Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1601-2012Г.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2012 г. по делу N 33-1601-2012г.


Судья Василенко И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей - Курочкиной И.А. и Шуваевой Е.И.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2012 года гражданское дело по заявлению Ч.О. об оспаривании решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, регистрирующий орган) об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, поступившее по апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области на решение Ленинского районного суда города Курска от 23 апреля 2012 года, которым заявление Ч.О. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А., объяснения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области С., действующей на основании доверенности, в поддержание доводов апелляционной жалобы, представителя Ч.О., действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Ч.О. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от 14 марта 2012 года N Ф46/12-8514, которым отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта N от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с несоответствием по форме и содержанию приложенного к нему межевого плана б/н от 14 февраля 2012 года требованиям Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон РФ N 221-ФЗ о кадастре), а именно, в связи с несоблюдением процедуры выдела земельного участка, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон РФ N 101-ФЗ об обороте).
В обоснование заявления Ч.О. ссылалась на то, что 17 февраля 2012 года в ФГБУ "ФКП Росреестра" подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка из числа земель сельскохозяйственного назначения площадью расположенного по адресу: Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от 14 марта 2012 года N Ф46/12-8514 в осуществлении государственного кадастрового учета указанного объекта недвижимости отказано. Полагая, что указанным решением регистрирующего органа нарушены ее права и законные интересы, поскольку поданное заявление и представленные документы, в том числе межевой план от 14 февраля 2012 года б/н, соответствовали требованиям действующего законодательства, Ч.О. просила признать его незаконным (недействительным) и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области осуществить государственный кадастровый учет вышеуказанного объекта.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области просит отменить судебное решение как незаконное и необоснованное, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также ввиду нарушений норм процессуального и материального права.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда находит апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела следует, что Ч.О. на праве общей долевой собственности принадлежат три земельных участка размером каждый из числа земель сельскохозяйственного назначения в составе земельного участка, расположенного по адресу:, площадью с кадастровым номером N что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права NN, (л.д. 53-55).
17 февраля 2012 года в ФГБУ "ФКП Росреестра" подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка из числа земель сельскохозяйственного назначения, образованного путем выдела в счет в праве общей долевой собственности из земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (л.д. 76).
К заявлению прилагался межевой план б/н от 14 февраля 2012 года (л.д. 77-93) с приложением состоящим из следующих документов: объявление о проведении общего собрания собственников земельных долей в газете "Курская правда" от 06 июня 2008 года (л.д. 94-95); акт о несостоявшемся собрании собственников (л.д. 96); объявление о намерении выделить земельный участок в газете "Курская правда" от 26 августа 2010 года (л.д. 97-98); объявление об уточнении объявления о намерении выделить земельный участок в газете "Курская правда" от 12 ноября 2011 года (л.д. 99-100); справка об отсутствии возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения земельного участка от 25 ноября 2011 года (л.д. 101), а также копии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов и доверенности собственников, уполномочивающие Ч.А. осуществлять управление, пользование и распоряжение, принадлежащими им земельными участками, а также выступать в их интересах в органах государственной регистрации (л.д. 102-139).
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от 14 марта 2012 года N Ф46/12-8514 (л.д. 140-141) в осуществлении государственного кадастрового учета указанного объекта недвижимости отказано на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона РФ N 221-ФЗ о кадастре, в связи с несоответствием Межевого плана требованиям Приказа Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ N 412), а именно, в приложении к межевому плану не представлены документы, подтверждающие исполнение положений ст. ст. 13, 13.1, 14, 14.1 Закона РФ N 221-ФЗ о кадастре; к межевому плану не приложен Проект межевания земельного участка.
При этом заявителю рекомендовано выполнить действия по образованию земельного участка в соответствии с Земельным кодексом РФ и Законом РФ N 101-ФЗ об обороте, согласовать местоположение границ в соответствии со ст. 39 Закона РФ N 221-ФЗ о кадастре, а также оформить межевой план в соответствии с требованиями Приказа N 412.
Приходя к выводу о незаконности оспариваемого решения регистрирующего органа, суд первой инстанции исходил из того, что процедура выдела земельного участка, предусмотренная Законом РФ N 101-ФЗ об обороте в редакции, действовавшей до 01 июля 2011 года, была соблюдена и окончена в период до его вступления в законную силу, а потому в соответствии со ст. 16 Закона РФ N 221-ФЗ о кадастре должен быть осуществлен его кадастровый учет.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с таким выводом, находя его ошибочным, не соответствующим обстоятельствам дела.
Так, согласно части 3 статьи 1 Закона РФ N 221-ФЗ о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (ч. 1 ст. 23 Закона N 221-ФЗ о кадастре).
В силу статьи 16 Закона N 221-ФЗ о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Перечень документов, необходимых для кадастрового учета, приведен в статье 22 Закона N 221-ФЗ о кадастре.
В состав необходимых для кадастрового учета документов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ о кадастре входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Согласно части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в случае, если необходимые для кадастрового учета документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям названного Закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Законом РФ N 101-ФЗ об обороте, в соответствии с которым (в редакции, действовавшей до 01 июля 2011 года) земельный участок в счет земельной доли (земельных долей) мог быть выделен на основании: решения общего собрания либо извещения остальных участников общей собственности о намерении выделить земельный участок.
При этом перечень документов, необходимых для включения в приложение межевого плана, был установлен п. 24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. N 412 (далее - Требования) и включал в себя:
- 1) протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения об утверждении границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке;
- 2) направленное участникам долевой собственности с соблюдением сроков, установленных Законом об обороте, извещение о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли, содержащего описание местоположения такого земельного участка;
- 3) экземпляр печатного издания, в котором опубликовано сообщение, содержащее описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка;
- 4) вступившее в законную силу судебного акта (если основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей в отношении земельного участка является такой акт);
- 5) документ, свидетельствующий о разрешении в порядке, установленном Законом об обороте, спора о местоположении земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения (если имел место соответствующий спор).
Извещение должно содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности (ст. 13 Закона РФ N 101-ФЗ об обороте).
В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона об обороте не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным.
Исходя из анализа документов, представленных в регистрирующий орган по заявлению Ч. N от 17 февраля 2012 года считать процедуру выдела земельного участка состоявшейся до 01 июля 2011 года, нельзя.

При таких обстоятельствах, основания считать, что местоположение спорного земельного участка, которое впоследствии указано в межевом плане, и данное местоположение совпадает с местоположением, указанным в извещении в СМИ, поданным при выделении земельного участка, отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного вывод суда первой инстанции о том, что выдел спорного земельного участка произведен до 01 июля 2011 года не соответствует обстоятельствам дела, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, поскольку это нарушение привело к принятию неправильного решения.
Федеральным законом от 29.12.2010 г. N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" Закон РФ N 101-ФЗ об обороте дополнен статьями 13.1, 14.1, а также в него внесены изменения в статьи 13 и 14. По смыслу указанных новаций при образовании земельного участка путем выделения в счет земельной доли или земельных долей кадастровым инженером обязательно подготавливается проект межевания земельного участка, которым определяются его размеры и местоположение, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности.
Согласно статье 8 указанный Федеральный закон вступил в силу 01 июля 2011 года, каких-либо исключений относительно его применения во времени не содержит, то есть в силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области следует признать законным, поскольку заявление о кадастровом учете подано после 01 июля 2011 года, а приложенные к нему документы необходимые для кадастрового учета по форме и содержанию не соответствовали требованиям изменившегося законодательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым отменить решение Ленинского районного суда города Курска от 23 апреля 2012 года и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Ч.О. отказать.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Курска от 23 апреля 2012 года отменить, постановить по делу новое решение:
"В удовлетворении заявления Ч.О. о признании незаконным (недействительным) решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости от 14 марта 2012 года N Ф46/12-8514, отказать".















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)