Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Пудова А.В.,
судей: Коженовой Т.В., Дмитриевой Г.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Х., Ф.М., Т. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 27 февраля 2013 года, которым им отказано в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения истиц Х., Ф.М., Т. и их представителя - Б., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда
установила:
Х., Ф.М., Т. обратились в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС РФ) о признании их лицами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Казахская ССР). В обоснование требований указали, что проживали в <...> и были подвергнуты радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), что дает им право на социальные льготы и компенсации. Однако, им было отказано в выдаче удостоверения единого образца как лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поскольку <...> не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Уточнив требования, просили признать их подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозой облучения Х. - <...> сЗв (бэр), Ф.М. - <...> сЗв (бэр), Т. - <...> сЗв (бэр), распространить на них социальные гарантии, обязать Департамент включить их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать МЧС РФ выдать соответствующие удостоверения лица, пострадавшего от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В судебном заседании истцы Х., Ф.М., Т. исковые требования поддержали.
Представитель МЧС РФ Ф.А. иск не признал, указав, что законодателем сформулирована совокупность обязательных условий, необходимых для предоставления гражданам мер социальной поддержки в соответствии с нормами названного Закона, а именно: период проживания с 1949 по 1963 годы в определенных населенных пунктах и получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 г. и 07.08.1962 г. Функции по определению суммарных (эффективных) доз облучения граждан возложены на КГБУ.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, в письменном отзыве иск не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 27.02.2013 г. в удовлетворении иска Х., Ф.М., Т. отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят отменить решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы и возражений на нее, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее Закон) гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.
Согласно п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. N 634 (далее Правила), отнесение граждан к категории лиц, определенных ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается МЧС РФ.
В силу п. 3 Правил, определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Из материалов дела следует, что Х. в период <...>, Ф.М. в период <...>, Т. в период <...> проживали в <...>.
В 2012 г. истцы обратились в Департамент с заявлением о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направлении в МЧС РФ представления об оформлении и выдаче им удостоверений единого образца, однако им было отказано, поскольку пос. Первомайский не входит в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также не представлены справки о конкретно накопленной (суммарной) эффективной дозе облучения за период проживания в указанном населенном пункте.
Судом установлено, что <...> не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. N 356-р (далее Перечень).
Однако, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 11.07.2006 г. N 404-О подпункт "б" пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 849) - по его конституционно - правовому смыслу в системе действующего нормативно- правового регулирования - не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" для лиц, проживавших в 1949 - 1963 годах (после начала ядерных испытаний - 29.08.1949 г.) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. N 960-О-П, часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 г. и 07.08.1962 г., проживая в населенном пункте, который не включен Правительством РФ в соответствующий Перечень.
При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Данное Определение Конституционного Суда РФ сохраняет свою силу и является обязательным для всех правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции.
Согласно заключениям эксперта КГБУ Х. проживая <...>, могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно заключениям эксперта КГБУ Ф.М. проживая <...>, могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно заключениям эксперта КГБУ Т. проживая <...>, могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно заключениям эксперта ФГУП в организме истиц имеются следы радиационного воздействия. Значение цитогенетической радиации облучения истиц соответствует дозе Х. - <...> Зв (<...> сЗв (Бэр), Ф.М. - <...> Зв (<...> сЗв (Бэр), Т. - <...> Зв (<...> сЗв (Бэр), что характерно для длительного воздействия (нахождения в зоне) радиационного поражения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу об отсутствии основания для распространения на истиц социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", поскольку не установлены обстоятельства получения ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период времени с 1949 по 1963 г.г.
Однако, с таким решением судебная коллегия согласиться не может, т.к. оно вынесено при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, что повлекло неправильное применение норм материального права.
Ссылка суда на Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 г. N 5 (далее - Методические указания), а также на государственный контракт от 18.06.2012 г., согласно которым уполномоченным органом давать заключения по определению суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, является КГБУ, несостоятельна.
Согласно п. 1.1 Методических указаний они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Таким образом, Методические указания не предусматривают определение доз облучения в отношении граждан, которые проживали за пределами указанного временного промежутка или в населенном пункте, не включенном в Перечень.
В силу п. 5.1.2 государственного контракта, заключенного между МЧС РФ (Заказчик) и КГБУ (Исполнитель), исполнитель обязан выполнять предусмотренные настоящим государственным контрактом работы в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ (приложение N 1), по условиям которого КГБУ должен выполнять расчет эффективных доз в соответствии с Методическими указаниями, суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших в 1949-1963 г.г. в населенных пунктах Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и включенных в Перечень (п. 3.1).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что официальной методики позволяющей определить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в отношении лиц, проживавших за пределами временного промежутка 1949 - 1963 г.г. и в населенных пунктах, не указанных в Перечне, в настоящий момент не существует.
Из экспертного заключения ФГУП следует, что исследование проведено методом учета хромосомных аберраций по результатам забора крови истиц, т.е. с учетом индивидуальных характеристик конкретного человека, и определено значение цитогенетической индикации облучения истиц.
Указанное значение цитогенетической индикации облучения истиц ответчиками не оспаривалось.
Вместе с тем, экспертное заключение КГБУ носит вероятностный характер, поскольку при проведении экспертизы не проводилось исследование конкретного человека, а учитывался только период проживания и населенный пункт.
Доказательств несоответствия цитогенетического исследования клеток крови истиц Методическим указаниям, ответчиком не представлено, выводы, содержащиеся в заключении, им не опровергнуты.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что в период <...> проживают в <...>, который не является зоной повышенного радиационного облучения.
У истиц также имеется удостоверение пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выданное им в республике Казахстан, которое не является основанием для признания их таковым на территории Российской Федерации, но служит одним из доказательств по делу, поскольку в соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., ратифицированной Российской Федерацией и Республикой Казахстан, официальные документы одной из указанных сторон рассматриваются на территории другой страны как официальные документы, пользующиеся доказательной силой.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что дозы облучения истиц получены за время их проживания в пос. Первомайский. Ответчиком не представлено доказательств того, что истцы получили суммарную дозу радиации в условиях проживания, не связанных с ядерными испытаниями.
Исследовав экспертные заключения в совокупности с другими доказательствами по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что получение истцами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения связано с их проживанием в пос. Первомайский в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене. Поскольку все обстоятельства по делу установлены и не требуется сбор дополнительных доказательств, судебная коллегия полагает возможным вынесения по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Х., Ф.М., Т.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 27 февраля 2013 года отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования Х., Ф.М., Т..
Признать Х., Ф.М., Т. подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения <...> Зв (<...> бэр), <...> Зв (<...> бэр), <...> Зв (<...> бэр) соответственно.
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию внести в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне сведения о Х., Ф.М., Т., а также направить в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представление об оформлении и выдаче удостоверения единого образца Х., Ф.М., Т. с приложением необходимых документов.
Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оформить на имя Х., Ф.М., Т. удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" с указанием сведений, предоставленных Департаментом Смоленской области по социальному развитию.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1940
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. по делу N 33-1940
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Пудова А.В.,
судей: Коженовой Т.В., Дмитриевой Г.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Х., Ф.М., Т. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 27 февраля 2013 года, которым им отказано в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения истиц Х., Ф.М., Т. и их представителя - Б., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда
установила:
Х., Ф.М., Т. обратились в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС РФ) о признании их лицами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Казахская ССР). В обоснование требований указали, что проживали в <...> и были подвергнуты радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), что дает им право на социальные льготы и компенсации. Однако, им было отказано в выдаче удостоверения единого образца как лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поскольку <...> не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Уточнив требования, просили признать их подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозой облучения Х. - <...> сЗв (бэр), Ф.М. - <...> сЗв (бэр), Т. - <...> сЗв (бэр), распространить на них социальные гарантии, обязать Департамент включить их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать МЧС РФ выдать соответствующие удостоверения лица, пострадавшего от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В судебном заседании истцы Х., Ф.М., Т. исковые требования поддержали.
Представитель МЧС РФ Ф.А. иск не признал, указав, что законодателем сформулирована совокупность обязательных условий, необходимых для предоставления гражданам мер социальной поддержки в соответствии с нормами названного Закона, а именно: период проживания с 1949 по 1963 годы в определенных населенных пунктах и получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 г. и 07.08.1962 г. Функции по определению суммарных (эффективных) доз облучения граждан возложены на КГБУ.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, в письменном отзыве иск не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 27.02.2013 г. в удовлетворении иска Х., Ф.М., Т. отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят отменить решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы и возражений на нее, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее Закон) гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.
Согласно п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. N 634 (далее Правила), отнесение граждан к категории лиц, определенных ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается МЧС РФ.
В силу п. 3 Правил, определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Из материалов дела следует, что Х. в период <...>, Ф.М. в период <...>, Т. в период <...> проживали в <...>.
В 2012 г. истцы обратились в Департамент с заявлением о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направлении в МЧС РФ представления об оформлении и выдаче им удостоверений единого образца, однако им было отказано, поскольку пос. Первомайский не входит в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также не представлены справки о конкретно накопленной (суммарной) эффективной дозе облучения за период проживания в указанном населенном пункте.
Судом установлено, что <...> не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. N 356-р (далее Перечень).
Однако, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 11.07.2006 г. N 404-О подпункт "б" пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 849) - по его конституционно - правовому смыслу в системе действующего нормативно- правового регулирования - не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" для лиц, проживавших в 1949 - 1963 годах (после начала ядерных испытаний - 29.08.1949 г.) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. N 960-О-П, часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 г. и 07.08.1962 г., проживая в населенном пункте, который не включен Правительством РФ в соответствующий Перечень.
При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Данное Определение Конституционного Суда РФ сохраняет свою силу и является обязательным для всех правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции.
Согласно заключениям эксперта КГБУ Х. проживая <...>, могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно заключениям эксперта КГБУ Ф.М. проживая <...>, могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно заключениям эксперта КГБУ Т. проживая <...>, могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно заключениям эксперта ФГУП в организме истиц имеются следы радиационного воздействия. Значение цитогенетической радиации облучения истиц соответствует дозе Х. - <...> Зв (<...> сЗв (Бэр), Ф.М. - <...> Зв (<...> сЗв (Бэр), Т. - <...> Зв (<...> сЗв (Бэр), что характерно для длительного воздействия (нахождения в зоне) радиационного поражения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу об отсутствии основания для распространения на истиц социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", поскольку не установлены обстоятельства получения ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период времени с 1949 по 1963 г.г.
Однако, с таким решением судебная коллегия согласиться не может, т.к. оно вынесено при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, что повлекло неправильное применение норм материального права.
Ссылка суда на Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 г. N 5 (далее - Методические указания), а также на государственный контракт от 18.06.2012 г., согласно которым уполномоченным органом давать заключения по определению суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, является КГБУ, несостоятельна.
Согласно п. 1.1 Методических указаний они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Таким образом, Методические указания не предусматривают определение доз облучения в отношении граждан, которые проживали за пределами указанного временного промежутка или в населенном пункте, не включенном в Перечень.
В силу п. 5.1.2 государственного контракта, заключенного между МЧС РФ (Заказчик) и КГБУ (Исполнитель), исполнитель обязан выполнять предусмотренные настоящим государственным контрактом работы в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ (приложение N 1), по условиям которого КГБУ должен выполнять расчет эффективных доз в соответствии с Методическими указаниями, суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших в 1949-1963 г.г. в населенных пунктах Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и включенных в Перечень (п. 3.1).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что официальной методики позволяющей определить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в отношении лиц, проживавших за пределами временного промежутка 1949 - 1963 г.г. и в населенных пунктах, не указанных в Перечне, в настоящий момент не существует.
Из экспертного заключения ФГУП следует, что исследование проведено методом учета хромосомных аберраций по результатам забора крови истиц, т.е. с учетом индивидуальных характеристик конкретного человека, и определено значение цитогенетической индикации облучения истиц.
Указанное значение цитогенетической индикации облучения истиц ответчиками не оспаривалось.
Вместе с тем, экспертное заключение КГБУ носит вероятностный характер, поскольку при проведении экспертизы не проводилось исследование конкретного человека, а учитывался только период проживания и населенный пункт.
Доказательств несоответствия цитогенетического исследования клеток крови истиц Методическим указаниям, ответчиком не представлено, выводы, содержащиеся в заключении, им не опровергнуты.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что в период <...> проживают в <...>, который не является зоной повышенного радиационного облучения.
У истиц также имеется удостоверение пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выданное им в республике Казахстан, которое не является основанием для признания их таковым на территории Российской Федерации, но служит одним из доказательств по делу, поскольку в соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., ратифицированной Российской Федерацией и Республикой Казахстан, официальные документы одной из указанных сторон рассматриваются на территории другой страны как официальные документы, пользующиеся доказательной силой.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что дозы облучения истиц получены за время их проживания в пос. Первомайский. Ответчиком не представлено доказательств того, что истцы получили суммарную дозу радиации в условиях проживания, не связанных с ядерными испытаниями.
Исследовав экспертные заключения в совокупности с другими доказательствами по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что получение истцами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения связано с их проживанием в пос. Первомайский в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене. Поскольку все обстоятельства по делу установлены и не требуется сбор дополнительных доказательств, судебная коллегия полагает возможным вынесения по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Х., Ф.М., Т.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 27 февраля 2013 года отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования Х., Ф.М., Т..
Признать Х., Ф.М., Т. подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения <...> Зв (<...> бэр), <...> Зв (<...> бэр), <...> Зв (<...> бэр) соответственно.
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию внести в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне сведения о Х., Ф.М., Т., а также направить в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представление об оформлении и выдаче удостоверения единого образца Х., Ф.М., Т. с приложением необходимых документов.
Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оформить на имя Х., Ф.М., Т. удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" с указанием сведений, предоставленных Департаментом Смоленской области по социальному развитию.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)