Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Степанов В.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего: Пряничниковой Е.В.
судей: Крашенинниковой М.В., Пятовой Н.Л.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крашенинниковой М.В.,
дело по кассационной жалобе главы администрации Дивеевского сельсовета Дивеевского района Нижегородской области Р.
на решение Дивеевского районного суда Нижегородской области от 11 мая 2011 года по иску К.Н. к администрации Дивеевского сельского Совета Дивеевского района Нижегородской области, Управлению Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Нижегородской области, Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области о признании недействительным постановления Дивеевской сельской администрации,
установила:
К.Н. обратилась в суд с иском к администрации Дивеевского сельсовета Дивеевского района Нижегородской области, Управлению Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Нижегородской области о признании недействительным постановления Дивеевской сельской администрации N *** от 19.12.2003 года, признании недействительным зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования Управления Судебного Департамента на земельный участок площадью 1100 кв. м, по адресу: с. ***, ул. *** д. ***. В порядке ст. 39 ГПК РФ К.Н. изменяла свои исковые требования, отказалась от исковых требований к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, гражданское дело в указанной части требований к данному ответчику прекращено определением суда от 28 марта 2011 г., в качестве соответчика привлечено территориальное Управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области. Окончательно К.Н. просила признать недействительным постановление Дивеевской сельской администрации Дивеевского района Нижегородской области N *** от 19.12.2003 года о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование Управления Судебного Департамента по Нижегородской области. В обоснование заявленных требований К.Н. указывает, что с 2002 года является титульным собственником двух смежных земельных участков в с. *** *** области: первый участок площадью 380,00 кв. м, расположенный по адресу: *** область, с. ***, ул. ***, за домом *** участок N *** и земельный участок площадью 99,00 кв. м, расположенный по адресу: *** область, с. ***, ул. ***, дом ***, участок N ***. Указанные земельные участки в 2002 году поставлены на кадастровый учет с полным описанием границ в соответствии с требованиями действующего законодательства, право собственности К.Н. на данные участки зарегистрировано в установленном порядке также в 2002 году. В мае 2010 года она узнала Дивеевская сельская администрация, правопреемником которой является администрация Дивеевского сельсовета Дивеевского района Нижегородской области, предоставила 19.12.2003 г. на основании постановления Дивеевской сельской администрации N *** в постоянное (бессрочное) пользование Управлению Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Нижегородской области земельный участок площадью 1100 кв. м по адресу: с. ***, ул. ***, д. *** для строительства здания Дивеевского районного суда. При этом территории земельных участков, принадлежащих на праве собственности истице и выделенного Управлению Судебного Департамента, пересекаются, а именно: ее земельные участки вошли в состав другого земельного участка. К.Н. полагает постановление Дивеевской сельской администрации N *** от 19.12.2003 года недействительным по причине нарушения ее права собственности на земельные участки.
Представитель администрации Дивеевского сельсовета Дивеевского района Нижегородской области по доверенности К.И. в судебном заседании заявленные требования признала.
Представители Управления Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Нижегородской области, Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области и Управления Росреестра по Нижегородской области в судебное заседание не явились.
Решением суда от 11 мая 2011 года в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе главы администрации Дивеевского сельсовета Дивеевского района Нижегородской области Р. поставлен вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы.
Разрешая заявленные К.Н. требования, фактически сводящиеся к оспариванию решения органа местного самоуправления (глава 25 ГПК РФ), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для признания оспариваемого постановления Дивеевской сельской администрации Дивеевского района Нижегородской области N *** от 19.12.2003 г. "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование" нарушающим права и свободы заявителя, непосредственно создающим препятствия к осуществлению ее прав и свобод, - не имеется, в связи с чем, отказал в иске.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы по следующим основаниям.
По смыслу ст. ст. 254 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Исходя из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пп. 2, 5).
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно положений Земельного кодекса РФ в редакции от 30.06.2003 г., предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29).
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (ст. 20 Земельного кодекса РФ).
Статья 31 Земельного кодекса РФ предусматривает процедуру выбора земельных участков для строительства, которая включает в себя следующие действия заинтересованных лиц и уполномоченных органов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (ч. 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч. 2).
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 4).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства (ч. 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Данное решение является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (ч. ч. 6, 8).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (ч. 9).
Порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства регламентирует статья 32 Земельного кодекса РФ.
А именно установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (ч. 1).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (ч. 2).
При предоставлении испрашиваемого земельного участка в результате его изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд одновременно с решением о предоставлении земельного участка принимается решение о соответствующей форме изъятия такого земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды, а также возмещение в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 58 настоящего Кодекса, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства. Условия могут также предусматривать права других лиц, обременяющие предоставляемые земельные участки, или предусмотренные статьей 56 настоящего Кодекса ограничения использования земельных участков (ч. ч. 3, 4).
По смыслу указанных норм права, действующим на момент вынесения оспариваемого постановления земельным законодательством установлено, что предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование для строительства осуществляется на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, а также документа государственного кадастрового учета (кадастровой карты (плана)) предоставляемого земельного участка, что соответствует требованиям ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ, определяющей земельный участок как объект земельных отношений (часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке).
Из доказательств, имеющихся в материалах дела видно, что К.Н. с 2002 года является титульным собственником двух смежных земельных участков в с. *** *** области: первый участок площадью 380,00 кв. м, расположенный по адресу: *** область, с. ***, ул. ***, за домом *** участок N *** и земельный участок площадью 99,00 кв. м, расположенный по адресу: *** область, с. ***, ул. ***, дом ***, участок N ***. Указанные земельные участки до приобретения ею права собственности в 2002 году поставлены на кадастровый учет с полным описанием границ в соответствии с требованиями действующего законодательства (кадастровые номера *** и ***), право собственности К.Н. на данные участки зарегистрировано в установленном порядке также в 2002 году (т. 1 л.д. 5-8, 10-13, 14-19, 20-23, 170-187).
Постановлением Дивеевской сельской администрации Дивеевского района Нижегородской области N *** от 19.12.2003 г. "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование" Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Нижегородской области в постоянное (бессрочное) пользование для строительства здания Дивеевского районного суда предоставлен земельный участок из земель поселений площадью 1100 кв. м по адресу: с. ***, ул. ***, д. ***; Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Нижегородской области постановлено обеспечить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования участком в соответствии с действующим законодательством (т. 1 л.д. 9).
В качестве основания вынесения данного постановления указано обращение Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Нижегородской области, акт выбора земельного участка от 19.12.2003 г., положения ст. ст. 20, 29, 31, 32 Земельного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 07.08.2002 г. N 576.
При этом постановление Дивеевской сельской администрации Дивеевского района Нижегородской области N *** от 19.12.2003 г. не содержит сведений о государственном кадастровом учете (кадастровой карте (плане)) - описании и удостоверении в установленном порядке границ предоставляемого земельного участка, определяющих земельный участок как объект земельных отношений, что являлось необходимым на момент предоставления земельного участка для строительства согласно требований ч. 2 ст. 6, ст. 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно представленного в материалы дела Описания земельного участка, описание границ и внесение сведений о предоставляемом для строительства земельном участке площадью 1100 кв. м по адресу: с. ***, ул. ***, д. *** в государственный кадастровый реестр осуществлено после вынесения оспариваемого постановления от 19.12.2003 г., а именно - 26-27 января 2004 года. При этом в данном Описании указано, что идет пересечение данного земельного участка с кадастровыми номерами *** и *** (т. 1 л.д. 139-150).
Иных документов, содержащих описание границ предоставленного в пользование для строительства земельного участка в материалы дела ответчиками не представлено.
Анализируя положения указанных выше норм Земельного кодекса РФ, имеющиеся по данному делу доказательства в их совокупности, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Дивеевской сельской администрации Дивеевского района Нижегородской области N *** от 19.12.2003 г. "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование" нельзя признать нарушающим права и свободы К.Н., а также непосредственно создающим препятствия к осуществлению ее прав и свобод, поскольку оно не содержит указания на предоставление для строительства конкретного земельного участка как объекта земельных отношений, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того обстоятельства, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка К.Н. не оспорено, государственный кадастровый учет предоставляемого пользование для строительства земельного участка не проведен на момент вынесения постановления, что не позволяет сделать вывод о наличии наложений земельных участков на момент принятия оспариваемого постановления.
При этом К.Н. не лишена возможности защитить свое нарушенное право иным предусмотренным законом способом, в частности, предъявлением виндикационного иска, оспаривания постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 1100 кв. м по адресу: с. ***, ул. ***, д. *** с кадастровым номером ***.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Полученным по делу доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом положения ст. 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы ответчика не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную им позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дивеевского районного суда Нижегородской области от 11 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-6940/11
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2011 г. по делу N 33-6940/11
Судья: Степанов В.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего: Пряничниковой Е.В.
судей: Крашенинниковой М.В., Пятовой Н.Л.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крашенинниковой М.В.,
дело по кассационной жалобе главы администрации Дивеевского сельсовета Дивеевского района Нижегородской области Р.
на решение Дивеевского районного суда Нижегородской области от 11 мая 2011 года по иску К.Н. к администрации Дивеевского сельского Совета Дивеевского района Нижегородской области, Управлению Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Нижегородской области, Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области о признании недействительным постановления Дивеевской сельской администрации,
установила:
К.Н. обратилась в суд с иском к администрации Дивеевского сельсовета Дивеевского района Нижегородской области, Управлению Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Нижегородской области о признании недействительным постановления Дивеевской сельской администрации N *** от 19.12.2003 года, признании недействительным зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования Управления Судебного Департамента на земельный участок площадью 1100 кв. м, по адресу: с. ***, ул. *** д. ***. В порядке ст. 39 ГПК РФ К.Н. изменяла свои исковые требования, отказалась от исковых требований к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, гражданское дело в указанной части требований к данному ответчику прекращено определением суда от 28 марта 2011 г., в качестве соответчика привлечено территориальное Управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области. Окончательно К.Н. просила признать недействительным постановление Дивеевской сельской администрации Дивеевского района Нижегородской области N *** от 19.12.2003 года о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование Управления Судебного Департамента по Нижегородской области. В обоснование заявленных требований К.Н. указывает, что с 2002 года является титульным собственником двух смежных земельных участков в с. *** *** области: первый участок площадью 380,00 кв. м, расположенный по адресу: *** область, с. ***, ул. ***, за домом *** участок N *** и земельный участок площадью 99,00 кв. м, расположенный по адресу: *** область, с. ***, ул. ***, дом ***, участок N ***. Указанные земельные участки в 2002 году поставлены на кадастровый учет с полным описанием границ в соответствии с требованиями действующего законодательства, право собственности К.Н. на данные участки зарегистрировано в установленном порядке также в 2002 году. В мае 2010 года она узнала Дивеевская сельская администрация, правопреемником которой является администрация Дивеевского сельсовета Дивеевского района Нижегородской области, предоставила 19.12.2003 г. на основании постановления Дивеевской сельской администрации N *** в постоянное (бессрочное) пользование Управлению Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Нижегородской области земельный участок площадью 1100 кв. м по адресу: с. ***, ул. ***, д. *** для строительства здания Дивеевского районного суда. При этом территории земельных участков, принадлежащих на праве собственности истице и выделенного Управлению Судебного Департамента, пересекаются, а именно: ее земельные участки вошли в состав другого земельного участка. К.Н. полагает постановление Дивеевской сельской администрации N *** от 19.12.2003 года недействительным по причине нарушения ее права собственности на земельные участки.
Представитель администрации Дивеевского сельсовета Дивеевского района Нижегородской области по доверенности К.И. в судебном заседании заявленные требования признала.
Представители Управления Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Нижегородской области, Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области и Управления Росреестра по Нижегородской области в судебное заседание не явились.
Решением суда от 11 мая 2011 года в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе главы администрации Дивеевского сельсовета Дивеевского района Нижегородской области Р. поставлен вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы.
Разрешая заявленные К.Н. требования, фактически сводящиеся к оспариванию решения органа местного самоуправления (глава 25 ГПК РФ), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для признания оспариваемого постановления Дивеевской сельской администрации Дивеевского района Нижегородской области N *** от 19.12.2003 г. "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование" нарушающим права и свободы заявителя, непосредственно создающим препятствия к осуществлению ее прав и свобод, - не имеется, в связи с чем, отказал в иске.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы по следующим основаниям.
По смыслу ст. ст. 254 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Исходя из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пп. 2, 5).
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно положений Земельного кодекса РФ в редакции от 30.06.2003 г., предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29).
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (ст. 20 Земельного кодекса РФ).
Статья 31 Земельного кодекса РФ предусматривает процедуру выбора земельных участков для строительства, которая включает в себя следующие действия заинтересованных лиц и уполномоченных органов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (ч. 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч. 2).
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 4).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства (ч. 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Данное решение является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (ч. ч. 6, 8).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (ч. 9).
Порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства регламентирует статья 32 Земельного кодекса РФ.
А именно установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (ч. 1).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (ч. 2).
При предоставлении испрашиваемого земельного участка в результате его изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд одновременно с решением о предоставлении земельного участка принимается решение о соответствующей форме изъятия такого земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды, а также возмещение в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 58 настоящего Кодекса, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства. Условия могут также предусматривать права других лиц, обременяющие предоставляемые земельные участки, или предусмотренные статьей 56 настоящего Кодекса ограничения использования земельных участков (ч. ч. 3, 4).
По смыслу указанных норм права, действующим на момент вынесения оспариваемого постановления земельным законодательством установлено, что предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование для строительства осуществляется на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, а также документа государственного кадастрового учета (кадастровой карты (плана)) предоставляемого земельного участка, что соответствует требованиям ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ, определяющей земельный участок как объект земельных отношений (часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке).
Из доказательств, имеющихся в материалах дела видно, что К.Н. с 2002 года является титульным собственником двух смежных земельных участков в с. *** *** области: первый участок площадью 380,00 кв. м, расположенный по адресу: *** область, с. ***, ул. ***, за домом *** участок N *** и земельный участок площадью 99,00 кв. м, расположенный по адресу: *** область, с. ***, ул. ***, дом ***, участок N ***. Указанные земельные участки до приобретения ею права собственности в 2002 году поставлены на кадастровый учет с полным описанием границ в соответствии с требованиями действующего законодательства (кадастровые номера *** и ***), право собственности К.Н. на данные участки зарегистрировано в установленном порядке также в 2002 году (т. 1 л.д. 5-8, 10-13, 14-19, 20-23, 170-187).
Постановлением Дивеевской сельской администрации Дивеевского района Нижегородской области N *** от 19.12.2003 г. "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование" Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Нижегородской области в постоянное (бессрочное) пользование для строительства здания Дивеевского районного суда предоставлен земельный участок из земель поселений площадью 1100 кв. м по адресу: с. ***, ул. ***, д. ***; Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Нижегородской области постановлено обеспечить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования участком в соответствии с действующим законодательством (т. 1 л.д. 9).
В качестве основания вынесения данного постановления указано обращение Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Нижегородской области, акт выбора земельного участка от 19.12.2003 г., положения ст. ст. 20, 29, 31, 32 Земельного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 07.08.2002 г. N 576.
При этом постановление Дивеевской сельской администрации Дивеевского района Нижегородской области N *** от 19.12.2003 г. не содержит сведений о государственном кадастровом учете (кадастровой карте (плане)) - описании и удостоверении в установленном порядке границ предоставляемого земельного участка, определяющих земельный участок как объект земельных отношений, что являлось необходимым на момент предоставления земельного участка для строительства согласно требований ч. 2 ст. 6, ст. 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно представленного в материалы дела Описания земельного участка, описание границ и внесение сведений о предоставляемом для строительства земельном участке площадью 1100 кв. м по адресу: с. ***, ул. ***, д. *** в государственный кадастровый реестр осуществлено после вынесения оспариваемого постановления от 19.12.2003 г., а именно - 26-27 января 2004 года. При этом в данном Описании указано, что идет пересечение данного земельного участка с кадастровыми номерами *** и *** (т. 1 л.д. 139-150).
Иных документов, содержащих описание границ предоставленного в пользование для строительства земельного участка в материалы дела ответчиками не представлено.
Анализируя положения указанных выше норм Земельного кодекса РФ, имеющиеся по данному делу доказательства в их совокупности, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Дивеевской сельской администрации Дивеевского района Нижегородской области N *** от 19.12.2003 г. "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование" нельзя признать нарушающим права и свободы К.Н., а также непосредственно создающим препятствия к осуществлению ее прав и свобод, поскольку оно не содержит указания на предоставление для строительства конкретного земельного участка как объекта земельных отношений, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того обстоятельства, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка К.Н. не оспорено, государственный кадастровый учет предоставляемого пользование для строительства земельного участка не проведен на момент вынесения постановления, что не позволяет сделать вывод о наличии наложений земельных участков на момент принятия оспариваемого постановления.
При этом К.Н. не лишена возможности защитить свое нарушенное право иным предусмотренным законом способом, в частности, предъявлением виндикационного иска, оспаривания постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 1100 кв. м по адресу: с. ***, ул. ***, д. *** с кадастровым номером ***.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Полученным по делу доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом положения ст. 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы ответчика не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную им позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дивеевского районного суда Нижегородской области от 11 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)