Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24864/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2013 г. по делу N А65-24864/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Шкуратовым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя апелляционной жалобы ООО "Неон-Арт-М" - представитель Гаврилова Т.Д., по доверенности б/н от 11.01.2013 г.,
от ответчиков - не явились, извещены надлежащим образом,
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 апреля 2013 года в зале N 6 дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-М", г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2013 года, принятое по делу N А65-24864/2012 судьей Юшковым А.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-М" (ИНН: 1655030103, ОГРН: 1021602825958), г. Казань, к Муниципальному казенному учреждению "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (ИНН: 1655149797, ОГРН: 1071690075797), г. Казань, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (ИНН: 1655065554, ОГРН: 1051622218559), г. Казань, с привлечением третьего лица: ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", г. Казань, о признании аукционной документации недействительной и не соответствующей действующему законодательству,

установил:

ООО "Неон-Арт-М" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Муниципальному казенному учреждению "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" г. Казань, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани г. Казань, о признании аукционной документации недействительной и не соответствующей действующему законодательству.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования (исключив ошибочно указанные лоты 12, 18, 26, 27, которые были предметом рассмотрения по другому делу): просил признать недействительной и несоответствующей действующему законодательству документацию по следующим аукционам:






































































































































































































































































А также по лотам SS-1, SS-2, SS-3, SS-4, SS-5, SS-6, SS-7, SS-8, SS-9, SS-10S, B-1, SB-2, SB-3, SB-4, SB-5SB-6SB-7, SB-8, SB-9, SB-10.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2013 года по делу N А65-24864/2012 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Неон-Арт-М" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Неон-Арт-М" апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представители ответчиков и третьего лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя истца, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, организатором аукциона - МКУ "Управление наружной рекламы и информации" 17.07.2012 в сети Интернет на сайте www.kzn.ru и www.223.zakazrf.ru размещена информация о проведении аукциона на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани в 2012 году по указанным лотам и опубликована аукционная документация.
Из пункта 1.2 аукционной документации следует, что она разработана в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о рекламе, Законом о защите конкуренции, Уставом муниципального образования города Казани, решением Казанской городской Думы от 26.11.2009 N 9-44 "О размещении средств наружной рекламы и информации в г. Казани", постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 09.06.2012 N 3972 "Об утверждении территориальных схем размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории города Казани", от 04.07.2011 N 3546 "Об утверждении сборника средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении, размещаемых на территории города Казани", от 09.07.2012 N 4594 "О порядке проведения торгов на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории города Казани в 2012 году".
Согласно статье 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением случаев, указанных в частях 1, 3.1 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
При этом согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Пунктом 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускается иной порядок распоряжения государственным или муниципальным имуществом в случае установления такого порядка, в том числе, федеральными законами Российской Федерации.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из анализа вышеназванного законодательства следует, что требования статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не подлежат применению при проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Такие торги регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5.21 решения Казанской городской Думы от 26.11.2009 N 9-44 "О размещении средств наружной рекламы и информации в г. Казани" (опубликован в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани, N 25, 3 декабря 2009 г.) торги на право размещения средств наружной рекламы и информации на территории г. Казани проводятся в форме открытого аукциона.
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 09.07.2012 г. N 4594 "О порядке проведения торгов на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани в 2012 году" заказчиком и организатором торгов на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани в 2012 году был определен Исполнительный комитет г. Казани в лице Муниципального казенного учреждения "Управления наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани".
Пунктами 1.2, 1.4 постановления исполкома N 4594 установлено, что источником публикации информации о торгах на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани является сайт www.kzn.ru/torgi. Электронной площадкой для проведения открытого аукциона на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани в 2012 г. в электронной форме - площадка ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (www.223.zakazrf.ru).
Соответственно, размещаемые в названном постановлении, опубликованном в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани, спецвыпуск, 13 июля 2012 г. являются официальными документами по торгам согласно вышеназванным нормам, регулирующим проведение аукциона на размещение рекламы.
Вышеназванный перечень нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Казани, устанавливающий форму торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, порядок проведения таких торгов, типовые формы документации о торгах и договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций соответствует законодательству Российской Федерации.
Истец в обоснование своих доводов указывает, что он является профессиональным оператором наружной рекламы и имеет собственную сеть рекламных конструкций в количестве 220 шт.
В связи с окончанием срока действия договоров на размещение рекламных конструкций с 1.09.2012 г. продолжение предпринимательской деятельности истца возможно только при условии покупки права на заключение договоров на новый срок на предстоящих аукционах.
Истец считает, что названная документация об аукционе на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани (далее - аукционная документация) составлена и опубликована с нарушением действующего законодательства, что нарушает права истца в сфере предпринимательской деятельности и может привести к ограничению конкуренции на рынке наружной рекламы г. Казани.
Со ссылкой на ст. ст. 17, 18 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", "Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", утвержденный Приказом ФАС России от 10.02.2010 г. N 67 истец просит признать аукционную документацию не действующей и не соответствующей действующему законодательству, а именно: указанному федеральному закону и приказу.
Истец считает, что в соответствии со статьями 17, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Федеральный закон N 135 - ФЗ Закон о защите конкуренции), постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 767 "Об определении официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов" подлежала опубликованию не на сайте муниципального органа субъекта Российской Федерации, а на официальном сайте торгов Российской Федерации www.torgi.qov.ru, что в силу пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является основанием для признания торгов недействительными. Кроме этого, заявитель указывает, что размещенная на указанном сайте аукционная документация не утверждена организатором аукциона - управлением, не содержит сроков внесения на расчетный счет заявителя денежных средств и заключения договора, отсутствует информация о формировании стартовых цен.
Ранее истец и ООО "Максимал" обращались в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление наружной рекламы и информации Исполкома г. Казани и Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании документации об аукционе на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани по лотам N N 12, 18, 26, 27 недействительной, не соответствующей действующему законодательству, а именно: Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказу Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса; обязании ответчиков предоставить подтверждающие документы по определению начальной (минимальной) цены договора (цены лота) с учетом норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность в Российской Федерации.
Решением по делу N А65-21200/2012 от 31.10.2012 г., (оставленным без изменения судом апелляционной инстанции) в удовлетворении указанных требований было отказано.
В данном случае аукционная документация на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани является идентичной по всем лотам, выставленным на аукционы. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обосновано отказал в иске, поскольку истец не доказал факт участия (либо намерения участвовать) в указанных аукционах.
При этом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что избранный истцом способ защиты не приведет к восстановлению нарушенных, по его мнению, прав и законных интересов исходя из следующего.
Организатором торгов - (ответчиком) информация о проведении торгов на право размещения средств наружной рекламы и информация в типовом исполнении на территории г. Казани была опубликована в официальном источнике публикации информации о торгах на сайте www.kzn.ru/torgi и на электронной торговой площадке www.223.zakazrf.ru.
Требование об обеспечении заявки (задатка), порядок его оплаты указан в "Регламенте организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для закупок товаров, работ, услуг на электронной площадке www.223.zakazrf.ru." утв. ГУП "Агентством по госзаказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", определенной в пункте 1.4 постановления исполкома N 4594.
Данный регламент не противоречит постановлению исполкома N 4594, поэтому доводы заявителя о его несоответствии законодательству правомерно отклонены судом первой инстанции.
Пунктом 9.2.2 указанного регламента установлено, что заказчик, уполномоченный орган обязан установить финансовое обеспечение заявки от 0,5 процентов до пяти процентов начальной максимальной цены договора в форме денежных средств, перечисляемых на счет, открытый оператором электронной площадки участнику размещения заказа при аккредитации на электронной площадке.
Пунктами 10.6, 10.11, 10.12 регламента также установлено, что подача заявки в электронном аукционе возможна при наличии у участника размещения заказа на счете, открытом ему оператором, денежных средств, достаточных для внесения обеспечения заявки участника размещения заказа.
В течение одного часа с момента поступления на электронную торговую площадку Заявки от участника размещения заказа, оператор площадки, производит блокировку денежных средств участника размещения заказа в размере суммы обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, размещенных на счете оператора площадки.
Оператор проверяет заявку участника размещения заказа в течение 2 часов, с момента получения, и возвращает ее в случае отсутствия на счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, в отношении которых не осуществлено блокирование по обеспечению заявок на иные электронные аукционы.
Также данным регламентом установлено, что в случае выявления нарушений условий подачи заявки, на участие в электронном аукционе такая заявка не включается в реестр заявок аукциона.
Указанным регламентом установлен "Шаг аукциона" на электронной площадке и порядок определения цены. Пунктом 9.2.4 документации об аукционе на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани установлено, что "Шаг аукциона" составляет от 0,5 до одного процента от начальной цены лота.
Кроме того, приложение N 1 к документации об аукционе содержит указание на позицию и размера стартовой цены лота выраженную в рублях, соответствующее постановлению исполкома от 25.05.2012 N 3343 "О стартовых ценах в торгах на право размещения средств наружной рекламы и информации в г. Казани" и экономическое обоснование стартовых цен в торгах на право установки рекламных конструкций с 01.06.2012 г., рецензии на экономическое обоснование.
Документация об аукционе на право размещения средств наружной рекламы и информации в типовом исполнении на территории г. Казани (в соответствии с постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 09.07.2012 г. N 4954) содержит указание на номер позиции, проектный номер, указание на район, адрес (улицу, проспект, переулок, площадь и номера дома), уточнение местоположения, зонирование, графическую часть и ситуационный план с указанием места размещения средства наружной рекламы и информации.
С учетом изложенного, обоснованно судом первой инстанции не приняты доводы заявителя об отсутствии в документации об аукционе мест для размещения рекламной конструкции.
Поскольку в силу вышеназванного законодательства при проведении аукциона на право размещения рекламы применяются нормативные акта муниципального образования судом не могут быть положены в основу принятого решения доводы обществ со ссылкой на пункт 7 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, об отсутствии в аукционной документации срока заключения договора.
Кроме того, пунктом 10.14. документации об аукционе установлено, что победитель аукциона, оплативший право заключения договора на установку и эксплуатацию средства наружной рекламы и информации на территории г. Казани, в течение трех месяцев с момента подтверждения организатором аукциона оплаты права, без использования функционала электронной площадки, должен заключить с уполномоченным органом указанный договор на бумажном носителе и оформить в установленном порядке требуемую разрешительную документацию.
В случае выявления в срок, установленный для заключения договора на установку и эксплуатацию средства наружной рекламы и информации на территории г. Казани, невозможности установки средства наружной рекламы и информации по независящим от победителя аукциона причинам (сезонность выполнения работ по монтажу рекламной конструкции, сложная геология грунтов и другие) по письменному обращению победителя в адрес лица, уполномоченного на заключение договора на установку и эксплуатацию средства наружной рекламы и информации на территории г. Казани, вышеуказанный срок может быть продлен до шести месяцев.
Решение о продлении срока заключения договора принимается Комиссией.
Следовательно, организатором торгов предусмотрен срок заключения договора, а именно в течение трех месяцев с момента подтверждения организатором аукциона оплаты права.
Доводы истца о несоответствии аукционной документации Правилам в части неразмещения информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru, определения начальной (максимальной) цены лотов, установления возможности изменения заключенного договора по соглашению сторон, также правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку противоречат вышеназванным нормативным актам.
Кроме этого, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 767 "Об определении официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и определении уполномоченного на его ведение федерального органа исполнительной власти" в качестве официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, торгов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды таких земельных участков для жилищного строительства, по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства, а также торгов на право заключения договоров о развитии застроенной территории, на право заключения хозяйственного соглашения и на право пользования участками недр определен сайт www.torgi.gov.ru.
Следовательно, информация о торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не подлежит размещению на указанном сайте.
С учетом изложенного, доводы заявителя жалобы несостоятельны и не принимаются апелляционным судом, поскольку извещение и аукционная документация соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и муниципальным правовым актам субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан (г. Казань), устанавливающих форму торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, порядок проведения таких торгов, типовые формы документации о торгах и договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2013 года по делу N А65-24864/2012, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2013 года по делу N А65-24864/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Неон-Арт-М" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
С.Ш.РОМАНЕНКО

Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)