Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Крутоус Е.Ж.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Вороновой М.Н., Нарыжной Е.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2013 года апелляционную жалобу Администрации Серпуховского муниципального района Московской области на решение Серпуховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу по заявлению Ф. <данные изъяты> об оспаривании действий Администрации Серпуховского муниципального района Московской области.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
установила:
Ф. обратился в суд с заявлением об обязании Администрации Серпуховского муниципального района Московской области провести публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области с просьбой о назначении в соответствии с действующим законодательством публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка, однако получил ответ, согласно которому ему предлагалось представить согласование с Комитетом по лесам Московской области, поскольку в непосредственной близости от его земельного участка находятся земли лесного фонда. По мнению заявителя, данное требование органа местного самоуправления является незаконным, поскольку границы его земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, внесены в ГКН, споров по границам земельного участка не возникало.
В судебном заседании Ф. поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель Администрации Серпуховского муниципального района МО возражал против требований Ф., указав, что действующее Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам изменения вида разрешенного использования земельных участков на территории Серпуховского муниципального района Московской области предусматривает обязательность согласования границ земельного участка, вопрос об изменении вида разрешенного использования которого поставлен заинтересованным лицом, со смежными землепользователями. После предоставления Ф. соответствующего согласования будут назначены публичные слушания.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ требования Ф. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Серпуховского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения.
Проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Статьей 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ определено, что на публичные слушания должны выноситься, в том числе, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
По смыслу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ проведение публичных слушаний направлено на обеспечение соблюдения публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 3 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Как усматривается из материалов дела, Ф. является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства. Право собственности заявителя зарегистрировано в установленном законом порядке; согласно кадастровому паспорту земельного участка заявителя границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведений об ограничении вещных прав на участок, о границах охранной зоны, о природных объектах (лесах), расположенных в пределах земельного участка, не имеется. Данных о том, что имеется спор о границах земельного участка Ф., суду не предоставлено.
Ф. обращался к Главе Серпуховского муниципального района Московской области с заявлениями о назначении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N.
Ответами Администрации Серпуховского муниципального района МО от 09.04.2012 и от 26.07.2012 Ф. разъяснено, что для решения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка ему необходимо осуществить согласование границ земельного участка с Комитетом по лесам Московской области в целях исключения возможного наложения границ с землями лесного фонда.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что наделение органа местного самоуправления полномочиями по организации и определению порядка проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка не свидетельствует о том, что данный орган может включать в перечень документов, необходимых для проведения публичных слушаний и подлежащих представлению заинтересованным лицом - собственником земельного участка, любые документы.
В рассматриваемом случае земельный участок Ф. индивидуально определен, поставлен на кадастровый учет в определенных границах, споров о которых не заявлено. Кроме того, поскольку проведение публичных слушаний направлено на обеспечение соблюдения публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, комиссия по организации публичных слушаний, исполняя свою обязанность, возложенную на нее ст. 39 ГрК РФ, направит сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком Ф. Данные лица вправе представить свои возражения относительно выносимого на публичные слушания вопроса.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно указал на неправомерность уклонения органа местного самоуправления от назначения публичных слушаний.
Решение суда об обязании Администрации Серпуховского муниципального района МО назначить и провести в установленном законом порядке публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка Ф. основано на материалах дела и не противоречит требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Серпуховского муниципального района не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела и выводов суда.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Серпуховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Серпуховского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.01.2013 ПО ДЕЛУ N 33-26839/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2013 г. по делу N 33-26839/2012
Судья Крутоус Е.Ж.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Вороновой М.Н., Нарыжной Е.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2013 года апелляционную жалобу Администрации Серпуховского муниципального района Московской области на решение Серпуховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу по заявлению Ф. <данные изъяты> об оспаривании действий Администрации Серпуховского муниципального района Московской области.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
установила:
Ф. обратился в суд с заявлением об обязании Администрации Серпуховского муниципального района Московской области провести публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области с просьбой о назначении в соответствии с действующим законодательством публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка, однако получил ответ, согласно которому ему предлагалось представить согласование с Комитетом по лесам Московской области, поскольку в непосредственной близости от его земельного участка находятся земли лесного фонда. По мнению заявителя, данное требование органа местного самоуправления является незаконным, поскольку границы его земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, внесены в ГКН, споров по границам земельного участка не возникало.
В судебном заседании Ф. поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель Администрации Серпуховского муниципального района МО возражал против требований Ф., указав, что действующее Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам изменения вида разрешенного использования земельных участков на территории Серпуховского муниципального района Московской области предусматривает обязательность согласования границ земельного участка, вопрос об изменении вида разрешенного использования которого поставлен заинтересованным лицом, со смежными землепользователями. После предоставления Ф. соответствующего согласования будут назначены публичные слушания.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ требования Ф. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Серпуховского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения.
Проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Статьей 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ определено, что на публичные слушания должны выноситься, в том числе, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
По смыслу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ проведение публичных слушаний направлено на обеспечение соблюдения публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 3 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Как усматривается из материалов дела, Ф. является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства. Право собственности заявителя зарегистрировано в установленном законом порядке; согласно кадастровому паспорту земельного участка заявителя границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведений об ограничении вещных прав на участок, о границах охранной зоны, о природных объектах (лесах), расположенных в пределах земельного участка, не имеется. Данных о том, что имеется спор о границах земельного участка Ф., суду не предоставлено.
Ф. обращался к Главе Серпуховского муниципального района Московской области с заявлениями о назначении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N.
Ответами Администрации Серпуховского муниципального района МО от 09.04.2012 и от 26.07.2012 Ф. разъяснено, что для решения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка ему необходимо осуществить согласование границ земельного участка с Комитетом по лесам Московской области в целях исключения возможного наложения границ с землями лесного фонда.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что наделение органа местного самоуправления полномочиями по организации и определению порядка проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка не свидетельствует о том, что данный орган может включать в перечень документов, необходимых для проведения публичных слушаний и подлежащих представлению заинтересованным лицом - собственником земельного участка, любые документы.
В рассматриваемом случае земельный участок Ф. индивидуально определен, поставлен на кадастровый учет в определенных границах, споров о которых не заявлено. Кроме того, поскольку проведение публичных слушаний направлено на обеспечение соблюдения публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, комиссия по организации публичных слушаний, исполняя свою обязанность, возложенную на нее ст. 39 ГрК РФ, направит сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком Ф. Данные лица вправе представить свои возражения относительно выносимого на публичные слушания вопроса.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно указал на неправомерность уклонения органа местного самоуправления от назначения публичных слушаний.
Решение суда об обязании Администрации Серпуховского муниципального района МО назначить и провести в установленном законом порядке публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка Ф. основано на материалах дела и не противоречит требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Серпуховского муниципального района не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела и выводов суда.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Серпуховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Серпуховского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)