Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.12.2013 N Ф09-12028/13 ПО ДЕЛУ N А47-2024/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. N Ф09-12028/13

Дело N А47-2024/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Соловцова С.Н., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Равнинный сельсовет Пономаревского района Оренбургской области (далее - администрация) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 по делу N А47-2024/2013 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Администрация обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 56:24:1106001:5 от 26.10.2012; об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, Равнинный сельсовет, расположенный в северо-восточной части кадастрового квартала 56:24:1106001 с кадастровым номером 56:24:1106001:5.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.05.2013 (судья Александров А.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции п. 2 ст. 7, п. 1, 2 ст. 77, п. 1 ст. 78, ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", неправильное применение приложения N 1 к Временным Правилам охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994 (далее - Временные правила), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель указывает, что Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность размещения санкционированных свалок твердых бытовых отходов ни на одной категории земель. По ее мнению, для санкционирования свалок разрешение федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами не требуется. Заявитель со ссылкой на разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования полагает, что свалка не является объектом размещения отходов, в связи с чем п. 1 ст. 12 Закона об отходах не применим.

Из материалов дела следует, комиссия в составе должностных лиц администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области и заявителя произвела в натуре выбор земельного участка для размещения свалки твердых бытовых отходов в п. Равнинный Пономаревского района Оренбургской области, о чем составлен акт обследования и выбора земельного участка от 01.11.2011. В данном акте указано, что комиссия считает возможным рекомендовать к утверждению размещение земельного участка для организации площадки для складирования твердых бытовых отходов в п. Равнинный Пономаревского района.
Постановлением администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 07.08.2012 N 593-п (в редакции постановления от 07.09.2012 N 695-п) согласовано место для размещения свалки твердых бытовых отходов в п. Равнинный, утвержден акт обследования и выбора земельного участка от 01.11.2011 для размещения свалки твердых бытовых отходов в п. Равнинный, общей площадью 20 000 кв. м, утверждена схема размещения земельного участка с местоположением - Оренбургская область, Пономаревский район, Равнинный сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:24:1106001.
Постановлением администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 05.09.2012 N 668-п администрации в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен находящийся в государственной собственности земельный участок с кадастровым номером 56:24:1106001:5 по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, п. Равнинный, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:24:1106001, с разрешенным использованием: для размещения свалки твердых бытовых отходов, площадью 20 000 кв. м.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:24:1106001:5 внесены в государственный кадастр недвижимости 28.12.2011, местоположение: Оренбургская область, Пономаревский район, Равнинный сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:24:1106001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения свалки твердых бытовых отходов (группа 4), площадь 20 000 +/- 1237 кв. м.
Письмом от 26.10.2012 Управлением Росреестра отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, Равнинный сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:24:1106001, на основании абз. 4, 6 и 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
Полагая, что данный отказ Управления Росреестра является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, администрация обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области является органом, к компетенции которого относится предоставление земельного участка с кадастровым номером 56:24:1106001:5 на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учитывая, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, классификатор видов разрешенного использования земельных участков не утвержден, суд первой инстанции сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае подлежат применению виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, указанные в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.09.2010 N 445, приложении N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1003-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области", приложении N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области от 30.05.2012 N 440-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2012 год". Проанализировав положения Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области", суд первой инстанции указал, что у администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области отсутствовала обязанность по согласованию передачи земельного участка с кадастровым номером 56:24:1106001:5 на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области. Кроме того, суд первой инстанции отметил, что положения п. 1 ст. 12 Закона об отходах о необходимости получения разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами при создании объектов размещения отходов не применимы в настоящем случае, поскольку свалки (как санкционированные, так и несанкционированные) не являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые его осуществили.
В силу ст. 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 данного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
На основании п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с абз. 4, 6, 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, а также, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что для регистрации права постоянного (бессрочного) на спорный земельный участок заявителем представлены следующие документы: постановление администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 05.09.2012 N 668-п "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации", акт обследования и выбора земельного участка от 01.11.2011, постановление администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 07.08.2012 N 593-п "О предварительном согласовании места для размещения свалки твердых бытовых отходов в п. Равнинный, утверждении акта обследования, выбора и схемы размещения земельного участка" (с учетом постановления администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 07.09.2012 N 695-п), постановление администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 07.08.2012 N 591-п "Об изменении характеристик земельного участка по заявлению главы муниципального образования Равнинного сельсовета Кононыхина Ю.А.", кадастровый паспорт земельного участка от 20.08.2012 N 56/12-168445, схема размещения земельного участка.
Осуществив правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, Управление Росреестра сделало вывод о том, что размещение на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения каких-либо объектов (сооружений), не связанных с сельскохозяйственным производством, недопустимо; Управлением Росреестра указано на непредставление документов, свидетельствующих о согласовании предоставления спорного земельного участка с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Как установлено судами, на спорном земельном участке расположена свалка твердых бытовых отходов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируется Законом об отходах.
В соответствии со ст. 12 названного Закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 1), определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В приложении N 1 к Временным правилам под объектами размещения отходов понимаются: полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами; санкционированные свалки, то есть разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил, что свалка твердых бытовых отходов, для размещения которой заявителю был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования спорный земельный участок, является объектом размещения отходов и пришел к обоснованному выводу о необходимости получения разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами при создании объектов размещения отходов (п. 1 ст. 12 Закона об отходах).
Доказательств получения указанного разрешения в порядке ст. 12 Закона об отходах и представление его на государственную регистрацию в Управление Росреестра, материалы дела не содержат.
Как верно отмечено апелляционным судом, выяснение вопроса о наличии указанного разрешения необходимо для проверки представленного на государственную регистрацию правоустанавливающего документа - постановления администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 05.09.2012 N 668-п "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации" на предмет соответствия закону.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении положений п. 1 ст. 12 Закона об отходах.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 по делу N А47-2024/2013 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Равнинный сельсовет Пономаревского района Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА

Судьи
С.Н.СОЛОВЦОВ
З.Г.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)