Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Тризно И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Маштачковой Л.Ф.
судей областного суда Баранова Г.В. и Шустовой Т.П.
при секретаре Р.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Маштачковой Л.Ф. дело по кассационной жалобе Главы администрации Муниципального образования "Старокучергановский сельсовет" Астраханской области на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 12 сентября 2011 года по делу по заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области и Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и об обязании провести ремонт автодорог,
установила:
прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, указав, что в ходе проведенной проверки установлено несоответствие дорожного покрытия на ул. Ленина и Бакинская Наримановского района требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы". Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221. На дорогах имеется колейность, просадки, выбоины, которые по своим показателям превышают допустимые значения, установленные ГОСТ. Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что обязанность по содержанию автодорог органом местного самоуправления - администрацией МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района исполняется ненадлежащим образом, бездействие, выразившееся в непринятии мер по содержанию и проведению ремонта дорожного покрытия указанных улиц является незаконным. С учетом изложенного, прокурор просил признать бездействие администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по содержанию и ремонту автодорог, незаконным и обязать орган местного самоуправления провести ремонт дорожного покрытия с целью приведения его в соответствие с требованиями ГОСТ.
Впоследствии к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
В судебном заседании прокурор Иванов А.Д. с учетом уточнения требований, просил признать незаконным бездействие администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по содержанию и ремонту автодорог и обязать орган местного самоуправления провести ремонт ул. Ленина в полном объеме и части ул. Бакинская от дома 88 до выезда на ул. Ленина с. Старокучергановка.
В судебном заседании представители администрации муниципального образования "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области М.С. и Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области М.В. требования прокурора просили оставить без удовлетворения.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 12 сентября 2011 года заявление прокурора удовлетворено частично, бездействие администрации муниципального образования "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по содержанию и проведению ремонта улиц: Ленина и ул. Бакинская (переулок - выезд от дома N 88 по ул. Бакинская на ул. Ленина) с. Старокучергановка признано незаконным, на администрацию МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области возложена обязанность провести ремонт дорожного покрытия ул. Ленина и ул. Бакинская (переулок - выезд от дома N 88 по ул. Бакинская на ул. Ленина) с. Старокучергановка с целью приведения в соответствие с требованиями Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Главой администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Я. ставится вопрос об отмене решения Наримановского районного суда Астраханской области от 12 сентября 2011 года по основаниям нарушения норм процессуального права, необоснованности выводов суда о возложении обязанности по ремонту дорог на администрацию МО Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области.
Заслушав докладчика, представителей МО "Старокучергановский сельсовет", Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, поддержавших доводы жалобы, прокурора Петрову О.Н., возражавшую против отмены решения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является вопросом местного значения поселений.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Материалами дела установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о содержании автомобильных дорог на территории администрации МО "Старокучергановский сельсовет", в ходе которой выявлены нарушения требований ГОСТа "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Согласно актам выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 12.08.2011 на ул. Ленина (около домов NN 66, 124, 125, 151/1, 199, 199а, 201, 205, 213/1, 220), ул. Бакинская (переулок - выезд от дома N 88 по ул. Бакинская на ул. Ленина) с. Старокучергановка имеются выбоины, просадки. Указанные нарушения целостности дорожного полотна, неровности, превышают предельные размеры, установленные ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221. Наличие повреждений дорожного покрытия представителем администрации муниципалитета в судебном заседании не оспаривалось. В ходе осмотра на месте судом установлено, что переулок - выезд от дома N 88 по ул. Бакинская на ул. Ленина с. Старокучергановка имеет твердое асфальтовое покрытие, что нашло отражение в фототаблице.
ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
В пункте 3.1.1 ГОСТ указано, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью.
Пунктом 3.1.2 ГОСТ установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Установив факт несоответствия состояния дорожного покрытия установленным правилам и стандартам, техническим нормам, с учетом наличия у администрации муниципального образования предусмотренной законом обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения в пределах населенных пунктов поселений, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы относительно участия в суде М.С. в качестве представителя администрации МО "Старокучергановский сельсовет" в отсутствие полномочий несостоятельны, поскольку в судебном заседании, состоявшемся 8 сентября 2011 года М.С. принимал участие как и.о. главы МО "Старокучергановский сельсовет". О рассмотрении дела 12 сентября 2011 года администрация была извещена надлежаще, что подтверждается явкой в судебное заседание представителя администрации - заместителя Главы администрации МО "Старокучергановский сельсовет" М.С., который в соответствии с позицией администрации муниципального образования требования прокурора не признал.
Согласно ч. 1 ст. 41 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно статье 49 Устава МО "Старокучергановский сельсовет" администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом, действующим на основании "Положения об органах администрации МО "Старокучергановский сельсовет".
В соответствии с частью 1 статьи 3 гл. 6 "Положения об органах администрации МО "Старокучергановский сельсовет" заместитель главы администрации сельсовета осуществляет функции по руководству администрацией в соответствии с распределением обязанностей.
Доводы, оспаривающие расположение ул. Ленина на всей ее протяженности в границах с.Старокучергановка и необоснованность возложения обязанности по приведению дорожного покрытия только на муниципальное образование, были предметом проверки суда и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку опровергаются генеральным планом МО "Старокучергановский сельсовет".
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 12 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главы администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Я. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3441/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2011 г. по делу N 33-3441/2011
судья Тризно И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Маштачковой Л.Ф.
судей областного суда Баранова Г.В. и Шустовой Т.П.
при секретаре Р.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Маштачковой Л.Ф. дело по кассационной жалобе Главы администрации Муниципального образования "Старокучергановский сельсовет" Астраханской области на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 12 сентября 2011 года по делу по заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области и Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и об обязании провести ремонт автодорог,
установила:
прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, указав, что в ходе проведенной проверки установлено несоответствие дорожного покрытия на ул. Ленина и Бакинская Наримановского района требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы". Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221. На дорогах имеется колейность, просадки, выбоины, которые по своим показателям превышают допустимые значения, установленные ГОСТ. Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что обязанность по содержанию автодорог органом местного самоуправления - администрацией МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района исполняется ненадлежащим образом, бездействие, выразившееся в непринятии мер по содержанию и проведению ремонта дорожного покрытия указанных улиц является незаконным. С учетом изложенного, прокурор просил признать бездействие администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по содержанию и ремонту автодорог, незаконным и обязать орган местного самоуправления провести ремонт дорожного покрытия с целью приведения его в соответствие с требованиями ГОСТ.
Впоследствии к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
В судебном заседании прокурор Иванов А.Д. с учетом уточнения требований, просил признать незаконным бездействие администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по содержанию и ремонту автодорог и обязать орган местного самоуправления провести ремонт ул. Ленина в полном объеме и части ул. Бакинская от дома 88 до выезда на ул. Ленина с. Старокучергановка.
В судебном заседании представители администрации муниципального образования "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области М.С. и Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области М.В. требования прокурора просили оставить без удовлетворения.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 12 сентября 2011 года заявление прокурора удовлетворено частично, бездействие администрации муниципального образования "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по содержанию и проведению ремонта улиц: Ленина и ул. Бакинская (переулок - выезд от дома N 88 по ул. Бакинская на ул. Ленина) с. Старокучергановка признано незаконным, на администрацию МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области возложена обязанность провести ремонт дорожного покрытия ул. Ленина и ул. Бакинская (переулок - выезд от дома N 88 по ул. Бакинская на ул. Ленина) с. Старокучергановка с целью приведения в соответствие с требованиями Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Главой администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Я. ставится вопрос об отмене решения Наримановского районного суда Астраханской области от 12 сентября 2011 года по основаниям нарушения норм процессуального права, необоснованности выводов суда о возложении обязанности по ремонту дорог на администрацию МО Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области.
Заслушав докладчика, представителей МО "Старокучергановский сельсовет", Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, поддержавших доводы жалобы, прокурора Петрову О.Н., возражавшую против отмены решения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является вопросом местного значения поселений.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Материалами дела установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о содержании автомобильных дорог на территории администрации МО "Старокучергановский сельсовет", в ходе которой выявлены нарушения требований ГОСТа "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Согласно актам выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 12.08.2011 на ул. Ленина (около домов NN 66, 124, 125, 151/1, 199, 199а, 201, 205, 213/1, 220), ул. Бакинская (переулок - выезд от дома N 88 по ул. Бакинская на ул. Ленина) с. Старокучергановка имеются выбоины, просадки. Указанные нарушения целостности дорожного полотна, неровности, превышают предельные размеры, установленные ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221. Наличие повреждений дорожного покрытия представителем администрации муниципалитета в судебном заседании не оспаривалось. В ходе осмотра на месте судом установлено, что переулок - выезд от дома N 88 по ул. Бакинская на ул. Ленина с. Старокучергановка имеет твердое асфальтовое покрытие, что нашло отражение в фототаблице.
ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
В пункте 3.1.1 ГОСТ указано, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью.
Пунктом 3.1.2 ГОСТ установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Установив факт несоответствия состояния дорожного покрытия установленным правилам и стандартам, техническим нормам, с учетом наличия у администрации муниципального образования предусмотренной законом обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения в пределах населенных пунктов поселений, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы относительно участия в суде М.С. в качестве представителя администрации МО "Старокучергановский сельсовет" в отсутствие полномочий несостоятельны, поскольку в судебном заседании, состоявшемся 8 сентября 2011 года М.С. принимал участие как и.о. главы МО "Старокучергановский сельсовет". О рассмотрении дела 12 сентября 2011 года администрация была извещена надлежаще, что подтверждается явкой в судебное заседание представителя администрации - заместителя Главы администрации МО "Старокучергановский сельсовет" М.С., который в соответствии с позицией администрации муниципального образования требования прокурора не признал.
Согласно ч. 1 ст. 41 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно статье 49 Устава МО "Старокучергановский сельсовет" администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом, действующим на основании "Положения об органах администрации МО "Старокучергановский сельсовет".
В соответствии с частью 1 статьи 3 гл. 6 "Положения об органах администрации МО "Старокучергановский сельсовет" заместитель главы администрации сельсовета осуществляет функции по руководству администрацией в соответствии с распределением обязанностей.
Доводы, оспаривающие расположение ул. Ленина на всей ее протяженности в границах с.Старокучергановка и необоснованность возложения обязанности по приведению дорожного покрытия только на муниципальное образование, были предметом проверки суда и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку опровергаются генеральным планом МО "Старокучергановский сельсовет".
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 12 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главы администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Я. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)