Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - Юнусова А.Ф., доверенность от 22 ноября 2012 г.;
- от Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - извещен, не явился;
- от третьих лиц:
- от областного государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Совхоз Пригородный" - извещен, не явился;
- от администрации г. Ульяновска - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
общества с ограниченной ответственностью "Рассвет", с. Лаишевка, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 октября 2012 г. по делу N А72-8342/2012 (судья Семенова М.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рассвет" (ИНН 7325085803, ОГРН 1087325009903), с. Лаишевка, г. Ульяновск,
к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица:
областное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Совхоз Пригородный", г. Ульяновск,
администрация г. Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании неправомерными действий, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рассвет" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - заинтересованное лицо) о признании неправомерными действий по изменению процедуры предоставления земельного участка под строительство придорожного комплекса с правой стороны от кольца по автодороге "Ульяновск - Сызрань" в Засвияжском районе на площади 6 000 кв. м и обязании заинтересованного лица продолжить работы по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду заявителю в соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31 октября 2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что установленный нормой ЗК РФ прямой запрет с определенной даты предоставлять земельные участки в собственность или в аренду для нужд земельного строительства без проведения торгов означает, что, даже начатая до указанной даты процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, после этой даты не может быть завершена.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконными действия заинтересованного лица по отказу заявителю в рассмотрении его заявления о возможности размещения придорожного комплекса (мотель, кафе, магазин) с правой стороны от кольца по автодороге "Ульяновск - Сызрань" в Засвияжском районе, поступившего к заинтересованному лицу 16 марта 2009 г., и обязании заинтересованного лица осуществить действия по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду в соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ.
В апелляционной жалобе указывает, что отношения по предоставлению заявителю испрашиваемого земельного участка возникли с 16 марта 2009 г., т.е. с даты первичного обращения заявителя к заинтересованному лицу с заявлением о рассмотрении возможности размещения придорожного комплекса. С этого момента у заинтересованного лица возникла обязанность по совершению всех действий, направленных на предоставление заявителю спорного земельного участка в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 30 ЗК РФ.
Постановление Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2011 г. N 563-П не содержит прямого указания на то, что оно распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу и не содержит пресекательных сроков для отношений по предоставлению земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов, возникших до даты вступления в силу этого постановления.
Необоснованно долгая процедура предоставления заявителю спорного земельного участка была обусловлена не бездействием заявителя, а ненадлежащим выполнением органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них обязанностей.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16 марта 2009 г. заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о рассмотрении возможности размещения придорожного комплекса (мотель, кафе, магазин) с правой стороны от кольца по автодороге "Ульяновск - Сызрань" в Засвияжском районе.
Указанное заявление заинтересованным лицом было направлено в мэрию г. Ульяновска для рассмотрения.
В ответ на обращение заявителя от 25 марта 2009 г. N 7818-01 мэрия г. Ульяновска письмом от 22 июля 2009 г. сообщила заявителю о том, что в соответствии с Картой градостроительного зонирования территории г. Ульяновска, утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы от 26 марта 2008 г. N 31, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования - Р 2. Согласно регламентам, установленным для данной зоны, мотели, кафе и магазины поименованы в условно разрешенных видах использования земельных участков.
12 ноября 2009 г. главой г. Ульяновска вынесено постановление N 8753 "О проведении публичных слушаний" по вопросу рассмотрения возможности строительства придорожного комплекса (мотель, кафе, магазин) с правой стороны от кольца по автодороге "Ульяновск - Сызрань" в Засвияжском районе.
30 ноября 2009 г. было принято решение о поддержании инициативы заявителя о возможности строительства комплекса, что подтверждается Протоколом публичных слушаний.
Согласно протоколу от 23 декабря 2009 г. N 11 комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка было решено утвердить итоговый документ по вопросу строительства заявителем указанного комплекса.
В ответ на обращение заявителя от 14 января 2010 г. N 226 Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска письмом от 25 января 2010 г. N 01-13/469 сообщил заявителю о том, что в соответствии со ст. 31 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства комплекса возможно только при условии информирования населения о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Соответствующее информирование состоялось в газете "Ульяновск сегодня".
14 февраля 2011 г. мэрией г. Ульяновска было вынесено постановление N 454, которым утверждена схема расположения спорного земельного участка (п. 2), заявителю предварительно согласовано место размещения придорожного комплекса (п. 3) и утвержден акт выбора спорного земельного участка (п. 4).
Решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области от 16 мая 2011 г. N 7325/01/11-4426 было отказано в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка.
Впоследствии заинтересованное лицо письмом от 16 сентября 2011 г. N 04/2-6874 разъяснило заявителю, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка с/х назначения, находящегося в государственной собственности Ульяновской области и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ОГУСП "Совхоз Пригородный". Для предоставления таких земельных участков 3-им лицам необходимо получить отказ ОГУСП "Совхоз Пригородный" от права постоянного (бессрочного) пользования от части земельного участка.
19 сентября 2011 г. ОГУСП "Совхоз Пригородный" заявило об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
02 ноября 2011 г. заявитель обратился к главе МО "г. Ульяновск" с требованием об отмене пунктов 3 и 4 постановления главы г. Ульяновска от 14 февраля 2011 г. N 454.
Постановлением Администрации г. Ульяновска от 19 декабря 2011 г. N 102 были признаны утратившими силу пункты 3 и 4 постановления мэрии г. Ульяновска от 14 февраля 2011 г. N 454.
Сопроводительным письмом от 30 декабря 2011 г. N 01-13/7263 Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска направил в адрес заинтересованного лица материалы предварительного согласования заявителю строительства придорожного комплекса для рассмотрения и принятия решения в установленном порядке.
Письмом от 26 января 2012 г. N 73-ИОГВ-34-01/288исх заинтересованное лицо возвратило Комитету архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска материалы предварительного согласования заявителю строительства придорожного комплекса, указав, что постановлением Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2011 г. N 563-П установлен исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление для строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, осуществляется исключительно на торгах. Строительство объектов торговли, общественного питания и гостиничного хозяйства поименованы в указанном перечне. В данном письме заинтересованное лицо сделало вывод о том, что отсутствуют правовые основания для утверждения акта о выборе земельного участка площадью 6 000 кв. м для строительства придорожного комплекса.
Аналогичные ответы были направлены заинтересованным лицом заявителю 18 мая 2012 г. и 06 августа 2012 г. в ответ на его обращения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. ч. 2 и 3 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Фактически заявитель в рамках рассмотрения настоящего дела просит признать незаконными действия заинтересованного лица по отказу в рассмотрении его заявления от 16 марта 2009 г. о возможности размещения придорожного комплекса в соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ и обязать заинтересованное лицо осуществить действия по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду в соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 3 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (п. 7 ст. 30 ЗК РФ).
В то же время п. 1.1 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с п. 1.1 ст. 30 ЗК РФ и п. 16.1 ст. 4 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003 г. N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" Правительство Ульяновской области приняло постановление от 21 ноября 2011 г. N 563-П, которым установило перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, осуществляется исключительно на торгах при их использовании для строительства. В частности, в п. 1.1 данного перечня случаев указаны объекты торговли, досуга и развлечений, бытового обслуживания, общественного питания, объектов гостиничного хозяйства.
Постановление от 21 ноября 2011 г. N 563-П является действующим, в судебном порядке не оспорено. После принятия и опубликования данного постановления N 563-П установленные им ограничения должны были учитываться уполномоченным органом при рассмотрении обращения заявителя, в силу чего заинтересованное лицо не вправе было проводить процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2012 г. по делу N А44-1408/2012.
Ссылаясь на положения ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о действии актов гражданского законодательства во времени, а также на ст. 3 ЗК РФ, заявитель указывает на тот факт, что новый порядок предоставления земельных участков для строительства установлен только в отношении тех заявлений о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которые поступили заинтересованному лицу после принятия постановления от 21 ноября 2011 г. N 563-П.
Между тем согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Отношения по предоставлению земельных участков, регулируемые постановлением от 21 ноября 2011 г. N 563-П, критериям равенства, автономии воли и самостоятельности участников не отвечают, поэтому названный нормативно-правовой акт не является актом гражданского законодательства и правила ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации к нему применяться не могут.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2012 г. по делу N А44-1408/2012.
Арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание довод заявителя о том, что заинтересованное лицо своими действиями нарушило положения п. 4 ст. 28 ЗК РФ, поскольку отказ в утверждении акта о выборе земельного участка был мотивирован тем, что предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства возможно только на торгах.
Кроме того, оспариваемые действия заинтересованного лица не привели к нарушению прав заявителя, поскольку заявитель не лишен возможности принять участие в торгах с целью получения испрашиваемого земельного участка для строительства.
Также не принимается и довод заявителя о том, что органами государственной власти и местного самоуправления необоснованно долго была затянута процедура предоставления заявителю спорного земельного участка, поскольку заявитель вправе был обжаловать действия (бездействие) указанных органов, не соответствующие закону и иному нормативному правовому акту.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 октября 2012 г. по делу N А72-8342/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.01.2013 ПО ДЕЛУ N А72-8342/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2013 г. по делу N А72-8342/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - Юнусова А.Ф., доверенность от 22 ноября 2012 г.;
- от Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - извещен, не явился;
- от третьих лиц:
- от областного государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Совхоз Пригородный" - извещен, не явился;
- от администрации г. Ульяновска - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
общества с ограниченной ответственностью "Рассвет", с. Лаишевка, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 октября 2012 г. по делу N А72-8342/2012 (судья Семенова М.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рассвет" (ИНН 7325085803, ОГРН 1087325009903), с. Лаишевка, г. Ульяновск,
к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица:
областное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Совхоз Пригородный", г. Ульяновск,
администрация г. Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании неправомерными действий, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рассвет" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - заинтересованное лицо) о признании неправомерными действий по изменению процедуры предоставления земельного участка под строительство придорожного комплекса с правой стороны от кольца по автодороге "Ульяновск - Сызрань" в Засвияжском районе на площади 6 000 кв. м и обязании заинтересованного лица продолжить работы по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду заявителю в соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31 октября 2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что установленный нормой ЗК РФ прямой запрет с определенной даты предоставлять земельные участки в собственность или в аренду для нужд земельного строительства без проведения торгов означает, что, даже начатая до указанной даты процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, после этой даты не может быть завершена.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконными действия заинтересованного лица по отказу заявителю в рассмотрении его заявления о возможности размещения придорожного комплекса (мотель, кафе, магазин) с правой стороны от кольца по автодороге "Ульяновск - Сызрань" в Засвияжском районе, поступившего к заинтересованному лицу 16 марта 2009 г., и обязании заинтересованного лица осуществить действия по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду в соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ.
В апелляционной жалобе указывает, что отношения по предоставлению заявителю испрашиваемого земельного участка возникли с 16 марта 2009 г., т.е. с даты первичного обращения заявителя к заинтересованному лицу с заявлением о рассмотрении возможности размещения придорожного комплекса. С этого момента у заинтересованного лица возникла обязанность по совершению всех действий, направленных на предоставление заявителю спорного земельного участка в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 30 ЗК РФ.
Постановление Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2011 г. N 563-П не содержит прямого указания на то, что оно распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу и не содержит пресекательных сроков для отношений по предоставлению земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта без проведения торгов, возникших до даты вступления в силу этого постановления.
Необоснованно долгая процедура предоставления заявителю спорного земельного участка была обусловлена не бездействием заявителя, а ненадлежащим выполнением органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них обязанностей.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16 марта 2009 г. заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о рассмотрении возможности размещения придорожного комплекса (мотель, кафе, магазин) с правой стороны от кольца по автодороге "Ульяновск - Сызрань" в Засвияжском районе.
Указанное заявление заинтересованным лицом было направлено в мэрию г. Ульяновска для рассмотрения.
В ответ на обращение заявителя от 25 марта 2009 г. N 7818-01 мэрия г. Ульяновска письмом от 22 июля 2009 г. сообщила заявителю о том, что в соответствии с Картой градостроительного зонирования территории г. Ульяновска, утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы от 26 марта 2008 г. N 31, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования - Р 2. Согласно регламентам, установленным для данной зоны, мотели, кафе и магазины поименованы в условно разрешенных видах использования земельных участков.
12 ноября 2009 г. главой г. Ульяновска вынесено постановление N 8753 "О проведении публичных слушаний" по вопросу рассмотрения возможности строительства придорожного комплекса (мотель, кафе, магазин) с правой стороны от кольца по автодороге "Ульяновск - Сызрань" в Засвияжском районе.
30 ноября 2009 г. было принято решение о поддержании инициативы заявителя о возможности строительства комплекса, что подтверждается Протоколом публичных слушаний.
Согласно протоколу от 23 декабря 2009 г. N 11 комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка было решено утвердить итоговый документ по вопросу строительства заявителем указанного комплекса.
В ответ на обращение заявителя от 14 января 2010 г. N 226 Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска письмом от 25 января 2010 г. N 01-13/469 сообщил заявителю о том, что в соответствии со ст. 31 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства комплекса возможно только при условии информирования населения о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Соответствующее информирование состоялось в газете "Ульяновск сегодня".
14 февраля 2011 г. мэрией г. Ульяновска было вынесено постановление N 454, которым утверждена схема расположения спорного земельного участка (п. 2), заявителю предварительно согласовано место размещения придорожного комплекса (п. 3) и утвержден акт выбора спорного земельного участка (п. 4).
Решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области от 16 мая 2011 г. N 7325/01/11-4426 было отказано в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка.
Впоследствии заинтересованное лицо письмом от 16 сентября 2011 г. N 04/2-6874 разъяснило заявителю, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка с/х назначения, находящегося в государственной собственности Ульяновской области и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ОГУСП "Совхоз Пригородный". Для предоставления таких земельных участков 3-им лицам необходимо получить отказ ОГУСП "Совхоз Пригородный" от права постоянного (бессрочного) пользования от части земельного участка.
19 сентября 2011 г. ОГУСП "Совхоз Пригородный" заявило об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
02 ноября 2011 г. заявитель обратился к главе МО "г. Ульяновск" с требованием об отмене пунктов 3 и 4 постановления главы г. Ульяновска от 14 февраля 2011 г. N 454.
Постановлением Администрации г. Ульяновска от 19 декабря 2011 г. N 102 были признаны утратившими силу пункты 3 и 4 постановления мэрии г. Ульяновска от 14 февраля 2011 г. N 454.
Сопроводительным письмом от 30 декабря 2011 г. N 01-13/7263 Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска направил в адрес заинтересованного лица материалы предварительного согласования заявителю строительства придорожного комплекса для рассмотрения и принятия решения в установленном порядке.
Письмом от 26 января 2012 г. N 73-ИОГВ-34-01/288исх заинтересованное лицо возвратило Комитету архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска материалы предварительного согласования заявителю строительства придорожного комплекса, указав, что постановлением Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2011 г. N 563-П установлен исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление для строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, осуществляется исключительно на торгах. Строительство объектов торговли, общественного питания и гостиничного хозяйства поименованы в указанном перечне. В данном письме заинтересованное лицо сделало вывод о том, что отсутствуют правовые основания для утверждения акта о выборе земельного участка площадью 6 000 кв. м для строительства придорожного комплекса.
Аналогичные ответы были направлены заинтересованным лицом заявителю 18 мая 2012 г. и 06 августа 2012 г. в ответ на его обращения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. ч. 2 и 3 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Фактически заявитель в рамках рассмотрения настоящего дела просит признать незаконными действия заинтересованного лица по отказу в рассмотрении его заявления от 16 марта 2009 г. о возможности размещения придорожного комплекса в соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ и обязать заинтересованное лицо осуществить действия по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду в соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 3 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (п. 7 ст. 30 ЗК РФ).
В то же время п. 1.1 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с п. 1.1 ст. 30 ЗК РФ и п. 16.1 ст. 4 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003 г. N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" Правительство Ульяновской области приняло постановление от 21 ноября 2011 г. N 563-П, которым установило перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, осуществляется исключительно на торгах при их использовании для строительства. В частности, в п. 1.1 данного перечня случаев указаны объекты торговли, досуга и развлечений, бытового обслуживания, общественного питания, объектов гостиничного хозяйства.
Постановление от 21 ноября 2011 г. N 563-П является действующим, в судебном порядке не оспорено. После принятия и опубликования данного постановления N 563-П установленные им ограничения должны были учитываться уполномоченным органом при рассмотрении обращения заявителя, в силу чего заинтересованное лицо не вправе было проводить процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2012 г. по делу N А44-1408/2012.
Ссылаясь на положения ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о действии актов гражданского законодательства во времени, а также на ст. 3 ЗК РФ, заявитель указывает на тот факт, что новый порядок предоставления земельных участков для строительства установлен только в отношении тех заявлений о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которые поступили заинтересованному лицу после принятия постановления от 21 ноября 2011 г. N 563-П.
Между тем согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Отношения по предоставлению земельных участков, регулируемые постановлением от 21 ноября 2011 г. N 563-П, критериям равенства, автономии воли и самостоятельности участников не отвечают, поэтому названный нормативно-правовой акт не является актом гражданского законодательства и правила ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации к нему применяться не могут.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2012 г. по делу N А44-1408/2012.
Арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание довод заявителя о том, что заинтересованное лицо своими действиями нарушило положения п. 4 ст. 28 ЗК РФ, поскольку отказ в утверждении акта о выборе земельного участка был мотивирован тем, что предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства возможно только на торгах.
Кроме того, оспариваемые действия заинтересованного лица не привели к нарушению прав заявителя, поскольку заявитель не лишен возможности принять участие в торгах с целью получения испрашиваемого земельного участка для строительства.
Также не принимается и довод заявителя о том, что органами государственной власти и местного самоуправления необоснованно долго была затянута процедура предоставления заявителю спорного земельного участка, поскольку заявитель вправе был обжаловать действия (бездействие) указанных органов, не соответствующие закону и иному нормативному правовому акту.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 октября 2012 г. по делу N А72-8342/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)