Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.11.2013 ПО ДЕЛУ N 4-А-256

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. по делу N 4-а-256


Заместитель председателя Тамбовского областного суда Коропенко Л.Е.,
рассмотрев в порядке надзора жалобу представителя по доверенности администрации г. Тамбова Ф. (далее - Администрация) на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 08 августа 2013 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 30 сентября 2013 года, вынесенных в отношении Администрации по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ,

установил:

*** года *** отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора *** в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 08 августа 2013 года Администрация признана виновной в совершении вышеуказанного административного правонарушения с назначением наказания в виде административного штрафа в размере ***.
Решением судьи Тамбовского областного суда от 30 сентября 2013 года названное постановление оставлено без изменения, жалоба представителя Администрации Ф. - без удовлетворения.
В жалобе в порядке надзора представитель Администрации по доверенности Ф. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
Утверждает, что со своей стороны Администрацией были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых она привлекается к административной ответственности.
Указывает, что Администрация не имеет права в принудительном порядке обязать управляющие компании, специализированные организации, осуществляющие вывоз ТБО, КГО, а также собственников жилья заключать договор аренды земельного участка под контейнерной площадкой, либо включить в общее имущество собственников данный участок, так как это является нарушением п. 1 ст. 421 ГК РФ, согласно которого граждане и юридические лица свободны в заключение договора.
Ссылаясь на п. 26 Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и применения", п. 6 ст. 4 Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов от 15 апреля 2009 года N 949, обращает внимание на то, что согласно п. 2 ст. 4 Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов, юридические и физические лица - собственники, арендаторы или владельцы земельных участков и строений или уполномоченные ими лица обязаны организовывать регулярную уборку собственных территорий. Уполномоченные лица - получатели субвенций на выполнение работ по санитарному содержанию территорий, прилегающих к многоквартирным домам и не входящих в состав общего имущества. Получателями субсидий по договору о предоставлении субсидий на проведение работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, является О. "Т.Ж.".
Полагает, что Администрация своевременно отслеживает и принимает меры по устранению нарушений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов. С учетом данных обстоятельств, считает, что в действиях Администрации отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Изучив дело, доводы жалобы, не нахожу оснований для ее удовлетворения.
В соответствие со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ч. 3 ст. 3 Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов, являющегося приложением к Правилам благоустройства и содержания территорий городского округа - город Тамбов, утв. решением Тамбовской городской Думы N 949 от 15 апреля 2009 года в системе управления в области обращения с отходами администрация города Тамбова:
1) организует сбор отходов в соответствии с Положением;
2) организует вывоз, утилизацию и переработку отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов;
3) создает комиссию по размещению контейнерных площадок;
4) определяет местоположение и обеспечивает рациональное размещение мест сбора отходов;
5) ведет реестр контейнерных площадок для сбора отходов, осуществляет наблюдение за их состоянием;
6) принимает меры по предотвращению образования мест несанкционированного размещения отходов;
7) осуществляет мониторинг эффективности реализации Положения;
8) взаимодействует по вопросам обращения с отходами с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области, соответствующими органами исполнительной власти Тамбовской области;
9) решает иные вопросы в области обращения с отходами, отнесенные действующим законодательством, Уставом города Тамбова, решениями Тамбовской городской Думы к компетенции администрации города Тамбова.
Согласно п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2 названного СанПиН).
В соответствии с пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Учитывая указанные положения правовых норм, судебные инстанции правильно пришли к выводу, что к компетенции Администрации как органа местного самоуправления относится контроль за соблюдением на территории муниципального образования требований санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществление организации деятельности в области обращения с отходами, их сбора и вывоза.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Как следует из материалов дела, *** года при проведении проверки в отношении Администрации были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в ненадлежащей организации сбора бытовых отходов, находящихся на земельном участке, являющемся муниципальной собственностью. Так, контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. ***, установлено 10 контейнеров для сбора твердых бытовых отходов при норме не более пяти контейнеров, что является нарушением ст. ст. 11, 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Администрации в совершении административного правонарушения установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств принятия Администрацией своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Администрации объективной возможности для соблюдения требований санитарного законодательства (в части обеспечения, организации и контроля за санитарной очисткой, уборкой территории), материалы дела не содержат.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, прихожу к выводу о том, что вина Администрации доказана.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Администрация привлечена к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в минимальном размере санкции ст. 6.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы в порядке надзора были предметом исследования предыдущих судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки не имеется.
При таком положении обжалуемые судебные постановления являются законными и обоснованным, подлежат оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,

постановил:

Решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 08 августа 2013 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 30 сентября 2013 года оставить без изменения, жалобу в порядке надзора представителя администрации г. Тамбова - без удовлетворения.

Заместитель председателя
Тамбовского областного суда
Л.Е.КОРОПЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)