Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.12.2012 ПО ДЕЛУ N 3-43/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2012 г. по делу N 3-43/2012


Псковский областной суд в составе:
председательствующего судьи Анашкиной М.М.,
при секретаре Г.К.,
с участием:
прокурора Сурусова А.Е.,
заявителя И.Я.,
представителя Администрации Псковской области Н.М.,
представителя Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление И.Я. о признании недействующим Постановления Администрации Псковской области от 06 декабря 2007 года N 435 "О порядке принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена" в части неправомерного ограничения прав граждан на предоставление земельных участков в городе Пскове для целей, не связанных со строительством, в собственность за плату,

установил:

Постановлением Администрации Псковской области от 06 декабря 2007 года N 435 утвержден Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена (далее Порядок).
Порядок состоит из 9 разделов, которые предусматривают процедуры предоставления земельных участков для строительства (с 1 по 4 раздел), продажи земельных участков собственникам расположенных на них объектов (5 раздел), предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (6 раздел), предоставления земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения (7 раздел), предоставления земельных участков для строительства в аренду на новый срок (8 раздел), предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан (9 раздел).
Пунктом 3.1 данного постановления установлено, что Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям в отношении земельных участков, находящихся в г. Пскове, государственная собственность на которые не разграничена, принимает решения о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
И.Я. обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановления Администрации Псковской области от 06 декабря 2007 года N 435 "О порядке принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена" в части неправомерного ограничения прав граждан на предоставление земельных участков в городе Пскове для целей, не связанных со строительством, в собственность за плату.
В обоснование заявления указал, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок, площадью 500 кв. м, с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, в целях размещения огорода.
09 июля 2012 года он обратился в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям с заявлением о передаче арендуемого земельного участка в собственность за плату.
Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, рассмотрев заявление, письмом от 26 июля 2012 года N 1/4/п - 7460 отказал заявителю, мотивируя свой отказ тем, что в соответствии с действующим на территории г. Пскова постановлением Администрации Псковской области от 06 декабря 2007 года N 435 "О порядке принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена" земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются только на праве аренды.
По мнению заявителя, указанное постановление, ограничивающее право на приобретение в собственность земельного участка, противоречит требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, согласно которым органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуру предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность и нарушает право заявителя на предоставление земельного участка в собственность за плату, которое закреплено ст. 28 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании И.Я. поддержал заявленные требования, пояснил, что отсутствие в оспариваемом постановлении норм, регулирующих порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность за плату нарушает его права на приобретение соответствующего права на земельный участок.
Представитель Администрации Псковской области Н.М. с заявленными требованиями не согласилась, поддержала позицию, изложенную в представленных в суд письменных возражениях, пояснила, что оспариваемое постановление принято в рамках предоставленных Администрации Псковской области полномочий, не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствие в оспариваемом постановлении правового регулирования передачи земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность за плату не ограничивает и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку такой порядок предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Представитель Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям И.Д. с заявленными требованиями не согласилась, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях, полагала, что оспариваемое постановление не ограничивает прав заявителя на предоставление земельного участка в собственность.
Прокурор Сурусов А.Е. в заключении указал, что оспариваемое постановление издано в пределах компетенции Администрации Псковской области, с соблюдением порядка принятия, введения в действие и опубликования. В оспариваемом акте отсутствует законодательное урегулирование предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность за плату, поэтому имеющийся пробел правового регулирования не позволяет сделать вывод о несоответствии оспариваемого акта федеральному законодательству. У суда отсутствуют основания для признания этого акта недействующим, поскольку иное суждение означало бы необходимость включения в оспариваемое постановление положений, регулирующих вопросы предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность, что противоречило бы принципу разделения властей, закрепленному ст. 10 Конституции Российской Федерации, и означало бы вмешательство в правотворческую деятельность субъекта Российской Федерации. В связи с этим полагал, что в удовлетворении заявления И.Я. следует отказать.
Изучив материалы дела, выслушав заявителя И.Я., представителей Администрации Псковской области Н.М. и Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям И.Д., заключение прокурора Сурусова А.Е., суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Согласно п.п. "в, г, к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с положениями п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 1 Закона Псковской области от 15 июля 2010 года N 995-ОЗ "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Пскове осуществляется Администрацией области или уполномоченным ею органом исполнительной власти области.
Статья 2 данного Закона предусматривает, что принятие решений по распоряжению земельными участками, указанными в статье 1 настоящего Закона, осуществляется в порядке, устанавливаемом Администрацией области.
Постановлением Администрации Псковской области от 06 декабря 2007 года N 435 утвержден Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена.
Данное постановление опубликовано в газете "Псковская правда" NN 262-263 за 14 декабря 2007 года, вступило в законную силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (п. 5 постановления), т.е. 25 декабря 2007 года, что соответствует требованиям ст.ст. 3, 4 Закона Псковской области от 12 февраля 2003 года N 242-ОЗ "О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области".
В постановление внесены изменения и дополнения постановлениями Администрации Псковской области от 20 марта 2008 года N 78, от 01 июня 2011 года N 199, от 24 октября 2011 года N 420, от 22 декабря 2011 года N 525 и от 12 октября 2012 года N 542, которые опубликованы в газете "Псковская правда" N 72-73 за 25 марта 2008 года, N 105-106 за 10 июня 2011 года, N 231 за 18 ноября 2011 года, N 3 за 12 января 2012 года, N 233 за 18 октября 2012 года соответственно.
В соответствии со ст. 51 Устава Псковской области, принятого постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 29 марта 2001 года N 699, Администрация области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов области издает постановления и распоряжения.
Исходя из вышеизложенного, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Администрации Псковской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
На основании договора аренды земельного участка от 18 мая 2011 года N 50, заключенного между Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям и И.Я., последнему передан в пользование на условиях аренды сроком на 5 лет земельный участок из земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер <...> площадью 500 кв. м, с местоположением: <...>, для использования под огород.
Имея намерение приобрести указанный участок в собственность, И.Я. обратился в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям с соответствующим заявлением.
Письмом от 26 июля 2012 года N 1/4/п-7460 Государственной комитет Псковской области по имущественным отношениям отказал в передаче земельного участка в собственность, при этом сослался на то обстоятельство, что постановление Администрации Псковской области от 06 декабря 2007 года N 435 предусматривает предоставление земельных участков для и целей, не связанных со строительством, только на праве аренды.
Заявитель полагает, что постановление противоречит нормам ст. 34 Земельного кодекса РФ в части того, что не содержит норм, устанавливающих процедуру предоставления земельных участков, не связанных со строительством, в собственность, и нарушает его право на предоставление земельного участка в собственность за плату, которое предусмотрено ст. 28 Земельного кодекса РФ.
Доводы заявителя суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Исходя из правовых норм, предусмотренных ст. 28 и ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками для целей, не связанных со строительством, для чего обязаны принять акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков.
В разделе 6 оспариваемого постановления установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при этом данный порядок касается лишь предоставления земельных участков в аренду для размещения нестационарных торговых объектов.
Оспариваемый нормативный правовой акт не содержит положений, устанавливающих процедуру предоставления гражданам в собственность за плату земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также норм, препятствующих или ограничивающих права граждан на получение этих земельных участков в собственность, из чего следует, что он в указанной части не может противоречить нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в т.ч. ст. 34 Земельного кодекса РФ, и нарушать права заявителя.
Отсутствие в оспариваемом акте правового регулирования по указанному вопросу не является основанием для признания акта недействующим, поскольку для признания его таковым необходимо установить, что его нормы противоречат иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, однако провести такую проверку на предмет соответствия не представляется возможным по причине отсутствия спорных норм.
В связи с изложенным, доводы заявителя суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.
Позиция заявителя фактически сводится к тому, что бездействие Администрации Псковской области в связи с непринятием порядка, регулирующего процедуру предоставления земельных участков, не связанных со строительством, в собственность нарушает его права на получение земельного участка в собственность.
Однако данные доводы суд оставляет без внимания по следующим основаниям.
Статья 10 Конституции Российской Федерации предусматривает что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенных правовых норм органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа государственной власти.
Данный вывод подтверждается также положениями гл. 24 ГПК РФ, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти принять какой-либо нормативный правовой акт.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего требования.
Поскольку оспариваемый акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
решил:

В удовлетворении заявления И.Я. о признании недействующим Постановления Администрации Псковской области от 06 декабря 2007 года N 435 "О порядке принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Псковский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2012 года.
Судья Псковского областного суда
М.М.АНАШКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)