Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.02.2011 ПО ДЕЛУ N 33-219

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2011 г. по делу N 33-219


Докладчик: Старцева С.А.
Федеральный судья: Альянова Е.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Циркуновой О.М.
и судей Мерновой О.М., Старцевой С.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе администрации г. Ливны Орловской области
на решение Ливенского районного суда Орловской области от 23 декабря 2010 года, которым постановлено:
"Иск Ливенской межрайонной прокуратуры удовлетворить.
Обязать Администрацию города Ливны Орловской области в срок до 1 мая 2011 года привести дорожное покрытие по улице города Ливны в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С.А., судебная коллегия

установила:

Ливенский межрайонный прокуратур в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Ливны Орловской области об обязании привести дорожное покрытие по ул. г. Ливны в соответствие с ГОСТ 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. N 221,
В обоснование требований указал, что согласно требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 года, органы местного самоуправления обязаны вести комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее состояния, а также по организации и безопасности дорожного движения.
Поскольку ответчиком возложенные на него полномочия по содержанию дороги общего пользования по ул. г. Ливны реализуются ненадлежащим образом, так как состояние дорожного покрытия на отрезке этой дороги от ул. до ул. не соответствует вышеприведенному ГОСТ, просил обязать администрацию г. Ливны произвести действия по приведению дорожного покрытия в надлежащее состояние в срок до 1 мая 2011 г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрация города Ливны просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Полагает, прокурором не представлено доказательств того, что спорный участок автомобильной дороги по ул. относится к объектам муниципальной собственности города Ливны, поскольку в материалах дела имеется информация начальника ГРОВД по г. Ливны и Ливенскому району об отсутствии владельцев спорного участка автодороги, который, по ее мнению, является бесхозяйным.
Указывает, что спорный участок дороги не отнесен органами местного самоуправления к дорогам местного значения.
Считает необоснованной ссылку в решении суда на ст. 14 ФЗ от 06.10.03 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", так как в рассматриваемом случае суду следовало руководствоваться п. 5 ст. 16 названного Закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствие со ст. 13 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствие со ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствие с п. 11 ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В соответствие с п. 9 ст. 6 вышеприведенного Закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно Уставу города Ливны Орловской области, утвержденному Ливенским городским Советом народных депутатов от 16.07.2005 года N 247/141-39-ГС (л.д. 6-34) к вопросам местного значения города относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (ст. 6 п. 5).
Администрация города организует содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения (ст. 32 п. 18).
В собственности города могут находиться: автомобильные дороги местного значения в границах города, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог (ст. 44 п. 2).
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом (ст. 45 п. 2).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Стандарт ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется:
- - до 01.01.95 на находящиеся в эксплуатации федеральные автомобильные дороги, магистральные дороги и улицы городов и других населенных пунктов;
- - с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 3.1.1 указанного ГОСТа, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Подпунктом 3.1.2. ГОСТ предусмотрено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Из материалов дела следует, что Ливенской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами ГИБДД проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено что на улице г. Ливны от ул. до ул. проезжая часть имеет повреждения, максимальные размеры которых по длине 2 м, по ширине 1,3 м, по глубине 0,12 м, что превышает максимально допустимые размеры повреждений, установленных п. 3.1.2 ГОСТа Р50597-93 и создает угрозу безопасности дорожного движения.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 15.11.10 г. и актами комплексной проверки участка автомобильной дороги по ул. г. Ливны от 21.05.2010 г., от 24.04.08 г., от 18.05.09 г., из которых следует, что на всем протяжении дорога имеет ямочность; информацией по недостаткам содержания уличной дорожной сети от 15.11.10 г., адресованной начальником ГРОВД по г. Ливны и Ливенскому району главе администрации г. Ливны, а также показаниями допрошенного в качестве свидетеля государственного инспектора государственного автодорожного надзора по Орловской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО7., подтвердившего наличие на спорном участке дороги указанных в акте от 15.11.2010 г. повреждения.
Судом при рассмотрении дела также бесспорно установлено, что участок автодороги от улицы до улицы расположен в границах города Ливны, на кадастровом учете не состоит, в собственности физических и юридических лиц не значится, на балансе ранее обслуживавшего ее ООО " не состоит.
Таким образом, установив изложенные обстоятельства, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что муниципальное образование "Город Ливны", в силу приведенных норм права являющееся собственником автодороги по ул. г. Ливны, обязано нести бремя ее содержания и обеспечивать соответствие ее состояния установленным стандартам, в связи с чем правомерно возложил на исполнительно - распорядительный орган муниципального образования - администрацию города Ливны обязанность в срок до 1 мая 2011 года привести дорожное покрытие по улице города Ливны в соответствие с ГОСТ Р 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221.
Ввиду изложенного судебной коллегией отклоняются как неподтвержденные материалами дела доводы кассатора о том, что спорный участок автомобильной дороги по ул. не относится к объектам муниципальной собственности города Ливны и является бесхозяйным.
Не может коллегия согласиться и с остальными доводами кассатора, в которых он ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на неправильную оценку представленным доказательствам.
Суд дал правовую оценку всем материалам по настоящему делу, результаты оценки отразил в решении и привел мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средства обоснования своих выводов, с которыми судебная коллегия согласна.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ливенского районного суда Орловской области от 23 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Ливны Орловской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)