Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2013 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу главы фермерского хозяйства "Апиас" Дюкина Сергея Витальевича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 июля 2012 года по делу N А33-3990/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2012 года по тому же делу и кассационную жалобу Администрации ЗАТО г. Железногорск на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2012 года по делу N А33-3990/2012 Арбитражного суда Красноярского края (суд первой инстанции - Баукина Е.А.; суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Иванцова О.А., Севастьянова Е.В.)
установил:
глава фермерского хозяйства "Апиас" Дюкин Сергей Витальевич (ОГРНИП 310245233300027, г. Железногорск, далее - Дюкин С.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края к Администрации ЗАТО г. Железногорск (ОГРН 1022401419590, далее - администрация, ответчик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 27.07.2011 N 24, направленного в виде выписки от 28.07.2011 N 628/11, об отказе в предоставлении земельного участка, площадью 20 000 кв.м для целей, не связанных со строительством - для фермерского хозяйства (пчеловодство), местоположением: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, в 350 м западнее нежилого здания (база МЧС) по ул. Кантатская, 30, по заявлению от 27.12.2010 вх. N 631; об обязании Администрации ЗАТО г. Железногорск произвести действия по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка, местоположением: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, в 350 м западнее нежилого здания (база МЧС) по ул. Кантатская, 30, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для обеспечения за счет заявителя работ по подготовке документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, для обращения заявителя с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 5 июля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2012 года решение суда отменено, принят новый судебный акт о признании недействительным решения администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 27.07.2011 N 24, направленного в виде выписки от 28.07.2011 N 628/11, об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством - для фермерского хозяйства. Администрация ЗАТО г. Железногорск Красноярского края обязана судом повторно рассмотреть заявление главы фермерского хозяйства "Апиас" Дюкина Сергея Витальевича от 27.12.2010 вх. N 631 о предоставлении земельного участка.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Дюкин С.В. обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом первой инстанции не учтено наличие уважительных причин для восстановления срока обжалования, которые правомерно учтены судом апелляционной инстанции. Вместе с тем выводы суда апелляционной инстанции относительно определения судом нарушенного права заявителя и выбора меры восстановления права заявителя не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанций. Определенная судом апелляционной инстанции мера восстановления права не направлена на обеспечение права на предоставление земельного участка, за защитой которого заявитель обратился в арбитражный суд. Также судом апелляционной инстанции необоснованно отклонены доводы заявителя о нарушении судом первой инстанции правила тайны совещания при рассмотрении вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции восстановил пропущенный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления без уважительных на то причин. Суд апелляционной инстанции применил к спорным правоотношениям положения статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Административного регламента Администрации ЗАТО г. Железногорск по предоставлению муниципальной услуги "Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности", утвержденного постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 03.11.2010, не подлежащие применению, так как спорный земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения. Кроме того, суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных требований и доводов апелляционной жалобы, так как заявитель не просил суд обязать администрацию повторно рассмотреть его заявление о предоставлении земельного участка.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, глава фермерского хозяйства "Апиас" Дюкин Сергей Витальевич обратился к главе Администрации ЗАТО г. Железногорск с заявлением от 27.12.2010 входящий N 631 о предоставлении земельного участка площадью 20 000 кв.м, находящегося по адресу: ЗАТО г. Железногорск в 350 м западнее нежилого здания (база МЧС) по ул. Кантатская, 30, в аренду сроком на 10 лет, цель использования - пчеловодство. К заявлению приложены: копия соглашения о приведении правового статуса хозяйства "Апиас" в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 10.11.2010; копия паспорта; копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация ЗАТО г. Железногорск Красноярского края направила заявителю выписку от 28.07.2011 N 628/11 из протокола заседания архитектурно-планировочной комиссии ЗАТО Железногорск от 27.07.2011 N 24, утвержденного постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск от 02.08.2011 N 1266. Согласно указанной выписке по вопросу о рассмотрении заявления заместителя главы фермерского хозяйства "Апиас" Дюкина С.В. принято решение об отказе в предоставлении земельного участка площадью 20 000 кв.м для целей, не связанных со строительством - для фермерского хозяйства (пчеловодство), местоположением: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, в 350 м западнее нежилого здания (база МЧС) по ул. Кантатская, 30, на основании акта обследования от 25.11.2010, согласно которому на земельном участке находятся: улья (более 20 штук), дом садового типа с печным отоплением, хозяйственная постройка (предположительно баня), хозяйственная постройка (предположительно омшаник). Выписка направлена Дюкину С.В. по почте 28.07.2011, получена адресатом 03.08.2011.
Не согласившись с полученным отказом, глава фермерского хозяйства "Апиас" Дюкин С.В. обратился в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 03.11.2011 по делу N А33-18097/2011 заявление главы фермерского хозяйства "Апиас" Дюкина С.В. оставлено без движения на срок до 24.11.2011. Определение от 03.11.2011 заявителем получено 11.11.2011 (почтовое уведомление N 66004962078417). Определением от 24.11.2011 заявление главы фермерского хозяйства "Апиас" Дюкина С.В., поступившее в Арбитражный суд Красноярского края 02.11.2011, возвращено. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 определение Арбитражного суда Красноярского края от 24 ноября 2011 года по делу N А33-18097/2011 оставлено без изменения; постановление размещено на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 01.02.2012.
Повторное заявление об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка, изложенного в выписке от 28.07.2011 N 628/11 из протокола заседания архитектурно-планировочной комиссии ЗАТО Железногорск от 27.07.2011 N 24, глава фермерского хозяйства "Апиас" Дюкин С.В. направил в Арбитражный суд Красноярского края посредством почтовой связи 14.03.2012, заявил ходатайство о восстановлении срока в связи с наличием уважительных причин.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем пропущен срок на обжалование оспариваемого ненормативного акта при этом не приведены уважительные причины пропуска такого срока.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт, суд апелляционной инстанции исходил из того, что:
- - заявителем представлены доказательства уважительности причин пропуска срока на обжалование решения администрации;
- - администрацией не доказано соответствие закону и иным нормативным правовым актам оспариваемого решения, которое нарушает права и законные интересы заявителя на рассмотрение его заявления от 27.12.2010 вх. N 631 о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным порядком.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 12 указанного Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Перечисленные нормы материального права не предусматривают в качестве условия реализации заявителями права на обращение с заявлением о приобретении земельных участков в уполномоченный орган предварительное опубликование информации данным органом о возможном предоставлении таких участков.
Таким образом, уполномоченный орган обязан обеспечить рассмотрение в установленном порядке всех поданных заявлений.
Согласно положениям пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как правильно установлено судом апелляционной инстанции, ответчиком в оспариваемом решении не приведено нормативно-правового обоснования, в соответствии с которым указанные в оспариваемом решении обстоятельства (на земельном участке находятся улья (более 20 штук), дом садового типа с печным отоплением, хозяйственная постройка (предположительно баня), хозяйственная постройка с печным отоплением (предположительно омшаник)) в рамках действующего в муниципальном образовании порядка о предоставлении земельных участков являются основанием отказа заявителю в предоставлении спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно признал недействительным спорное решение, как вынесенное с нарушением установленного порядка рассмотрения заявления Дюкина С.В.
Относительно запрошенной заявителем меры восстановления нарушенного права суд апелляционной инстанции учел, что вопрос о ее применении в отношении конкретного земельного участка возможно рассмотреть в судебном порядке только при условии соблюдения уполномоченным органом установленного административного порядка рассмотрения заявления о предоставлении данного земельного участка.
Иные доводы кассационных жалоб рассмотрены судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных судом обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2012 года по делу N А33-3990/2012 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.03.2013 ПО ДЕЛУ N А33-3990/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. N А33-3990/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2013 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу главы фермерского хозяйства "Апиас" Дюкина Сергея Витальевича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 июля 2012 года по делу N А33-3990/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2012 года по тому же делу и кассационную жалобу Администрации ЗАТО г. Железногорск на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2012 года по делу N А33-3990/2012 Арбитражного суда Красноярского края (суд первой инстанции - Баукина Е.А.; суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Иванцова О.А., Севастьянова Е.В.)
установил:
глава фермерского хозяйства "Апиас" Дюкин Сергей Витальевич (ОГРНИП 310245233300027, г. Железногорск, далее - Дюкин С.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края к Администрации ЗАТО г. Железногорск (ОГРН 1022401419590, далее - администрация, ответчик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 27.07.2011 N 24, направленного в виде выписки от 28.07.2011 N 628/11, об отказе в предоставлении земельного участка, площадью 20 000 кв.м для целей, не связанных со строительством - для фермерского хозяйства (пчеловодство), местоположением: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, в 350 м западнее нежилого здания (база МЧС) по ул. Кантатская, 30, по заявлению от 27.12.2010 вх. N 631; об обязании Администрации ЗАТО г. Железногорск произвести действия по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка, местоположением: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, в 350 м западнее нежилого здания (база МЧС) по ул. Кантатская, 30, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для обеспечения за счет заявителя работ по подготовке документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, для обращения заявителя с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 5 июля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2012 года решение суда отменено, принят новый судебный акт о признании недействительным решения администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 27.07.2011 N 24, направленного в виде выписки от 28.07.2011 N 628/11, об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством - для фермерского хозяйства. Администрация ЗАТО г. Железногорск Красноярского края обязана судом повторно рассмотреть заявление главы фермерского хозяйства "Апиас" Дюкина Сергея Витальевича от 27.12.2010 вх. N 631 о предоставлении земельного участка.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Дюкин С.В. обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом первой инстанции не учтено наличие уважительных причин для восстановления срока обжалования, которые правомерно учтены судом апелляционной инстанции. Вместе с тем выводы суда апелляционной инстанции относительно определения судом нарушенного права заявителя и выбора меры восстановления права заявителя не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанций. Определенная судом апелляционной инстанции мера восстановления права не направлена на обеспечение права на предоставление земельного участка, за защитой которого заявитель обратился в арбитражный суд. Также судом апелляционной инстанции необоснованно отклонены доводы заявителя о нарушении судом первой инстанции правила тайны совещания при рассмотрении вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции восстановил пропущенный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления без уважительных на то причин. Суд апелляционной инстанции применил к спорным правоотношениям положения статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Административного регламента Администрации ЗАТО г. Железногорск по предоставлению муниципальной услуги "Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности", утвержденного постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 03.11.2010, не подлежащие применению, так как спорный земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения. Кроме того, суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных требований и доводов апелляционной жалобы, так как заявитель не просил суд обязать администрацию повторно рассмотреть его заявление о предоставлении земельного участка.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, глава фермерского хозяйства "Апиас" Дюкин Сергей Витальевич обратился к главе Администрации ЗАТО г. Железногорск с заявлением от 27.12.2010 входящий N 631 о предоставлении земельного участка площадью 20 000 кв.м, находящегося по адресу: ЗАТО г. Железногорск в 350 м западнее нежилого здания (база МЧС) по ул. Кантатская, 30, в аренду сроком на 10 лет, цель использования - пчеловодство. К заявлению приложены: копия соглашения о приведении правового статуса хозяйства "Апиас" в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 10.11.2010; копия паспорта; копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация ЗАТО г. Железногорск Красноярского края направила заявителю выписку от 28.07.2011 N 628/11 из протокола заседания архитектурно-планировочной комиссии ЗАТО Железногорск от 27.07.2011 N 24, утвержденного постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск от 02.08.2011 N 1266. Согласно указанной выписке по вопросу о рассмотрении заявления заместителя главы фермерского хозяйства "Апиас" Дюкина С.В. принято решение об отказе в предоставлении земельного участка площадью 20 000 кв.м для целей, не связанных со строительством - для фермерского хозяйства (пчеловодство), местоположением: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, в 350 м западнее нежилого здания (база МЧС) по ул. Кантатская, 30, на основании акта обследования от 25.11.2010, согласно которому на земельном участке находятся: улья (более 20 штук), дом садового типа с печным отоплением, хозяйственная постройка (предположительно баня), хозяйственная постройка (предположительно омшаник). Выписка направлена Дюкину С.В. по почте 28.07.2011, получена адресатом 03.08.2011.
Не согласившись с полученным отказом, глава фермерского хозяйства "Апиас" Дюкин С.В. обратился в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 03.11.2011 по делу N А33-18097/2011 заявление главы фермерского хозяйства "Апиас" Дюкина С.В. оставлено без движения на срок до 24.11.2011. Определение от 03.11.2011 заявителем получено 11.11.2011 (почтовое уведомление N 66004962078417). Определением от 24.11.2011 заявление главы фермерского хозяйства "Апиас" Дюкина С.В., поступившее в Арбитражный суд Красноярского края 02.11.2011, возвращено. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 определение Арбитражного суда Красноярского края от 24 ноября 2011 года по делу N А33-18097/2011 оставлено без изменения; постановление размещено на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 01.02.2012.
Повторное заявление об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка, изложенного в выписке от 28.07.2011 N 628/11 из протокола заседания архитектурно-планировочной комиссии ЗАТО Железногорск от 27.07.2011 N 24, глава фермерского хозяйства "Апиас" Дюкин С.В. направил в Арбитражный суд Красноярского края посредством почтовой связи 14.03.2012, заявил ходатайство о восстановлении срока в связи с наличием уважительных причин.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем пропущен срок на обжалование оспариваемого ненормативного акта при этом не приведены уважительные причины пропуска такого срока.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт, суд апелляционной инстанции исходил из того, что:
- - заявителем представлены доказательства уважительности причин пропуска срока на обжалование решения администрации;
- - администрацией не доказано соответствие закону и иным нормативным правовым актам оспариваемого решения, которое нарушает права и законные интересы заявителя на рассмотрение его заявления от 27.12.2010 вх. N 631 о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным порядком.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 12 указанного Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Перечисленные нормы материального права не предусматривают в качестве условия реализации заявителями права на обращение с заявлением о приобретении земельных участков в уполномоченный орган предварительное опубликование информации данным органом о возможном предоставлении таких участков.
Таким образом, уполномоченный орган обязан обеспечить рассмотрение в установленном порядке всех поданных заявлений.
Согласно положениям пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как правильно установлено судом апелляционной инстанции, ответчиком в оспариваемом решении не приведено нормативно-правового обоснования, в соответствии с которым указанные в оспариваемом решении обстоятельства (на земельном участке находятся улья (более 20 штук), дом садового типа с печным отоплением, хозяйственная постройка (предположительно баня), хозяйственная постройка с печным отоплением (предположительно омшаник)) в рамках действующего в муниципальном образовании порядка о предоставлении земельных участков являются основанием отказа заявителю в предоставлении спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно признал недействительным спорное решение, как вынесенное с нарушением установленного порядка рассмотрения заявления Дюкина С.В.
Относительно запрошенной заявителем меры восстановления нарушенного права суд апелляционной инстанции учел, что вопрос о ее применении в отношении конкретного земельного участка возможно рассмотреть в судебном порядке только при условии соблюдения уполномоченным органом установленного административного порядка рассмотрения заявления о предоставлении данного земельного участка.
Иные доводы кассационных жалоб рассмотрены судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных судом обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2012 года по делу N А33-3990/2012 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)