Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Хайруллиной Ф.В., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
заявителя - Симонович А.Г., доверенность от 08.01.2013 N АЛ-1/11,
ответчика - Голубевой Т.В., доверенность от 21.06.2013 N 587,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волгограднефтемаш"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Борисова Т.С.)
по делу N А12-26355/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Волгограднефтемаш" (ИНН 3446003396, ОГРН 1023404238384) к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299) о признании решения незаконным, третьи лица: администрация Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744),
установил:
открытое акционерное общество "Волгограднефтемаш" (далее - ОАО "Волгограднефтемаш", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Министерство) в заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 85 784 кв. м, государственный кадастровый номер 34:34:060056:97, расположенного по ул. Симеизской, 141 в Советском районе г. Волгограда, изложенного в письме от 21.09.2012 N 21-20/11137 и обязании Министерства направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка площадью 85 784 кв. м, государственный кадастровый номер 34:34:060056:97, расположенного по ул. Симеизской, 141 в Советском районе г. Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.01.2013 требования общества удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.01.2013 отменено. В удовлетворении заявления ОАО "Волгограднефтемаш" о признании незаконным отказа Министерства в заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 85 784 кв. м, государственный кадастровый номер 34:34:060056:97, расположенного по ул. Симеизской, 141 в Советском районе г. Волгограда, изложенного в письме от 21.09.2012 N 21-20/11137 и обязании Министерства направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка площадью 85 784 кв. м, государственный кадастровый номер 34:34:060056:97, расположенного по ул. Симеизской, 141 в Советском районе г. Волгограда отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, общество является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Волгоград, Советский район, ул. Симеизская, 141, на земельном участке площадью 85 784 кв. м с кадастровым номером 34:34:060056:97, что подтверждено выписками из ЕГРП о регистрации права от 14.06.2012 и кадастровым паспортом.
На основании обращения общества администрация Волгограда, руководствуясь статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), вынесла постановление от 29.06.2012 N 1995 о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка площадью 85 784 кв. м для эксплуатации указанных объектов недвижимости с последующим заключением договора купли-продажи.
Законом Волгоградской области от 06.04.2012 N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области", постановлением Правительства Волгоградской области от 17.04.2012 N 28-п "Об органе исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Волгограде - административном центре Волгоградской области" с 06.07.2012 органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками является Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
В целях реализации права на приватизацию земельных участков, установленного статьей 36 ЗК РФ, общество обратилось в Министерство с заявлением от 01.08.2012 N СЖ-327/531 о заключении договора купли-продажи земельного участка.
Министерство письмом от 21.09.2012 N 21-20/11137 отказало в предоставлении в собственность земельного участка в связи с тем, что принадлежащие обществу объекты являются гидротехническими сооружениями.
Общество не согласилось с отказом Министерства и обратилось в суд с указанным заявлением.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании части 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Письмом от 21.09.2012 N 21-20/11137 Министерство отказало обществу в удовлетворении заявления, указав, что принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимого имущества: сооружения: причальная стенка с подкрановой эстакадой и подкрановыми путями; причальная стенка, четыре берегоукрепительных сооружения являются гидротехническими сооружениями, которые в соответствии с частью 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте, поэтому согласно части 2 статьи 27 ЗК РФ в частную собственность не предоставляются.
На момент рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции постановление администрации Волгограда от 29.06.2012 N 1995 о предоставлении обществу в собственность за плату спорного земельного участка отменено постановлением администрации от 21.02.2013 N 465.
Суд первой инстанции признал отказ Министерства в заключении с ОАО "Волгограднефтемаш" договора купли-продажи земельного участка незаконным, признав спорные объекты не относящимися к гидротехническим сооружениям по причине их отсутствия в Российском реестре гидротехнических сооружений.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из ошибочности вывода суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте.
Согласно части 1 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
На основании части 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 10 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ) гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Сфера действия названного Закона ограничена и распространяется только на перечисленные в этой норме сооружения, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, однако приведенный перечень сооружений не является исчерпывающим.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ данный Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Вместе с тем, Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ не регулирует отношения по предоставлению земельных участков.
В пункте 10 части 5 статьи 27 ЗК РФ отсутствует указание на то, что ограничение оборотоспособности земельных участков применяется исключительно к тем гидротехническим сооружениям, повреждения которых создают чрезвычайные ситуации и подпадают под действие Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ.
Независимо от обязательной государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, определенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ, данное условие не исключает наличия других сооружений, не подлежащих включению в Российский регистр гидротехнических сооружений, а значит, факт отсутствия спорных объектов в данном регистре не влияет на их статус.
Отсутствие в свидетельствах о государственной регистрации права сведений о спорных объектах как о гидротехнических сооружениях также не является основанием для непризнания их таковыми.
Согласно пункту 48 ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения" гидротехническим сооружением признается сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод.
На основании пункта 6 ГОСТ 19185-73 водными ресурсами являются запасы поверхностных и подземных вод рассматриваемой территории, а их использование включает водопотребление.
В соответствии с пунктом 76 ГОСТ 19185-73 причал это гидротехническое сооружение, имеющее швартовые и отбойные устройства и предназначенное для стоянки, обработки и обслуживания судов, а из пункта 82 следует, что берегоукрепительным сооружением является гидротехническое сооружение для защиты берега от размыва и обрушения.
Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации причал это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
На основании пункта 9 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623, причальное сооружение это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов.
С учетом вышеизложенного основным признаком гидротехнического сооружения является его назначение для использования водных ресурсов.
В связи с тем, что принадлежащие обществу на праве собственности сооружения - причальная стенка с подкрановой эстакадой и подкрановыми путями, причальная стенка, четыре берегоукрепительных сооружения как в комплексе, так и по отдельности функционально предназначены для водопотребления, то они являются гидротехническими сооружениями, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае оспариваемый отказ Министерства в предоставлении в собственность за плату земельного участка, занятого указанными гидротехническими сооружениями не противоречит действующему земельному законодательству и не нарушает права и законные интересы ОАО "Волгограднефтемаш" в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы кассационной жалобы, направленные на установление иных обстоятельств дела и переоценку исследованных доказательств, не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А12-26355/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.08.2013 ПО ДЕЛУ N А12-26355/2012
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. по делу N А12-26355/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Хайруллиной Ф.В., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
заявителя - Симонович А.Г., доверенность от 08.01.2013 N АЛ-1/11,
ответчика - Голубевой Т.В., доверенность от 21.06.2013 N 587,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волгограднефтемаш"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Борисова Т.С.)
по делу N А12-26355/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Волгограднефтемаш" (ИНН 3446003396, ОГРН 1023404238384) к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299) о признании решения незаконным, третьи лица: администрация Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744),
установил:
открытое акционерное общество "Волгограднефтемаш" (далее - ОАО "Волгограднефтемаш", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Министерство) в заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 85 784 кв. м, государственный кадастровый номер 34:34:060056:97, расположенного по ул. Симеизской, 141 в Советском районе г. Волгограда, изложенного в письме от 21.09.2012 N 21-20/11137 и обязании Министерства направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка площадью 85 784 кв. м, государственный кадастровый номер 34:34:060056:97, расположенного по ул. Симеизской, 141 в Советском районе г. Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.01.2013 требования общества удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.01.2013 отменено. В удовлетворении заявления ОАО "Волгограднефтемаш" о признании незаконным отказа Министерства в заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 85 784 кв. м, государственный кадастровый номер 34:34:060056:97, расположенного по ул. Симеизской, 141 в Советском районе г. Волгограда, изложенного в письме от 21.09.2012 N 21-20/11137 и обязании Министерства направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка площадью 85 784 кв. м, государственный кадастровый номер 34:34:060056:97, расположенного по ул. Симеизской, 141 в Советском районе г. Волгограда отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, общество является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Волгоград, Советский район, ул. Симеизская, 141, на земельном участке площадью 85 784 кв. м с кадастровым номером 34:34:060056:97, что подтверждено выписками из ЕГРП о регистрации права от 14.06.2012 и кадастровым паспортом.
На основании обращения общества администрация Волгограда, руководствуясь статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), вынесла постановление от 29.06.2012 N 1995 о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка площадью 85 784 кв. м для эксплуатации указанных объектов недвижимости с последующим заключением договора купли-продажи.
Законом Волгоградской области от 06.04.2012 N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области", постановлением Правительства Волгоградской области от 17.04.2012 N 28-п "Об органе исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Волгограде - административном центре Волгоградской области" с 06.07.2012 органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками является Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
В целях реализации права на приватизацию земельных участков, установленного статьей 36 ЗК РФ, общество обратилось в Министерство с заявлением от 01.08.2012 N СЖ-327/531 о заключении договора купли-продажи земельного участка.
Министерство письмом от 21.09.2012 N 21-20/11137 отказало в предоставлении в собственность земельного участка в связи с тем, что принадлежащие обществу объекты являются гидротехническими сооружениями.
Общество не согласилось с отказом Министерства и обратилось в суд с указанным заявлением.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании части 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Письмом от 21.09.2012 N 21-20/11137 Министерство отказало обществу в удовлетворении заявления, указав, что принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимого имущества: сооружения: причальная стенка с подкрановой эстакадой и подкрановыми путями; причальная стенка, четыре берегоукрепительных сооружения являются гидротехническими сооружениями, которые в соответствии с частью 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте, поэтому согласно части 2 статьи 27 ЗК РФ в частную собственность не предоставляются.
На момент рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции постановление администрации Волгограда от 29.06.2012 N 1995 о предоставлении обществу в собственность за плату спорного земельного участка отменено постановлением администрации от 21.02.2013 N 465.
Суд первой инстанции признал отказ Министерства в заключении с ОАО "Волгограднефтемаш" договора купли-продажи земельного участка незаконным, признав спорные объекты не относящимися к гидротехническим сооружениям по причине их отсутствия в Российском реестре гидротехнических сооружений.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из ошибочности вывода суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте.
Согласно части 1 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
На основании части 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 10 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ) гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Сфера действия названного Закона ограничена и распространяется только на перечисленные в этой норме сооружения, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, однако приведенный перечень сооружений не является исчерпывающим.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ данный Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Вместе с тем, Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ не регулирует отношения по предоставлению земельных участков.
В пункте 10 части 5 статьи 27 ЗК РФ отсутствует указание на то, что ограничение оборотоспособности земельных участков применяется исключительно к тем гидротехническим сооружениям, повреждения которых создают чрезвычайные ситуации и подпадают под действие Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ.
Независимо от обязательной государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, определенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ, данное условие не исключает наличия других сооружений, не подлежащих включению в Российский регистр гидротехнических сооружений, а значит, факт отсутствия спорных объектов в данном регистре не влияет на их статус.
Отсутствие в свидетельствах о государственной регистрации права сведений о спорных объектах как о гидротехнических сооружениях также не является основанием для непризнания их таковыми.
Согласно пункту 48 ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения" гидротехническим сооружением признается сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод.
На основании пункта 6 ГОСТ 19185-73 водными ресурсами являются запасы поверхностных и подземных вод рассматриваемой территории, а их использование включает водопотребление.
В соответствии с пунктом 76 ГОСТ 19185-73 причал это гидротехническое сооружение, имеющее швартовые и отбойные устройства и предназначенное для стоянки, обработки и обслуживания судов, а из пункта 82 следует, что берегоукрепительным сооружением является гидротехническое сооружение для защиты берега от размыва и обрушения.
Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации причал это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
На основании пункта 9 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623, причальное сооружение это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов.
С учетом вышеизложенного основным признаком гидротехнического сооружения является его назначение для использования водных ресурсов.
В связи с тем, что принадлежащие обществу на праве собственности сооружения - причальная стенка с подкрановой эстакадой и подкрановыми путями, причальная стенка, четыре берегоукрепительных сооружения как в комплексе, так и по отдельности функционально предназначены для водопотребления, то они являются гидротехническими сооружениями, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае оспариваемый отказ Министерства в предоставлении в собственность за плату земельного участка, занятого указанными гидротехническими сооружениями не противоречит действующему земельному законодательству и не нарушает права и законные интересы ОАО "Волгограднефтемаш" в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы кассационной жалобы, направленные на установление иных обстоятельств дела и переоценку исследованных доказательств, не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А12-26355/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)