Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2013 ПО ДЕЛУ N А56-5321/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2013 г. по делу N А56-5321/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от истца: Кривобокова А.В. по доверенности от 14.11.2012 N 01-30-588/12.
от ответчика: Минкевич Ю.Б. по доверенности от 27.02.2013 N 499.
рассмотрев в открытом судебном заседании иск ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к ОАО "Славянка"
о взыскании задолженности

установил:

Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ОГРН 1027809256254, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в ходе судебного заседания, о взыскании с открытого акционерного общества "Славянка" (129110, Москва, Суворовская пл., 2., стр. 3, ОГРН 1097746264219) 1 774 735 руб. 39 коп. задолженности и 37 840 руб. 09 коп. пени.
Решением от 05.04.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Славянка" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 05.04.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на непредставление истцом актов отбора проб сточных вод, в которых зафиксировано превышение установленных нормативов, в том числе, по качеству сточных вод, послуживших основанием для начисления ответчику платы за сброс сточных вод с нарушением нормативов водоотведения в повышенном размере, а также штрафных санкций. Податель жалобы указывает на отсутствие доказательств уведомления ОАО "Славянка" о проведении отбора проб. Кроме того, ответчик указывает на непредставление истцом иных документов в подтверждение достоверности и правильности расчета исковых требований.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, установив, что вынесенное по настоящему делу решение от 05.04.2013 не подписано судьей, руководствуясь пунктом 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования в порядке статьи 49 АПК РФ и просил взыскать с ответчика 1 755 546 руб. 33 коп. задолженности и 133 193 руб. 81 коп. пени. Уточнение иска принято судом.
Ответчик возражал против удовлетворения иска.
Как следует из материалов дела, между Водоканалом (далее - предприятие) и обществом (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 20.10.2011 N 12-62633/00-О на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с условиями данного договора Водоканал обязуется обеспечивать абоненту отпуск питьевой воды (пункт 1.2), прием от абонента сточных вод в систему коммунальной канализации (пункт 2.1), а абонент обязан своевременно оплатить Предприятию полученную питьевую воды и сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества (пункт 5.1).
Разделом 5 договора предусмотрено, что расчеты абонента с предприятием за отпущенную ему питьевую воду и принятые от него сточные воды, нарушение лимитов водопотребления и нормативов водоотведения, в том числе: нормативов водоотведения по объему (лимитов водоотведения), превышение нормативов водоотведения по качеству (при сверхнормативном сбросе загрязняющих веществ с фактическими концентрациями, превышающими нормативы допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ и/или с фактическими показателями общих свойств сточных вод, превышающими нормативные показатели; при установленном факте залпового сброса всех видов загрязняющих веществ; сброса веществ, запрещенных к приему в системы коммунальной канализации, несогласованном сбросе загрязняющих веществ производятся в порядке, определяемом органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, по тарифам, устанавливаемым органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, путем выставления Предприятием платежного требования на инкассо в банк-эмитент для снятия с расчетного счета Абонента на расчетный счет Предприятия соответствующих денежных сумм, в порядке акцепта плательщиком.
Истцом для целей контроля исполнения ответчиком принятых на себя обязательств по договору произведены отборы проб сточных вод, о чем составлены акты отбора проб N 235990-050214-06 от 13.04.2012, N 235857-040412-06 от 05.04.2012, N 239648-170512-06 от 25.05.2012, N 239659-170512-06 от 25.05.2012, N 242506-260612-06 от 28.06.2012, N 234666-200312-06 от 21.03.2012, N 231702-140212-06 от 24.02.2012, N 229714-230112-06 от 25.02.2012, N 229728-230112-06 от 24.01.2012, N 229729-230112-06 от 24.01.2012, N 229732-230112-06 от 25.01.2012, N 230108-300112-06 от 31.01.2012, N 234674-210312-02 от 29.03.2012, N 235866-040412-06 от 05.04.2012, N 235865-040412-06 от 05.04.2012, N 237580-200412-06 от 25.04.2012, N 240903-040612-06 от 28.06.2012.
Указанные пробы сточных вод переданы истцом ЗАО "Центр Исследования и Контроля Воды" для проведения соответствующих анализов.
По результатам анализа проб сточных вод ответчика зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод, что подтверждается протоколами определения показателей состава и свойств воды N 6-4197/12-2 (2) от 20.04.2012, N 6-4197/12-1 (2) от 20.04.2012, N 6-3812/12-1 (2) от 12.04.2012, N 6-3812/12-2 (2) от 12.04.2012, N 6-5807/12 от 30.05.2012, N 6-5808/12-1 (2) от 30.05.2012, N 6-5808/12-2 (2) от 30.05.2012, N 6-7058/12 от 05.07.2012, N 6-3109/12 от 29.03.2012, N 6-2036/12 от 02.03.2012, N 6-758/12 от 02.02.2012, N 6-693/12-1 (2) от 01.02.2012, N 6-693/12-2 (2) от 01.02.2012, N 6-694/12 от 01.02.2012, N 6-757/12 от 02.02.2012, N 6-1034/12-1 (2) от 07.02.2012, N 6-1034/12-2 (2) от 07.02.2012, N 6-3495/12 от 05.04.2012, N 6-3816/12 от 12.04.2012, N 6-3815/12 от 12.04.2012, N 6-4681/12 от 03.05.2012, N 6-7059/12 от 05.07.2012.
Истец направил в адрес абонента извещения N 1426, N 1296, N 1922, N 1923, N 2293а, N 1047, N 698, N 283, N 267, N 268, N 284, N 343, N 1177, N 1294, N 1295, N 1581, N 2294 с приложением расшифровки расчета удельной величины платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Поскольку ответчик не исполнил принятые на себя встречные денежные обязательства по договору, превышение нормативов водоотведения не оплатил, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Статьями 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, регулируются отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов.
Согласно пункту 11 Правил прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ).
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил N 167). Эти нормативы устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Пунктом 65 Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 установление порядка расчетов абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" определение порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено установление мер экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 5 Постановления N 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
Согласно пункту 22 Порядка плата за прием (сброс) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга с превышением нормативов ДК загрязняющих веществ и (или) НП общих свойств сточных вод, а также ВДК загрязняющих веществ и (или) ВДП общих свойств сточных вод, установленных организацией ВКХ в составе ДС загрязняющих веществ в сточных водах абонентов и (или) ВУП загрязняющих веществ, рассчитывается по формуле 4, для расчета используется общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения превышения нормативов водоотведения до очередного отбора проб организацией ВКХ, но не более трех календарных месяцев.
Факт превышения установленных лимитов водоотведения по качеству подтверждается имеющимися в материалах дела актами отбора проб и протоколами определения показателей состава и свойств воды.
Доказательства оплаты задолженности за прием сточных вод с превышением нормативов по качеству и количеству в сумме 1 755 546 руб. 33 коп. ответчик суду не представил.
Таким образом, апелляционный суд, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования об уплате задолженности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
За ненадлежащее исполнение ответчиком принятых на себя обязательств истец, применив правила, предусмотренные статьей 330 ГК РФ, правомерно начислил ему пени, за каждый день просрочки оплаты, исходя из учетной ставки рефинансирования 8,25% годовых, установленных на момент рассмотрения дела в апелляционном суде, размер которой составил - 133 193 руб. 81 коп.
Арифметический расчет суммы штрафных санкций ответчиком не оспорен, проверен судом и признан обоснованным.
При таких обстоятельствах, уточненный в соответствии со статьей 49 АПК РФ иск обоснован по праву и по размеру относимыми и допустимыми с точки зрения закона доказательствами, а потому подлежит удовлетворению, что в соответствии со статьей 110 АПК РФ влечет отнесение на ответчика судебных расходов по уплате госпошлины соразмерно уточненной сумме иска.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 апреля 2013 года по делу N А56-5321/2013 отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Славянка" (129110, Москва, Суворовская пл., 2., стр. 3, ОГРН 1097746264219) в пользу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" (191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ОГРН 1027809256254) 1 890 740 руб. 14 коп., в том числе - 1 755 546 руб. 33 коп. основного долга, 133 193 руб. 81 коп. пени и 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления.
Взыскать с открытого акционерного общества "Славянка" в доход федерального бюджета 29 887 руб. 40 коп. государственной пошлины за рассмотрение искового заявления.

Председательствующий
Е.А.ФОКИНА

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)