Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2013 ПО ДЕЛУ N А41-24171/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 г. по делу N А41-24171/12


Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Вахлюев А.И., доверенность от 22.03.2012,
от заинтересованных лиц:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - не явился, извещен,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве - Кирилюк А.В., доверенность от 22.12.2012 N Д-1080,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве на решение Арбитражного суда Московской области от 27.11.2012 по делу N А41-24171/12, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Весаник" (ОГРН 1035011453245; ИНН 5074009984) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве о признании незаконным бездействия, об обязании предоставить земельный участок в собственность за плату,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Весаник" (далее - общество, заявитель, ООО "Весаник") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в городе Москве), в котором просит:
- - признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Московской области в принятии решения о предоставлении ООО "Весаник" в собственность за плату по десятикратной ставке земельного налога земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030614:38 общей площадью 1200 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленный для строительства магазина по адресу: Московская область, Подольский район, Кленовское с/п, с. Кленово, и в направлении проекта договора купли-продажи указанного земельного участка;
- - обязать ТУ Росимущества в городе Москве принять решение о предоставлении ООО "Весаник" в собственность за плату по десятикратной ставке земельного налога земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030614:38 общей площадью 1200 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленный для строительства магазина по адресу: Московская область, Подольский район, Кленовское с/п, с. Кленово;
- - обязать ТУ Росимущества в городе Москве заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030614:38 общей площадью 1200 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленный для строительства магазина по адресу: Московская область, Подольский район, Кленовское с/п, с. Кленово.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ТУ Росимущества в городе Москве обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Весаник" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - магазин товаров повседневного спроса, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 107, 90 кв. м, инв. N 210:064-16940, лит. Б, адрес объекта: Московская область, Подольский район, с. Кленово, ул. Октябрьская, строение 11, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.07.2007 серии 50 НБ N 483843 (л.д. 24).
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030614:38 общей площадью 1200 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленном для строительства магазина по адресу: Московская область, Подольский район, Кленовское с/п, с. Кленово.
01 декабря 2011 года ООО "Весаник" обратилось в администрацию Подольского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030614:38 общей площадью 1200 кв. м (л.д. 30).
Письмом от 20.02.2012 N 9048/1-40 (л.д. 33) администрацией отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
26 марта 2012 года ООО "Весаник" обратилось в ТУ Росимущества в Московской области с заявлением о предоставлении в собственности за плату земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030614:38 общей площадью 1200 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленного для строительства магазина по адресу: Московская область, Подольский район, Кленовское с/п, с. Кленово.
Поскольку в законодательно установленные сроки ответ от ТУ Росимущества в Московской области на указанное заявление получен не был, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что обществом предоставлены в ТУ Росимущества в Московской области все необходимые документы, в связи с чем пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия управления. Поскольку спорный земельный участок расположен на территории, которая с 01.07.2012 была включена в состав территории города Москвы на основании соглашения между городом Москвой и Московской областью об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29.11.2011 и Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" суд обязал ТУ Росимущества в городе Москве принять решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка и заключить с ООО "Весаник" договор купли-продажи данного земельного участка по десятикратной ставке земельного налога.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ТУ Росимущества в городе Москве указывает, что не является органом, совершившим оспариваемое бездействие, в связи с чем у суда отсутствовали основания для возложения на него обязанности устранить нарушения, допущенные ТУ Росимущества в Московской области. Кроме того, по мнению ТУ Росимущества в городе Москве, спорный земельный участок не может быть предоставлен обществу по десятикратной ставке земельного налога, установленной Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", поскольку ТУ Росимущества в городе Москве не может в своих действиях руководствоваться Законом Московской области. ТУ Росимущества в городе Москве также указывает, что документы, предусмотренные Перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, ему не были представлены ООО "Весаник".
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в городе Москве поддержал доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ТУ Росимущества в Московской области своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не направило, извещено надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителей ТУ Росимущества в городе Москве и общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Весаник" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - магазин товаров повседневного спроса, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 107,90 кв. м, инв. N 210:064-16940, лит. Б, адрес объекта: Московская область, Подольский район, с. Кленово, ул. Октябрьская, строение 11, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.07.2007 серии 50 НБ N 483843 (л.д. 24).
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030614:38 общей площадью 1200 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленном для строительства магазина по адресу: Московская область, Подольский район, Кленовское с/п, с. Кленово.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральным законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий строений сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, судом первой инстанции правильно установлено, что ООО "Весаник" представлены в ТУ Росимущества в Московской области все необходимые документы, указанные в Перечне. Однако решение о предоставлении земельного участка на праве собственности заявителю принято не было.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Доказательств, подтверждающих наличие в отношении спорного земельного участка обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности бездействия ТУ Росимущества в Московской области в принятии решения о предоставлении ООО "Весаник" в собственность спорного земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030614:38 общей площадью 1200 кв. м, и в направлении проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При этом под соответствующим органом понимается не исключительно тот орган ненормативный акт или действие (бездействие) которого признаны незаконным, а орган в чьи полномочия входит принятие решения, совершение действий, направленных на восстановление нарушенных прав на момент принятия судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, земельный участок 50:27:0030614:38 общей площадью 1200 кв. м, включен в состав территории города Москвы в соответствии с соглашением между городом Москвой и Московской областью об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29.11.2011 и Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью".
Согласно Положению о Территориальном управлении Росимущества в городе Москве, утвержденного Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 67, ТУ Росимущества в городе Москве осуществляет полномочия собственника в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории города Москвы.
Следовательно, на момент принятия обжалуемого решения распоряжение спорным земельным участком относится к полномочиям ТУ Росимущества в городе Москве.
Факт отсутствия обращения к ТУ Росимущества в городе Москве с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка не является основанием для неприменения арбитражным судом пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 21.12.2011 N ОГ-Д23-2560 "О рассмотрении обращения" лица, подавшие заявление о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
Восстановление нарушенных прав общества, которые были незаконно нарушены при обращении ООО "Весаник" с заявлением к ТУ Росимущества в Московской области о выкупе земельного участка, не может ставиться в зависимость от факта изменения границ города Москвы как в части возможности самого выкупа, так и в части той цены, по которой заявитель в соответствии с законом приобрел бы земельный участок, если бы его права не были нарушены незаконным бездействием ТУ Росимущества в Московской области.
Порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной стоимости на территории Московской области, регулируется статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ" и статьей 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", согласно которым до 01.07.2012 лицам, не указанным в пунктах 1, 1.1, 1.2 и 2 части 3 названной статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, земельный участок предоставляется по цене в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года.
Из смысла данной нормы права следует, что по своему содержанию указанный порядок приобретения земельных участков является льготным по отношению к порядку, установленному пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что ООО "Весаник" является собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Весаник" имеет право приобрести спорный земельный участок по льготной цене.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 27.11.2012 по делу N А41-24171/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)