Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 20.08.2013 N Ф09-7684/13 ПО ДЕЛУ N А71-13798/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. N Ф09-7684/13

Дело N А71-13798/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Столярова А.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гаряги Станислава Евгеньевича (ИНН 183307920737, ОГРНИП 310183134200022) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.01.2013 по делу N А71-13798/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Предприниматель Гаряга С.Е. обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения администрации города Ижевска (далее - администрация), изложенного в письме от 09.06.2012 N Г-16-01-1848/1; о признании незаконным действия администрации, выразившегося в отказе от предоставления в аренду для строительства продовольственного магазина земельного участка площадью 948 кв. м, расположенного в 7 метрах по направлению на восток от жилого дома N 37 по ул. 50 лет Пионерии в Октябрьском районе г. Ижевска; об обязании администрации принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованные комиссией по землепользованию и застройке города Ижевска; об обязании администрации принять решение о предоставлении заявителю указанного земельного участка в аренду.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.01.2013 (судья Кудрявцев М.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 (судьи Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Гаряга С.Е. просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель указывает, что изначально комиссией по землепользованию и застройке города Ижевска ему дважды было предварительно согласовано предоставление спорного земельного участка. Однако администрация при отсутствии законных оснований уклоняется от утверждения акта выбора земельного участка и схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Об отрицательных заключениях Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска и администрации Октябрьского района истцу стало известно только в судебном заседании. Предприниматель отмечает, что земельный участок расположен в зоне Ж-1, в которой допускается размещение отдельно стоящих объектов торговли площадью до 1000 кв. м. Заявитель считает, что положение решения Городской думы г. Ижевска от 17.02.2011 N 55 "Об утверждении перечня случаев, когда предоставление в аренду для строительства находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования "Город Ижевск", осуществляется исключительно на торгах" (далее - решение от 17.02.2011 N 55) о необходимости предоставления земельных участков на торгах не распространяется на предоставление ему земельного участка, поскольку решение комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска о предварительном согласовании места размещения его объекта принято до даты официального опубликования решения от 17.02.2011 N 55. Предприниматель считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о пропуске им срока для обжалования, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В суде первой инстанции им было заявлено ходатайство о восстановлении срока и представлено командировочное удостоверение, подтверждающее уважительность пропуска установленного срока. Судом первой инстанции этот вопрос не рассматривался в связи с наличием в материалах дела определения Октябрьского районного суда г. Ижевска от 11.10.2012 о прекращении производства по делу.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.11.2008 предприниматель Гаряга С.Е. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного в 7 метрах по направлению на восток от дома N 37 по ул. 50 лет Пионерии для эксплуатации и оборудования торгового павильона для товаров первой необходимости.
По итогам рассмотрения указанного заявления администрацией было отказано в предоставлении запрашиваемого участка в связи с тем, что данный земельный участок расположен внутриквартально, подъезд к нему возможен только по внутридворовым территориям.
В 2010 году предприниматель Гаряга С.Е. повторно обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 948 кв. м, расположенного в 7 метрах по направлению на восток от дома N 37 по ул. 50 лет Пионерии под строительство продовольственного магазина.
Согласно протоколу заседания комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска от 03.02.2010 N 2 комиссией принято решение о проведении публичных слушаний по вопросу необходимости размещения отдельно стоящего магазина по продаже продуктов и товаров повседневного спроса на испрашиваемом земельном участке.
Постановлением главы муниципального образования "Город Ижевск" от 19.03.2010 N 145 назначены публичные слушания по вопросу размещения отдельно стоящего магазина у жилого дома N 37 по ул. 50 лет Пионерии в Октябрьском районе.
Постановлением администрации г. Ижевска от 30.06.2010 N 655 утверждено заключение, принятое по результатам публичных слушаний по данному вопросу.
В соответствии с протоколом от 22.09.2010 N 15 комиссией по землепользованию и застройке г. Ижевска принято решение о возможности предоставления спорного земельного участка с учетом выполнения условий служб города, указанных в технико-экономическом обосновании, оформления акта выбора земельного участка, схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории и получения санитарно-эпидемиологического заключения.
Предприниматель Гаряга С.Е. обратился в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска с заявлением от 04.02.2011 об утверждении акта выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. 50 лет Пионерии.
Письмом от 21.02.2011 N 01-07/377 Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ижевска сообщило заявителю о том, что для подготовки проекта постановления об утверждении акта выбора земельного участка предпринимателю необходимо представить санитарно-эпидемиологическое заключение.
Письмом от 31.05.2011 N 01-30-2788 администрация отказала заявителю в утверждении акта выбора земельного участка в связи с тем, что решением от 17.02.2011 N 55 земельные участки для строительства объектов торговли подлежат предоставлению исключительно на торгах.
Согласно протоколу заседания комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска от 06.06.2012 N 7 комиссией принято решение об отказе предпринимателю Гаряге С.Е. в предоставлении земельного участка площадью 948 кв. м под отдельно стоящий магазин у жилого дома N 37 по ул. 50 лет Пионерии, поскольку на земельный участок площадью 2770 кв. м зарегистрировано право муниципальной собственности с разрешенным использованием: земли общего пользования, занятые внутриквартальным проездом. Кроме того, данным протоколом отменено решение комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска от 22.09.2010 N 15 (п. 8).
Письмом от 09.06.2012 N Г-16-01-1848/1 администрация сообщила заявителю о принятом 06.06.2012 комиссией по землепользованию и застройке города Ижевска решении.
Полагая, что названный отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, предприниматель Гаряга С.Е. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решением Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007 N 344 "Об утверждении правил землепользования и застройки города Ижевска" предусмотрено, что комиссия по землепользованию и застройке города Ижевска формируется в целях обеспечения требований Правил застройки, предъявляемых к землепользованию и застройке города (далее - Правила).
Статьей 21 Правил предусмотрен порядок предварительного согласования места размещения объекта. В силу п. 1 ст. 21 Правил граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, могут обратиться в администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта рассматриваются комиссией в порядке, установленном ст. 21 Правил и Положением о комиссии (п. 2 ст. 21 Правил).
В соответствии с п. 7 ст. 21 Правил по результатам рассмотрения документов комиссия принимает одно из следующих решение: о согласовании места размещения объекта, оформлении акта о выборе земельного участка, проекта границ земельного участка и получения санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка; об отказе в размещении объекта; о подготовке земельного участка к торгам в случае поступления второго заявления.
Акт о выборе земельного участка и проект границ земельного участка утверждаются постановлением администрации не позднее чем через 6 месяцев с момента принятия комиссией решения (п. 8 ст. 21 Правил).
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок входит в состав земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли общего пользования, занятые внутриквартальным проездом, общей площадью 2770 кв. м, кадастровый номер 18:26:010604:0020, право собственности на который зарегистрировано за муниципальным образованием "Город Ижевск" (свидетельство о государственной регистрации права от 01.10.2007 N 18 ФФ 507484).
Комиссия по землепользованию и застройке города Ижевска приняла решение об отказе в предоставлении земельного участка на основании отрицательных заключений Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска и администрации Октябрьского района в связи с тем, что земельный участок относится к землям общего пользования, занятым внутриквартальным проездом, которым беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (протокол от 06.06.2012).
Согласно письму администрации Октябрьского района г. Ижевска от 14.12.2011 N 01-21-1811 территория, на которой планируется строительство отдельно стоящего магазина, находится рядом с образовательным учреждением школой-лицеем и используется для парковки автомобилей, в указанном месте имеется узкая проезжая часть, большое скопление транспортных средств, на данной территории также размещены мусорные баки, в связи с чем размещение объекта капитального строительства может осложнить санитарную очистку города.
Из письма Управления земельных ресурсов и землеустройства администрации г. Ижевска от 26.12.2011 N 01-16-ОП/5958 следует, что спорный земельный участок образуется путем деления земельного участка с кадастровым номером 18:26:010604:20, который сформирован как территория общего пользования - территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. На смежном земельном участке расположена школа-лицей. В указанном месте узкая проезжая часть, большое скопление транспортных средств. В данном квартале плотная застройка многоквартирных жилых домов с помещениями торгового и офисного назначения.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основные принципы земельного законодательства. В п. 8 данной статьи в качестве принципа земельного законодательства указано деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Вопрос о предоставлении земельного участка для тех или иных целей должен решаться с учетом градостроительных норм и правил.
В п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорный земельный участок является частью земельного участка, для которого установлено разрешенное использование: земли общего пользования, занятые внутриквартальным проездом, обоснованно отказали в удовлетворении требований предпринимателя Гаряги С.Е., поскольку предоставление спорного земельного участка в аренду для строительства магазина не соответствует разрешенным видам использования земельного участка.
Решением от 17.02.2011 N 55 утвержден перечень случаев, когда предоставление в аренду для строительства находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования "Город Ижевск", осуществляется на торгах. В частности, в аренду для строительства земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, для размещения объектов торговли могут предоставляться исключительно на торгах.
Решением Городской думы города Ижевска от 15.12.2011 N 219 (далее - решение от 15.12.2011 N 219) внесены изменения в решение от 17.02.2011 N 55. Согласно п. 2 решения от 15.12.2011 N 219 решение не применяется к земельным участкам, указанным в подп. 1.2 п. 1 данного решения, в отношении которых решение комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска о предварительном согласовании места размещения объекта было принято до даты официального опубликования решения. Решение от 15.12.2011 N 219 опубликовано 27.12.2011 в газете "Известия Удмуртской Республики".
Из материалов дела следует, что комиссией по землепользованию и застройке г. Ижевска принято решение от 22.09.2010 о возможности предоставления спорного земельного участка с учетом выполнения условий служб города, указанных в технико-экономическом обосновании, оформления акта выбора земельного участка, схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории и получения санитарно-эпидемиологического заключения.
06.06.2012 комиссия по землепользованию и застройке г. Ижевска с учетом того, что на земельный участок площадью 2770 кв. м зарегистрировано право муниципальной собственности с разрешенным использованием: земли общего пользования, занятые внутриквартальным проездом, приняла решение об отмене ранее принятого решения комиссии от 22.09.2010 N 15.
С учетом того, что решение комиссии от 22.09.2010 отменено, решение от 06.06.2012 заявителем не оспорено, оснований для вывода о том, что оспариваемое решение и действия администрации противоречат закону, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном выводе суда апелляционной инстанции о пропуске срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом отклоняется по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Апелляционный суд верно отметил, что нахождение в командировке заявителя либо его представителя не является уважительной причиной пропуска срока для оспаривания решения, действий администрации, так же как и ссылка на обращение заявителя в суд общей юрисдикции с требованием о признании действий администрации незаконными и прекращение производства по делу в связи с его неподведомственностью. В силу ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Пропуск срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии уважительных причин для его восстановления является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных судами на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.01.2013 по делу N А71-13798/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гаряги Станислава Евгеньевича - без удовлетворения.

Председательствующий
С.Э.РЯБОВА

Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)