Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2013 ПО ДЕЛУ N А45-10849/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2013 г. по делу N А45-10849/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Усаниной Н.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Ждановой Е.В. по дов. от 24.09.2013,
от заинтересованного лица: Крживоблоцкой И.О. по дов. от 13.05.2013,
от третьего лица: Голубцева С.Н. по дов. от 30.10.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2013 по делу N А45-10849/2013 (судья Булахова Е.И.) по заявлению Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок N 01/090/2013-368 от 22.03.2013, третье лицо: открытое акционерное общество "Газпром", г. Москва,

установил:

Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - ТУ ФАУГИ в Новосибирской области, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра по Новосибирской области, Управление) в государственной регистрации права собственности на земельный участок N 01/090/2013-368 от 22.03.2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2013 заявленные требования удовлетворены - отказ Управления Росреестра по Новосибирской области в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 12,63 кв. м с кадастровым номером 54:19:140101:8, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир объекты газопровода-отвода и ГРС-2 г. Новосибирска газопровода Юрга-Новосибирск (участок 0 - 20 км), адрес ориентира: Новосибирская область, район Новосибирский, МО Новолуговской сельсовет, с. Новолуговое, оформленный сообщением от 22.03.2013 N 01/090/2013-368, признан недействительным.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 12,63 кв. м с кадастровым номером 54:19:140101:8, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир объекты газопровода-отвода и ГРС-2 г. Новосибирска газопровода Юрга-Новосибирск (участок 0 - 20 км), адрес ориентира: Новосибирская область, район Новосибирский, МО Новолуговской сельсовет, с. Новолуговое.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции заинтересованное лицо указывает, что спорный земельный участок отнесен к категории земли населенных пунктов, в связи с чем право федеральной собственности на указанный земельный участок возникнуть не может.
Апеллянт не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что к спорному земельному участку применим правовой режим земель промышленности и иного специального назначения.
ТУ ФАУГИ в Новосибирской области и ОАО "Газпром" в представленных в материалы дела отзывах на апелляционную жалобу пояснили, что считают решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2013 законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления настаивал на доводах апелляционной жалобы, представители ТУ ФАУГИ в Новосибирской области и третьего лица поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01.02.2013 ТУ ФАУГИ в Новосибирской области, действующее в интересах Российской Федерации, обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира Объекты газопровода-отвода и ГРС-2 г. Новосибирска газопровода Юрга-Новосибирск (участок 0 - 20 км), расположенного в границах участка, адрес ориентира: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Новолуговского сельсовета.
Заявителем на государственную регистрацию были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.02.2013, доверенность N ОГ-15892 от 26.09.2012, кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 54.00/07-214 от 28.04.2007, письмо, свидетельство N 678668 от 02.12.2005.
Согласно уведомлению от 20.02.2013 N 01/090/2013-368 Управление приостанавливало государственную регистрацию прав.
22.03.2013 Управление Росреестра по Новосибирской области отказало в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правовым основанием отказа в государственной регистрации прав указан абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно несоответствие представленных на государственную регистрацию документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства; непредставление документов, необходимых в соответствии с законом для государственной регистрации прав.
Регистрирующим органом также отмечено, что указанная в заявлении на регистрацию норма закона в качестве основания возникновения права Российской Федерации не относит данный земельный участок, являющийся землями населенных пунктов, к федеральной собственности, следовательно, документ, устанавливающий основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для регистрации не представлен.
Отказ заинтересованного лица в государственной регистрации испрашиваемого права на земельный участок послужил основанием для обращения ТУ ФАУГИ в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у заинтересованного лица правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 122-ФЗ определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно статье 9 названного Закона в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным статьей 13 Закона порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что заявитель для государственной регистрации права на земельный участок предоставил в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.02.2013, доверенность N ОГ-15892 от 26.09.2012, кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 54.00/07-214 от 28.04.2007, письмо, свидетельство N 678668 от 02.12.2005.
Основанием для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя послужил вывод Управления Росреестра о том, что указанная в заявлении на регистрацию норма закона в качестве основания возникновения права Российской Федерации не относит данный земельный участок, являющийся землями населенных пунктов, к федеральной собственности.
Признавая недействительным отказ Управления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в федеральной собственности находятся земельные участки:
- - которые признаны таковыми федеральными законами;
- - право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- - которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) определено, что единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.
Согласно статье 5 Закона N 69-ФЗ федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 среди имущества, относящегося к магистральным газопроводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, указаны газопроводы и ГРС.
В соответствии с пунктом 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами являются федеральной собственностью.
Пунктом 1 статьи 87 ЗК РФ определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Материалами дела подтверждается, что между ОАО "Газпром" и Администрацией Новосибирского района Новосибирской области был заключен договор аренды земельных участков от 20.04.2007 N 61/01/0579/07.
В числе прочих по договору был передан в аренду и земельный участок с кадастровым номером 54:19:14 01 01:0008 для размещения и эксплуатации объектов газопровода-отвода и ГРС-2 г. Новосибирска газопровода Юрга-Новосибирск (участок 0 - 20 км).
Спорный земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8 находится в Новосибирской области, МО Новолуговского сельсовета, с. Новолуговое, отнесен к категории земель населенных пунктов.
Пунктом 7 статьи 7 ЗК РФ предусмотрены следующие категории земель: земли поселений и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, которые являются самостоятельными категориями.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур.
Из материалов дела следует, что разрешенным использованием спорного земельного участка является размещение газопроводов для эксплуатации магистрального газопровода Юрга-Новосибирск.
Земельный участок предоставлен в аренду ОАО "Газпром" для размещения и эксплуатации объектов газопровода-отвода и ГРС-2 г. Новосибирска газопровода Юрга-Новосибирск (участок 0 - 20 км).
При таких обстоятельствах к земельному участку применим правовой режим земель специального назначения, которые в силу пункта 4 статьи 87 ЗК РФ являются федеральной собственностью.
Расположение земельного участка в пределах населенного пункта не исключает применение указанной нормы, ввиду того, что нормой статьи 85 ЗК РФ предусмотрена возможность вхождения в состав земель населенных пунктов территориальных зон, в том числе инженерных инфраструктур, в соответствии с требованиями градостроительного регламента.
Регистрирующим органом в материалы дела не представлено доказательств несоответствия разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту.
Следовательно, довод апеллянта о том, что расположение земельного участка в пределах населенного пункта исключает отнесение его к объектам федеральной собственности, основан на неверном толковании приведенных выше норм права.
В целом доводы апелляционной жалобы опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2013 по делу N А45-10849/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА

Судьи
Н.А.УСАНИНА
С.Н.ХАЙКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)