Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
истцов - Баталина В.В. (доверенности от 19.07.2012, 06.02.2013, 19.07.2012),
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2013 (судья Николаева Л.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-17752/2012
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Озернова Павла Ниловича, г. Саратов (ОГРНИП <...>) Шабаркова Олега Борисовича, п. Тепличный, индивидуального предпринимателя Котлова Анатолия Геннадьевича, г. Саратов, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, третьи лица: Правительство Саратовской области, г. Саратов, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича", г. Москва, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области, Саратов, Инспекция Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова, г. Саратов, о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратились индивидуальный предприниматель Озернов Павел Нилович, Шабарков Олег Борисович, Котлов Анатолий Геннадьевич с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в мкр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района, Саратовской обл., принадлежащего на праве общей долевой собственности Шабаркову Олегу Борисовичу, Озернову Павлу Ниловичу, Котлову Анатолию Геннадьевичу, указав ее равной рыночной стоимости земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в мкр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района. Саратовской обл. в размере 53 195 000,00 рублей.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцы уточнили исковые требования и просили суд, установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в мкр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района. Саратовской обл., по состоянию на 01.01.2007, равной его рыночной стоимости в размере 55 095 000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2013 по делу N А57-17752/2012 суд установил кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный на дату 01.01.2007, равной его рыночной стоимости в размере 55 095 000,00 рублей.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что истцами в качестве доказательства действительной рыночной стоимости земельного участка предоставлен отчет оценщика N 07/12-46 от 27.07.2012, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составляет 53 195 000,00 рублей, что судебной экспертизой рыночная стоимость определена в размере 55 095 000,00 рублей, и при оценке всех представленных доказательств суд, учитывая, что истец не представил возражений в отношении результата судебной экспертизы, установил, что подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости рыночная стоимость определенная судебной экспертизой.
В кассационной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области просит принятые судебные акты отменить, в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в его полномочия не входят функции по государственной кадастровой оценке земельных участков и, следовательно, учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, что дело по субъектному составу не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку иск заявлен физическими лицами по поводу рыночной стоимости земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства.
Определением Федерального арбитражного суда от 10.07.2013 производство по кассационной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" приостановлено до опубликования в полном объеме на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А11-5098/2010.
18 сентября 2013 года Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761\\11 (дело N А11-5098\\2010) опубликовано на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.09.2013 производство по кассационной жалобе возобновлено.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истцов, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, коллегия находит, что она подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шабаркову Олегу Борисовичу, Озернову Павлу Ниловичу, Котлову Анатолию Геннадьевичу на праве общей долевой собственности по (1/3 доли каждому) принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 3060001 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенный в мкр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района. Саратовской обл. Указанный земельный участок был приобретен истцами для осуществления на нем предпринимательской деятельности, а именно осуществления строительства коттеджного поселка и последующей реализации индивидуальных жилых домов с целью извлечения прибыли.
В целях определения кадастровой стоимости спорного земельного участка ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ были проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков, по итогам которых был составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 (далее - отчет), утвержденный 18.02.2009.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии) составлен Акт проверки отчета, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П Утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 26.06.2012 года N 64/201/2012-84434 выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области" кадастровая стоимость принадлежащего истцам земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости составляет - 376 753 320 рублей.
В досудебном порядке по инициативе истцов была проведена рыночная оценка указанного земельного участка. Согласно Отчету независимого оценщика ООО "Приоритет оценка" от 27.07.2012 N 07/12-46, рыночная стоимость земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в мкр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района, Саратовской обл. составляет - 53 195 000,00 рублей.
Истец полагает, что определенные значения кадастровой стоимости земельного участка существенно превышают размер его рыночной стоимости, что позволяет сделать вывод о необходимости защиты прав и законных интересов истца посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости и признании недостоверными экономических характеристик (УПКСЗ и кадастровой стоимости) этого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, руководствовался следующим.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцам земельного участка с кадастровым номером 64:48:020205:20, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Истцами в качестве доказательства действительной рыночной стоимости земельного участка представлен отчет оценщика от 27.07.2012 N 07/12-46 согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2007 (на дату определения кадастровой стоимости) составляет 53 195 000,00 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 29.10.2012 производство по делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, производство которой поручено Обществу с ограниченной ответственностью ООО "А-Эксперт", на разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: Определить действительную рыночную стоимость земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в мкр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района, Саратовской обл. на дату 01.01.2007.
20 ноября 2012 года в Арбитражный суд Саратовской области поступило заключение эксперта от 20.11.2012 N А11/12-01, согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2007 составляет 55 095 000,00 рублей. Данную стоимость истец не оспорил.
Суд установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие в порядке, предусмотренном действующим законодательством, достоверность отчета независимого оценщика.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции удовлетворил требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный на дату 01.01.2007, равной его рыночной стоимости в размере 55 095 000,00 рублей.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Апелляционный суд пришел к выводу, о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Довод заявителя жалобы, о том, что на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки, ввиду чего, истец может воспользоваться данной нормой, апелляционным судом отклонен на основании следующего.
Распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" вступило в законную силу только 28.12.2012, однако, при рассмотрении настоящего иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался законодательством, действовавшим на момент утверждения кадастровой стоимости спорного земельного участка, а именно 26.06.2012, данное распоряжение не имеет отношения к предмету исковых требований в спорный исковой период.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, пришел к выводу о том, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Довод кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок предназначен для жилищного строительства и, следовательно, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, был оценен судом и отклонен со ссылкой на использование земельного участка в предпринимательских целях - для строительства коттеджного поселка с последующей продажей жилых домов с целью получения прибыли.
Довод о том, что требование заявлено к ненадлежащему лицу был оценен апелляционным судом и, в силу правил статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суде кассационной инстанции не подлежит.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, выводы судов в части указания даты, по состоянию на которую должны быть внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются ошибочными.
В остальной части обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 по делу N А57-17752/2012 изменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный, равной его рыночной стоимости в размере 55 095 000,00 рублей.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2013 ПО ДЕЛУ N А57-17752/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2013 г. по делу N А57-17752/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
истцов - Баталина В.В. (доверенности от 19.07.2012, 06.02.2013, 19.07.2012),
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2013 (судья Николаева Л.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-17752/2012
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Озернова Павла Ниловича, г. Саратов (ОГРНИП <...>) Шабаркова Олега Борисовича, п. Тепличный, индивидуального предпринимателя Котлова Анатолия Геннадьевича, г. Саратов, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, третьи лица: Правительство Саратовской области, г. Саратов, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича", г. Москва, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области, Саратов, Инспекция Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова, г. Саратов, о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратились индивидуальный предприниматель Озернов Павел Нилович, Шабарков Олег Борисович, Котлов Анатолий Геннадьевич с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в мкр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района, Саратовской обл., принадлежащего на праве общей долевой собственности Шабаркову Олегу Борисовичу, Озернову Павлу Ниловичу, Котлову Анатолию Геннадьевичу, указав ее равной рыночной стоимости земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в мкр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района. Саратовской обл. в размере 53 195 000,00 рублей.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцы уточнили исковые требования и просили суд, установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в мкр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района. Саратовской обл., по состоянию на 01.01.2007, равной его рыночной стоимости в размере 55 095 000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2013 по делу N А57-17752/2012 суд установил кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный на дату 01.01.2007, равной его рыночной стоимости в размере 55 095 000,00 рублей.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что истцами в качестве доказательства действительной рыночной стоимости земельного участка предоставлен отчет оценщика N 07/12-46 от 27.07.2012, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составляет 53 195 000,00 рублей, что судебной экспертизой рыночная стоимость определена в размере 55 095 000,00 рублей, и при оценке всех представленных доказательств суд, учитывая, что истец не представил возражений в отношении результата судебной экспертизы, установил, что подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости рыночная стоимость определенная судебной экспертизой.
В кассационной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области просит принятые судебные акты отменить, в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в его полномочия не входят функции по государственной кадастровой оценке земельных участков и, следовательно, учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, что дело по субъектному составу не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку иск заявлен физическими лицами по поводу рыночной стоимости земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства.
Определением Федерального арбитражного суда от 10.07.2013 производство по кассационной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" приостановлено до опубликования в полном объеме на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А11-5098/2010.
18 сентября 2013 года Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761\\11 (дело N А11-5098\\2010) опубликовано на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.09.2013 производство по кассационной жалобе возобновлено.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истцов, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, коллегия находит, что она подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шабаркову Олегу Борисовичу, Озернову Павлу Ниловичу, Котлову Анатолию Геннадьевичу на праве общей долевой собственности по (1/3 доли каждому) принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 3060001 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенный в мкр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района. Саратовской обл. Указанный земельный участок был приобретен истцами для осуществления на нем предпринимательской деятельности, а именно осуществления строительства коттеджного поселка и последующей реализации индивидуальных жилых домов с целью извлечения прибыли.
В целях определения кадастровой стоимости спорного земельного участка ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ были проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков, по итогам которых был составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 (далее - отчет), утвержденный 18.02.2009.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии) составлен Акт проверки отчета, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П Утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 26.06.2012 года N 64/201/2012-84434 выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области" кадастровая стоимость принадлежащего истцам земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости составляет - 376 753 320 рублей.
В досудебном порядке по инициативе истцов была проведена рыночная оценка указанного земельного участка. Согласно Отчету независимого оценщика ООО "Приоритет оценка" от 27.07.2012 N 07/12-46, рыночная стоимость земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в мкр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района, Саратовской обл. составляет - 53 195 000,00 рублей.
Истец полагает, что определенные значения кадастровой стоимости земельного участка существенно превышают размер его рыночной стоимости, что позволяет сделать вывод о необходимости защиты прав и законных интересов истца посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости и признании недостоверными экономических характеристик (УПКСЗ и кадастровой стоимости) этого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, руководствовался следующим.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцам земельного участка с кадастровым номером 64:48:020205:20, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Истцами в качестве доказательства действительной рыночной стоимости земельного участка представлен отчет оценщика от 27.07.2012 N 07/12-46 согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2007 (на дату определения кадастровой стоимости) составляет 53 195 000,00 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 29.10.2012 производство по делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, производство которой поручено Обществу с ограниченной ответственностью ООО "А-Эксперт", на разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: Определить действительную рыночную стоимость земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного в мкр. Лазурный, п. Рейник, Саратовского района, Саратовской обл. на дату 01.01.2007.
20 ноября 2012 года в Арбитражный суд Саратовской области поступило заключение эксперта от 20.11.2012 N А11/12-01, согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2007 составляет 55 095 000,00 рублей. Данную стоимость истец не оспорил.
Суд установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие в порядке, предусмотренном действующим законодательством, достоверность отчета независимого оценщика.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции удовлетворил требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный на дату 01.01.2007, равной его рыночной стоимости в размере 55 095 000,00 рублей.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Апелляционный суд пришел к выводу, о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Довод заявителя жалобы, о том, что на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки, ввиду чего, истец может воспользоваться данной нормой, апелляционным судом отклонен на основании следующего.
Распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" вступило в законную силу только 28.12.2012, однако, при рассмотрении настоящего иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался законодательством, действовавшим на момент утверждения кадастровой стоимости спорного земельного участка, а именно 26.06.2012, данное распоряжение не имеет отношения к предмету исковых требований в спорный исковой период.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, пришел к выводу о том, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Довод кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок предназначен для жилищного строительства и, следовательно, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, был оценен судом и отклонен со ссылкой на использование земельного участка в предпринимательских целях - для строительства коттеджного поселка с последующей продажей жилых домов с целью получения прибыли.
Довод о том, что требование заявлено к ненадлежащему лицу был оценен апелляционным судом и, в силу правил статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суде кассационной инстанции не подлежит.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, выводы судов в части указания даты, по состоянию на которую должны быть внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются ошибочными.
В остальной части обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 по делу N А57-17752/2012 изменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов (поселений) для индивидуального жилищного строительства площадью 306000 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 64:48:020205:20 расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Рейник, мкр. Лазурный, равной его рыночной стоимости в размере 55 095 000,00 рублей.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)