Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3111

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2012 г. по делу N 33-3111


судья Шульга Н.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Буйнова Ю.К.,
судей Акатьевой Т.Я. и Беляк А.С.,
при секретаре судебного заседания Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляк А.С.
дело по апелляционной жалобе филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области
на решение Пролетарского районного суда г. Твери от 01 июня 2012 года, которым постановлено:
"Заявление Ф., действующей на основании доверенности в интересах У., удовлетворить.
Признать решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N от 14 мая 2012 года о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным и отменить его.
Восстановить нарушенное право заявителя на осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости, обязав Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости по заявлению У. N от 18 апреля 2012 года".
Судебная коллегия

установила:

Ф., действующая на основании доверенности в интересах У., обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N от 14 мая 2012 года о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, возложении обязанности произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
Требования мотивированы тем, что она, действуя как представитель У., обратилась в Межрайонный отдел N 1 ФКП по Тверской области (Калининский район) с заявлением об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок. К заявлению были приложены все необходимые для осуществления кадастрового учета документы. Однако решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области от 14 мая 2012 года N осуществление кадастрового учета было приостановлено в связи с отсутствием акта государственной власти, устанавливающего категорию земель. По мнению заявителя, у филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области не имелось на то законных оснований, поскольку законом не предусмотрена необходимость издания дополнительного акта органом государственной власти или органом местного самоуправления, подтверждающего или инициирующего перевод земельных участков из одной категории в другую. Таким актом является Генеральный план соответствующего сельского поселения, выписка из которого была приложена к заявлению.
В судебном заседании представитель заявителя Ф. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Заявитель У. в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области Х. в судебном заседании заявленные требования не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области поставлен вопрос об отмене решения суда. В обоснование доводов жалобы указывается, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка было принято в соответствии с действующим законодательством, поскольку перевод земельных участков из одной категории в другую может быть осуществлен только в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в соответствии с п. 11 Положения об информационном взаимодействии, ст. 9 и ч. 6 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую". Для этого орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета следующие документы: выписка из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов). Однако администрация Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области в орган кадастрового учета для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о границе деревни Орудово не обращалась. Сведения о границе деревни Орудово в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, следовательно, нельзя говорить о том, что границы населенного пункта установлены и сформированы как объект землеустройства. В связи с этим действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области по приостановлению осуществления кадастрового учета земельного участка заявителя соответствуют требованиям закона.
Представителем заявителя У. по доверенности Ф. подано возражение на апелляционную жалобу, в котором содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области Х., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что У. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью кв. м из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу:
В апреле 2012 года Ф., действующая на основании доверенности от имени У., обратилась в орган кадастрового учета с заявлением о государственном учете изменений указанного земельного участка в связи с изменением категории земель, к которой он отнесен, представив выписку из генерального плана Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденного 14 июля 2011 года Советом Депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, из которого следует, что в перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов Михайловского с/п Калининского района Тверской области, входят земельные участки, планируемые к переводу в земли населенных пунктов (), в том числе земельный участок с кадастровым номером N.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области N от 14 мая 2012 года осуществление кадастрового учета было приостановлено на основании п. 4 ч. 2 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", так как при проверке документов было выявлено, что не представлены необходимые для кадастрового учета документы, а именно отсутствует акт органа государственной власти, устанавливающий категорию земель.
Признавая указанное решение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов, и пришел к выводу о том, что представленная заявителем выписка из генерального плана является документом, подтверждающим принадлежность земельного участка к определенной категории земель - земли населенных пунктов, в связи с чем, орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя предъявления дополнительного акта о переводе земельного участка в категорию земель населенных пунктов для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Судебная коллегия не может согласиться с данной позицией суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" под землеустройством понимаются мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. Объектами землеустройства являются территории населенных пунктов.
Согласно Порядку описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 03 июня 2011 года N 267, местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (п. 3). В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства (п. 8).
В соответствии со ст. 20 ФЗ "О землеустройстве" карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, графического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Карта (план) передается в орган кадастрового учета, который по результатам ее проверки в соответствии с п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости на предмет отсутствия предусмотренных законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, принимает решение о внесении или отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границе населенного пункта.
Кроме того, в силу ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 данного Федерального закона сведения.
В соответствии с п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года N 618, орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из утвержденного генерального плана, содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат.
Администрация Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области в орган кадастрового учета с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границе деревни Орудово с предоставлением соответствующей землеустроительной документации не обращалась, выписка из утвержденного генерального плана Михайловского сельского поселения, содержащая описание местоположения границ населенного пункта и перечень координат характерных точек границ данного населенного пункта, органом местного самоуправления в орган кадастрового учета не представлена. Решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границе указанного населенного пункта органом кадастрового учета не принималось, сведения о границе деревни Орудово в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Таким образом, поскольку границы указанного населенного пункта как объекта землеустройства в установленном законом порядке не установлены, государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - принадлежащего заявителю земельного участка в части изменения категории земель не может быть произведен.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о незаконности решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N от 14 мая 2012 года о приостановлении осуществления кадастрового учета не может быть признан законным и обоснованным, в связи с чем решение Пролетарского районного суда г. Твери от 01 июня 2012 года подлежит отмене, а заявление Ф., действующей в интересах У. по доверенности, об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N от 14 мая 2012 года о приостановлении осуществления кадастрового учета - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Пролетарского районного суда г. Твери от 01 июня 2012 года отменить, в удовлетворении заявления Ф., действующей в интересах У. по доверенности, об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области N от 14 мая 2012 года о приостановлении осуществления кадастрового учета - оставлению без удовлетворения - отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)