Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Мостовая М.В., доверенность от 01.12.2012 г. N 15,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 января 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2012 года по делу N А55-24273/2012 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРЕНД" (ОГРН 1080263000894), Самарская область, г. Новокуйбышевск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТРЕНД" (далее - заявитель, ООО "ТРЕНД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области, Территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выражающееся в непринятии в установленный срок решения о разделе вновь образовавшихся земельных участков (ранее единый земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:92, общей площадью 145000 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, район Безенчукский, северо-западнее с. Владимировка) с последующим предоставлением в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 63:12:0403001:9656, общей площадью 142716 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием: под туристическую базу отдыха, и в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:12:0403001:9657, площадью 2284 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием: под туристическую базу отдыха.
Заявитель просил обязать ТУ Росимущества в Самарской области вынести решение по заявлению ООО "Тренд" от 29.05.2012 г. (исх. N 18) о разделе вновь образовавшихся земельных участков (ранее единый земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:92, общей площадью 145000 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, район Безенчукский, северо-западнее с Владимировка) с последующим предоставлением в собственность за плату земельного участка кадастровым номером 63:12:0403001:9656, общей площадью 142716 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием: под туристическую базу отдыха, и в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:12:0403001:9657, площадью 2284 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием: под туристическую базу отдыха.
Решением суда первой инстанции от 09 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что территориальное управление исключительно по поручению Росимущества вправе принимать решение о разделе земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Кроме того, территориальное управление по поручению Росимущества осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Считает, что ТУ Росимущества в Самарской области не совершало бездействия, так как выполнило все необходимые действия в отношении поданного заявления в рамках полномочий, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Указывает, что принятие решения об образовании земельных участков является правом, а не обязанностью органа государственной власти.
Поскольку земельные участки площадью 142716 кв. м и 2284 кв. м не зарегистрированы за Российской Федерацией на праве собственности как самостоятельные объекты, то требования заявителя о предоставлении их на праве собственности и аренды необоснованны.
В настоящее время в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:92, который находится в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, в связи с чем ранее ООО "ТРЕНД" было отказано в предоставлении в собственность земельного участка (письмо от 02.02.2012 г. N 25/396).
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ТРЕНД", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "ТРЕНД" является собственником объектов недвижимого имущества: туристический дом N 1 общей площадью 171,6 кв. м, туристический дом N 2 площадью 170,9 кв. м; туристический дом N 3 общей площадью 172,5 кв. м; туристический дом N 4, общей площадью 171,4 кв. м, туристический дом N 5 общей площадью 263,4 кв. м; туристический дом N 6 общей площадью 262 кв. м; туристический дом N 7 общей площадью 263 кв. м; туристический дом N 8 общей площадью 261 кв. м, туристический дом N 9 общей площадью 262.2 кв. м; ресторан, общей площадью 1132,1 кв. м, расположенных по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 99 - 108).
Данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:12:0403001:92 общей площадью 145 000 кв. м.
Указанный земельный участок находится в федеральной собственности, что подтверждается представленной выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1 л.д. 28).
Общество обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением от 29.05.2012 г. N 18 о разделе вышеназванного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:9656 площадью 142716 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:9657 площадью 2284 кв. м, о предоставлении заявителю земельного участка площадью 142716 кв. м в собственность за выкуп, а земельного участка площадью 2284.00 кв. м - в аренду (т. 1 л.д. 96).
К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Заявление Общества со всеми приложенными к нему документами ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 07.06.2012 г. N 24/334 направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом для рассмотрения и направления поручения о разделе земельного участка и предоставлении испрашиваемых земельных участков, соответственно, в собственность и аренду.
До настоящего времени какое-либо решение по заявлению Общества ТУ Росимущества в Самарской области не принято.
Полагая, что государственный орган проявляет незаконное бездействие, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
На основании п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в силу положений статьи 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем выполнены все требования законодательства, в ТУ Росимущества представлены все необходимые документы, испрашиваемые земельные участки сформированы как объект права, поставлены на государственный кадастровый учет по заявлению уполномоченного государственного органа, площади указанных участков соответствуют общей площади расположенных на них объектов недвижимого имущества.
При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что формирование земельных участков площадью 142716 кв. м и 2284 кв. м осуществлялось с ведома территориального органа Росимущества.
Так, в материалах дела имеется обращение заявителя в адрес ответчика от 19.03.2012 г. о выдаче доверенности на раздел земельного участка площадью 145000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, р-н Безенчукский, северо-западнее с. Владимировка (т. 2 л.д. 77). ТУ Росимущества в Самарской области на указанное обращение заявителя 12.04.2012 г. была выдана доверенность N 204 на представление его интересов в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области при разделе указанного земельного участка и при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с общей площадью 142716 кв. м и 2284 кв. м, образованных в результате его раздела (т. 2 л.д. 75 - 76).
Между тем ТУ Росимущества в Самарской области обращение Общества от 29.05.2012 г. N 18 о принятии решения о разделе земельного участка площадью 145000 кв. м и о предоставлении в собственность и в аренду испрашиваемых земельных участков в установленный законом срок рассмотрено не было и решение по нему не принято.
Довод ответчика о том, что Территориальное управление не может самостоятельно принять решение по заявлению собственника объекта недвижимого имущества и осуществляет указанные полномочия исключительно по конкретному поручению Федерального агентства, при этом согласно п. 5.35(3). Положения о Росимуществе (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2011 г. N 223 и от 22.02.2012 г. N 153) только Росимущество принимает в установленном порядке решение об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, является несостоятельной.
Действительно, ТУ Росимущества в Самарской области по получении от заявителя обращения о разделе земельного участка и предоставлении вновь образованных земельных участков в собственность и аренду 07.06.2012 г. направило обращение вместе с пакетом документов в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (т. 2 л.д. 90, 95 - 96).
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение о Росимуществе).
Согласно п. 1 Положения о Росимуществе правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления.
На территории Самарской области таким органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
В соответствии с п. 4.1 Положения о ТУ Росимущества в Самарской области Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.6 названного Положения определено, что Территориальное управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 г. N 374.
В силу положений п. 2.2. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 г. N 622 (далее - Административный регламент), государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
При этом пункт 2.6. Административного регламента определяет, что государственная услуга предоставляется в срок не позднее 2-х месяцев со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества.
Довод Территориального управления об отсутствии у него полномочий на образование земельных участков также является ошибочным.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса.
Таким образом, установив полномочия Территориального управления в контексте ст. 29 ЗК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ТУ Росимущества в Самарской области не лишено полномочий по образованию земельных участков, что, по своему содержанию, является одним из полномочий собственника.
Системный анализ полномочий Территориального управления, закрепленных в Положении о ТУ Росимущества в Самарской области, Административном регламенте также свидетельствует о том, что именно Территориальное управление в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано в установленный ст. 36 ЗК РФ рассмотреть обращения ООО "Тренд" и принять соответствующие решения по заявлению.
При этом ссылка на нормы пп. "ж" п. 4.8 Положения о ТУ Росимущества в Самарской области (в редакции приказа от 31.01.2012 г. N 16), в соответствии с которым предоставление в установленном порядке земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, площадь которых превышает один гектар осуществляется исключительно по поручению Росимущества, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, является ошибочной.
Как правильно указал суд первой инстанции, положения ст. 36 ЗК РФ не предусматривают выдачу уполномоченным органам каких-либо "поручений" на исполнение возложенных на них государственных обязанностей, в том числе по каким-либо индивидуальным признакам вещи (в данном случае площади земельного участка). Ошибочное толкование норм земельного законодательства приводит к необоснованному затягиванию рассмотрения заявлений собственников объектов недвижимости. Кроме того, при подобном толковании исключительное право собственника объекта, предусмотренное ст. 36 ЗК РФ, поставлено в зависимость от наличия документа, не предусмотренного законом - "поручения" Росимущества.
Установив, что оспариваемое бездействие ТУ Росимущества в Самарской области не соответствует требованиям ст. 36 ЗК РФ и нарушается права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции правомерно, на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал его незаконным.
Довод заявителя жалобы, что находящийся в собственности Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:92 расположен в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования и, следовательно, имеется запрет на его приватизацию, не подтвержден материалами дела.
Как следует из материалов дела, из земельного участка с кадастровым номером 63:12:0403001:92 были сформированы два земельных участка с кадастровыми номерами 63:12:0403001:9656 и 63:12:0403001:9657, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков (т. 1 л.д. 109 - 122, 123 - 124). Согласно писем Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижнее-Волжского Бассейнового Водного Управления от 25.05.2012 г. N N КГ-29/1269 и КГ-29/1270 испрашиваемые заявителем земельные участки расположены вне береговой полосы водных объектов.
Доводы, приведенные ТУ Росимущества в Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2012 года по делу N А55-24273/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.01.2013 ПО ДЕЛУ N А55-24273/2012
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2013 г. по делу N А55-24273/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Мостовая М.В., доверенность от 01.12.2012 г. N 15,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 января 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2012 года по делу N А55-24273/2012 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРЕНД" (ОГРН 1080263000894), Самарская область, г. Новокуйбышевск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТРЕНД" (далее - заявитель, ООО "ТРЕНД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области, Территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выражающееся в непринятии в установленный срок решения о разделе вновь образовавшихся земельных участков (ранее единый земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:92, общей площадью 145000 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, район Безенчукский, северо-западнее с. Владимировка) с последующим предоставлением в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 63:12:0403001:9656, общей площадью 142716 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием: под туристическую базу отдыха, и в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:12:0403001:9657, площадью 2284 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием: под туристическую базу отдыха.
Заявитель просил обязать ТУ Росимущества в Самарской области вынести решение по заявлению ООО "Тренд" от 29.05.2012 г. (исх. N 18) о разделе вновь образовавшихся земельных участков (ранее единый земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:92, общей площадью 145000 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, район Безенчукский, северо-западнее с Владимировка) с последующим предоставлением в собственность за плату земельного участка кадастровым номером 63:12:0403001:9656, общей площадью 142716 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием: под туристическую базу отдыха, и в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:12:0403001:9657, площадью 2284 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, с разрешенным использованием: под туристическую базу отдыха.
Решением суда первой инстанции от 09 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что территориальное управление исключительно по поручению Росимущества вправе принимать решение о разделе земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Кроме того, территориальное управление по поручению Росимущества осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Считает, что ТУ Росимущества в Самарской области не совершало бездействия, так как выполнило все необходимые действия в отношении поданного заявления в рамках полномочий, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Указывает, что принятие решения об образовании земельных участков является правом, а не обязанностью органа государственной власти.
Поскольку земельные участки площадью 142716 кв. м и 2284 кв. м не зарегистрированы за Российской Федерацией на праве собственности как самостоятельные объекты, то требования заявителя о предоставлении их на праве собственности и аренды необоснованны.
В настоящее время в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:92, который находится в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, в связи с чем ранее ООО "ТРЕНД" было отказано в предоставлении в собственность земельного участка (письмо от 02.02.2012 г. N 25/396).
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ТРЕНД", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "ТРЕНД" является собственником объектов недвижимого имущества: туристический дом N 1 общей площадью 171,6 кв. м, туристический дом N 2 площадью 170,9 кв. м; туристический дом N 3 общей площадью 172,5 кв. м; туристический дом N 4, общей площадью 171,4 кв. м, туристический дом N 5 общей площадью 263,4 кв. м; туристический дом N 6 общей площадью 262 кв. м; туристический дом N 7 общей площадью 263 кв. м; туристический дом N 8 общей площадью 261 кв. м, туристический дом N 9 общей площадью 262.2 кв. м; ресторан, общей площадью 1132,1 кв. м, расположенных по адресу: Самарская область, Безенчукский район, северо-западнее с. Владимировка, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 99 - 108).
Данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:12:0403001:92 общей площадью 145 000 кв. м.
Указанный земельный участок находится в федеральной собственности, что подтверждается представленной выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1 л.д. 28).
Общество обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением от 29.05.2012 г. N 18 о разделе вышеназванного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:9656 площадью 142716 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:9657 площадью 2284 кв. м, о предоставлении заявителю земельного участка площадью 142716 кв. м в собственность за выкуп, а земельного участка площадью 2284.00 кв. м - в аренду (т. 1 л.д. 96).
К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Заявление Общества со всеми приложенными к нему документами ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 07.06.2012 г. N 24/334 направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом для рассмотрения и направления поручения о разделе земельного участка и предоставлении испрашиваемых земельных участков, соответственно, в собственность и аренду.
До настоящего времени какое-либо решение по заявлению Общества ТУ Росимущества в Самарской области не принято.
Полагая, что государственный орган проявляет незаконное бездействие, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
На основании п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в силу положений статьи 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем выполнены все требования законодательства, в ТУ Росимущества представлены все необходимые документы, испрашиваемые земельные участки сформированы как объект права, поставлены на государственный кадастровый учет по заявлению уполномоченного государственного органа, площади указанных участков соответствуют общей площади расположенных на них объектов недвижимого имущества.
При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что формирование земельных участков площадью 142716 кв. м и 2284 кв. м осуществлялось с ведома территориального органа Росимущества.
Так, в материалах дела имеется обращение заявителя в адрес ответчика от 19.03.2012 г. о выдаче доверенности на раздел земельного участка площадью 145000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, р-н Безенчукский, северо-западнее с. Владимировка (т. 2 л.д. 77). ТУ Росимущества в Самарской области на указанное обращение заявителя 12.04.2012 г. была выдана доверенность N 204 на представление его интересов в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области при разделе указанного земельного участка и при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с общей площадью 142716 кв. м и 2284 кв. м, образованных в результате его раздела (т. 2 л.д. 75 - 76).
Между тем ТУ Росимущества в Самарской области обращение Общества от 29.05.2012 г. N 18 о принятии решения о разделе земельного участка площадью 145000 кв. м и о предоставлении в собственность и в аренду испрашиваемых земельных участков в установленный законом срок рассмотрено не было и решение по нему не принято.
Довод ответчика о том, что Территориальное управление не может самостоятельно принять решение по заявлению собственника объекта недвижимого имущества и осуществляет указанные полномочия исключительно по конкретному поручению Федерального агентства, при этом согласно п. 5.35(3). Положения о Росимуществе (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2011 г. N 223 и от 22.02.2012 г. N 153) только Росимущество принимает в установленном порядке решение об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, является несостоятельной.
Действительно, ТУ Росимущества в Самарской области по получении от заявителя обращения о разделе земельного участка и предоставлении вновь образованных земельных участков в собственность и аренду 07.06.2012 г. направило обращение вместе с пакетом документов в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (т. 2 л.д. 90, 95 - 96).
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение о Росимуществе).
Согласно п. 1 Положения о Росимуществе правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления.
На территории Самарской области таким органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
В соответствии с п. 4.1 Положения о ТУ Росимущества в Самарской области Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.6 названного Положения определено, что Территориальное управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 г. N 374.
В силу положений п. 2.2. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 г. N 622 (далее - Административный регламент), государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
При этом пункт 2.6. Административного регламента определяет, что государственная услуга предоставляется в срок не позднее 2-х месяцев со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества.
Довод Территориального управления об отсутствии у него полномочий на образование земельных участков также является ошибочным.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса.
Таким образом, установив полномочия Территориального управления в контексте ст. 29 ЗК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ТУ Росимущества в Самарской области не лишено полномочий по образованию земельных участков, что, по своему содержанию, является одним из полномочий собственника.
Системный анализ полномочий Территориального управления, закрепленных в Положении о ТУ Росимущества в Самарской области, Административном регламенте также свидетельствует о том, что именно Территориальное управление в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано в установленный ст. 36 ЗК РФ рассмотреть обращения ООО "Тренд" и принять соответствующие решения по заявлению.
При этом ссылка на нормы пп. "ж" п. 4.8 Положения о ТУ Росимущества в Самарской области (в редакции приказа от 31.01.2012 г. N 16), в соответствии с которым предоставление в установленном порядке земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, площадь которых превышает один гектар осуществляется исключительно по поручению Росимущества, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, является ошибочной.
Как правильно указал суд первой инстанции, положения ст. 36 ЗК РФ не предусматривают выдачу уполномоченным органам каких-либо "поручений" на исполнение возложенных на них государственных обязанностей, в том числе по каким-либо индивидуальным признакам вещи (в данном случае площади земельного участка). Ошибочное толкование норм земельного законодательства приводит к необоснованному затягиванию рассмотрения заявлений собственников объектов недвижимости. Кроме того, при подобном толковании исключительное право собственника объекта, предусмотренное ст. 36 ЗК РФ, поставлено в зависимость от наличия документа, не предусмотренного законом - "поручения" Росимущества.
Установив, что оспариваемое бездействие ТУ Росимущества в Самарской области не соответствует требованиям ст. 36 ЗК РФ и нарушается права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции правомерно, на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал его незаконным.
Довод заявителя жалобы, что находящийся в собственности Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 63:12:0403001:92 расположен в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования и, следовательно, имеется запрет на его приватизацию, не подтвержден материалами дела.
Как следует из материалов дела, из земельного участка с кадастровым номером 63:12:0403001:92 были сформированы два земельных участка с кадастровыми номерами 63:12:0403001:9656 и 63:12:0403001:9657, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков (т. 1 л.д. 109 - 122, 123 - 124). Согласно писем Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижнее-Волжского Бассейнового Водного Управления от 25.05.2012 г. N N КГ-29/1269 и КГ-29/1270 испрашиваемые заявителем земельные участки расположены вне береговой полосы водных объектов.
Доводы, приведенные ТУ Росимущества в Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2012 года по делу N А55-24273/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)