Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Иванова Т.В., доверенность от 27.12.2012 исх. N 121/12,
от ответчика: Суденко О.А., доверенность от 10.07.2013 N 1-33/3843,
от третьих лиц: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Приселков Д.Е., доверенность от 31.07.2013 N ЕП/08-5698,
от Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва - не явились, извещены,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Денищич Л.Г., доверенность от 17.10.2013 N 30-202/ДОВ,
Семенец В.И. лично, паспорт,
от администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области - Иванова Т.В., доверенность от 18.12.2012 N 108/11-30,
от Новосельцевой З.С., Николаевой Т.М., Колышкиной И.А., - не явились, извещены,
от ОАО "Мостранснефтепродукт" - Чуркин В.Э., Чуркина М.В., доверенность от 06.06.2013 N 210,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-27460/11, по заявлению закрытого акционерного общества "Красный Луч" к администрации Щелковского муниципального района Московской области, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, Комитет лесного хозяйства Московской области, Новосельцева Зинаида Степановна, Николаева Татьяна Марковна, Колышкина Ирина Андреевна, Семенец Виталий Иванович, Администрация городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области, об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка и обязании совершить определенные действия,
установил:
закрытое акционерное общество "Красный Луч" (далее - ЗАО "Красный Луч") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании неправомерным отказа администрации Щелковского муниципального района Московской области (далее - администрация) в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2 420 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район (далее - земельный участок, спорный земельный участок), и об обязании администрации Щелковского муниципального района подготовить решение о предоставлении в собственность земельного участка и направить обществу копию данного решения вместе с проектом договора купли-продажи земельного участка, предусмотрев в них цену выкупа в размере трех процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление Росимущества), Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.09.2012 требования удовлетворены.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в связи с тем, что в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не привлечен Комитет лесного хозяйства Московской области.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 решение Арбитражного суда Московской области от 25.09.2012 отменено и в удовлетворении заявленных ЗАСХО "Красный Луч" требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по делу N А41-27460/11 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 23.09.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Новосельцева Зинаида Степановна, Николаева Татьяна Марковна, Колышкина Ирина Андреевна, Семенец Виталий Иванович, Администрация городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области.
В судебное заседание не явились представители Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, Новосельцевой З.С., Николаевой Т.М., Колышкиной И.А., в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
До судебного заседания 12.11.2013 через канцелярию суда от ОАО "Мостранснефтепродукт" поступило заявление о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 в удовлетворении ходатайства ОАО "Мостранснефтепродукт" о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отказано.
Протокольным определением от 14.11.2013 судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении ходатайства Комитета лесного хозяйства Московской области о назначении экспертизы для установления факта наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:000000:0042 на земли лесного фонда, поскольку вопрос о наложении границ земельного участка подлежит рассмотрению в рамках спора о праве.
В судебном заседании представитель ЗАСХО "Красный Луч" поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Щелковского муниципального района Московской области в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представители ТУ Росимущества в Московской области и третьих лиц просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Решением Щелковского городского Совета народных депутатов двадцать первого созыва N 206 от 15.10.1991 в собственность коллективного сельскохозяйственного предприятия "Красный Луч" переданы земли, находившиеся в пользовании совхоза "Красный Луч", с последующим уточнением их общей площади и состава угодий.
В связи с перерегистрацией коллективного сельскохозяйственного предприятия "Красный Луч" в акционерное сельскохозяйственное общество "Красный Луч" 10.07.1992 Главой администрации Щелковского района издано постановление N 1187 о выдаче временного свидетельства на право собственности и пользования на землю акционерному сельскохозяйственному обществу "Красный Луч" для сельскохозяйственного производства и реализации продукции.
Согласно приложению N 1 к указанному постановлению Главы Щелковского района АСХО "Красный Луч" переданы земли общей площадью 1279 га, в том числе в пользование 242 га леса.
17.07.1992 АСХО "Красный Луч" получено свидетельство N 19 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей.
Из свидетельства усматривается, что АСХО "Красный Луч" передано в бессрочное (постоянное) пользование 242 га прочих угодий.
ЗАСХО "Красный Луч" в соответствии с пунктом 1.1. Устава, утвержденного общим собранием учредителей 22.08.1997, является правопреемником АСХО "Красный Луч".
Основными видами деятельности общества являются: свиноводство, картофелеводство и овощеводство, мясное и молочное скотоводство, что подтверждается справкой Щелковского территориального управления Государственной статистики от 06.01.1998.
ЗАСХО "Красный Луч" применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Постановлением Главы Щелковского района N 3131 от 22.11.2004 были утверждены установленные границы входящих в единое землепользование с кадастровым N 50:14:000000:0042:
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040318:0132 площадью 12000 кв. м в д. Большие Жеребцы Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040306:0122 площадью 7800 кв. м в д. Медвежьи-Озера Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040306:0121 площадью 9900 кв. м в д. Медвежьи-Озера Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040326:0131 площадью 54200 кв. м в д. Медвежьи-Озера Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040306:0123 площадью 8000 кв. м в д. Медвежьи-Озера Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040306:0124 площадью 63000 кв. м в д. Медвежьи-Озера Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040340:0005 площадью 462000 кв. м в д. Медвежьи-Озера Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040353:0055 площадью 97900 кв. м в д. Моносеево Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040353:0057 площадью 101100 кв. м в д. Моносеево Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040353:0056 площадью 70000 кв. м в д. Моносеево Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040353:0058 площадью 240500 кв. м в д. Моносеево Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040313:0128 площадью 36000 кв. м в д. Никифорово Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040313:129 площадью 23000 кв. м в д. Никифорово Щелковского района;
- -земельного участка с кадастровым N 50:14:040313:0130 площадью 25200 кв. м в д. Никифорово Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040313:0132 площадью 424900 кв. м в д. Никифорово Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040318:0118 площадью 19400 кв. м в д. Большие Жеребцы Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040318:0119 площадью 39000 кв. м в д. Большие Жеребцы Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040318:0120 площадью 8000 кв. м в д. Большие Жеребцы Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040329:0137 площадью 54300 кв. м в д. Соколово Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040329:0138 площадью 103000 кв. м в д. Соколово Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040326:0130 площадью 176200 кв. м в д. Медвежьи-Озера Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040339:0051 площадью 162000 кв. м в д. Кишкино Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040352:0075 площадью 90000 кв. м в д. Шевелкино Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040339:0050 площадью 18000 кв. м в д. Кишкино Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040327:0047 площадью 114700 кв. м в д. Соколово Щелковского района.
Постановлением N 3131 от 22.11.2004 все перечисленные выше земельные участки отнесены к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения (в скобках указано слово "лес").
18.03.2005 филиалом ФГУ "Моссельлес" - Пушкинским межрайонным сельским лесхозом по результатам натурного обследования земельных участков в составе единого землепользования с кадастровым N 50:14:000000:0042 подготовлено заключение, из которого следует, что данные земельные участки, покрыты древесно-кустарниковой растительностью, произрастающей на землях сельскохозяйственного назначения; вся обследованная древесная и кустарниковая растительность на указанных земельных участках не входит в состав участков лесного фонда и в леса, не входящие в лесной фонд.
С учетом подготовленного филиалом ФГУ "Моссельлес" - Пушкинским межрайонным сельским лесхозом заключения постановлением Главы Щелковского района N 1938 от 04.07.2005 в приложение к постановлению Главы администрации Щелковского от 10.07.1992 N 1187 ЗАСХО "Красный Луч" внесены изменения: в тексте приложения слово "леса" заменено словами "древесно-кустарниковая растительность".
Постановлением Главы Щелковского района Московской области от 04.07.2005 N 1939 в постановление Главы Щелковского района от 22.11.2004 N 3131 "Об утверждении установленных границ участков на территории Щелковского района" также внесены изменения: в пунктах 1.1 - 1.25 данного постановления слово в скобках "лес" заменено словами в скобках "древесно-кустарниковая растительность".
22.07.2005 ЗАСХО "Красный Луч" зарегистрировало в установленном порядке право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2 420 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под древесно-кустарниковой растительностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии НА N 0076438, выданным обществу Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области.
02.12.2008 ЗАСХО "Красный Луч" обратилось в администрацию Щелковского муниципального района с заявлением исх. N 155 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования и о предоставлении в собственность за плату обществу земельного участка с кадастровым N 50:14:000000:0042.
Письмом за подписью Главы Щелковского муниципального района исх. N 5311-с от 30.07.2009 ЗАСХО "Красный Луч" отказано в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности в отношении данного земельного участка по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым N 50:14:000000:0042 относится к землям лесного фонда.
Письмо исх. N 5311-с от 30.07.2009 также содержало информацию об опротестовании Щелковским городским прокурором постановлений Главы Щелковского района N 3131 от 22.11.2004, N 1938 и N 1939 от 04.07.2005.
15.07.2009 в ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства Щелковской городской прокуратурой на имя Главы Щелковского муниципального района внесены протесты об:
- - отмене постановления Главы Щелковского района от 22.11.2004 г. N 3131 "Об утверждении установлены границ участков на территории Щелковского района";
- - отмене постановления Главы Щелковского района от 04.07.2005 г. N 1938 "О внесении изменений в приложение к постановлению Главы Администрации Щелковского района от 10.07.1992 г. N 1187 "О выдаче документов, удостоверяющих право собственности и пользования на землю Акционерному сельскохозяйственному обществу закрытого типа "Красный Луч";
- - отмене постановления Главы Щелковского района от 04.07.2005 г. N 1939 "О внесении изменений в постановление Главы Щелковского района от 22.11.2004 г. N 3131 "Об утверждении установленных границ участков на территории Щелковского района".
30.07.2009 Главой Щелковского муниципального района Московской области изданы постановления:
- - N 2311 "Об отмене постановления Главы Щелковского района от 04.07.2005 г. N 1938";
- - N 2312 "Об отмене постановления Главы Щелковского района от 22.11.2004 г. N 3131";
- - N 2313 "Об отмене постановления Главы Щелковского района от 04.07.2005 г. N 1939".
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.07.2010, вступившим в законную силу 10.12.2010, в рамках дела N А41-40242/09 постановления Главы Щелковского района N 2311, 2312, 2313 от 30.07.2009 признаны недействительными.
24.05.2011 ЗАСХО "Красный Луч", с учетом вступивших в силу судебных актов по делу N А41-40242/09, повторно обратилось в администрацию Щелковского муниципального района с заявлением (входящий N 1589-с) о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования и предоставлении в собственность за плату земельного участка (единого землепользования) с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2 420 000 кв. м по адресу: Московская область, Щелковский район, ЗАСХО "Красный Луч", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под древесно-кустарниковой растительностью.
Заявителю письмом (исх. N 1589-с от 23.06.2011) отказано в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на спорный земельный участок. Отказ обоснован предъявлением Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в Арбитражный суд Московской области искового заявления о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования ЗАСХО "Красный Луч" на земельный участок (единое землепользование) с кадастровым N 50:14:000000:0042.
Считая неправомерным данный отказ администрации, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о его оспаривании и об обязании администрации подготовить решение о предоставлении в собственность земельного участка, направить обществу копию данного решения вместе с проектом договора купли-продажи земельного участка, предусмотрев в них цену выкупа в размере трех процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Десятый арбитражный апелляционный суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом к решениям относятся акты органов, осуществляющих публичные правомочия, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина, организации).
К действиям органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц по смыслу главы 24 АПК РФ относится властное волеизъявление этих органов и лиц, которое не облачено в форму решения, но повлекло нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса.
Частями 5 - 7 статьи 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок юридическое лицо обращается в уполномоченный исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с необходимыми документами. В месячный срок со дня поступления от юридического лица заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. Исполнительный орган государственной власти и орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 2.6 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду, заключение договора купли-продажи или договора аренды земельного участка при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи осуществляются при наличии кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, полученной исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в органе кадастрового учета.
При этом отказ в выдаче кадастрового паспорта земельного участка и предоставление кадастровой выписки о земельном участке на основании и в порядке, которые установлены частями 12 и 13 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не является основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка и заключении договора купли-продажи или договора аренды в отношении такого земельного участка в порядке, установленном настоящим пунктом.
Изменение площади земельного участка, права на который переоформлены в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в результате уточнения местоположения его границ не является основанием для удовлетворения требований продавца или покупателя об изменении цены, уплаченной за такой земельный участок.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. При рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Таким образом, одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 Кодекса регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
Исходя из системного анализа положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" можно прийти к выводу о том, что указанной нормой права предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 Кодекса (наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).
Такая позиция по рассматриваемому вопросу соответствует судебно-арбитражной практике (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.03.2006 N 14711/05, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N ВАС-3722/10).
Таким образом, право на приобретение земельного участка в собственность возникло у общества как у субъекта, которому соответствующий земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.01.2012 по делу N А41-23754/11 Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва отказано в удовлетворении требований к ЗАСХО "Красный Луч" о признании отсутствующим зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования (запись регистрации от 22.07.2005 N 50-50-14/002/2005-225) на земельный участок с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2420000 кв. м по адресу: Московская область, Щелковский район, ЗАСХО "Красный Луч".
Отказывая Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в удовлетворении его искового заявления, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не доказал тот факт, что земельный участок с кадастровым N 50:14:000000:0042 когда-либо относился к категории земель лесного фонда. Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012, постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.07.2012, решение Арбитражного суда Московской области оставлено без изменения.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что, поскольку земельный участок находится у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования, оно вправе приобрести его в собственность на основании части 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования подлежит применению упрощенный порядок, предусмотренный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, однако, основания приобретения права собственности на участок иные.
Перечень документов, которые были необходимы на момент обращения заявителя в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области, был предусмотрен Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ N 370 от 30.10.2007.
Согласно статье 14 Закона Московской области N 75/2004-ОЗ от 12.06.2004 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственные организации, вправе приобрести в собственность сельскохозяйственные угодья и иные земельные земли в составе земель сельскохозяйственного назначения как полностью, так и по частям по цене, равной 3 процентам кадастровой стоимости указанных земельных участков. Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки.
Таким образом, исходя из содержания приведенных выше правовых норм необходимыми и достаточными условиями для переоформления юридическим лицом права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в составе земель сельскохозяйственного назначения по цене, равной 3 процентам его кадастровой стоимости, являются:
- - наличие у юридического лица титула права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, относящимся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения;
- - наличие у юридического лица доказательств, подтверждающих, что данное лицо является сельскохозяйственной организацией;
- - обращение юридического лица в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с приложением всех необходимых документов.
Из материалов дела следует, что право постоянного (бессрочного пользования) ЗАСХО "Красный Луч" на земельный участок с кадастровым N 50:14:000000:0042, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: под древесно-кустарниковой растительностью, зарегистрировано 22.07.2005.
Согласно ответу Территориального управления Росимущества в Московской области N ЕМ/09-9850 от 14.09.2009 на обращение ЗАСХО "Красный Луч" о предоставлении информации из реестра федерального имущества содержит сведения о том, что единое землепользование с кадастровым N 50:14:000000:0042 и входящие в его состав земельные участки не относятся к землям лесного фонда.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
При рассмотрении дела N А41-23754/11 арбитражными судами не установлен факт того, что спорный земельный участок относится или когда бы то ни было относился к землям лесного фонда. В указанном деле участвовали те же лица, что в настоящем, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает установленным и не подлежащим доказыванию факт принадлежности спорного земельного участка к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под древесно-кустарниковой растительностью.
В представленной в материалы дела кадастровой выписке от 08.11.2013 сведения о наложении на спорный земельный участок других земельных участков отсутствуют. Вхождение земельного участка в охранную зону кольцевого магистрального нефтепродуктопровода с отводами не может служить основанием для отказа в переоформлении имеющегося у общества права постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Правоустанавливающие документы (постановление Главы администрации Щелковского района N 1187 от 10.07.1992 и постановление Главы Щелковского района N 1938 от 04.07.2007), послужившие основанием для проведения государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования общества на указанный выше земельный участок, не признаны в установленном законом порядке недействительными.
Заявителем в материалы дела представлены документы, подтверждающие его статус сельскохозяйственного предприятия: решение Горсовета от 15.10.1991 "О передаче в собственность коллективному сельскохозяйственному предприятию "Красный луч" земель, находящихся в пользовании совхоза "Красный луч", договор о создании закрытого акционерного сельскохозяйственного общества "Красный Луч" от 22.08.1997, Устав ЗАСХО "Красный Луч", Свидетельство о постановке на налоговый учет, Свидетельство ЕГРЮЛ.
Кроме того, согласно уведомлению Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области от 22.04.2009 заявителем применяется специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Следовательно, доля дохода ЗАСХО "Красный Луч" от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
ЗАСХО "Красный Луч" отвечает признакам сельскохозяйственной организации, перечисленным в статье 14 Закона Московской области N 75/2004-ОЗ от 12.06.2004 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
24.05.2011 общество обратилось в администрацию Щелковского муниципального района с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
В силу статьи 4 Закона Московской области N 75/2004-ОЗ от 12.06.2004 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления муниципального районов Московской области и городских округов Московской области в отношении земель сельскохозяйственного назначения принимают решения о предоставлении, переоформлении прав, проведении торгов (конкурсов, аукционов), приватизации, выкупе арендаторами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в соответствии со статьей 4 Закона Московской области N 75/2004-ОЗ от 12.06.2004 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" именно администрация Щелковского муниципального района наделена правом принимать решение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия апелляционной инстанции считает, что ЗАСХО "Красный Луч", являясь сельскохозяйственной организацией, обратилось в уполномоченный орган местного самоуправления с надлежаще оформленным заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым N 50:14:000000:0042 и в соответствии со статьей 2 Закона N 137-ФЗ, статьей 36 ЗК РФ имело право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок путем его выкупа по цене, равной 3 процентам его кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах отказ администрации Щелковского муниципального района, содержащийся в письме исх. N 1589-с от 23.06.2011 за подписью Главы Щелковского муниципального района является незаконным, как противоречащий статье 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 ЗК РФ.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предусмотрены в статье 28 ЗК РФ и в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", перечень которых является исчерпывающим.
Однако предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка уполномоченный орган не указал.
Таким образом, у администрации не было оснований для принятия решения об отказе обществу в приватизации занимаемого участка.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части принятого решения должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения. В частности, суд вправе обязать данный орган подготовить проект договора и направить его заявителю в определенный срок.
Таким образом, заявление ЗАСХО "Красный Луч" о признании неправомерным отказа администрации Щелковского муниципального района Московской области в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2 424 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под древесно-кустарниковой растительностью, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, ЗАСХО "Красный Луч", и обязании администрации Щелковского муниципального района подготовить решение о предоставлении ЗАСХО "Красный Луч" в собственность указанного земельного участка и направить в адрес ЗАСХО "Красный Луч" копию данного решения вместе с договором купли-продажи земельного участка подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.09.2012 по делу N А41-27460/11 отменить.
Признать незаконным отказ администрации Щелковского муниципального района Московской области в предоставлении в собственность ЗАСХО "Красный Луч" земельного участка с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2 420 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под древесно-кустарниковой растительностью, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, ЗАСХО "Красный Луч".
Обязать администрацию Щелковского муниципального района Московской области подготовить решение о предоставлении ЗАСХО "Красный Луч" в собственность земельного участка с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2 420 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под древесно-кустарниковой растительностью, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, ЗАСХО "Красный Луч", и направить в адрес ЗАСХО "Красный Луч" копию данного решения вместе с проектом договора купли-продажи земельного участка с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2 420 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под древесно-кустарниковой растительностью, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, ЗАСХО "Красный Луч", предусмотрев в них цену выкупа в размере трех процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Взыскать с администрации Щелковского муниципального района в пользу ЗАСХО "Красный Луч" государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Возвратить ЗАСХО "Красный Луч" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.ВИТКАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.11.2013 ПО ДЕЛУ N А41-27460/11
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2013 г. по делу N А41-27460/11
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Иванова Т.В., доверенность от 27.12.2012 исх. N 121/12,
от ответчика: Суденко О.А., доверенность от 10.07.2013 N 1-33/3843,
от третьих лиц: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Приселков Д.Е., доверенность от 31.07.2013 N ЕП/08-5698,
от Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва - не явились, извещены,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Денищич Л.Г., доверенность от 17.10.2013 N 30-202/ДОВ,
Семенец В.И. лично, паспорт,
от администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области - Иванова Т.В., доверенность от 18.12.2012 N 108/11-30,
от Новосельцевой З.С., Николаевой Т.М., Колышкиной И.А., - не явились, извещены,
от ОАО "Мостранснефтепродукт" - Чуркин В.Э., Чуркина М.В., доверенность от 06.06.2013 N 210,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-27460/11, по заявлению закрытого акционерного общества "Красный Луч" к администрации Щелковского муниципального района Московской области, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, Комитет лесного хозяйства Московской области, Новосельцева Зинаида Степановна, Николаева Татьяна Марковна, Колышкина Ирина Андреевна, Семенец Виталий Иванович, Администрация городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области, об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка и обязании совершить определенные действия,
установил:
закрытое акционерное общество "Красный Луч" (далее - ЗАО "Красный Луч") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании неправомерным отказа администрации Щелковского муниципального района Московской области (далее - администрация) в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2 420 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район (далее - земельный участок, спорный земельный участок), и об обязании администрации Щелковского муниципального района подготовить решение о предоставлении в собственность земельного участка и направить обществу копию данного решения вместе с проектом договора купли-продажи земельного участка, предусмотрев в них цену выкупа в размере трех процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление Росимущества), Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.09.2012 требования удовлетворены.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в связи с тем, что в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не привлечен Комитет лесного хозяйства Московской области.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 решение Арбитражного суда Московской области от 25.09.2012 отменено и в удовлетворении заявленных ЗАСХО "Красный Луч" требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по делу N А41-27460/11 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 23.09.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Новосельцева Зинаида Степановна, Николаева Татьяна Марковна, Колышкина Ирина Андреевна, Семенец Виталий Иванович, Администрация городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области.
В судебное заседание не явились представители Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, Новосельцевой З.С., Николаевой Т.М., Колышкиной И.А., в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
До судебного заседания 12.11.2013 через канцелярию суда от ОАО "Мостранснефтепродукт" поступило заявление о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 в удовлетворении ходатайства ОАО "Мостранснефтепродукт" о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отказано.
Протокольным определением от 14.11.2013 судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении ходатайства Комитета лесного хозяйства Московской области о назначении экспертизы для установления факта наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:000000:0042 на земли лесного фонда, поскольку вопрос о наложении границ земельного участка подлежит рассмотрению в рамках спора о праве.
В судебном заседании представитель ЗАСХО "Красный Луч" поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Щелковского муниципального района Московской области в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представители ТУ Росимущества в Московской области и третьих лиц просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Решением Щелковского городского Совета народных депутатов двадцать первого созыва N 206 от 15.10.1991 в собственность коллективного сельскохозяйственного предприятия "Красный Луч" переданы земли, находившиеся в пользовании совхоза "Красный Луч", с последующим уточнением их общей площади и состава угодий.
В связи с перерегистрацией коллективного сельскохозяйственного предприятия "Красный Луч" в акционерное сельскохозяйственное общество "Красный Луч" 10.07.1992 Главой администрации Щелковского района издано постановление N 1187 о выдаче временного свидетельства на право собственности и пользования на землю акционерному сельскохозяйственному обществу "Красный Луч" для сельскохозяйственного производства и реализации продукции.
Согласно приложению N 1 к указанному постановлению Главы Щелковского района АСХО "Красный Луч" переданы земли общей площадью 1279 га, в том числе в пользование 242 га леса.
17.07.1992 АСХО "Красный Луч" получено свидетельство N 19 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей.
Из свидетельства усматривается, что АСХО "Красный Луч" передано в бессрочное (постоянное) пользование 242 га прочих угодий.
ЗАСХО "Красный Луч" в соответствии с пунктом 1.1. Устава, утвержденного общим собранием учредителей 22.08.1997, является правопреемником АСХО "Красный Луч".
Основными видами деятельности общества являются: свиноводство, картофелеводство и овощеводство, мясное и молочное скотоводство, что подтверждается справкой Щелковского территориального управления Государственной статистики от 06.01.1998.
ЗАСХО "Красный Луч" применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Постановлением Главы Щелковского района N 3131 от 22.11.2004 были утверждены установленные границы входящих в единое землепользование с кадастровым N 50:14:000000:0042:
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040318:0132 площадью 12000 кв. м в д. Большие Жеребцы Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040306:0122 площадью 7800 кв. м в д. Медвежьи-Озера Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040306:0121 площадью 9900 кв. м в д. Медвежьи-Озера Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040326:0131 площадью 54200 кв. м в д. Медвежьи-Озера Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040306:0123 площадью 8000 кв. м в д. Медвежьи-Озера Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040306:0124 площадью 63000 кв. м в д. Медвежьи-Озера Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040340:0005 площадью 462000 кв. м в д. Медвежьи-Озера Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040353:0055 площадью 97900 кв. м в д. Моносеево Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040353:0057 площадью 101100 кв. м в д. Моносеево Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040353:0056 площадью 70000 кв. м в д. Моносеево Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040353:0058 площадью 240500 кв. м в д. Моносеево Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040313:0128 площадью 36000 кв. м в д. Никифорово Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040313:129 площадью 23000 кв. м в д. Никифорово Щелковского района;
- -земельного участка с кадастровым N 50:14:040313:0130 площадью 25200 кв. м в д. Никифорово Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040313:0132 площадью 424900 кв. м в д. Никифорово Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040318:0118 площадью 19400 кв. м в д. Большие Жеребцы Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040318:0119 площадью 39000 кв. м в д. Большие Жеребцы Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040318:0120 площадью 8000 кв. м в д. Большие Жеребцы Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040329:0137 площадью 54300 кв. м в д. Соколово Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040329:0138 площадью 103000 кв. м в д. Соколово Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040326:0130 площадью 176200 кв. м в д. Медвежьи-Озера Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040339:0051 площадью 162000 кв. м в д. Кишкино Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040352:0075 площадью 90000 кв. м в д. Шевелкино Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040339:0050 площадью 18000 кв. м в д. Кишкино Щелковского района;
- - земельного участка с кадастровым N 50:14:040327:0047 площадью 114700 кв. м в д. Соколово Щелковского района.
Постановлением N 3131 от 22.11.2004 все перечисленные выше земельные участки отнесены к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения (в скобках указано слово "лес").
18.03.2005 филиалом ФГУ "Моссельлес" - Пушкинским межрайонным сельским лесхозом по результатам натурного обследования земельных участков в составе единого землепользования с кадастровым N 50:14:000000:0042 подготовлено заключение, из которого следует, что данные земельные участки, покрыты древесно-кустарниковой растительностью, произрастающей на землях сельскохозяйственного назначения; вся обследованная древесная и кустарниковая растительность на указанных земельных участках не входит в состав участков лесного фонда и в леса, не входящие в лесной фонд.
С учетом подготовленного филиалом ФГУ "Моссельлес" - Пушкинским межрайонным сельским лесхозом заключения постановлением Главы Щелковского района N 1938 от 04.07.2005 в приложение к постановлению Главы администрации Щелковского от 10.07.1992 N 1187 ЗАСХО "Красный Луч" внесены изменения: в тексте приложения слово "леса" заменено словами "древесно-кустарниковая растительность".
Постановлением Главы Щелковского района Московской области от 04.07.2005 N 1939 в постановление Главы Щелковского района от 22.11.2004 N 3131 "Об утверждении установленных границ участков на территории Щелковского района" также внесены изменения: в пунктах 1.1 - 1.25 данного постановления слово в скобках "лес" заменено словами в скобках "древесно-кустарниковая растительность".
22.07.2005 ЗАСХО "Красный Луч" зарегистрировало в установленном порядке право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2 420 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под древесно-кустарниковой растительностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии НА N 0076438, выданным обществу Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области.
02.12.2008 ЗАСХО "Красный Луч" обратилось в администрацию Щелковского муниципального района с заявлением исх. N 155 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования и о предоставлении в собственность за плату обществу земельного участка с кадастровым N 50:14:000000:0042.
Письмом за подписью Главы Щелковского муниципального района исх. N 5311-с от 30.07.2009 ЗАСХО "Красный Луч" отказано в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности в отношении данного земельного участка по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым N 50:14:000000:0042 относится к землям лесного фонда.
Письмо исх. N 5311-с от 30.07.2009 также содержало информацию об опротестовании Щелковским городским прокурором постановлений Главы Щелковского района N 3131 от 22.11.2004, N 1938 и N 1939 от 04.07.2005.
15.07.2009 в ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства Щелковской городской прокуратурой на имя Главы Щелковского муниципального района внесены протесты об:
- - отмене постановления Главы Щелковского района от 22.11.2004 г. N 3131 "Об утверждении установлены границ участков на территории Щелковского района";
- - отмене постановления Главы Щелковского района от 04.07.2005 г. N 1938 "О внесении изменений в приложение к постановлению Главы Администрации Щелковского района от 10.07.1992 г. N 1187 "О выдаче документов, удостоверяющих право собственности и пользования на землю Акционерному сельскохозяйственному обществу закрытого типа "Красный Луч";
- - отмене постановления Главы Щелковского района от 04.07.2005 г. N 1939 "О внесении изменений в постановление Главы Щелковского района от 22.11.2004 г. N 3131 "Об утверждении установленных границ участков на территории Щелковского района".
30.07.2009 Главой Щелковского муниципального района Московской области изданы постановления:
- - N 2311 "Об отмене постановления Главы Щелковского района от 04.07.2005 г. N 1938";
- - N 2312 "Об отмене постановления Главы Щелковского района от 22.11.2004 г. N 3131";
- - N 2313 "Об отмене постановления Главы Щелковского района от 04.07.2005 г. N 1939".
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.07.2010, вступившим в законную силу 10.12.2010, в рамках дела N А41-40242/09 постановления Главы Щелковского района N 2311, 2312, 2313 от 30.07.2009 признаны недействительными.
24.05.2011 ЗАСХО "Красный Луч", с учетом вступивших в силу судебных актов по делу N А41-40242/09, повторно обратилось в администрацию Щелковского муниципального района с заявлением (входящий N 1589-с) о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования и предоставлении в собственность за плату земельного участка (единого землепользования) с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2 420 000 кв. м по адресу: Московская область, Щелковский район, ЗАСХО "Красный Луч", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под древесно-кустарниковой растительностью.
Заявителю письмом (исх. N 1589-с от 23.06.2011) отказано в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на спорный земельный участок. Отказ обоснован предъявлением Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в Арбитражный суд Московской области искового заявления о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования ЗАСХО "Красный Луч" на земельный участок (единое землепользование) с кадастровым N 50:14:000000:0042.
Считая неправомерным данный отказ администрации, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о его оспаривании и об обязании администрации подготовить решение о предоставлении в собственность земельного участка, направить обществу копию данного решения вместе с проектом договора купли-продажи земельного участка, предусмотрев в них цену выкупа в размере трех процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Десятый арбитражный апелляционный суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом к решениям относятся акты органов, осуществляющих публичные правомочия, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина, организации).
К действиям органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц по смыслу главы 24 АПК РФ относится властное волеизъявление этих органов и лиц, которое не облачено в форму решения, но повлекло нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса.
Частями 5 - 7 статьи 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок юридическое лицо обращается в уполномоченный исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с необходимыми документами. В месячный срок со дня поступления от юридического лица заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. Исполнительный орган государственной власти и орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 2.6 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду, заключение договора купли-продажи или договора аренды земельного участка при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи осуществляются при наличии кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, полученной исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в органе кадастрового учета.
При этом отказ в выдаче кадастрового паспорта земельного участка и предоставление кадастровой выписки о земельном участке на основании и в порядке, которые установлены частями 12 и 13 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не является основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка и заключении договора купли-продажи или договора аренды в отношении такого земельного участка в порядке, установленном настоящим пунктом.
Изменение площади земельного участка, права на который переоформлены в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в результате уточнения местоположения его границ не является основанием для удовлетворения требований продавца или покупателя об изменении цены, уплаченной за такой земельный участок.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. При рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Таким образом, одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 Кодекса регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
Исходя из системного анализа положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" можно прийти к выводу о том, что указанной нормой права предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 Кодекса (наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).
Такая позиция по рассматриваемому вопросу соответствует судебно-арбитражной практике (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.03.2006 N 14711/05, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N ВАС-3722/10).
Таким образом, право на приобретение земельного участка в собственность возникло у общества как у субъекта, которому соответствующий земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.01.2012 по делу N А41-23754/11 Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва отказано в удовлетворении требований к ЗАСХО "Красный Луч" о признании отсутствующим зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования (запись регистрации от 22.07.2005 N 50-50-14/002/2005-225) на земельный участок с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2420000 кв. м по адресу: Московская область, Щелковский район, ЗАСХО "Красный Луч".
Отказывая Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в удовлетворении его искового заявления, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не доказал тот факт, что земельный участок с кадастровым N 50:14:000000:0042 когда-либо относился к категории земель лесного фонда. Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012, постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.07.2012, решение Арбитражного суда Московской области оставлено без изменения.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что, поскольку земельный участок находится у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования, оно вправе приобрести его в собственность на основании части 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования подлежит применению упрощенный порядок, предусмотренный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, однако, основания приобретения права собственности на участок иные.
Перечень документов, которые были необходимы на момент обращения заявителя в Администрацию Щелковского муниципального района Московской области, был предусмотрен Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ N 370 от 30.10.2007.
Согласно статье 14 Закона Московской области N 75/2004-ОЗ от 12.06.2004 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственные организации, вправе приобрести в собственность сельскохозяйственные угодья и иные земельные земли в составе земель сельскохозяйственного назначения как полностью, так и по частям по цене, равной 3 процентам кадастровой стоимости указанных земельных участков. Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки.
Таким образом, исходя из содержания приведенных выше правовых норм необходимыми и достаточными условиями для переоформления юридическим лицом права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в составе земель сельскохозяйственного назначения по цене, равной 3 процентам его кадастровой стоимости, являются:
- - наличие у юридического лица титула права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, относящимся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения;
- - наличие у юридического лица доказательств, подтверждающих, что данное лицо является сельскохозяйственной организацией;
- - обращение юридического лица в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с приложением всех необходимых документов.
Из материалов дела следует, что право постоянного (бессрочного пользования) ЗАСХО "Красный Луч" на земельный участок с кадастровым N 50:14:000000:0042, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: под древесно-кустарниковой растительностью, зарегистрировано 22.07.2005.
Согласно ответу Территориального управления Росимущества в Московской области N ЕМ/09-9850 от 14.09.2009 на обращение ЗАСХО "Красный Луч" о предоставлении информации из реестра федерального имущества содержит сведения о том, что единое землепользование с кадастровым N 50:14:000000:0042 и входящие в его состав земельные участки не относятся к землям лесного фонда.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
При рассмотрении дела N А41-23754/11 арбитражными судами не установлен факт того, что спорный земельный участок относится или когда бы то ни было относился к землям лесного фонда. В указанном деле участвовали те же лица, что в настоящем, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает установленным и не подлежащим доказыванию факт принадлежности спорного земельного участка к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под древесно-кустарниковой растительностью.
В представленной в материалы дела кадастровой выписке от 08.11.2013 сведения о наложении на спорный земельный участок других земельных участков отсутствуют. Вхождение земельного участка в охранную зону кольцевого магистрального нефтепродуктопровода с отводами не может служить основанием для отказа в переоформлении имеющегося у общества права постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Правоустанавливающие документы (постановление Главы администрации Щелковского района N 1187 от 10.07.1992 и постановление Главы Щелковского района N 1938 от 04.07.2007), послужившие основанием для проведения государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования общества на указанный выше земельный участок, не признаны в установленном законом порядке недействительными.
Заявителем в материалы дела представлены документы, подтверждающие его статус сельскохозяйственного предприятия: решение Горсовета от 15.10.1991 "О передаче в собственность коллективному сельскохозяйственному предприятию "Красный луч" земель, находящихся в пользовании совхоза "Красный луч", договор о создании закрытого акционерного сельскохозяйственного общества "Красный Луч" от 22.08.1997, Устав ЗАСХО "Красный Луч", Свидетельство о постановке на налоговый учет, Свидетельство ЕГРЮЛ.
Кроме того, согласно уведомлению Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области от 22.04.2009 заявителем применяется специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Следовательно, доля дохода ЗАСХО "Красный Луч" от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
ЗАСХО "Красный Луч" отвечает признакам сельскохозяйственной организации, перечисленным в статье 14 Закона Московской области N 75/2004-ОЗ от 12.06.2004 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
24.05.2011 общество обратилось в администрацию Щелковского муниципального района с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
В силу статьи 4 Закона Московской области N 75/2004-ОЗ от 12.06.2004 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления муниципального районов Московской области и городских округов Московской области в отношении земель сельскохозяйственного назначения принимают решения о предоставлении, переоформлении прав, проведении торгов (конкурсов, аукционов), приватизации, выкупе арендаторами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в соответствии со статьей 4 Закона Московской области N 75/2004-ОЗ от 12.06.2004 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" именно администрация Щелковского муниципального района наделена правом принимать решение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия апелляционной инстанции считает, что ЗАСХО "Красный Луч", являясь сельскохозяйственной организацией, обратилось в уполномоченный орган местного самоуправления с надлежаще оформленным заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым N 50:14:000000:0042 и в соответствии со статьей 2 Закона N 137-ФЗ, статьей 36 ЗК РФ имело право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок путем его выкупа по цене, равной 3 процентам его кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах отказ администрации Щелковского муниципального района, содержащийся в письме исх. N 1589-с от 23.06.2011 за подписью Главы Щелковского муниципального района является незаконным, как противоречащий статье 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 ЗК РФ.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предусмотрены в статье 28 ЗК РФ и в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", перечень которых является исчерпывающим.
Однако предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка уполномоченный орган не указал.
Таким образом, у администрации не было оснований для принятия решения об отказе обществу в приватизации занимаемого участка.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части принятого решения должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения. В частности, суд вправе обязать данный орган подготовить проект договора и направить его заявителю в определенный срок.
Таким образом, заявление ЗАСХО "Красный Луч" о признании неправомерным отказа администрации Щелковского муниципального района Московской области в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2 424 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под древесно-кустарниковой растительностью, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, ЗАСХО "Красный Луч", и обязании администрации Щелковского муниципального района подготовить решение о предоставлении ЗАСХО "Красный Луч" в собственность указанного земельного участка и направить в адрес ЗАСХО "Красный Луч" копию данного решения вместе с договором купли-продажи земельного участка подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.09.2012 по делу N А41-27460/11 отменить.
Признать незаконным отказ администрации Щелковского муниципального района Московской области в предоставлении в собственность ЗАСХО "Красный Луч" земельного участка с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2 420 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под древесно-кустарниковой растительностью, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, ЗАСХО "Красный Луч".
Обязать администрацию Щелковского муниципального района Московской области подготовить решение о предоставлении ЗАСХО "Красный Луч" в собственность земельного участка с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2 420 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под древесно-кустарниковой растительностью, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, ЗАСХО "Красный Луч", и направить в адрес ЗАСХО "Красный Луч" копию данного решения вместе с проектом договора купли-продажи земельного участка с кадастровым N 50:14:000000:0042 площадью 2 420 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под древесно-кустарниковой растительностью, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, ЗАСХО "Красный Луч", предусмотрев в них цену выкупа в размере трех процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Взыскать с администрации Щелковского муниципального района в пользу ЗАСХО "Красный Луч" государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Возвратить ЗАСХО "Красный Луч" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.ВИТКАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)