Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 11.06.2013 ПО ДЕЛУ N А56-55492/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. по делу N А56-55492/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., при участии от закрытого акционерного общества "Старт Калининский" Штабной Е.В. (доверенность от 10.09.2012), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 18.03.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2013 по делу N А56-55492/2012 (судья Воробьева Ю.В.),

установил:

Закрытое акционерное общество "Старт Калининский", место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, Аптекарская наб., д. 20, лит. А, ОГРН 1107847165117 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Калининский район, ул. Руставели, участок 1 (южнее дома N 40, лит. А, по ул. Руставели), для строительства объекта розничной торговли (гипермаркета) путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве названного объекта, а также об обязании Правительства принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка для строительства названного объекта путем издания соответствующего постановления.
Суд первой инстанции решением от 30.01.2013 удовлетворил требования Общества.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось, поскольку определением от 20.03.2013 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд возвратил жалобу Правительства на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с пропуском установленного для апелляционного обжалования срока и отказом в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на следующее: суд первой инстанции не учел, что принятию решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства препятствовало то, что Общество не подало в установленном порядке в Комитет по строительству Санкт-Петербурга заявление о предоставлении этого участка; спорный земельный участок не может быть предоставлен для строительства до тех пор, пока не решены имущественно-правовые вопросы с владельцами временных гаражей, расположенных на участке; Общество пропустило установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование бездействия Правительства.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятое по делу решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Правительства поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке статьи 286 АПК РФ исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании заявления правопредшественника Общества - закрытого акционерного общества "Старт" о предоставлении земельного участка для строительства Правительство приняло постановление от 13.10.2009 N 1136 "О проведении изыскательных работ на земельном участке, расположенном по адресу: Калининский район, ул. Руставели, участок 1 (южнее дома N 40, лит. А, по ул. Руставели)". На основании этого постановления и заключенного в его исполнение договора аренды от 10.12.2009 N 04-ЗКИ02931 (с учетом дополнительного соглашения от 17.06.2010 N 1) Общество стало арендатором названного участка и провело на нем изыскательские работы с целью определения возможности проектирования и строительства гипермаркета и центра дополнительного образования детей.
По окончании проектно-изыскательских работ Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) распоряжением от 19.08.2010 N 167-пр утвердил проекты границ двух участков, в том числе земельного участка площадью 17 457 кв. м и определил вид его разрешенного использования - "размещение объекта розничной торговли (гипермаркета)".
КГА распоряжением от 20.10.2010 N 3261 утвердил акт о выборе земельного участка площадью 17 457 кв. м для строительства объекта розничной торговли.
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании комплекта инженерно-градостроительной документации, представленного в соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1592 (далее - Положение 2004 года). В составе данной документации представлены заключения КГА от 03.09.2010 N 1-1-50875/5, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 23.06.2010 N 352, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 27.05.2010 N 2-3654-1, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.08.2008 N 78.01.02.000.Т.000316.08.08, распоряжение КГА от 19.08.2010 N 167-пг. Данный акт подписан представителями КГА, КГИОП, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Комитета по строительству.
После утверждения акта о выборе указанный участок 30.05.2011 поставлен на кадастровый учет.
Названные документы, а также кадастровый паспорт участка и заключение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08.04.2011 N 146 по вопросу условий инженерного объекта розничной торговли на указанном участке Общество передало в Санкт-Петербургское государственное учреждение "Управление инвестиций" (далее - Управление инвестиций) для решения вопроса о предоставлении целевым назначением названного земельного Обществу для строительства и подготовки соответствующего постановления Правительства.
В дальнейшем Общество также представило в Управление инвестиций оригинал отчета о рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости (земельный участок) от 16.05.2011 N 21-1/2011 и экспертное заключение Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 17.06.2011 N 31-2-0732/2011 на указанный отчет.
Согласно протоколу совещания по вопросу подготовки и принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования от 07.07.2011 N 349 проект постановления Правительства о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства на инвестиционных условиях был согласован на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга и внесен на рассмотрение Правительства, на заседании которого 17.08.2011 данный проект постановления был Правительством рассмотрен.
Однако Правительство не приняло постановления о предоставлении Обществу земельного участка для строительства, о чем Обществу стало известно из письма Комитета по строительству от 28.06.2011.
Общество, ссылаясь на то, что представило в Правительство все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества.
Суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В настоящее время порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение 2010 года).
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого предоставления земельных участков для строительства, то есть без проведения торгов, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
В период оформления акта выбора спорного земельного участка правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства в Санкт-Петербурге регулировались Положением 2004 года.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в Управление инвестиций, в полномочия которого входило осуществление приема, регистрации и рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге; Обществом соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства, предусмотренная статьей 31 ЗК РФ и указанными нормативными правовыми актами, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, получены все необходимые разрешения и согласования, оплачены и проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет; все необходимые документы переданы в Правительство для решения вопроса о предоставлении участка для строительства.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения 2010 года предусмотрено, что Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению 2010 года; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; в случае отсутствия основания для возврата документов Комитет по строительству в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения 2010 года.
Согласно пункту 3.17 Положения 2010 года согласование проекта постановления Правительства, в том числе устранение разногласий в отношении инвестиционных условий при предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях, производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях в порядке, установленном постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга".
Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ и Положением 2010 года, а Правительство не приняло решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства и не доказало наличие законных оснований для отказа в предоставлении этого участка, суд первой инстанции признал оспариваемое бездействие незаконным и обязал Правительство принять соответствующее решение.
Суд первой инстанции признал несостоятельным довод Правительства о том, что спорный участок не может быть предоставлен Обществу для строительства до тех пор, пока не решены имущественно-правовые вопросы с гражданами-владельцами некапитальных (временных) гаражей, расположенных на спорном участке.
Отношения по обеспечению имущественных прав граждан - владельцев гаражей на территории Санкт-Петербурга в случаях прекращения в установленном порядке прав организаций автовладельцев на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или собственность на которые не разграничена, занятых коллективными стоянками (комплексами временных капитальных гаражей), регулируются Законом Санкт-Петербурга от 21.10.2011 N 585-115 "О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 585-115).
Статьей 5 названного Закона в редакции, действовавшей до февраля 2013 года, были предусмотрены различные способы обеспечения прав граждан - владельцев гаражей, а также указано, что выбор способа осуществляется владельцами гаражей либо объединением граждан - владельцев гаражей самостоятельно и оформляется в виде соответствующего заявления, поданного в порядке, установленном действующим законодательством, в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с их компетенцией.
Однако Правительство не представило сведений о том, что граждане - владельцы гаражей, находящихся на спорном земельном участке, у которых отсутствует правовые основания для использования спорного земельного участка, выбрали какой-либо способ обеспечения их имущественных прав.
Кроме того, из материалов дела следует и Правительством не оспаривается, что Общество в письме от 18.06.2012 уведомило Комитет по строительству о своей готовности обеспечить имущественные права граждан-владельцев гаражей путем принятия на себя обязательства о выплате им компенсации.
Следует отметить, что пункт 8 статьи 3 Закона N 282-43, которым было предусмотрено, что земельный участок, занятый временными объектами-гаражами, может быть предоставлен только после обеспечения имущественных прав всех граждан - владельцев гаражей, исключен Законом Санкт-Петербурга от 14.02.2013 N 25-12. Статьей 6 Закона N 585-115 в редакции Закона Санкт-Петербурга от 14.02.2013 N 25-12 предусмотрено, что в случае, если снос гаражей осуществляется в рамках реализации проектов, финансируемых за счет средств бюджетов Санкт-Петербурга, или инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств инвестора, имущественные права граждан - владельцев гаражей обеспечиваются путем предоставления им компенсации, выплачиваемой за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в порядке, определяемом Правительством.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое бездействие Правительства Санкт-Петербурга незаконным и удовлетворил требования Общества.
Довод жалобы о том, что Правительство не могло принять решение о предоставлении Обществу спорного участка для строительства ввиду отсутствия заявления Общества, нельзя признать состоятельным, поскольку, как видно из материалов дела, вопрос по заявлению Общества о предоставлении участка для строительства рассматривался на заседании Правительства и, более того, был подготовлен проект постановления Правительства о предоставлении спорного участка.
Не может служить основанием для отмены обжалуемого решения довод жалобы о том, что Общество пропустило установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обращение с настоящим заявлением в арбитражный суд. Данный довод Правительство не заявляло в суде первой инстанции. К тому же Общество узнало о нарушении своих прав и отсутствии утвержденного Правительством постановления о предоставлении ему земельного участка для строительства из письма Комитета по строительству от 28.06.2012, а 14.09.2012 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При таком положении кассационная инстанция считает, что решение от 30.01.2013 следует оставить в силе, а в удовлетворении жалобы Правительства отказать.
В связи с принятием настоящего постановления и окончанием производства по кассационной жалобе подлежит отмене приостановление исполнения решения от 30.01.2013, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.05.2013 по ходатайству Правительства.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2013 по делу N А56-55492/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 30.01.2013 отменить.

Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)