Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Рылова Д.Н., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Южный-2" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2012 года по делу N А19-11487/2011 по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Южный-2" (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Свердлова, 1-9; ОГРН 1093850028304) к Администрации Иркутского районного муниципального образования (адрес места нахождения: Иркутский район, с. Пивовариха, ул. Дачная, д. 8; ОГРН 1053808211610) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 16 мая 2011 года N 1152 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству (адрес места нахождения: Иркутская область, п. Большая речка, ул. Октябрьская, д. 18; ОГРН 1083827000080), Агентства лесного хозяйства Иркутской области (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Горького, д. 31; ОГРН 1083827000080), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Желябова, д. 6; ОГРН 1043801066760), Государственного научного учреждения "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук" (адрес места нахождения: Иркутский район, п. Пивовариха, ул. Дачная, д. 14; ОГРН 1033802456522) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Российская, д. 17; ОГРН 1103850013772),
(суд первой инстанции: Шульга Н.О.)
при участии в судебном заседании:
- от ДНТ "Южный-2": не было (извещено);
- от Администрации: не было (извещена);
- от Ангарского лесничества: не было (извещено);
- от Агентства лесного хозяйства Иркутской области: Попеско Денис Юрьевич, доверенность от 6 сентября 2012 года N 91-37-5653/12;
- от Управления Росреестра: не было (извещено);
- от ГНУ ИНИИ СХ РАСХН: не было (извещено);
- от ТУ Росимущества: не было (извещено)
и
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Южный-2" (далее - ДНТ "Южный-2", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 16 мая 2011 года N 1152, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав путем утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого по заявлению от 23 февраля 2011 года N 2085/10 земельного участка, расположенного в районе 28 км Байкальского тракта с правой стороны рядом с СНТ "Южное" (далее - спорный земельный участок) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в течение двух недель со дня оглашения резолютивной части судебного решения, о чем сообщить в Арбитражный суд Иркутской области в течение трех дней со дня исполнения судебного решения по настоящему делу.
Определениями Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня и 1 августа 2011 года (т. 1, л.д. 1-3; т. 2, л.д. 7-10) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству (далее - Ангарское лесничество), Агентство лесного хозяйства Иркутской области (далее - Агентство лесного хозяйства), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра), Государственное научное учреждение Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук (далее - Институт) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (далее - ТУ Росимущества).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2012 года (т. 2, л.д. 152-164) заявленные требования удовлетворены, отказ Администрации в предоставлении спорного земельного участка, изложенный в письме от 16 мая 2011 года N 1152, признан незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2012 года решение суда первой инстанции от 20 января 2012 года оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 июля 2012 года названные судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При повторном рассмотрении дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок, расположенный в районе 28 км. Байкальского тракта с правой стороны рядом с СНТ "Южный", площадью 3 га, имеет двойной учет, и Администрация была не вправе распоряжаться указанным земельным участком.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ДНТ "Южный-2" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своей позиции Товарищество указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка имеющейся в деле схеме Ангарского мехлесхоза, составленной по материалам лесоустройства 1985 года, согласно которой испрашиваемый земельный участок когда-то находился в землепользовании Иркутской областной сельскохозяйственной опытной станции, то есть использовался для сельскохозяйственных нужд (указанное также следует из приказа от 13 ноября 2008 года N 1004-апр и карты-схемы Ангарского лесничества, в которых спорные земли поименованы как участки ГУСПХ ОПХ "Иркутское", а также из ответов Управления Росреестра). Не дана судом первой инстанции и оценка постановлению главы Иркутского района от 17 марта 2004 года, согласно которому спорные земли были изъяты у ГУПСХ ОПХ "Иркутское", предоставлены ГНУ ИНИИ СХ РАСХН постановлением от 17 сентября 2004 года N 2768 и переданы в фонд перераспределения земель, а оставшиеся 8182 га были оформлены в федеральную собственность. Таким образом, испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Представленный в материалы дела приказ от 13 ноября 2008 года N 1004-апр не может служить доказательством отнесения спорного участка к землям лесного фонда, поскольку его суть заключается в передачи земель из ведения Иркутского лесничества в ведение Ангарского лесничества. Имеющаяся в материалах дела карта-схема Ангарского лесничества не может быть принята в качестве доказательства в связи с тем, что данная схема составлена ФГУП "Рослесинфорг" в 2008 году, в то время как учет лесных участков ведется в соответствии с законодательством о кадастровом учете.
В отзыве на апелляционную жалобу Агентство лесного хозяйства выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения. В обоснование своей позиции Агентство лесного хозяйства представило в материалы дела дополнительное доказательство - лесохозяйственный регламент Ангарского лесничества, которое на основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации приобщено к материалам дела.
Иными лицами, участвующими в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу лица, участвующие в деле не представили, однако ТУ Росимущества в ходатайства о рассмотрении дела без участия его представителя указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы ДНТ "Южный-2", Администрация, Ангарское лесничество, Управление Росреестра, Институт и ТУ Росимущества извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями NN 67200059934065, 67200059934072, 67200059934102, 67200059934119, 67200059934010, 67200059934096, 67200059934089, 672000934041, 67200059934027 и 67200059934058, возвращенными конвертами 67200059934034, 67200061943260, 67200061943185, 67200061943239, 67200061943192, 67200061943277, 67200061943253 и 67200061943284, а также отчетами о публикации 19 марта и 26 апреля 2013 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству и об отложении судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу. ТУ Росимущества заявило ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Агентства лесного хозяйства, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДНТ "Южный-2" зарегистрировано в качестве юридического лица 24 ноября 2009 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1093850028304.
23 марта 2011 года Товарищество обратилось с заявлением (вход. N 2085/10) в Администрацию о предоставлении земельного участка в срочное пользование до утверждения застройки членам ДНТ "Южный-2" в районе 28 км. Байкальского тракта с правой стороны рядом с СНТ "Южное" площадью 3 га (т. 1, л.д. 135).
Письмом от 16 мая 2011 года N 1152 Администрация отказала Товариществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа послужили разночтения в категории испрашиваемого земельного участка, необходимость выяснения обстоятельств отнесения данного земельного участка к той или иной категории и согласование с главой поселения, на территории которого расположен данный земельный участок (т. 1, л.д. 134).
Полагая, что указанный отказ Администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ДНТ "Южный-2" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Товариществом требований ввиду следующего.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10, от 5 июля 2011 года N 651/11 и от 26 июля 2011 года N 18306/10.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные Товариществом требования могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения Администрации об отказе в предоставлении в пользование испрашиваемого земельного участка закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Товарищества таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования ДНТ "Южный-2" удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в частности, земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, а также иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
При этом в пункте 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, субъекты Российской Федерации - земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления - земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 этого Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
С учетом приведенных норм материального права и указаний суда кассационной инстанции суд первой инстанции обоснованно включил в предмет доказывания вопросы о принадлежности спорного земельного участка к государственной или муниципальной собственности либо об отнесении участка к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, а также о наличии у Администрации полномочий по распоряжению данным земельным участком.
Оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства (карты-схемы Ангарского лесничества, приказ Агентства лесного хозяйства от 13 ноября 2008 года "О передаче земель лесного фонда", приказ Агентства лесного хозяйства от 15 декабря 2008 года, письмо о наложении границ лесного участка и земельного участка сельскохозяйственного назначения от 6 мая 2011 года N 198, свидетельство о государственной регистрации права от 18 августа 2010 года серии 38 АД 298869, схему Ангарского лесхоза), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что испрашиваемый Товариществом земельный участок входит в границы земель лесного фонда и учитывается как часть Ангарского лесничества.
Поддерживая выводы суда первой инстанции в этой части, суд апелляционной инстанции дополнительно отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В пункте 5 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, срокам их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Рослесхоза от 04.04.2012 N 126, указано, что лесохозяйственный регламент, в том числе, краткую характеристику лесничества (лесопарка), включающую наименование и местоположение лесничества, лесопарка, общую площадь лесничества и участковых лесничеств и т.д.
Из представленного в материалы дела лесохозяйственного регламента Ангарского лесничества следует, что в структуру Ангарского лесничества входит, в том числе, Тальцинское участковое лесничество, технический участок N 10 (ГУСХП ОПХ "Иркутское"), кварталы 6-13.
В свою очередь, согласно заключению о положении земельного участка N 211-286 от 7 ноября 2012 года спорный земельный участок площадью 30030 кв. м расположен на землях лесного фонда, в Ангарском лесничестве, Тальцинском участком лесничестве, Техническом участке N 10 (ГУСХП ОПХ "Иркутское"), квартале N 11 (т. 4, л.д. 17-18).
Следовательно, обоснованным является суждение суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок, относящийся к землям лесного фонда, является собственностью Российской Федерации, в связи с чем Администрация не вправе была им распоряжаться.
В то же время в материалах дела имеются доказательства, указывающие на принадлежность спорного земельного участка не только к землям лесного фонда, но и к землям сельскохозяйственного назначения (свидетельство о государственной регистрации права от 19 сентября 2006 года N 38-АГ 379849, пояснение ТУ Росимущества).
Данное обстоятельство послужило основанием для правомерного вывода о том, что спорный земельный участок имеет двойной учет, при этом в настоящее время спор о наложении границ земельных участков не разрешен, что также не позволяет Администрации на законных основаниях осуществлять полномочия по распоряжению этим участком.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены, однако они не опровергают позицию суда первой инстанции о двойном учете спорного земельного участка и в связи с этим недоказанности наличия у Администрации полномочий по распоряжению им.
Указания суда кассационной инстанции при повторном рассмотрении дела выполнены судом первой инстанции в полном объеме.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные процессуальным законом основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2012 года по делу N А19-11487/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2012 года по делу N А19-11487/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2013 ПО ДЕЛУ N А19-11487/2011
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу N А19-11487/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Рылова Д.Н., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Южный-2" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2012 года по делу N А19-11487/2011 по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Южный-2" (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Свердлова, 1-9; ОГРН 1093850028304) к Администрации Иркутского районного муниципального образования (адрес места нахождения: Иркутский район, с. Пивовариха, ул. Дачная, д. 8; ОГРН 1053808211610) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 16 мая 2011 года N 1152 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству (адрес места нахождения: Иркутская область, п. Большая речка, ул. Октябрьская, д. 18; ОГРН 1083827000080), Агентства лесного хозяйства Иркутской области (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Горького, д. 31; ОГРН 1083827000080), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Желябова, д. 6; ОГРН 1043801066760), Государственного научного учреждения "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук" (адрес места нахождения: Иркутский район, п. Пивовариха, ул. Дачная, д. 14; ОГРН 1033802456522) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Российская, д. 17; ОГРН 1103850013772),
(суд первой инстанции: Шульга Н.О.)
при участии в судебном заседании:
- от ДНТ "Южный-2": не было (извещено);
- от Администрации: не было (извещена);
- от Ангарского лесничества: не было (извещено);
- от Агентства лесного хозяйства Иркутской области: Попеско Денис Юрьевич, доверенность от 6 сентября 2012 года N 91-37-5653/12;
- от Управления Росреестра: не было (извещено);
- от ГНУ ИНИИ СХ РАСХН: не было (извещено);
- от ТУ Росимущества: не было (извещено)
и
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Южный-2" (далее - ДНТ "Южный-2", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от 16 мая 2011 года N 1152, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав путем утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого по заявлению от 23 февраля 2011 года N 2085/10 земельного участка, расположенного в районе 28 км Байкальского тракта с правой стороны рядом с СНТ "Южное" (далее - спорный земельный участок) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в течение двух недель со дня оглашения резолютивной части судебного решения, о чем сообщить в Арбитражный суд Иркутской области в течение трех дней со дня исполнения судебного решения по настоящему делу.
Определениями Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня и 1 августа 2011 года (т. 1, л.д. 1-3; т. 2, л.д. 7-10) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству (далее - Ангарское лесничество), Агентство лесного хозяйства Иркутской области (далее - Агентство лесного хозяйства), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра), Государственное научное учреждение Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской Академии сельскохозяйственных наук (далее - Институт) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (далее - ТУ Росимущества).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2012 года (т. 2, л.д. 152-164) заявленные требования удовлетворены, отказ Администрации в предоставлении спорного земельного участка, изложенный в письме от 16 мая 2011 года N 1152, признан незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2012 года решение суда первой инстанции от 20 января 2012 года оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 июля 2012 года названные судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При повторном рассмотрении дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок, расположенный в районе 28 км. Байкальского тракта с правой стороны рядом с СНТ "Южный", площадью 3 га, имеет двойной учет, и Администрация была не вправе распоряжаться указанным земельным участком.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ДНТ "Южный-2" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своей позиции Товарищество указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка имеющейся в деле схеме Ангарского мехлесхоза, составленной по материалам лесоустройства 1985 года, согласно которой испрашиваемый земельный участок когда-то находился в землепользовании Иркутской областной сельскохозяйственной опытной станции, то есть использовался для сельскохозяйственных нужд (указанное также следует из приказа от 13 ноября 2008 года N 1004-апр и карты-схемы Ангарского лесничества, в которых спорные земли поименованы как участки ГУСПХ ОПХ "Иркутское", а также из ответов Управления Росреестра). Не дана судом первой инстанции и оценка постановлению главы Иркутского района от 17 марта 2004 года, согласно которому спорные земли были изъяты у ГУПСХ ОПХ "Иркутское", предоставлены ГНУ ИНИИ СХ РАСХН постановлением от 17 сентября 2004 года N 2768 и переданы в фонд перераспределения земель, а оставшиеся 8182 га были оформлены в федеральную собственность. Таким образом, испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Представленный в материалы дела приказ от 13 ноября 2008 года N 1004-апр не может служить доказательством отнесения спорного участка к землям лесного фонда, поскольку его суть заключается в передачи земель из ведения Иркутского лесничества в ведение Ангарского лесничества. Имеющаяся в материалах дела карта-схема Ангарского лесничества не может быть принята в качестве доказательства в связи с тем, что данная схема составлена ФГУП "Рослесинфорг" в 2008 году, в то время как учет лесных участков ведется в соответствии с законодательством о кадастровом учете.
В отзыве на апелляционную жалобу Агентство лесного хозяйства выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения. В обоснование своей позиции Агентство лесного хозяйства представило в материалы дела дополнительное доказательство - лесохозяйственный регламент Ангарского лесничества, которое на основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации приобщено к материалам дела.
Иными лицами, участвующими в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу лица, участвующие в деле не представили, однако ТУ Росимущества в ходатайства о рассмотрении дела без участия его представителя указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы ДНТ "Южный-2", Администрация, Ангарское лесничество, Управление Росреестра, Институт и ТУ Росимущества извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями NN 67200059934065, 67200059934072, 67200059934102, 67200059934119, 67200059934010, 67200059934096, 67200059934089, 672000934041, 67200059934027 и 67200059934058, возвращенными конвертами 67200059934034, 67200061943260, 67200061943185, 67200061943239, 67200061943192, 67200061943277, 67200061943253 и 67200061943284, а также отчетами о публикации 19 марта и 26 апреля 2013 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству и об отложении судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу. ТУ Росимущества заявило ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Агентства лесного хозяйства, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДНТ "Южный-2" зарегистрировано в качестве юридического лица 24 ноября 2009 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1093850028304.
23 марта 2011 года Товарищество обратилось с заявлением (вход. N 2085/10) в Администрацию о предоставлении земельного участка в срочное пользование до утверждения застройки членам ДНТ "Южный-2" в районе 28 км. Байкальского тракта с правой стороны рядом с СНТ "Южное" площадью 3 га (т. 1, л.д. 135).
Письмом от 16 мая 2011 года N 1152 Администрация отказала Товариществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа послужили разночтения в категории испрашиваемого земельного участка, необходимость выяснения обстоятельств отнесения данного земельного участка к той или иной категории и согласование с главой поселения, на территории которого расположен данный земельный участок (т. 1, л.д. 134).
Полагая, что указанный отказ Администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ДНТ "Южный-2" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Товариществом требований ввиду следующего.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10, от 5 июля 2011 года N 651/11 и от 26 июля 2011 года N 18306/10.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные Товариществом требования могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения Администрации об отказе в предоставлении в пользование испрашиваемого земельного участка закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Товарищества таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования ДНТ "Южный-2" удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в частности, земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, а также иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
При этом в пункте 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, субъекты Российской Федерации - земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления - земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 этого Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
С учетом приведенных норм материального права и указаний суда кассационной инстанции суд первой инстанции обоснованно включил в предмет доказывания вопросы о принадлежности спорного земельного участка к государственной или муниципальной собственности либо об отнесении участка к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, а также о наличии у Администрации полномочий по распоряжению данным земельным участком.
Оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства (карты-схемы Ангарского лесничества, приказ Агентства лесного хозяйства от 13 ноября 2008 года "О передаче земель лесного фонда", приказ Агентства лесного хозяйства от 15 декабря 2008 года, письмо о наложении границ лесного участка и земельного участка сельскохозяйственного назначения от 6 мая 2011 года N 198, свидетельство о государственной регистрации права от 18 августа 2010 года серии 38 АД 298869, схему Ангарского лесхоза), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что испрашиваемый Товариществом земельный участок входит в границы земель лесного фонда и учитывается как часть Ангарского лесничества.
Поддерживая выводы суда первой инстанции в этой части, суд апелляционной инстанции дополнительно отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В пункте 5 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, срокам их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Рослесхоза от 04.04.2012 N 126, указано, что лесохозяйственный регламент, в том числе, краткую характеристику лесничества (лесопарка), включающую наименование и местоположение лесничества, лесопарка, общую площадь лесничества и участковых лесничеств и т.д.
Из представленного в материалы дела лесохозяйственного регламента Ангарского лесничества следует, что в структуру Ангарского лесничества входит, в том числе, Тальцинское участковое лесничество, технический участок N 10 (ГУСХП ОПХ "Иркутское"), кварталы 6-13.
В свою очередь, согласно заключению о положении земельного участка N 211-286 от 7 ноября 2012 года спорный земельный участок площадью 30030 кв. м расположен на землях лесного фонда, в Ангарском лесничестве, Тальцинском участком лесничестве, Техническом участке N 10 (ГУСХП ОПХ "Иркутское"), квартале N 11 (т. 4, л.д. 17-18).
Следовательно, обоснованным является суждение суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок, относящийся к землям лесного фонда, является собственностью Российской Федерации, в связи с чем Администрация не вправе была им распоряжаться.
В то же время в материалах дела имеются доказательства, указывающие на принадлежность спорного земельного участка не только к землям лесного фонда, но и к землям сельскохозяйственного назначения (свидетельство о государственной регистрации права от 19 сентября 2006 года N 38-АГ 379849, пояснение ТУ Росимущества).
Данное обстоятельство послужило основанием для правомерного вывода о том, что спорный земельный участок имеет двойной учет, при этом в настоящее время спор о наложении границ земельных участков не разрешен, что также не позволяет Администрации на законных основаниях осуществлять полномочия по распоряжению этим участком.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены, однако они не опровергают позицию суда первой инстанции о двойном учете спорного земельного участка и в связи с этим недоказанности наличия у Администрации полномочий по распоряжению им.
Указания суда кассационной инстанции при повторном рассмотрении дела выполнены судом первой инстанции в полном объеме.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные процессуальным законом основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2012 года по делу N А19-11487/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2012 года по делу N А19-11487/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)