования, которые были приняты судом.
Согласно уточненным требованиям заявитель просил признать незаконными действия заместителя председателя Палаты Русского С.В. (согласно письму от 21.01.2011 N 154), Руководителя Исполкома Асылгараева Р.В. (согласно письму от 20.05.2011 N 732), Главы Тукаевского МР РТ (согласно письму от 01.06.2011 N 532), выразившиеся в передаче вопроса предоставления земли КФХ Хайруллиной А.К. на аукцион (муниципальное унитарное предприятие "Аукцион", общество с ограниченной ответственностью "АУКЦИОН-ГАРАНТ"); обязать Главу Тукаевского МР РТ, Исполком, Палату немедленно подготовить и утвердить в установленном порядке схему расположения (испрашиваемого) земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, общей площадью 600 га, входящего в состав единого землепользования общей площадью 1374 га с кадастровым номером 16:39:00 00 00:332, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Мелекесское сельское поселение, и выдать его главе КФХ Хайруллиной А.К. для формирования межевого плана; обязать Главу, Исполком, Палату после постановки на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка предоставить КФХ Хайруллиной А.К. в собственность бесплатно (испрашиваемый) земельный участок общей площадью 600 га, выделенный из единого землепользования с кадастровым номером 16:39:00 00 00:332, согласно заявлениям от 03.11.2009, на имя главы Тукаевского МР РТ, 10.11.2009 на имя руководителя Исполкома, согласно решению Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2010 по делу N А65-5887/2010 с учетом заявления от 30.12.2010 за исх. N 265.
Также определением от 04.10.2011 судом в силу статьи 49 АПК РФ принято уточнение заявленных требований в части исключения из них требования об оспаривании бездействия ответчиков по непредоставлению в собственность земельного участка общей площадью 5 268 804,04 кв. м, состоящего из земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:011401:23 и 16:39:012201:2.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия заместителя председателя Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Русского С.В. (согласно письму от 21.01.2011 N 154), руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Асылгараева Р.В. (согласно письму от 20.05.2011 N 732), Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (согласно письму от 01.06.2011 N 532), выразившиеся в передаче вопроса предоставления земли крестьянскому фермерскому хозяйству Хайруллиной А.К. на аукцион (муниципальное унитарное предприятие "Аукцион", общество с ограниченной ответственностью "АУКЦИОН-ГАРАНТ").
При этом суд обязал ответчиков - Главу Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палату имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан устранить допущенное нарушение прав заявителя путем рассмотрения по существу письменного обращения заявителя от 10.11.2009 и принятия по нему предусмотренного законом решения.
В удовлетворении остальной части требований к первому, второму и третьему ответчикам судом первой инстанции отказано.
В кассационной жалобе КФХ Хайруллиной А.К. просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 отменить, принять новое решение, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, так как была подана одна их заявка на предоставление земельного участка в собственность. Заявление Минеханова М.И. от 28.09.2010 не является допустимым доказательством ввиду отсутствии регистрации в журнале входящей корреспонденции заявлений о предоставлении земли юридическим лицам или физическим лицам, а было зарегистрировано в журнале регистрации писем, поступающих из Министерств, Кабинета Министров и т.д.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 20.06.2013 объявлен перерыв до 13 часов 45 минут 27.06.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После перерыва судебное заседание продолжено 27.06.2013 в 13 часов 45 минут в том же составе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.10.2009 Хайруллиной А.К. было создано крестьянское (фермерское) хозяйство.
20 ноября 2009 года КФХ Хайруллиной А.К. включено по результатам конкурса в отраслевую целевую программу ведомства: "Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских хозяйств на 2009-2014 года".
КФХ Хайруллиной А.К. для сельскохозяйственного производства приобретен имущественный комплекс обанкротившегося хозяйства ПК им. Калинина (с. Мелекес).
КФХ Хайруллиной А.К. 11.11.2009 обратился к главе Тукаевского МР РТ с заявлением (от 03.11.2009 за исх. N 40) о выделении земельного участка (пашня) площадью 500 га на территории ПК им. Калинина.
Глава КФХ Хайруллиной А.К. 11.11.2009 обратилась к руководителю Исполкома (от 10.11.2009 за исх. N 41) о выделении земельного участка из государственных земель сельскохозяйственного назначения площадью 1339 га на территории ПК им. Калинина (с. Мелекес Тукаевского района Республики Татарстан), для ведения хозяйственной деятельности (т. 1, л.д. 22 - 23).
08 декабря 2009 года согласно письму заместителя председателя Палаты от 25.11.2009 N 2714, заявителем были направлены документы для приобщения к ранее поданным обращениям, в том числе схема испрашиваемого участка.
04 марта 2010 года заместителем председателя Палаты дан ответ за N 776 о том, что испрашиваемый земельный участок площадью 600 га, расположенный в районе Мелекесского сельского поселения, не может быть предоставлен ввиду наличия фактического землепользователя - общества с ограниченной ответственностью "Тукаевская продовольственная корпорация".
Не согласившись с вышеуказанным ответом, глава КФХ Хайруллина А.К. обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к главе Тукаевского МР РТ, Исполкому и к Палате о признании незаконным отказа заместителя председателя Палаты, изложенного в письме от 04.03.2010 за N 776, в предоставлении земли Хайруллиной А.К. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, признании незаконным бездействия главы Тукаевского МР РТ, Исполкома, Палаты и обязании ответчиков выделить Хайруллиной А.К. земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2010 по делу N А65-5887/2010 (т. 1, л.д. 30-34) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ заместителя председателя Палаты, изложенный в письме от 04.03.2010 N 776, в предоставлении земли Хайруллиной А.К. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; признал бездействие главы Тукаевского МР РТ, Исполкома, Палаты, выразившееся в не рассмотрении заявлений от 03.11.2009, поданного на имя главы Тукаевского МР РТ и от 10.11.2009, поданного на имя Руководителя Исполкома о предоставлении земли Хайруллиной А.К. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства незаконным; обязав устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления от 03.11.2009. Данное решение было оставлено в силе постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2011.
В дальнейшем заявитель обратился в адрес ответчиков с заявлением от 30.12.2010 исх. N 256 о предоставлении земли для сельхозпроизводства, общей площадью 13 747 182 кв. м из земель ПК им. Калинина в собственность, в ответ на которое третий ответчик сообщением от 21.01.2011 за N 154 ответил, что обращение переадресовано в муниципальное унитарное предприятие "Аукцион" для дальнейшей работы (т. 1, л.д. 47).
Заявитель 06.04.2011 обратился в адрес Отдела судебных приставов Управления службы судебных приставов России по Республике Татарстан по вопросу об обязании ответчиков рассмотреть по существу заявление о предоставлении земельного участка от 03.11.2009.
20 мая 2011 года за исх. N 732 Руководитель Исполкома Асылгараев Р.В. на требование судебного пристава-исполнителя Тукаевского районного отделения судебных приставов УФССП по РТ Заитова Ш.Д. сообщил, что согласно решению арбитражного суда от 11.10.2010 по делу N А65-5887/2010, допущенные нарушения в месячный срок были устранены, а именно рассмотрено заявление Хайруллиной А.К. от 03.11.2009 о предоставлении земли для ведения крестьянского фермерского хозяйства и направлено для дальнейшей работы в общество с ограниченной ответственностью "АУКЦИОН-ГАРАНТ" (т. 1, л.д. 51).
01 июня 2011 года за исх. N 532 глава Тукаевского МР РТ сообщил КФХ Хайруллиной А.К., что вопрос предоставления заявителю земли из бывших земель ПК им. Калинина должен быть разрешен через торги (аукцион), информация о которых будет опубликована (т. 1, л.д. 52).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд КФХ Хайруллиной А.К. с вышеуказанными требованиями.
Признавая незаконным действие заместителя председателя Палаты, бездействие главы Тукаевского МР РТ, Исполкома, выражающееся в отказе и непринятии в установленные законодательством сроки решения по обращению заявителя, суд отказал в удовлетворении заявления о принятии мер восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя путем возложения на главу Тукаевского МР РТ обязанности по подготовки и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. А после постановки на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, подготовки проекта договора купли-продажи направлении его в адрес заявителя. Суд исходил из того, что он не должен подменять орган власти в части полномочий по рассмотрению обращений о предоставлении земельных участков в собственность, не должен рассматривать заявление и предрешать решение органа власти по указанному вопросу, отнесенному к их компетенции.
Однако судом не принято во внимание следующее, что суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Однако суды первой и апелляционной инстанций, признав, что оспариваемые отказы и бездействие являются незаконными, не восстановили нарушенные права КФХ Хайруллиной А.К. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем отказ в удовлетворении в части обязания в восстановлении нарушенного права КФХ Хайруллиной А.К. подготовить и выдать схему расположения на кадастровом плане земельного участка для формирования межевого плана и в предоставлении в собственность земельного участка не мотивирован судами в обжалованных судебных актах.
Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя в части обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Общий порядок передачи в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в собственность или аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность или аренду, такие земельные участки предоставляются в собственность или аренду на торгах (статья 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Между тем предусмотрен и упрощенный порядок передачи земель сельскохозяйственного назначения в аренду.
В части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. На территории Российской Федерации таким законом для граждан, изъявивших желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, является Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (пункт 1 статьи 81 ЗК РФ), который определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств. Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве). Они введены законодателем с целью обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Согласно статье 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, Законом о фермерском хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, урегулирован в статье 12 Закона о фермерском хозяйстве. В силу указанной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в собственность или аренду.
В рамках дела N А65-5887/2010 установив, что глава КФХ Хайруллина А.К. обратилась с заявлениями в администрацию о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, суд пришел к выводу, что КФХ Хайруллиной А.К. предоставлено такое право на основании порядка, установленного специальным Законом о фермерском хозяйстве, поэтому признал отказ в предоставлении земельного участка КФХ Хайруллиной А.К. незаконным. При этом суд установил, что на момент обращения Главы хозяйства в ноябре 2009 года с заявлениями о предоставлении участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства аналогичные заявления от иных заинтересованных лиц в указанный орган не поступали.
При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями статьи 16 АПК РФ судебная коллегия полагает, что установленные судом при рассмотрении дела N А65-5887/2010 юридические факты должны быть учтены при рассмотрении настоящего дела.
Поэтому последующая заявка Миниханова М.И. в сентябре 2010 года, в том числе после публикации в газете о торгах, не может рассматриваться в данном случае как множественность лиц, претендующих на один земельный участок. Данная ситуация сложилась из-за длительного игнорирования уполномоченным органом законных требований КФХ Хайруллиной А.К. в 2009 году.
Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и субъектный состав предопределяют необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду. Нормы Закона о фермерском хозяйстве, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые в связи с этим не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что право подлежит восстановлению на момент его нарушения, поэтому отказ органа местного самоуправления со ссылкой на необходимость выставления испрашиваемого участка на торги является незаконным (статья 81 Кодекса, статья 12 Закона о фермерском хозяйстве).
Оспариваемые (неправомерные) действия администрации повлекли нарушение прав и интересов Главы хозяйства, лишенного возможности приобрести земельный участок по процедуре, установленной специальным законом.
Коллегия не согласна с выводом суда о том, что заявление от 30.12.2010 за исходящим N 265 носило самостоятельный характер. Все поданные заявления КФХ Хайруллиной А.К. касались одного предмета о предоставлении ей земельного участка на землях бывшего ПК им. Калинина (с. Мелекес) Тукаевского района, чье имущество она приобрела для ведения сельскохозяйственного производства. Поэтому подача дополнительных заявлений, в связи с тем, что уполномоченные лица во всех инстанциях бездействовали, не может рассматриваться, как заявление носящего самостоятельный характер.
Правомерно отклонен судами довод главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и крестьянского фермерского хозяйства Минеханова М.И. о том, что при рассмотрении дела суд не учел, что согласно статье 2 Закона Республики Татарстан от 06.08.2003 N 28-ЗРТ "О приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Татарстан" максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, не может превышать 25 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков; в собственности Хайруллиной А.К. согласно выписке из ЕГРИП от 28.04.2012 N 16-0-1-116/4005/2012-187 находятся земли сельскохозяйственного назначения площадью более 814 га; Хайруллиной А.К. и Хайруллину Ф.Ш., как руководителям общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тимерхан", принадлежит более 1009 га земли сельскохозяйственного назначения, подлежит отклонению.
В материалы дела не представлено сведений об общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Также следует отметить, что в рамках данного дела заинтересованные лица не представили доказательств, свидетельствующих о том, что размер спорного участка не соответствует экономическим возможностям хозяйства, а также видам, осуществляемой им деятельности (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Статья 29 ЗК РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из Устава муниципального образования "Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан", принятого решением представительного органа муниципального образования Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан от 08.12.2005 N 3/2, следует, что органом муниципального образования, уполномоченным на управление муниципальным имуществом, в том числе земельными участками на территории района является Палата (статья 54 Устава). Аналогичные полномочия предоставлены и Исполкому района (статья 44, пар. 2 Устава).
В то же время Глава района в силу статьи 39 Устава обеспечивает необходимое взаимодействие органов местного самоуправления района.
Согласно пункту 3 порядка предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством на территории Тукаевского муниципального района, утвержденного решением Совета муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" от 28.05.2008 N 24/13 и действовавшим на момент обращения с заявлением КФХ Хайруллиной А.К. предоставление и приобретение земельных участков для создания и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется с учетом правил, установленных Федеральным законом от 11.06.2003 N 74 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В настоящее время, согласно пункту 2.4 положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Тукаевского муниципального района, утвержденного решением Совета муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" от 28.11.2012 N 17/8 при поступлении двух и более заявок на один земельный участок такой земельный участок должен быть предоставлен лицу, подавшему заявление ранее других (при условии выполнения требований законодательства: соответствие целей предполагаемого использования вида разрешенного использования, соответствия размера и местонахождения и иным требованиям и т.п.). Иным заявителям могут быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право на повторное обращение о предоставлении иного земельного участка.
Изложенная правовая позиция о порядке предоставления крестьянским фермерским хозяйствам земельных участков для осуществления их деятельности соответствует сложившейся судебно - арбитражной практике, в частности в Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа при рассмотрении аналогичных дел (постановления от 17.07.2009 по делу N А32-22125/2008, от 28.07.2009 по делу N А32-22126/2008, от 31.07.2009 по делу N А32-22127/2008, от 05.02.2010 по делу N А63-6672/2009, от 01.03.2012 по делу N А63-3652/2011, от 13.05.2011 по делу N А63-4449/2010, в Федеральном арбитражном суде Центрального округа от 02.09.2010 по делу N А14-5420/2009-109/22 и от 08.02.2011 по делу N А14-4012/2010/114/23, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2011 по делу N А06-4865/2010). Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2011 N ВАС-731/11 в передаче дела N А63-4449/10 для пересмотра судебных актов в порядке надзора отказано. В Определении от 03.10.2011 N ВАС-12331/11 по делу N А06-4865/2010 коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указала на соответствие вывода судебных инстанций о необходимости применения к отношениям сторон норм статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве сложившейся арбитражной практике, с учетом отсутствия на момент обращения в администрацию главы крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении спорного земельного участка иных лиц.
С учетом вышеизложенного заявленные требования КФХ Хайруллиной А.К. о подготовке и выдачи схемы расположения на кадастровом плане земельного участка для формирования межевого плана и предоставлении в собственность земельного участка, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А65-13526/2011 в части отказа в удовлетворении требований крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны отменить. В указанной части принять новый судебный акт.
Обязать главу Тукаевского муниципального района Республики Татарстан на основании заявления крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны совершить действия по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане общей площадью 600 га, входящего в состав землепользования общей площадью 1374 га с кадастровым номером 16:39:00 00 00:332, расположенного по адресу: Тукаевский район, Мелекесское поселение, для формирования межевого плана.
Обязать главу Тукаевского муниципального района Республики Татарстан после постановки на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении крестьянскому фермерскому хозяйству Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны в собственность земельного участка общей площадью 600 га, входящего в состав землепользования общей площадью 1374 га с кадастровым номером 16:39:00 00 00:332, расположенного по адресу: Тукаевский район, Мелекесское поселение, подготовить и направить в адрес крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны проект договора купли-продажи данного земельного участка.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А65-13526/2011 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)