Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.К.А., Ш.Н.Г., Ш.А.А. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении земельного участка в общую собственность по апелляционной жалобе Ш.К.А., Ш.Н.Г., Ш.А.А. на решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 12 декабря 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения заявителей Ш.Н.Г., Ш.К.А., его представителя М.А.Ю., представителя Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока Г.М.В., судебная коллегия
Заявители Ш.К.А., Ш.Н.Г. и Ш.А.А. обратились в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 5 мая 2012 года они направили в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) заявление о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка для дальнейшей эксплуатации принадлежащей им на праве собственности части жилого дома, расположенного в <...>. Письмом от 30 августа 2012 года Департамент отказал в предоставлении земельного участка в собственность в связи с его нахождением во второй и третьей зонах округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока. С данным решением они не согласны, так как испрашиваемый земельный участок после утверждения генерального плана г. Владивостока относится к категории земель населенных пунктов, и поэтому на территории г. Владивостока не может быть земельных участков, относящихся к иным категориям. Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами. По их мнению, курортная зона на территории г. Владивостока не создана в соответствии с ранее действующим законодательством и законодательством, действующим в настоящее время. Границы курорта либо генеральный план развития курорта не утверждались. В кадастровом паспорте сведения об отнесении земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов отсутствуют. Заявители просили признать незаконным решение Департамента, выраженное в письме от 30 августа 2012 года N 29/06/02-06/18877, об отказе в предоставлении земельного участка в собственность и обязать Департамент предоставить им в общую долевую собственность земельный участок площадью 1906 кв. м, расположенный в <...>, для эксплуатации части жилого дома, а также взыскать с Департамента расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании заявители Ш.А.А., Ш.Н.Г. и представитель заявителя Ш.К.А. - М.А.Ю. свои требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края К.В.А. с заявленными требованиями не согласился, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, пояснив, что испрашиваемый земельный участок расположен во второй и третьей зоне округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока, следовательно, относится к землям особо охраняемых природных территорий, поэтому является ограниченным в обороте и в соответствии с частью 2 статьи 27 ЗК РФ не может предоставляться в частную собственность.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствии, в представленном письменном отзыве, указал, что использование земельного участка в санитарно-курортной зоне возможно только в целях, предусмотренных законом.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта просят в апелляционной жалобе заявители Ш.К.А., Ш.Н.Г., Ш.А.А., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, заявителям Ш.А.А., Ш.Н.Г. и Ш.К.А. на праве общей долевой собственности принадлежит часть жилого дома по ул. <...>, расположенная на земельном участке площадью 1906 кв. м.
5 мая 2012 года Ш.А.А., Ш.Н.Г. и Ш.К.А. обратились в Департамент с заявлением о приватизации земельного участка, на котором расположена принадлежащая им на праве общей долевой собственности часть жилого дома, для целей эксплуатации объекта недвижимого имущества.
Письмом Департамента от 30 августа 2012 года N 29/06/02-06/18877 в предоставлении земельного участка в собственность Ш.А.А., Ш.Н.Г. и Ш.К.А. отказано в связи с нахождением земельного участка в границах второй и третьей зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, ограничиваются в обороте.
Исходя из статьи 96 Земельного кодекса РФ, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
Курортная зона г. Владивостока на побережье Амурского залива утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 года N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение". Эта зона является курортом федерального значения и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 года N 458 установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива в составе трех зон.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта. То есть округа санитарной или горно санитарной охраны в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, входят в состав территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, картам зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа в составе указанных Правил испрашиваемый заявителями Ш.К.А., Ш.А.А. и Ш.Н.Г. земельный участок расположен во второй и третьей зонах округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива.
Таким образом, спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, которые в соответствии с частью 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте и в силу части 2 статьи 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В отношении спорного земельного участка федеральными законами исключений не установлено.
При таких обстоятельствах и с учетом положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", Решения Думы г. Владивостока 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" нахождение спорного земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий исключает его предоставление в частную собственность.
Факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 ЗК РФ и статьей 35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
Следовательно, у Департамента не имелось законных оснований для предоставления заявителям испрашиваемого земельного участка в собственность, поэтому оспариваемое решение Департамента, изложенное в письме от 30 августа 2012 года N 29/06/02-06/18877, является законным и обоснованным.
С учетом установленных обстоятельств оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется, материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, нормы материального и процессуального права применены верно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 12 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 07.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1825
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. по делу N 33-1825
(извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.К.А., Ш.Н.Г., Ш.А.А. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении земельного участка в общую собственность по апелляционной жалобе Ш.К.А., Ш.Н.Г., Ш.А.А. на решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 12 декабря 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения заявителей Ш.Н.Г., Ш.К.А., его представителя М.А.Ю., представителя Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока Г.М.В., судебная коллегия
установила:
Заявители Ш.К.А., Ш.Н.Г. и Ш.А.А. обратились в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 5 мая 2012 года они направили в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) заявление о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка для дальнейшей эксплуатации принадлежащей им на праве собственности части жилого дома, расположенного в <...>. Письмом от 30 августа 2012 года Департамент отказал в предоставлении земельного участка в собственность в связи с его нахождением во второй и третьей зонах округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока. С данным решением они не согласны, так как испрашиваемый земельный участок после утверждения генерального плана г. Владивостока относится к категории земель населенных пунктов, и поэтому на территории г. Владивостока не может быть земельных участков, относящихся к иным категориям. Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами. По их мнению, курортная зона на территории г. Владивостока не создана в соответствии с ранее действующим законодательством и законодательством, действующим в настоящее время. Границы курорта либо генеральный план развития курорта не утверждались. В кадастровом паспорте сведения об отнесении земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов отсутствуют. Заявители просили признать незаконным решение Департамента, выраженное в письме от 30 августа 2012 года N 29/06/02-06/18877, об отказе в предоставлении земельного участка в собственность и обязать Департамент предоставить им в общую долевую собственность земельный участок площадью 1906 кв. м, расположенный в <...>, для эксплуатации части жилого дома, а также взыскать с Департамента расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании заявители Ш.А.А., Ш.Н.Г. и представитель заявителя Ш.К.А. - М.А.Ю. свои требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края К.В.А. с заявленными требованиями не согласился, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, пояснив, что испрашиваемый земельный участок расположен во второй и третьей зоне округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока, следовательно, относится к землям особо охраняемых природных территорий, поэтому является ограниченным в обороте и в соответствии с частью 2 статьи 27 ЗК РФ не может предоставляться в частную собственность.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствии, в представленном письменном отзыве, указал, что использование земельного участка в санитарно-курортной зоне возможно только в целях, предусмотренных законом.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта просят в апелляционной жалобе заявители Ш.К.А., Ш.Н.Г., Ш.А.А., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, заявителям Ш.А.А., Ш.Н.Г. и Ш.К.А. на праве общей долевой собственности принадлежит часть жилого дома по ул. <...>, расположенная на земельном участке площадью 1906 кв. м.
5 мая 2012 года Ш.А.А., Ш.Н.Г. и Ш.К.А. обратились в Департамент с заявлением о приватизации земельного участка, на котором расположена принадлежащая им на праве общей долевой собственности часть жилого дома, для целей эксплуатации объекта недвижимого имущества.
Письмом Департамента от 30 августа 2012 года N 29/06/02-06/18877 в предоставлении земельного участка в собственность Ш.А.А., Ш.Н.Г. и Ш.К.А. отказано в связи с нахождением земельного участка в границах второй и третьей зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, ограничиваются в обороте.
Исходя из статьи 96 Земельного кодекса РФ, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
Курортная зона г. Владивостока на побережье Амурского залива утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 года N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение". Эта зона является курортом федерального значения и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 года N 458 установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива в составе трех зон.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта. То есть округа санитарной или горно санитарной охраны в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, входят в состав территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, картам зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа в составе указанных Правил испрашиваемый заявителями Ш.К.А., Ш.А.А. и Ш.Н.Г. земельный участок расположен во второй и третьей зонах округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива.
Таким образом, спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, которые в соответствии с частью 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте и в силу части 2 статьи 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В отношении спорного земельного участка федеральными законами исключений не установлено.
При таких обстоятельствах и с учетом положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", Решения Думы г. Владивостока 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" нахождение спорного земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий исключает его предоставление в частную собственность.
Факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 ЗК РФ и статьей 35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
Следовательно, у Департамента не имелось законных оснований для предоставления заявителям испрашиваемого земельного участка в собственность, поэтому оспариваемое решение Департамента, изложенное в письме от 30 августа 2012 года N 29/06/02-06/18877, является законным и обоснованным.
С учетом установленных обстоятельств оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется, материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, нормы материального и процессуального права применены верно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 12 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)