Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Сухановой Н.Н., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1085902003934, ИНН 5902293562; далее - министерство, административный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А50-7870/2012 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От общества с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия" (ОГРН 1025901366292, ИНН 5906032459; далее - общество) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными торгов, проведенных 27.04.2011 в форме открытого аукциона по аукционной единице (лоту) N 7 по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда площадью 7,784 га, расположенного в Ильинском лесничестве, Каргинском участковом лесничестве (кварталы N 1 - 7, 10 - 38); протокола N 7 о результатах аукциона на право заключения договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда для заготовки древесины от 27.04.2011; применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с ответчика суммы задатка за участие в аукционе в размере 709 752 руб.
Судами установлено, что Агентством по природопользованию Пермского края (Министерство лесного хозяйства Пермского края) проведен аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в составе земель лесного фонда, извещение и документация об аукционе опубликованы на официальном сайте 25.01.2011.
Под лотом N 7 выставлено право заключения договора аренды лесного участка площадью 7,784 га, расположенного: Ильинский муниципальный район Пермского края, Ильинское лесничество, Каргинское участковое лесничество, кварталы 1 - 7, 10 - 38 с видом разрешенного использования "заготовка древесины". В аукционной документации указано, что границы лесных участков определены материалами лесоустройства, виды и параметры использования лесов установлены лесохозяйственными регламентами.
Победителем по указанному лоту признано общество, с которым 13.05.2011 заключен договор аренды лесного участка N 594/146. Согласно условиям договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принимает за плату во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, с категорией земель лесного фонда, номером учетной записи 1550-2011-05 в государственном лесном реестре Пермского края без присвоения кадастрового номера.
Пунктом 13.17 договора аренды установлена обязанность арендатора представить договор для государственной регистрации в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в течение 30 календарных дней с момента подписания договора.
Общество, получив отказ в государственной регистрации договора аренды, и, посчитав, что организатор торгов выставил на продажу право аренды лесного участка, не прошедшего государственный кадастровый учет, что явилось причиной отказа в государственной регистрации договора аренды, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
Решением суда от 08.11.2012 (судья Цыренова Е.Б.) в удовлетворении заявленных требований общества отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о нарушении правил проведения торгов, которые могли повлиять на результат торгов, и отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 (судьи Ясикова Е.Ю., Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю.) решение суда отменено.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к выводу о том, что министерством допущен факт существенного нарушения процедуры проведения торгов, выразившийся в выставлении в качестве предмета торгов права аренды участка лесного фонда, не прошедшего государственный кадастровый учет. В связи с этим суд удовлетворил требования общества, торги признал недействительными и, применив последствия недействительности сделки, взыскал с министерства в пользу общества сумму задатка за участие в аукционе в размере 709 752 руб.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование доводов кассационной жалобы министерство поясняет, что необходимая аукционная документация и информация, в том числе сведения о местоположении земельного участка, его границах и объемах древесины, подлежащей вырубке, указаны; нарушений правил проведения торгов, которые могли повлиять на результат торгов, судом не установлено.
Министерство полагает, что не обязано ставить на кадастровый учет лесные участки, передаваемые в аренду для выставления их на аукцион, поскольку до 1 января 2015 года предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда допускается без проведения государственного кадастрового учета. Соответственно, оснований для признания недействительными торгов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, а также протокола N 7 о результатах аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, не имелось.
В отзыве, представленном на кассационную жалобу, общество возражает против доводов министерства, указывая, что судом апелляционной инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не установил оснований для его отмены.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона.
В силу подп. 2 п. 4 ст. 79 Лесного кодекса в извещении о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должны быть указаны, помимо прочего, сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов.
Пунктом 6 ст. 79 Лесного кодекса и п. 16 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.02.2009 N 75, утвердившего "Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со ст. 78 - 80 Лесного кодекса РФ" (далее - Методические указания), предусмотрено, что организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать: проектную документацию о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; кадастровый паспорт лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений.
Одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.
При исследовании обстоятельств дела, суды установили факт соблюдения министерством порядка и сроков извещения о проведении оспариваемого обществом аукциона, установленных ч. 3, 4 ст. 79 Лесного кодекса.
В силу ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса 1997 года, действовавшего в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Этот же подход подтвержден законодателем и в настоящее время, при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса.
В силу ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Пунктом 2 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ, предусматривалось, что право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем лес и растения.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ в указанную норму внесены изменения, которыми исключено положение о том, что право собственности на земельный участок распространяется, в частности, на находящийся на нем лес (ст. 16 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
Судом апелляционной инстанции учтено, что лесной участок, переданный обществу по договору аренды от 13.05.2011 N 594/146 с местом размещения Пермский край, Ильинский муниципальный район, Ильинское лесничество, Каргинское участковое лесничество, кварталы 1 - 7, 10 - 38, площадью 7 784 кв. м входит в состав лесного участка с кадастровым номером 59:20:0000000:0100 и условным номером 59-16/1-001-003237, расположенного на землях лесного фонда по адресу: Пермский край, Ильинский район, Ильинский лесхоз (запись в ЕГРП от 14.09.2004 N 59-1/16-1/2004-501). Земельный участок с кадастровым номером 59:20:0000000:0100 поставлен на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости и в отношении него зарегистрированы права в Едином государственном реестре прав. Лесной участок с кадастровым номером 59:20:0000000:0100 находится в федеральной собственности.
Таким образом, образованный путем выдела из него лесной участок площадью 7,784 га также является федеральной собственностью.
Судом установлено, что решение о формировании спорного земельного участка Управлением Росимущества не принималось (письмо от 19.04.2012 исх. N 01-16-1439/03), доказательств формирования спорного участка как объекта права в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1, ст. 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ правомочия арендатора по распоряжению участком лесного фонда ограничены до осуществления государственного кадастрового учета такого участка.
Согласно ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о регистрации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что спорный участок, предоставленный в аренду, входит в состав земельного участка с кадастровым номером 59:20:0000000:0100, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 59 АК N 617563 от 14.09.2004 Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект права - единое землепользование (землевладение), категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 1 127 570 000 кв. м.
Таким образом, спорный земельный участок выделен из земельного участка который является ранее учтенным в силу ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Судом обоснованно отмечено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно положениям ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы части земельных участков. При этом в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Индивидуализация части земельного, в том числе и лесного участка, осуществляется посредством государственного кадастрового учета части объекта недвижимости в соответствии с требованиями Закона о кадастре.
Согласно п. 3 ст. 4.3, ст. 4.4 Вводного закона государственная регистрация ограничений (обременении) прав на лесные участки в составе земель лесного фонда без предоставления кадастрового паспорта, то есть без осуществления государственного кадастрового учета, возможна только в случаях, когда государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся. Если государственный кадастровый учет земельного участка в составе земель лесного фонда уже осуществлен, необходимо руководствоваться общими положениями законодательства о кадастре, о регистрации, а также лесного законодательства, которые требуют соблюдения правил кадастрового учета земельного участка при распоряжении им.
При предоставлении в аренду части лесного участка в составе земель лесного фонда, прошедшего государственный кадастровый учет, должны быть учтены правила учета части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что в качестве предмета торгов выставлено право аренды участка лесного фонда, не прошедшего государственный кадастровый учет, то есть не существующего как объект гражданских прав.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено).
В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 5 Информационного письма от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" (далее - Информационное письмо ВАС РФ от 22.12.2005 N 101), публичные торги могут быть признаны недействительными только при существенном нарушении процедуры их проведения, которое могло повлиять на результат торгов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, установив, что торги в форме открытого аукциона являются недействительными, с учетом положений п. 14 Информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 N 101, пришел к выводу о наличии оснований для применения последствий признания торгов недействительности и удовлетворения заявленных требований общества.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями норм гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нормы материального права применены судом по отношению к установленным им обстоятельствам правильно. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы министерства, указанные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся к переоценке доказательств по делу. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А50-7870/2012 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
С.Н.ВАСИЛЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 10.06.2013 N Ф09-5019/13 ПО ДЕЛУ N А50-7870/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2013 г. N Ф09-5019/13
Дело N А50-7870/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Сухановой Н.Н., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1085902003934, ИНН 5902293562; далее - министерство, административный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А50-7870/2012 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От общества с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия" (ОГРН 1025901366292, ИНН 5906032459; далее - общество) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными торгов, проведенных 27.04.2011 в форме открытого аукциона по аукционной единице (лоту) N 7 по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда площадью 7,784 га, расположенного в Ильинском лесничестве, Каргинском участковом лесничестве (кварталы N 1 - 7, 10 - 38); протокола N 7 о результатах аукциона на право заключения договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда для заготовки древесины от 27.04.2011; применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с ответчика суммы задатка за участие в аукционе в размере 709 752 руб.
Судами установлено, что Агентством по природопользованию Пермского края (Министерство лесного хозяйства Пермского края) проведен аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в составе земель лесного фонда, извещение и документация об аукционе опубликованы на официальном сайте 25.01.2011.
Под лотом N 7 выставлено право заключения договора аренды лесного участка площадью 7,784 га, расположенного: Ильинский муниципальный район Пермского края, Ильинское лесничество, Каргинское участковое лесничество, кварталы 1 - 7, 10 - 38 с видом разрешенного использования "заготовка древесины". В аукционной документации указано, что границы лесных участков определены материалами лесоустройства, виды и параметры использования лесов установлены лесохозяйственными регламентами.
Победителем по указанному лоту признано общество, с которым 13.05.2011 заключен договор аренды лесного участка N 594/146. Согласно условиям договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принимает за плату во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, с категорией земель лесного фонда, номером учетной записи 1550-2011-05 в государственном лесном реестре Пермского края без присвоения кадастрового номера.
Пунктом 13.17 договора аренды установлена обязанность арендатора представить договор для государственной регистрации в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в течение 30 календарных дней с момента подписания договора.
Общество, получив отказ в государственной регистрации договора аренды, и, посчитав, что организатор торгов выставил на продажу право аренды лесного участка, не прошедшего государственный кадастровый учет, что явилось причиной отказа в государственной регистрации договора аренды, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
Решением суда от 08.11.2012 (судья Цыренова Е.Б.) в удовлетворении заявленных требований общества отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о нарушении правил проведения торгов, которые могли повлиять на результат торгов, и отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 (судьи Ясикова Е.Ю., Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю.) решение суда отменено.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к выводу о том, что министерством допущен факт существенного нарушения процедуры проведения торгов, выразившийся в выставлении в качестве предмета торгов права аренды участка лесного фонда, не прошедшего государственный кадастровый учет. В связи с этим суд удовлетворил требования общества, торги признал недействительными и, применив последствия недействительности сделки, взыскал с министерства в пользу общества сумму задатка за участие в аукционе в размере 709 752 руб.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование доводов кассационной жалобы министерство поясняет, что необходимая аукционная документация и информация, в том числе сведения о местоположении земельного участка, его границах и объемах древесины, подлежащей вырубке, указаны; нарушений правил проведения торгов, которые могли повлиять на результат торгов, судом не установлено.
Министерство полагает, что не обязано ставить на кадастровый учет лесные участки, передаваемые в аренду для выставления их на аукцион, поскольку до 1 января 2015 года предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда допускается без проведения государственного кадастрового учета. Соответственно, оснований для признания недействительными торгов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, а также протокола N 7 о результатах аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, не имелось.
В отзыве, представленном на кассационную жалобу, общество возражает против доводов министерства, указывая, что судом апелляционной инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не установил оснований для его отмены.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона.
В силу подп. 2 п. 4 ст. 79 Лесного кодекса в извещении о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должны быть указаны, помимо прочего, сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов.
Пунктом 6 ст. 79 Лесного кодекса и п. 16 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.02.2009 N 75, утвердившего "Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со ст. 78 - 80 Лесного кодекса РФ" (далее - Методические указания), предусмотрено, что организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать: проектную документацию о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; кадастровый паспорт лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений.
Одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.
При исследовании обстоятельств дела, суды установили факт соблюдения министерством порядка и сроков извещения о проведении оспариваемого обществом аукциона, установленных ч. 3, 4 ст. 79 Лесного кодекса.
В силу ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса 1997 года, действовавшего в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Этот же подход подтвержден законодателем и в настоящее время, при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса.
В силу ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Пунктом 2 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ, предусматривалось, что право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем лес и растения.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ в указанную норму внесены изменения, которыми исключено положение о том, что право собственности на земельный участок распространяется, в частности, на находящийся на нем лес (ст. 16 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
Судом апелляционной инстанции учтено, что лесной участок, переданный обществу по договору аренды от 13.05.2011 N 594/146 с местом размещения Пермский край, Ильинский муниципальный район, Ильинское лесничество, Каргинское участковое лесничество, кварталы 1 - 7, 10 - 38, площадью 7 784 кв. м входит в состав лесного участка с кадастровым номером 59:20:0000000:0100 и условным номером 59-16/1-001-003237, расположенного на землях лесного фонда по адресу: Пермский край, Ильинский район, Ильинский лесхоз (запись в ЕГРП от 14.09.2004 N 59-1/16-1/2004-501). Земельный участок с кадастровым номером 59:20:0000000:0100 поставлен на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости и в отношении него зарегистрированы права в Едином государственном реестре прав. Лесной участок с кадастровым номером 59:20:0000000:0100 находится в федеральной собственности.
Таким образом, образованный путем выдела из него лесной участок площадью 7,784 га также является федеральной собственностью.
Судом установлено, что решение о формировании спорного земельного участка Управлением Росимущества не принималось (письмо от 19.04.2012 исх. N 01-16-1439/03), доказательств формирования спорного участка как объекта права в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1, ст. 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ правомочия арендатора по распоряжению участком лесного фонда ограничены до осуществления государственного кадастрового учета такого участка.
Согласно ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о регистрации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что спорный участок, предоставленный в аренду, входит в состав земельного участка с кадастровым номером 59:20:0000000:0100, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 59 АК N 617563 от 14.09.2004 Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект права - единое землепользование (землевладение), категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 1 127 570 000 кв. м.
Таким образом, спорный земельный участок выделен из земельного участка который является ранее учтенным в силу ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Судом обоснованно отмечено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно положениям ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы части земельных участков. При этом в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Индивидуализация части земельного, в том числе и лесного участка, осуществляется посредством государственного кадастрового учета части объекта недвижимости в соответствии с требованиями Закона о кадастре.
Согласно п. 3 ст. 4.3, ст. 4.4 Вводного закона государственная регистрация ограничений (обременении) прав на лесные участки в составе земель лесного фонда без предоставления кадастрового паспорта, то есть без осуществления государственного кадастрового учета, возможна только в случаях, когда государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся. Если государственный кадастровый учет земельного участка в составе земель лесного фонда уже осуществлен, необходимо руководствоваться общими положениями законодательства о кадастре, о регистрации, а также лесного законодательства, которые требуют соблюдения правил кадастрового учета земельного участка при распоряжении им.
При предоставлении в аренду части лесного участка в составе земель лесного фонда, прошедшего государственный кадастровый учет, должны быть учтены правила учета части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что в качестве предмета торгов выставлено право аренды участка лесного фонда, не прошедшего государственный кадастровый учет, то есть не существующего как объект гражданских прав.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено).
В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 5 Информационного письма от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" (далее - Информационное письмо ВАС РФ от 22.12.2005 N 101), публичные торги могут быть признаны недействительными только при существенном нарушении процедуры их проведения, которое могло повлиять на результат торгов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, установив, что торги в форме открытого аукциона являются недействительными, с учетом положений п. 14 Информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 N 101, пришел к выводу о наличии оснований для применения последствий признания торгов недействительности и удовлетворения заявленных требований общества.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями норм гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нормы материального права применены судом по отношению к установленным им обстоятельствам правильно. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы министерства, указанные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся к переоценке доказательств по делу. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А50-7870/2012 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
С.Н.ВАСИЛЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)