Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2013 N 15АП-8301/2013 ПО ДЕЛУ N А32-20209/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. N 15АП-8301/2013

Дело N А32-20209/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Филимоновой С.С., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
при участии:
от заявителя - представитель по доверенности от 14.09.2012 N 23АА1808795 - Иванова О.Ю., паспорт,
от заинтересованного лица - представитель по доверенности от 28.03.2013 N 52-4930/13-43.17 - Марункевич Э.Н., удостоверение,
от третьего лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013 по делу N А32-20209/2012, принятое судьей Левченко О.С.,
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Евгения Александровича
к заинтересованному лицу - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица - крестьянского (фермерского) хозяйства Рыженко П.А.
о признании незаконными бездействия и обязании принять решение

установил:

главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Евгения Александровича Иванов Е.А. (далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), выразившегося в уклонении от предоставления в аренду крестьянскому хозяйству Иванова Е.А. сроком на 10 лет земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:1202000:221, 23:18:1202000:222, 23:18:1202000:223, 23:18:1202000:224, 23:18:1202000:225, 23:18:1202000:226, 23:18:1202000:227, 23:18:1202000:229, 23:18:1202000:231, 23:18:1202000:232, 23:18:1202000:233, 23:18:1202000:234, 23:18:1202000:235, об обязании департамента принять решения о предоставлении крестьянскому хозяйству указанных земельных участков и направлении проектов договоров аренды испрашиваемых земельных участков.
Заявленные требования мотивированы тем, что решения по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Евгения Александровича о предоставлении земельных участков не принималось. При подаче заявления соблюдены требования, установленные статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено крестьянское (фермерское) хозяйство Рыженко П.А.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным уклонение департамента от передачи земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству Иванова Евгения Александровича. Суд отклонил довод департамента о том, что на момент вынесения судебного решения в департамент поступила заявка в отношении тех же земельных участков от крестьянского (фермерского) хозяйства Рыженко П.А.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение отменить, в удовлетворении требований крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Евгения Александровича отказать. Указывает, что КФХ Иванова Е.А. не обосновало размер испрашиваемых земельных участков. Даже в случае признания бездействия департамента незаконным возможность передачи земельных участков КФХ Иванова Е.А. отсутствует, поскольку на момент вынесения судебного решения в департамент поступила заявка в отношении тех же земельных участков от крестьянского (фермерского) хозяйства Рыженко П.А.
В отзыве на апелляционную жалобу глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Евгения Александровича просит оставить решение суда без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Судебное заседание 23.07.2013 по ходатайству главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Евгения Александровича было отложено до 13.08.2013. В судебном заседании 13.08.2013 участвующие в деле лица настаивали на доводах апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.05.2012 Иванов Е.А. направил в департамент заявления о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровыми номерами 23:18:1202000:221, площадью 343880 кв. м, 23:18:1202000:222, площадью 45204 кв. м, 23:18:1202000:223, площадью 662574 кв. м, 23:18:1202000:224, площадью 129669 кв. м, 23:18:1202000:225, площадью 1487151 кв. м, 23:18:1202000:226, площадью 595582 кв. м, 23:18:1202000:227, площадью 678311 кв. м, 23:18:1202000:229, площадью 155907 кв. м, 23:18:1202000:231, площадью 976453 кв. м, 23:18:1202000:232, площадью 149296 кв. м, 23:18:1202000:233, площадью 244274 кв. м, 23:18:1202000:234, площадью 636697 кв. м, 23:18:1202000:235, площадью 1299083 кв. м в границах СПК "Колхоз им. Суворова" для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данные земельные участки испрашивались Ивановым Е.А. в связи с образованием крестьянского (фермерского) хозяйства (государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Иванов Е.А., произведена 26.12.2011).
К каждому из заявлений были приложены нотариально заверенная копия паспорта, выписка из ЕГРИП и кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка и протокол от 20.12.2011 N 1 об образовании крестьянского (фермерского) хозяйства.
В письме от 08.06.2012 N 52-8926/12-32.23 департамент уведомил Иванова Е.А. о том, что к компетенции органов местного самоуправления относится организация и осуществление мероприятий, направленных на обеспечение населения земельными участками сельскохозяйственного назначения. Кроме того, департамент указал, что по имеющейся информации границы земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:1202000:234, 23:18:1202000:235 и 23:18:1202000:223 пересекаются с границами других земельных участков.
Заявитель, ссылаясь на незаконность бездействия департамента, выразившихся в уклонении от предоставления в аренду земельных участков, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с п. 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии со статьями 34, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Согласно пункту 1 вышеназванной статьи Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определен способ защиты прав лица, обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка. Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием к отказу в предоставлении предпринимателю земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:18:1202000:221, площадью 343880 кв. м, 23:18:1202000:222, площадью 45204 кв. м, 23:18:1202000:223, площадью 662574 кв. м, 23:18:1202000:224, площадью 129669 кв. м, 23:18:1202000:225, площадью 1487151 кв. м, 23:18:1202000:226, площадью 595582 кв. м, 23:18:1202000:227, площадью 678311 кв. м, 23:18:1202000:229, площадью 155907 кв. м, 23:18:1202000:231, площадью 976453 кв. м, 23:18:1202000:232, площадью 149296 кв. м, 23:18:1202000:233, площадью 244274 кв. м, 23:18:1202000:234, площадью 636697 кв. м, 23:18:1202000:235, площадью 1299083 кв. м послужило то, что указанные действия не входят в компетенцию департамента.
Суд правомерно опроверг указанный довод, поскольку согласно письму департамента от 18.01.2012 N 52-492/12-31.04 (т. 1 л.д. 28) распоряжение спорными земельными участками осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, в лице департамента имущественных отношений Краснодарского края. В материалы дела не представлено доказательств того, что спорные земельные участки переданы по актам приема-передачи Администрации муниципального образования Лабинский район (т. 1 л.д. 29-30).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие департамента, выразившееся в непредоставлении земельных участков 23:18:1202000:222, площадью 45204 кв. м, 23:18:1202000:223, площадью 662574 кв. м, 23:18:1202000:224, площадью 129669 кв. м, 23:18:1202000:225, площадью 1487151 кв. м, 23:18:1202000:226, площадью 595582 кв. м, 23:18:1202000:227, площадью 678311 кв. м, 23:18:1202000:229, площадью 155907 кв. м, 23:18:1202000:231, площадью 976453 кв. м, 23:18:1202000:232, площадью 149296 кв. м, 23:18:1202000:233, площадью 244274 кв. м, 23:18:1202000:235, площадью 1299083 кв. м.
Суд также учел пересечение границ земельных участков 23:18:1202000:221, площадью 343880 кв. м, 23:18:1202000:234, площадью 636697 кв. м с границами иных земельных участков и отказал в удовлетворении заявления в указанной части (в подтверждение представлено письмо ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Краснодарскому краю" от 25.10.2012 N 15838/01-6 - т. 1 л.д. 104). Крестьянское (фермерское) хозяйство Иванова Евгения Александровича наложение границ не опровергает, возражений в указанной части не заявлено. Согласно письму ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Краснодарскому краю" от 25.10.2012 N 15838/01-6 (т. 1 л.д. 104) пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 23:18:1202000:223 с границами земельного участка с кадастровым номером 23:18:1302000:160, а также границ земельного участка с кадастровым номером 23:18:1202000:235 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 23:18:1202000:345, 23:18:1202000:346, 23:18:1202000:306, 23:18:1202000:307, 23:18:1202000:308, 23:18:1202000:309, 23:18:1202000:310, 23:18:1202000:311, 23:18:1202000:313, 23:18:1202000:314, 23:18:1202000:315, 23:18:1202000:316, 23:18:1202000:317, 23:18:1202000:318, 23:18:1202000:322, 23:18:1202000:323 на момент предоставления информации устранены.
В апелляционной жалобе департамент ссылается на невозможность предоставления земельных участков вследствие непредставления в заявлении обоснования размера испрашиваемых земельных участков (подпункт 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ). Между тем, суд первой инстанции исследовал указанный вопрос. В материалы дела заявителем представлен договор аренды сельскохозяйственной техники с экипажем и акт приема-передачи техники (т. 1 л.д. 117-123). Указанное свидетельствует о наличии реальных намерений КФХ использовать земельные участки в соответствии с их назначением. Кроме того, указанный довод в письме департамента от 08.06.2012 N 52-8926/12-32.23 не был указан. В судебной процедуре КФХ Иванова Е.А. обоснование в порядке подпункта 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ представило.
Департамент также ссылается на невозможность предоставления земельных участков, поскольку на момент вынесения судебного решения в департамент поступила заявка в отношении тех же земельных участков от крестьянского (фермерского) хозяйства Рыженко П.А.
Указанный довод был заявлен и суду первой инстанции и был правомерно отклонен.
Суд учел, что на момент обращения главы КФХ Иванова Е.А. 16.05.2012, а также на момент вынесения письма от 08.06.2012 N 52-8926/12-32.23, конкурирующие заявки иных землепользователей о предоставлении испрашиваемых земельных участков в департаменте отсутствовали.
Последующее направление заявки КФХ Рыженко П.А. не свидетельствует о необходимости проведения конкурсных процедур.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013 по делу N А32-20209/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
С.С.ФИЛИМОНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)