Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.06.2013 ПО ДЕЛУ N А19-198/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2013 г. по делу N А19-198/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 июня 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.Н. Гусевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Жигаловский район" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 марта 2013 года по делу N А19-198/2013 по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сморчкова Николая Александровича (ОГРН 304382710300013, ИНН382400448872) к Администрации муниципального образования "Жигаловский район" (ИНН ОГРН 1023802374870, ИНН 3824000276) о признании незаконным решения N 1876 от 04.10.2012 г.
(суд первой инстанции судья Назарьева Л.В.)
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился;
- от заинтересованного лица: не явился;
-
установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сморчков Николай Александрович (далее заявитель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Жигаловский район" (далее Администрация) о признании незаконным решения N 1876 от 04.10.2012 г. и обязании Администрации утвердить и выдать схему запрашиваемого земельного участка в испрашиваемых размерах на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории заявителю.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемым решением нарушаются права и законные интересы главы КФХ Сморчкова Н.А. в сфере предпринимательской деятельности, поскольку указанные Администрацией в решении обстоятельства о невозможности предоставления земельного участка в совокупности с представленными документами не могут являться законным основанием для отказа в предоставлении земельного участка, исходя из установленного статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ порядка рассмотрения заявлений и предоставления земельных участков.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права по неполно выясненным обстоятельствам. Администрация указывает, что глава КФХ Сморчков Н.А. не исполнил свое обязательство по выполнению в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, согласованного ему в предоставлении в течение 2,5 лет. Рассмотрение его заявлений о согласованиях в выделении ему дополнительных земельных участков, принятие по ним решений являются иррациональными и не приводят ни к каким результатам, так как конечная цель - заключение договора аренды не достигается.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав апелляционную жалобу и отзыв на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела документов, глава КФХ Сморчков Н.А. 17.09.2012 г. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 70 га, находящегося в фонде перераспределения земель, расположенного в урочище Правая вершина, урочище У ключа.
Решением от N 1876 от 04.10.2012 г. Администрация предложила заявителю оформить земельный участок по ранее выданной схеме на 309 га в урочищах Падь и Правая Вершина для ведения деятельности КФХ в аренду.
Не согласившись с вышеуказанным решением Администрации, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии с п. 1, 3 статьи 11 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Общий порядок передачи в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления в соответствии с требованиями указанного закона.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, из анализа вышеуказанной нормы права следует, что законодатель предоставил лицам, осуществляющим деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду в установленном порядке.
В предоставлении же земельного участка фермерскому хозяйству может быть отказано, если заявление не содержит обоснования необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), либо такое обоснование не соответствует содержанию приобщенных к нему документов.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и по существу не опровергается Администрацией, заявление главы КФХ Сморчкова Н.А. о предоставлении земельного участка для осуществления деятельности фермерского хозяйства в аренду на 49 лет оформлено с учетом требований ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В оспариваемом решении администрация, отказывая в предоставлении земельного участка, заявителю указала, что схема земельного участка выдана 17 августа 2009 года для подготовки межевого плана и постановки земельного участка на кадастровый учет, однако до настоящего времени кадастровый учет земельного участка заявителем не произведен, земельный участок не осваивается, сельскохозяйственная деятельность фермерского хозяйства не осуществляется. О выделении дополнительных земельных участков решение может быть принято после освоения ранее выделенного участка.
Таким образом, администрацией заявление главы КФХ Сморчкова Н.А. о предоставлении земельного участка фактически по существу рассмотрено не было, при этом Администрация не обосновала причины неудовлетворения заявленного требования.
Поскольку указанные администрацией в решении обстоятельства о невозможности предоставления земельного участка в совокупности с представленными документами не могут являться законным основанием для отказа в предоставлении земельного участка, исходя из установленного статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ порядка рассмотрения заявлений и предоставления земельных участков, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемым решением Администрации нарушаются права и законные интересы главы КФХ Сморчкова Н.А. в сфере предпринимательской деятельности.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования заявителя, признал незаконным решение N 1876 от 04.10.2012 г. и обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции критически оценивает доводы Администрации, приведенные в апелляционной жалобе, как построенные на неправильном толковании норм действующего законодательства, кроме того, они так же были предметом оценки суда первой инстанции и по существу не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При таких фактических обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 марта 2013 года по делу N А19-198/2013, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 марта 2013 года по делу N А19-198/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ

Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)