Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Кудриной Е.Н., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6596/2013) общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2013 по делу N А75-2305/2013 (судья Истомина Л.С.) по иску Службы по контролю надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1088601000762, ИНН 8601035002) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (ОГРН 1058602819538, ИНН 8604035473) о взыскании 7 471 167 руб.,
при участии в судебном заседании представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" представителя Александрова П.Ю. по доверенности N 551/12 от 01.12.2012 сроком действия по 31.12.2013,
установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, истец) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз", ответчик) о взыскании вреда в размере 7 471 167 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2013 по делу N А75-2305/2013 исковое заявление Службы удовлетворено в полном объеме, с ООО "РН-Юганскнефтегаз" в доход федерального бюджета взыскан вред причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства в размере 7 471 167 руб., а также государственная пошлина в размере 60 355 руб. 84 коп.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "РН-Юганскнефтегаз" указало на то, что двойное возмещение вреда в виде рекультивации загрязненного участка и взыскания денежных средств недопустимо. Загрязненный участок представляет собой трассу коммуникаций, не является частью леса.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель Службы, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Пояснил, что работы по рекультивации не выполнены, затраты не понесены. Ведется подготовка проекта по рекультивации земельного лесного участка, являющаяся составной частью рекультивации. Загрязненный земельный участок в перечень нефтезагрязненных земель внесен, после разработки проекта будет установлен срок проведения рекультивации и выполнены непосредственно работы по рекультивации.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз", суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.06.2012 в ходе обследования территории Угутского участкового лесничества ТО Юганское лесничество в выделах 59 и 78 квартала 290 (в районе кустовой площадки N 24 Угутского месторождения нефти) обнаружено загрязнение нефтью участка лесного фонда площадью 1,1878 га.
По результатам административного расследования установлено, что нарушение совершено ООО "РН-Юганскнефтегаз" (л. 18, 36-37).
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Закона об охране окружающей среды).
В силу с частью 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Данный принцип реализован в части 2 статьи 99 ЛК РФ, согласно корой лица, виновные в нарушении лесного законодательства, обязаны не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этими лицами вред лесам.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Исходя из положений статьи 78 Закона об охране окружающей среды, определение размера вреда окружающей среде осуществляется, в том числе, в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Приложением N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273) утверждены Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.
Пунктом 5 приложения N 4 уничтожение или порча почв отнесены к лесонарушениям.
Имущественная ответственность за лесонарушение регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности являются наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины.
Исключение составляют случаи, когда вред причинен предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды (статья 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации). В указанном случае ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается ответчиком, что его деятельность в выделах 59 и 78 квартала 290 территории Угутского участкового лесничества ТО Юганское лесничество связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности (акт проверки от 05.06.2012, схему лесонарушения, фотографии постановление о назначении административного наказания от 23.07.2012 N 03-260/2012), пришел к правильному выводу о доказанности факта лесонарушения, допущенного ответчиком в выделах 59 и 78 квартала 290 территории Угутского участкового лесничества ТО Юганское лесничество.
Довод ответчика на отсутствие факта причинения вреда лесам со ссылкой на то, что загрязненный участок представляет собой трассу коммуникаций, отклоняется по следующим основаниям.
В пункте 5 ЛК РФ указано, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно статье 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие.)
В соответствии с частью 2 статьи 67 ЛК РФ Правительством Российской утверждена Лесоустроительная инструкция (Приказ Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции"), в соответствии с пунктом 96 которой на нелесных землях при таксации лесов образуются лесотаксационные выделы из следующих категорий:
- земли, не пригодные для выращивания леса без проведения специальных мелиоративных мероприятий - болота, скалы, гольцы, каменистые россыпи, пески, безлесные крутые склоны и другие неудобные земли;
- земли, занятые пашнями, сенокосами, пастбищами;
- земли, занятые лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линиями связи, трубопроводами и другими линейными объектами, торфоразработкой, усадьбами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции и другие земли.
Следовательно, то обстоятельство, что спорный участок является трассой коммуникаций, не исключает того, что данный участок относится к землям лесного фонда и, соответственно, к лесу.
Из части 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды следует, что возмещение вреда, причиненного лесонарушениями, по утвержденным в установленном порядке таксами и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2011 N ВАС-18402/10).
В связи с изложенным расчет размера вреда, причиненного ответчиком, правомерно произведен Службой на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 и постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Утверждение ответчика о том, что взыскание денежных средств повлечет двойное возмещение вреда, не подтверждено документально.
Из материалов дела усматривается, что ООО "РН-Юганскнефтегаз" 01.01.2013 заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Ламор - Югра" рамочный договор на оказание сервисных услуг по рекультивации земель. Согласно пункту 50 перечня нефтезгрязненных земель, образованных в период деятельности ООО "РН-Юганскнефтегаз", в 2013 году планируется рекультивировать, в том числе земельный участок в выделах 59 и 78 квартала 290 (в районе кустовой площадки N 24 Угутского месторождения нефти) площадью 1,1878 га (л. 108-110).
Срок, до которого должны быть выполнены мероприятия по рекультивации, в перечне не указан.
Согласно пояснениям представителя ответчика, проект рекультивации не разработан, работы по рекультивации реально не выполнены, затраты не понесены.
Кроме того, ответчик не доказал, что в данном случае, учитывая назначение загрязненного земельного участка, рекультивация земель может быть признана возмещением вреда, причиненного окружающей среде, не подтвердил, что такие работы приведут к действительному и полному возмещению вреда.
В отсутствие доказательств, подтверждающих эффективность мероприятий по рекультивации, позволяющих достигнуть того результата, на который они направлены, самого факта проведения рекультивации, оснований для освобождения ООО "РН-Юганскнефтегаз" от возмещения вреда окружающей среде, исчисленного путем применения таксационного метода, не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в связи с отказом в ее удовлетворении, относятся на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2013 по делу N А75-2305/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
Судьи
Е.Н.КУДРИНА
Д.Г.РОЖКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N А75-2305/2013
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N А75-2305/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Кудриной Е.Н., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6596/2013) общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2013 по делу N А75-2305/2013 (судья Истомина Л.С.) по иску Службы по контролю надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1088601000762, ИНН 8601035002) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (ОГРН 1058602819538, ИНН 8604035473) о взыскании 7 471 167 руб.,
при участии в судебном заседании представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" представителя Александрова П.Ю. по доверенности N 551/12 от 01.12.2012 сроком действия по 31.12.2013,
установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, истец) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз", ответчик) о взыскании вреда в размере 7 471 167 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2013 по делу N А75-2305/2013 исковое заявление Службы удовлетворено в полном объеме, с ООО "РН-Юганскнефтегаз" в доход федерального бюджета взыскан вред причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства в размере 7 471 167 руб., а также государственная пошлина в размере 60 355 руб. 84 коп.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "РН-Юганскнефтегаз" указало на то, что двойное возмещение вреда в виде рекультивации загрязненного участка и взыскания денежных средств недопустимо. Загрязненный участок представляет собой трассу коммуникаций, не является частью леса.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель Службы, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Пояснил, что работы по рекультивации не выполнены, затраты не понесены. Ведется подготовка проекта по рекультивации земельного лесного участка, являющаяся составной частью рекультивации. Загрязненный земельный участок в перечень нефтезагрязненных земель внесен, после разработки проекта будет установлен срок проведения рекультивации и выполнены непосредственно работы по рекультивации.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз", суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.06.2012 в ходе обследования территории Угутского участкового лесничества ТО Юганское лесничество в выделах 59 и 78 квартала 290 (в районе кустовой площадки N 24 Угутского месторождения нефти) обнаружено загрязнение нефтью участка лесного фонда площадью 1,1878 га.
По результатам административного расследования установлено, что нарушение совершено ООО "РН-Юганскнефтегаз" (л. 18, 36-37).
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Закона об охране окружающей среды).
В силу с частью 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Данный принцип реализован в части 2 статьи 99 ЛК РФ, согласно корой лица, виновные в нарушении лесного законодательства, обязаны не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этими лицами вред лесам.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Исходя из положений статьи 78 Закона об охране окружающей среды, определение размера вреда окружающей среде осуществляется, в том числе, в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Приложением N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273) утверждены Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.
Пунктом 5 приложения N 4 уничтожение или порча почв отнесены к лесонарушениям.
Имущественная ответственность за лесонарушение регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности являются наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины.
Исключение составляют случаи, когда вред причинен предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды (статья 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации). В указанном случае ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается ответчиком, что его деятельность в выделах 59 и 78 квартала 290 территории Угутского участкового лесничества ТО Юганское лесничество связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности (акт проверки от 05.06.2012, схему лесонарушения, фотографии постановление о назначении административного наказания от 23.07.2012 N 03-260/2012), пришел к правильному выводу о доказанности факта лесонарушения, допущенного ответчиком в выделах 59 и 78 квартала 290 территории Угутского участкового лесничества ТО Юганское лесничество.
Довод ответчика на отсутствие факта причинения вреда лесам со ссылкой на то, что загрязненный участок представляет собой трассу коммуникаций, отклоняется по следующим основаниям.
В пункте 5 ЛК РФ указано, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно статье 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие.)
В соответствии с частью 2 статьи 67 ЛК РФ Правительством Российской утверждена Лесоустроительная инструкция (Приказ Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции"), в соответствии с пунктом 96 которой на нелесных землях при таксации лесов образуются лесотаксационные выделы из следующих категорий:
- земли, не пригодные для выращивания леса без проведения специальных мелиоративных мероприятий - болота, скалы, гольцы, каменистые россыпи, пески, безлесные крутые склоны и другие неудобные земли;
- земли, занятые пашнями, сенокосами, пастбищами;
- земли, занятые лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линиями связи, трубопроводами и другими линейными объектами, торфоразработкой, усадьбами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции и другие земли.
Следовательно, то обстоятельство, что спорный участок является трассой коммуникаций, не исключает того, что данный участок относится к землям лесного фонда и, соответственно, к лесу.
Из части 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды следует, что возмещение вреда, причиненного лесонарушениями, по утвержденным в установленном порядке таксами и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2011 N ВАС-18402/10).
В связи с изложенным расчет размера вреда, причиненного ответчиком, правомерно произведен Службой на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 и постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Утверждение ответчика о том, что взыскание денежных средств повлечет двойное возмещение вреда, не подтверждено документально.
Из материалов дела усматривается, что ООО "РН-Юганскнефтегаз" 01.01.2013 заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Ламор - Югра" рамочный договор на оказание сервисных услуг по рекультивации земель. Согласно пункту 50 перечня нефтезгрязненных земель, образованных в период деятельности ООО "РН-Юганскнефтегаз", в 2013 году планируется рекультивировать, в том числе земельный участок в выделах 59 и 78 квартала 290 (в районе кустовой площадки N 24 Угутского месторождения нефти) площадью 1,1878 га (л. 108-110).
Срок, до которого должны быть выполнены мероприятия по рекультивации, в перечне не указан.
Согласно пояснениям представителя ответчика, проект рекультивации не разработан, работы по рекультивации реально не выполнены, затраты не понесены.
Кроме того, ответчик не доказал, что в данном случае, учитывая назначение загрязненного земельного участка, рекультивация земель может быть признана возмещением вреда, причиненного окружающей среде, не подтвердил, что такие работы приведут к действительному и полному возмещению вреда.
В отсутствие доказательств, подтверждающих эффективность мероприятий по рекультивации, позволяющих достигнуть того результата, на который они направлены, самого факта проведения рекультивации, оснований для освобождения ООО "РН-Юганскнефтегаз" от возмещения вреда окружающей среде, исчисленного путем применения таксационного метода, не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в связи с отказом в ее удовлетворении, относятся на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2013 по делу N А75-2305/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
Судьи
Е.Н.КУДРИНА
Д.Г.РОЖКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)