Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 07.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1825

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. по делу N 33-1825

(извлечение)


Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.К.А., Ш.Н.Г., Ш.А.А. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении земельного участка в общую собственность по апелляционной жалобе Ш.К.А., Ш.Н.Г., Ш.А.А. на решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 12 декабря 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения заявителей Ш.Н.Г., Ш.К.А., его представителя М.А.Ю., представителя Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока Г.М.В., судебная коллегия
установила:

Заявители Ш.К.А., Ш.Н.Г. и Ш.А.А. обратились в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 5 мая 2012 года они направили в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) заявление о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка для дальнейшей эксплуатации принадлежащей им на праве собственности части жилого дома, расположенного в <...>. Письмом от 30 августа 2012 года Департамент отказал в предоставлении земельного участка в собственность в связи с его нахождением во второй и третьей зонах округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока. С данным решением они не согласны, так как испрашиваемый земельный участок после утверждения генерального плана г. Владивостока относится к категории земель населенных пунктов, и поэтому на территории г. Владивостока не может быть земельных участков, относящихся к иным категориям. Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами. По их мнению, курортная зона на территории г. Владивостока не создана в соответствии с ранее действующим законодательством и законодательством, действующим в настоящее время. Границы курорта либо генеральный план развития курорта не утверждались. В кадастровом паспорте сведения об отнесении земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов отсутствуют. Заявители просили признать незаконным решение Департамента, выраженное в письме от 30 августа 2012 года N 29/06/02-06/18877, об отказе в предоставлении земельного участка в собственность и обязать Департамент предоставить им в общую долевую собственность земельный участок площадью 1906 кв. м, расположенный в <...>, для эксплуатации части жилого дома, а также взыскать с Департамента расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании заявители Ш.А.А., Ш.Н.Г. и представитель заявителя Ш.К.А. - М.А.Ю. свои требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края К.В.А. с заявленными требованиями не согласился, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, пояснив, что испрашиваемый земельный участок расположен во второй и третьей зоне округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока, следовательно, относится к землям особо охраняемых природных территорий, поэтому является ограниченным в обороте и в соответствии с частью 2 статьи 27 ЗК РФ не может предоставляться в частную собственность.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствии, в представленном письменном отзыве, указал, что использование земельного участка в санитарно-курортной зоне возможно только в целях, предусмотренных законом.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта просят в апелляционной жалобе заявители Ш.К.А., Ш.Н.Г., Ш.А.А., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, заявителям Ш.А.А., Ш.Н.Г. и Ш.К.А. на праве общей долевой собственности принадлежит часть жилого дома по ул. <...>, расположенная на земельном участке площадью 1906 кв. м.
5 мая 2012 года Ш.А.А., Ш.Н.Г. и Ш.К.А. обратились в Департамент с заявлением о приватизации земельного участка, на котором расположена принадлежащая им на праве общей долевой собственности часть жилого дома, для целей эксплуатации объекта недвижимого имущества.
Письмом Департамента от 30 августа 2012 года N 29/06/02-06/18877 в предоставлении земельного участка в собственность Ш.А.А., Ш.Н.Г. и Ш.К.А. отказано в связи с нахождением земельного участка в границах второй и третьей зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, ограничиваются в обороте.
Исходя из статьи 96 Земельного кодекса РФ, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
Курортная зона г. Владивостока на побережье Амурского залива утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 года N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение". Эта зона является курортом федерального значения и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 года N 458 установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива в составе трех зон.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта. То есть округа санитарной или горно санитарной охраны в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, входят в состав территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, картам зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа в составе указанных Правил испрашиваемый заявителями Ш.К.А., Ш.А.А. и Ш.Н.Г. земельный участок расположен во второй и третьей зонах округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива.
Таким образом, спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, которые в соответствии с частью 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте и в силу части 2 статьи 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В отношении спорного земельного участка федеральными законами исключений не установлено.
При таких обстоятельствах и с учетом положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", Решения Думы г. Владивостока 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" нахождение спорного земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий исключает его предоставление в частную собственность.
Факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 ЗК РФ и статьей 35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
Следовательно, у Департамента не имелось законных оснований для предоставления заявителям испрашиваемого земельного участка в собственность, поэтому оспариваемое решение Департамента, изложенное в письме от 30 августа 2012 года N 29/06/02-06/18877, является законным и обоснованным.
С учетом установленных обстоятельств оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется, материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, нормы материального и процессуального права применены верно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 12 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)