Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2632

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2013 г. по делу N 33-2632


Судья Юдина С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Петровой Н.А.,
при секретаре Р.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Яхт-клуб Орбита-С" к администрации муниципального образования "Город Саратов", К. о признании недействительным постановления, признании недействительным договора аренды земельного участка, признании отсутствующим права аренды, об исключении сведений о земельных участках из государственного кадастра недвижимости,
по апелляционным жалобам представителя К. - С.Е., представителя комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" З., представителя администрации муниципального образования "<адрес>" С.С. решение Волжского районного суда города Саратова от 13 декабря 2012 года, которым исковые требования частично удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" З., представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" С.С., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Яхт-клуб Орбита-С" Р., возражавшего относительно удовлетворения жалоб и отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия

установила:

общество с ограниченной ответственностью "Яхт-клуб Орбита-С" (далее по тексту ООО "Яхт-клуб Орбита-С") обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", К. о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов", о прекращении права аренды на земельный участок, приведении сторон в первоначальное положение, об исключении сведений о земельных участках из государственного кадастра недвижимости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании решения исполнительного комитета Саратовского городского Совета народных депутатов N от <дата> центральному <данные изъяты> отведен земельный участок площадью 1 га под организацию детско-юношеского яхт-клуба "Орбита" на ухвостье <адрес> в <адрес>.
<дата> архитектурно-планировочным управлением при исполкоме Саргорсовета составлен акт об отводе в натуре красных линий и границ участка, на основании чего выдан паспорт земельного участка. Заданием на проектирование застройки водно-спортивного комплекса "Орбита" на дамбе Зеленого острова в <адрес>, утвержденного директором <дата> и главным архитектором <адрес>, предусмотрено строительство следующих объектов: дома сторожа, домиков дачного типа, мастерской, навеса для хранения яхт, навеса столовой, туалета, спортивной площадки. В начале 90-х годов указанные объекты недвижимости возведены.
<дата> <данные изъяты> и ООО "Яхт-клуб Орбита-С" заключен договор купли-продажи объектов имущества, расположенных по адресу: <адрес> в <адрес>. По условиям договора в собственность общества переданы в том числе: бокс-бытовка, дом деревянный, сухогрузный склад.
В 2000 году ООО "Яхт-клуб Орбита-С" начата процедура оформления права собственности на строения, составлены технические паспорта на объекты. После заключения договора купли-продажи имущества ООО "Яхт-клуб Орбита-С" обратилось в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по указанному адресу. <дата> сформированный в результате межевания земельный участок площадью 7743 кв. м, с разрешенным использованием - территория яхт-клуба, расположенный по адресу: Саратовская область, <адрес>, территория Зеленого острова, внесен в государственный кадастр недвижимости, ему присвоен кадастровый N
<дата> мэром <адрес> постановление N, в соответствии с которым отведенный ранее земельный участок площадью 1 га изъят у <дата> основании договора купли-продажи без номера от <дата> и акта приема-передачи векселей от <дата>, ООО "Яхт-клуб Орбита-С" в аренду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок площадью 0,7743 га.
<дата> истец обратился в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 0,7743 га, расположенного по адресу: Саратовская область, <адрес>, <адрес>.
<дата> на территории яхт-клуба была размещена копия постановления администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N, принятого на основании заявления К. Из текста постановления истцу стало известно, что в результате раздела земельного участка с кадастровым N 8 общей площадью 7743 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, были образованы два земельных участка - участок общей площадью 1080 кв. м с кадастровым N участок общей площадью 6663 кв. м с кадастровым N. Пунктом 2 данного постановления К. в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок общей площадью 6663 кв. м, с кадастровым N: 46 для целей, не связанных со строительством, - для размещения оборудованной спортивной площадки, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Истец полагает постановление администрации муниципального образования "<адрес>" N от <дата> незаконным, поскольку на момент опубликования комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" сообщения о возможном предоставлении земельных участков в аренду в газете "Саратовская панорама" от <дата> N (868) на рассмотрении органа местного самоуправления находилось два заявления в отношении одного и того же земельного участка, одно из которых не было рассмотрено в установленный срок.
По мнению истца, администрация обязана была отказать в удовлетворении заявления К. о предоставлении земельного участка в аренду ввиду расположения на данном участке построек, <данные изъяты> способом в 1995 году, и удовлетворить заявление ООО "Яхт-клуб Орбита-С", которому принадлежит исключительное право аренды спорного земельного участка.
Истец просил суд:
- признать недействительным постановление администрации муниципального образования "<адрес>" N от <дата>;
- признать недействительным договор аренды земельного участка от <дата> <данные изъяты> 1, заключенный между администрацией муниципального образования "<адрес>" и К.,
- признать отсутствующим у К. право аренды на земельный участок с кадастровым N;
- исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации договора аренды земельного участка от <дата>, заключенного между администрацией муниципального образования "<адрес>" и К.;
- исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми N.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 13 декабря 2012 года исковые требования частично удовлетворены.
- Судом признано незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от <дата> N "Об образовании земельных участков в результате раздела земельного участка и предоставлении К.в аренду сроком на 49 лет земельного участка в <адрес>, для целей, не связанных со строительством";
- признан недействительным в силу ничтожности договор аренды N <данные изъяты> 1 земельного участка площадью 6663 кв. м, с кадастровым N, заключенный <дата> между администрацией муниципального образования "<адрес>" и К.;
- признано отсутствующим право аренды К. на земельный участок, площадью 6663 кв. м, с кадастровым N, расположенный по адресу: <адрес>, территория <адрес> в <адрес>, с погашением записи о праве аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- из государственного кадастра недвижимости исключены сведения (сняты с кадастрового учета) земельные участки площадью 6663 кв. м, с кадастровым N и площадью 1080 кв. м, с кадастровым N, расположенные по адресу: <адрес>, территория <адрес> в <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Представителем комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" З. и представителем администрации муниципального образования "Город Саратов" С.С. поданы апелляционные жалобы, в которых содержится просьба решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В жалобах указывается на незаконность и необоснованность решения суда, постановленного при неправильном определении значимых по делу обстоятельств, с применением закона, не подлежащего применению, при неправильном толковании закона.
По мнению авторов жалоб, спорные объекты недвижимости имеют оздоровительно-образовательное назначение и в силу прямого указания закона не подлежали приватизации частными лицами. Вопрос о приватизации данных объектов должен был разрешаться на основании постановления Правительства РФ, объекты подлежали передаче в муниципальную собственность образования, на территории которого они расположены. Договор купли-продажи объектов недвижимости, заключенный <дата> между <данные изъяты> и ООО "Яхт-клуб Орбита-С", является ничтожным, поскольку заключен в нарушение действующего законодательства. Кроме того, из акта приема передачи имущества от <дата> невозможно установить, какие именно объекты были переданы ООО "Яхт-клуб Орбита-С" при заключении сделки. На момент рассмотрения настоящего спора стороной истца не представлено суду документов, подтверждающих право собственности на спорное имущество или право на земельный участок, поэтому доводы истца о наличии у него исключительного права на приобретение спорного земельного участка несостоятельны.
По утверждению авторов жалоб, со стороны органа местного самоуправления не допущено нарушений норм земельного законодательства, регламентирующих процедуру предоставления земельного участка на праве аренды. Основанием для издания постановления послужило обращение К. с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 6663 кв. м с кадастровым N. Администрацией муниципального образования "Город Саратов" при принятии решения о предоставлении земельного участка соблюдена процедура, предусмотренная административным регламентом и земельным законодательством, оснований отказа в предоставлении муниципальной услуги не имелось.
Довод истца о том, что в администрации муниципального образования "Город Саратов" находилось два заявления в отношении одного и того же земельного участка не соответствует действительности. Истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 64:48:010407:8 общей площадью 7743 кв. м, а К. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым N площадью 6663 кв. м, следовательно, речь идет о разных объектах недвижимого имущества. Авторы жалоб полагают, что обстоятельств, указывающих на нарушение законных прав и интересов истца оспариваемым постановлением органа местного самоуправления, не имеется.
Судом в качестве допустимого доказательства необоснованно принят технический паспорт от <дата>, представленный истцом в подтверждение факта нахождения на земельном участке построек. Технический документ не может являться допустимым доказательством факта нахождения на спорном земельном участке объектов, возведенных ООО "Яхт-клуб Орбита-С", равно как и не может служить доказательством того, что строения относятся к объектам капитального строительства. При составлении технической документации сведения о наличии фундамента были внесены со слов представителя истца.
Суд не принял во внимание позицию ОАО "<данные изъяты>", изложенную в отзыве, в котором указано, что имущество, переданное ООО "Яхт-клуб Орбита-С" по акту приема-передачи, является движимым, продано без соотношения его к территории спорного земельного участка. Институтом какие-либо объекты капитального строительства на данном земельном участке не возводились.
Судом не дана оценка отсутствию регистрации прав истца на недвижимое имущество, что является обязательным после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". ООО "Яхт-клуб Орбита-С" до настоящего времени договор аренды не заключен, и право аренды на спорный участок не зарегистрировано.
Ответчик К. (в лице представителя по доверенности С.Е.) также не согласился с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению автора жалобы, оспариваемым постановлением не нарушены права и свободы ООО "Яхт-клуб Орбита-С" и необходимости в уведомлении истца о разделе земельного участка не имелось, поскольку у общества отсутствуют законные основания владения и пользования спорным земельным участком.
Автор жалобы полагает неправильным вывод суда о наличии на спорном земельном участке объектов недвижимости, поскольку право собственности общества на данные объекты не зарегистрировано в установленном законом порядке. Ссылка истца на договор купли-продажи объектов недвижимости от <дата> автор жалобы считает несостоятельной, поскольку сделка не прошла государственную регистрацию. Договор аренды земельного участка от <дата>, заключенный между администрацией муниципального образования "Город Саратов" и К., соответствует действующему законодательству и оснований для признания его недействительным не имеется.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" З., представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" С.С. поддержали доводы апелляционных жалоб, полагая решение суда незаконным и подлежащим отмене.
Представитель ООО "Яхт-клуб Орбита-С" Р. возражал относительно удовлетворения апелляционных жалоб, просил оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ),судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ закрепляет, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пункты 1 - 2, 4 статьи 11.2. ЗК РФ предусматривают, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от <дата> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Статья 11.3 ЗК РФ (пункты 1, 2, 2.1) устанавливает, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В соответствии со статьей 11.4. ЗК РФ (пункты 1, 6) при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В силу статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В рамках реализации полномочий, предоставленных статьей 34 ЗК РФ, Саратовской городской Думой утверждено Положение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратова", для целей, не связанных со строительством (решение от 07 июля 2010 года N 53-632). Указанным положением (пункт 1.2) закреплено, что предоставление земельных участков осуществляется на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности установленных процедур.
Администрацией муниципального образования "Город Саратов" 24 февраля 2012 года принято постановление N 210, которым утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством" (далее по тексту - регламент).
Пунктом 2.6.1 регламента предусмотрено, что заявители представляют в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
В заявлении должны быть определены: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 2.8 регламента (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка в аренду К.) определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, таковыми могут быть:
- - изъятие из оборота испрашиваемого земельного участка;
- - установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка;
- - резервирование испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
- - ограничение испрашиваемого земельного участка в обороте, за исключением случая, когда федеральным законом разрешено предоставлять его в собственность граждан и юридических лиц;
- - если администрация не является уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым земельным участком;
- - непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 регламента (за исключением документа, предусмотренного подпунктом 8 пункта 2.6.1 регламента, а также с учетом положений пункта 2.6.2 регламента);
- - снятие испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета;
- - поступление в комитет ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления земельного участка, если соответствующий документ не представлен заявителем самостоятельно;
- - несоответствие предполагаемого использования испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам;
- - отсутствие испрашиваемого земельного участка в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" (если предполагается размещение нестационарного торгового объекта);
- - если на испрашиваемом земельном участке расположены здания, строения, сооружения, не принадлежащие заявителю.
Согласно пункту 3.1.3. регламента для обеспечения требований по информированию населения о предстоящем предоставлении земельного участка исполнитель осуществляет подготовку и обеспечивает публикацию информации о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, на определенном праве и предусмотренных условиях. В обращении должны содержаться сведения о местонахождении земельного участка, предполагаемые размеры земельного участка. Публикация информации осуществляется в официальном печатном издании муниципального образования "Город Саратов".
Статья 166 ГК РФ устанавливает, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
В силу статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Как следует из материалов дела, ООО "Яхт-клуб Орбита-С" поставлено на учет в качестве юридического лица <дата>.
<дата> <данные изъяты>") и ООО "Яхт-клуб Орбита-С" заключен договор купли-продажи имущества, в акте приема-передачи к данному договору в качестве передаваемых ООО "Яхт-клуб Орбита-С" объектов указаны в том числе понтон, дом деревянный, сухогрузный склад, бокс-бытовка. Сведения о регистрации данного договора либо о регистрации за ООО "Яхт-клуб Орбита-С" права собственности на указанные объекты отсутствуют.
Земельный участок с кадастровым N 7743 кв. м, составляющий территорию яхт-клуба, поставлен на государственный кадастровый учет <дата>.
<дата> мэром <адрес> издано постановление, в соответствии с которым ООО "Яхт-клуб Орбита-С" в аренду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок, занимаемый территорией яхт-клуба, площадью 0,7743 га, на Зеленом острове в <адрес>. В течение установленного срока договор аренды не был заключен.
<дата> ООО "Яхт-клуб Орбита-С" обратилось в администрацию муниципального образования "<адрес>" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым N. м на праве аренды сроком на 49 лет для размещения яхт-клуба.
Данное заявление не было рассмотрено в установленный законом срок, в связи с чем ООО "Яхт-клуб Орбита-С" обратилось в Арбитражный суд <адрес> с иском о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и о понуждении рассмотреть заявлению. Решением Арбитражного суда <адрес> от <дата> исковые требования удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "<адрес>", которое выразилось в нарушении сроков рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, на администрацию муниципального образования "<адрес>" возложена обязанность рассмотреть поданное заявление и принять по нему решение.
<дата> администрацией муниципального образования "<адрес>" издано постановление N, которым ООО "Яхт-клуб Орбита-С" отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием согласования размещения яхт-клуба с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.
Ответчик К. обратился с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым N. м для размещения оборудованной спортивной площадки <дата>. При этом заблаговременно (до обращения в орган местного самоуправления) им проведено межевание двух земельных участков с кадастровыми N. Решение о постановке на кадастровый учет указанных земельных участков принято Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии <дата>.
В специальном выпуске газеты "Саратовская панорама" от <дата> N комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" опубликовано объявление о возможном предоставлении земельного участка в правом аренды на 49 лет, общей площадью 1080 кв. м и 6663 кв. м, предназначенного для размещения оборудованной спортивной площадки, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, без номера, в <адрес>. Лицам, чьи права могут быть нарушены, предложено направлять предложения и замечания в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>".
По данным, предоставленным редакцией газеты "Саратовская панорама", тираж газеты составил 300 экземпляров, выпуск газеты в свободную продажу не поступал, тираж предоставлен только по подписке.
Постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N "Об образовании земельных участков в результате раздела земельного участка и предоставлении К. в аренду сроком на 49 лет земельного участка в <адрес>, для целей, не связанных со строительством" образованы два земельных участка с кадастровыми <данные изъяты> результате раздела земельного участка с кадастровым <данные изъяты>. К. предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок с кадастровым <данные изъяты>.
Анализ исследованных доказательств позволяет прийти к выводу о том, что при разделе земельного участка с кадастровым N решении вопроса о предоставлении земельного участка с кадастровым N местного самоуправления нарушены нормы действующего законодательства, а также принципы публичности, открытости и прозрачности установленных законом процедур предоставления земельных участков.
Администрацией муниципального образования "<адрес>" не учтено, что предоставленный К. земельный участок не был свободен от прав третьих лиц, как на момент раздела земельного участка с кадастровым N, так и на момент издания постановления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым N заключения договора аренды земельного участка. На предоставленном К. земельном участке находилось имущество, принадлежность которого подлежала установлению органом местного самоуправления до решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду. Факт нахождения имущества на спорном земельном участке подтверждается техническими паспортами, составленными с 2000 и в 2012 годах, топографо-геодезическим материалом земельных участков, фотографиями, представленными стороной истца. Наличие каких-либо строений на земельном участке является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги, однако данная обязанность не была выполнена органом местного самоуправления.
Публикация в средстве массовой информации о предоставлении земельных участков в аренду имела место до решения вопроса об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым N. В публикации не были указаны кадастровые номера предоставляемых земельных участков, что не давало возможности лицам, заинтересованным в получении информации, идентифицировать земельные участки и определить их местонахождение. Объявление о предоставлении земельных участков опубликовано в специальном выпуске газеты, не поступившем в свободную продажу, что существенно ограничило право заинтересованных лиц на ознакомление с объявлением. Вопрос о разделе земельного участка разрешен органом местного самоуправления до рассмотрения в установленном порядке заявления ООО "Яхт-клуб Орбита-С" о предоставлении земельного участка с кадастровым N.
При данных обстоятельствах вывод суда о частичном удовлетворении исковых требований является законным и основанным на нормах действующего законодательства.
Судебная коллегия критически относится к доводам жалоб о том, что оспариваемые истцом постановление органа местного самоуправления и договор аренды не нарушают права истца, поскольку истцом в ходе судебного разбирательства представлены доказательства пользования спорным земельным участком (постановление о предоставлении земельного участка в аренду, договоры энергоснабжения, на продажу и передачу электрической энергии).До настоящего времени органом местного самоуправления вопрос об устранении препятствий в пользовании спорным земельным участком в судебном порядке не ставился.
На момент решения вопроса о разделе земельного участка с кадастровым N предоставления вновь образованных земельных участков на праве аренды ООО "Яхт-клуб Орбита-С" уже обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым N, что свидетельствует о наличии у общества правопритязаний на земельный участок с кадастровым N, который образовался в результате раздела земельного участка с кадастровым N
Иные доводы жалоб не содержат фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 13 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)