Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Галова В.В., Ехлаковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,
при участии:
от ответчика представителя по доверенности от 15.11.2007 N 52-16749/2007-43.03 Умерова Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23 апреля 2008 года по делу N А32-946/2008-28/18
по иску Территориального управления Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю
к ответчику Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьих лиц: Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, общества с ограниченной ответственностью "ППО Кнесид", Департамента лесного хозяйства Краснодарского края
об оспаривании зарегистрированного права,
принятое в составе Данько М.М.,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - Территориальное управление ФАУФИ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) о признании недействительным зарегистрированного права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 005:0032 общей площадью 18595 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край Туапсинский район, бухта Инал, б/о "Утес", б/о ППО "Кнесид", путем аннулирования записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исковые требования мотивированы тем, что у Краснодарского края отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности на спорный земельный участок. Доказательства передачи земельного участка Краснодарскому краю в порядке разграничения собственности отсутствуют, также отсутствует федеральный закон, которым спорный земельный участок отнесен к собственности Краснодарского края. Согласно кадастровому плану спорного земельного участка он отнесен к категории особо охраняемых территорий. Границы и режим округа санитарной охраны курортов Туапсинского района утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 N 406, следовательно, Туапсинский район Краснодарского края является курортом федерального значения. Спорный земельный участок расположен в 500-метровой водоохраной зоне Черного моря, является неотъемлемой частью водного объекта федерального уровня собственности, относится к землям природоохранного назначения, следовательно, является федеральной собственностью.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, общество с ограниченной ответственностью "ППО Кнесид", Департамент лесного хозяйства Краснодарского края.
Решением суда от 23 апреля 2008 года иск удовлетворен. Суд пришел к выводу о принадлежности спорного земельного участка к собственности Российской Федерации. Данный вывод обоснован следующими доводами:
- имущественный комплекс базы отдыха, расположенный на спорном земельном участке, ранее принадлежал государственному предприятию - заводу "Октябрь", который был основан на государственной форме собственности с правом хозяйственного ведения и находился в ведении Министерства промышленности РСФСР. Имущество государственного предприятия, включая имущественный комплекс базы отдыха "Утес", принадлежало на праве собственности Российской Федерации. В силу статьи 3 ФЗ N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю" основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности, является, в том числе, нахождение на этих земельных участках приватизированного недвижимого имущества, являвшегося до приватизации собственностью Российской Федерации.
- основанием государственной регистрации права собственности на земельный участок за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем в свидетельстве указано постановление главы Туапсинского района N 658 от 11.07.2002. Действовавшим на момент регистрации права законодательством, органы местного самоуправления не наделялись полномочиями по предоставлению земельных участков в собственность субъектов Российской Федерации и совершению действий по переводу земель из одного уровня собственности (федеральной) в другой (собственность субъекта РФ).
- спорный земельный участок граничит с землями лесного фонда Лермонтовского участкового лесничества, расположенного в квартале N 137 выдел 14, и на территории которого имеется 0,2 га самовольно занятой площади, находящейся в федеральной собственности.
Департамент обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда первой инстанции отменить, истцу в иске отказать.
Жалоба мотивирована следующими доводами:
- ссылка суда на статью 3 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" необоснованна. Право собственности Краснодарского края на спорный земельный участок возникло в силу закона, а не при разграничении государственной собственности на землю. Теруправлением не представлены доказательства внесения земельного участка в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности в процессе разграничения собственности.
- вывод суда о том, что основанием регистрации права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок явилось постановление главы Туапсинского района N 658 от 11.07.2002, неверен. Из материалов регистрационного дела следует, что основанием регистрации явились статья 18 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края". Курорты Туапсинского района не входят в перечень особо-охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 101 "О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения" также не относит курорт Туапсинский район к курортам федерального значения.
- ссылка суда на материалы государственного учреждения "Комитет по лесу" несостоятельна. Справка государственного учреждения "Комитет по лесу" от 19.03.2008 N 260 свидетельствует лишь о том, что спорный земельный участок граничит с земельным участком лесного фонда и не позволяет сделать вывод о принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю доводы апелляционной жалобы не признало, просило рассмотреть дело в апелляционной инстанции без участия представителя управления и оставить решение в силе.
Департамент лесного хозяйства в отзыве на жалобу указал, что спорный земельный участок граничит с землями лесного фонда Джубского лесничества. Имеется самовольно занятый ООО "ППО Кнесид" участок лесного фонда площадью 0,2 га, который не является предметом спора по регистрации права собственности на спорный участок за Краснодарским краем. Департамент просил рассмотреть дело без участия его представителя.
ООО "ППО Кнесид" поддержало доводы апелляционной жалобы, указав, что регистрация права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок произведена правомерно.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без участия представителей истца и третьих лиц, которые уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судом был объявлен перерыв в судебном заседании с 30.06.2008 до 04.06.2008.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 005:0032 общей площадью 18595 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край Туапсинский район, бухта Инал, б/о "Утес", б/о ППО "Кнесид". Правообладателю выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АБ N 809984 от 27.12.2004, основанием государственной регистрации в свидетельстве указано постановление главы Туапсинского района N 658 от 11.07.2002.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 27.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество является актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Территориальное управление ФАУФ оспаривает право собственности на земельный участок, ссылаясь на его принадлежность Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим кодексом.
Из материалов дела следует, что на спорном земельном участке ранее располагался имущественный комплекс базы отдыха "Утес" (обособленное подразделение завода), принадлежащий государственному предприятию - заводу "Октябрь", основанному на государственной форме собственности с правом хозяйственного ведения и находившемуся в ведении Министерства промышленности РСФСР. Согласно уставу государственного завода "Октябрь" имущество предприятия являлось собственностью РСФСР (пункт 4 устава).
02.08.1996 Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий утвержден план ликвидации государственного завода "Октябрь", находившегося на указанный период в ведении Комитета Российской Федерации по машиностроению "Главсельхозмаш".
По договору купли-продажи от 25.11.1996 имущественный комплекс базы отдыха "Утес" ликвидируемого завода "Октябрь" продан ООО "ППО Кнесид".
Постановлением главы муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края N 726 от 12.07.2005 по ходатайству ООО "ППО Кнесид" утверждены границы и размеры земельного участка, необходимого для эксплуатации базы отдыха "Утес". Постановлением главы Туапскинского района Краснодарского края N 658 от 11.07.2002 ООО "ППО Кнесид" для эксплуатации пансионата отдыха "Кнесид" в аренду предоставлен земельный участок площадью 1,8595 га.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавшего на момент государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок), основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, являлось в том числе, нахождение на этих земельных участках приватизированного недвижимого имущества, являвшегося до его приватизации собственностью Российской Федерации.
Поскольку завод "Октябрь" являлся предприятием федерального значения, земельный участок, на котором находится приватизированный имущественный комплекс базы отдыха "Утес", подлежал отнесению к землям федерального значения.
Исходя из изложенных обстоятельств, вывод суда о необоснованности регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 005:0032 за Краснодарским краем является правильным.
Довод Департамент о том, что курорты Туапсинского района не входят в перечень особо-охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, и что постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 101 "О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения" также не относит курорт Туапсинский район к курортам федерального значения, не влияют на выводы суда первой инстанции об отнесении спорного земельного участка к землям федерального значения.
Действительно, согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации. Однако отнесение Туапсинского района к курорту регионального значения в силу Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-К "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края", не исключает возможность нахождения на территории Туапсинского района земельных участков, являющихся федеральной собственностью.
Поэтому довод Департамента о возникновении у Краснодарского края права собственности на спорный земельный участок в силу Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-К "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" является неверным.
Довод заявителя жалобы о том, что лишь факт нахождения спорного земельного участка в границе с землями лесного фонда не является основанием для выводов о принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности, является правильным. Однако ссылка суда в обоснование вывода о принадлежности спорного земельного участка к землям федеральной собственности на факт его нахождения рядом с федеральными землями лесного фонда и факт наличия самовольно занятой части земельного участка лесного фонда не повлияла на правильность принятого решения по делу.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Расходы по государственной пошлине суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 апреля 2008 года по делу N А32-946/2008-28/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Г.АВДОНИНА
Судьи
В.В.ГАЛОВ
С.В.ЕХЛАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2008 N 15АП-3625/2008 ПО ДЕЛУ N А32-946/2008-28/18
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2008 г. N 15АП-3625/2008
Дело N А32-946/2008-28/18
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Галова В.В., Ехлаковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,
при участии:
от ответчика представителя по доверенности от 15.11.2007 N 52-16749/2007-43.03 Умерова Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23 апреля 2008 года по делу N А32-946/2008-28/18
по иску Территориального управления Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю
к ответчику Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьих лиц: Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, общества с ограниченной ответственностью "ППО Кнесид", Департамента лесного хозяйства Краснодарского края
об оспаривании зарегистрированного права,
принятое в составе Данько М.М.,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - Территориальное управление ФАУФИ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) о признании недействительным зарегистрированного права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 005:0032 общей площадью 18595 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край Туапсинский район, бухта Инал, б/о "Утес", б/о ППО "Кнесид", путем аннулирования записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исковые требования мотивированы тем, что у Краснодарского края отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности на спорный земельный участок. Доказательства передачи земельного участка Краснодарскому краю в порядке разграничения собственности отсутствуют, также отсутствует федеральный закон, которым спорный земельный участок отнесен к собственности Краснодарского края. Согласно кадастровому плану спорного земельного участка он отнесен к категории особо охраняемых территорий. Границы и режим округа санитарной охраны курортов Туапсинского района утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 N 406, следовательно, Туапсинский район Краснодарского края является курортом федерального значения. Спорный земельный участок расположен в 500-метровой водоохраной зоне Черного моря, является неотъемлемой частью водного объекта федерального уровня собственности, относится к землям природоохранного назначения, следовательно, является федеральной собственностью.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, общество с ограниченной ответственностью "ППО Кнесид", Департамент лесного хозяйства Краснодарского края.
Решением суда от 23 апреля 2008 года иск удовлетворен. Суд пришел к выводу о принадлежности спорного земельного участка к собственности Российской Федерации. Данный вывод обоснован следующими доводами:
- имущественный комплекс базы отдыха, расположенный на спорном земельном участке, ранее принадлежал государственному предприятию - заводу "Октябрь", который был основан на государственной форме собственности с правом хозяйственного ведения и находился в ведении Министерства промышленности РСФСР. Имущество государственного предприятия, включая имущественный комплекс базы отдыха "Утес", принадлежало на праве собственности Российской Федерации. В силу статьи 3 ФЗ N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю" основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности, является, в том числе, нахождение на этих земельных участках приватизированного недвижимого имущества, являвшегося до приватизации собственностью Российской Федерации.
- основанием государственной регистрации права собственности на земельный участок за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем в свидетельстве указано постановление главы Туапсинского района N 658 от 11.07.2002. Действовавшим на момент регистрации права законодательством, органы местного самоуправления не наделялись полномочиями по предоставлению земельных участков в собственность субъектов Российской Федерации и совершению действий по переводу земель из одного уровня собственности (федеральной) в другой (собственность субъекта РФ).
- спорный земельный участок граничит с землями лесного фонда Лермонтовского участкового лесничества, расположенного в квартале N 137 выдел 14, и на территории которого имеется 0,2 га самовольно занятой площади, находящейся в федеральной собственности.
Департамент обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда первой инстанции отменить, истцу в иске отказать.
Жалоба мотивирована следующими доводами:
- ссылка суда на статью 3 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" необоснованна. Право собственности Краснодарского края на спорный земельный участок возникло в силу закона, а не при разграничении государственной собственности на землю. Теруправлением не представлены доказательства внесения земельного участка в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности в процессе разграничения собственности.
- вывод суда о том, что основанием регистрации права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок явилось постановление главы Туапсинского района N 658 от 11.07.2002, неверен. Из материалов регистрационного дела следует, что основанием регистрации явились статья 18 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края". Курорты Туапсинского района не входят в перечень особо-охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 101 "О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения" также не относит курорт Туапсинский район к курортам федерального значения.
- ссылка суда на материалы государственного учреждения "Комитет по лесу" несостоятельна. Справка государственного учреждения "Комитет по лесу" от 19.03.2008 N 260 свидетельствует лишь о том, что спорный земельный участок граничит с земельным участком лесного фонда и не позволяет сделать вывод о принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю доводы апелляционной жалобы не признало, просило рассмотреть дело в апелляционной инстанции без участия представителя управления и оставить решение в силе.
Департамент лесного хозяйства в отзыве на жалобу указал, что спорный земельный участок граничит с землями лесного фонда Джубского лесничества. Имеется самовольно занятый ООО "ППО Кнесид" участок лесного фонда площадью 0,2 га, который не является предметом спора по регистрации права собственности на спорный участок за Краснодарским краем. Департамент просил рассмотреть дело без участия его представителя.
ООО "ППО Кнесид" поддержало доводы апелляционной жалобы, указав, что регистрация права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок произведена правомерно.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без участия представителей истца и третьих лиц, которые уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судом был объявлен перерыв в судебном заседании с 30.06.2008 до 04.06.2008.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 005:0032 общей площадью 18595 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край Туапсинский район, бухта Инал, б/о "Утес", б/о ППО "Кнесид". Правообладателю выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АБ N 809984 от 27.12.2004, основанием государственной регистрации в свидетельстве указано постановление главы Туапсинского района N 658 от 11.07.2002.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 27.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество является актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Территориальное управление ФАУФ оспаривает право собственности на земельный участок, ссылаясь на его принадлежность Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим кодексом.
Из материалов дела следует, что на спорном земельном участке ранее располагался имущественный комплекс базы отдыха "Утес" (обособленное подразделение завода), принадлежащий государственному предприятию - заводу "Октябрь", основанному на государственной форме собственности с правом хозяйственного ведения и находившемуся в ведении Министерства промышленности РСФСР. Согласно уставу государственного завода "Октябрь" имущество предприятия являлось собственностью РСФСР (пункт 4 устава).
02.08.1996 Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий утвержден план ликвидации государственного завода "Октябрь", находившегося на указанный период в ведении Комитета Российской Федерации по машиностроению "Главсельхозмаш".
По договору купли-продажи от 25.11.1996 имущественный комплекс базы отдыха "Утес" ликвидируемого завода "Октябрь" продан ООО "ППО Кнесид".
Постановлением главы муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края N 726 от 12.07.2005 по ходатайству ООО "ППО Кнесид" утверждены границы и размеры земельного участка, необходимого для эксплуатации базы отдыха "Утес". Постановлением главы Туапскинского района Краснодарского края N 658 от 11.07.2002 ООО "ППО Кнесид" для эксплуатации пансионата отдыха "Кнесид" в аренду предоставлен земельный участок площадью 1,8595 га.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавшего на момент государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок), основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, являлось в том числе, нахождение на этих земельных участках приватизированного недвижимого имущества, являвшегося до его приватизации собственностью Российской Федерации.
Поскольку завод "Октябрь" являлся предприятием федерального значения, земельный участок, на котором находится приватизированный имущественный комплекс базы отдыха "Утес", подлежал отнесению к землям федерального значения.
Исходя из изложенных обстоятельств, вывод суда о необоснованности регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 005:0032 за Краснодарским краем является правильным.
Довод Департамент о том, что курорты Туапсинского района не входят в перечень особо-охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, и что постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 101 "О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения" также не относит курорт Туапсинский район к курортам федерального значения, не влияют на выводы суда первой инстанции об отнесении спорного земельного участка к землям федерального значения.
Действительно, согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации. Однако отнесение Туапсинского района к курорту регионального значения в силу Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-К "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края", не исключает возможность нахождения на территории Туапсинского района земельных участков, являющихся федеральной собственностью.
Поэтому довод Департамента о возникновении у Краснодарского края права собственности на спорный земельный участок в силу Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-К "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" является неверным.
Довод заявителя жалобы о том, что лишь факт нахождения спорного земельного участка в границе с землями лесного фонда не является основанием для выводов о принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности, является правильным. Однако ссылка суда в обоснование вывода о принадлежности спорного земельного участка к землям федеральной собственности на факт его нахождения рядом с федеральными землями лесного фонда и факт наличия самовольно занятой части земельного участка лесного фонда не повлияла на правильность принятого решения по делу.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Расходы по государственной пошлине суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 апреля 2008 года по делу N А32-946/2008-28/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Г.АВДОНИНА
Судьи
В.В.ГАЛОВ
С.В.ЕХЛАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)