Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.11.2013 ПО ДЕЛУ N А55-1914/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2013 г. по делу N А55-1914/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Адамовой Ю.А. (доверенность от 09.01.2013),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-1914/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети", г. Самара (ИНН 6316004884, ОГРН 1026301152558) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным бездействия,

установил:

закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" (далее - ЗАО "СГЭС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившегося в непредоставлении и неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, около дома N 112а, площадью 81 кв. м, используемого под ТП-1643, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле Министерство имущественных отношений Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов судов, обстоятельствам дела, указывает на нарушение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "СГЭС" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями о предоставлении в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, около дома N 112а, площадью 81 кв. м, используемого под ТП-1643.
26 августа 2011 года Министерство направило в Департамент управления имуществом городского округа Самара обращение N 12-4/0021/10-с об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 09.09.2011 N 15-07-10/46032 Департамент управления имуществом городского округа Самара предложил заявителю представить ряд документов. Запрашиваемые документы были предоставлены ЗАО "СГЭС" 09.09.2011 (вх. N 15-01-07/14269).
Письмами от 30.03.2012 N 15-07-10/12530 и от 02.10.2012 N 15-07-10/41601 Департамент сообщил заявителю о том, что представленная им схема не соответствует требованиям статьи 2 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" и что работа по его заявлению будет продолжена после представления указанной схемы.
Считая, что со стороны Департамента имело место незаконное бездействие, нарушающее его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации Решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка, прошедшего процедуру постановки на кадастровый учет (пункт 8 статьи 36 Земельного кодекса).
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На органы местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность по утверждению схем расположения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, в процессе предоставления таких земельных участков для целей, не связанных со строительством. Указанной нормой права определен срок для реализации данной обязанности, равный одному месяцу с момента получения соответствующего заявления или обращения.
Актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления вышеуказанных земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, является Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок).
Пунктами 2.4 - 2.6 Порядка определены особенности утверждения схем расположения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, в процессе предоставления таких земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.4 Порядка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6 Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В соответствии с пунктом 1.3 постановления Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, предоставляемых для целей, не связанных со строительством", органом местного самоуправления городского округа Самара, уполномоченным по утверждению схем расположения земельных участков, ранее предоставленным гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц является Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития России от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Судом верно отмечено в решении, что схема расположения земельного участка, в указанном Перечне не поименована, следовательно, у заявителя отсутствует обязанность по предоставлению такого документа.
Кроме того, 09.09.2011 заявитель представил в Департамент план границ и схему испрашиваемого земельного участка с каталогом координат поворотных точек, из которых возможно определить местонахождение испрашиваемого земельного участка.
Суды двух инстанций, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу, что поскольку Департамент управления имуществом городского округа Самара, как уполномоченный орган местного самоуправления, оставил без ответа обращения Министерства имущественных отношений Самарской области и ЗАО "СГЭС", то тем самым проявил бездействие, которым нарушил требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 2.5, 2.6 Порядка, а также законные права и интересы заявителя и, в соответствии с положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленные обществом требования.
Ссылка департамента на то, что указанная схема не соответствует требованиям статьи 2 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" отклонена судами двух инстанций, т.к. указанный закон вступил в силу лишь 01.01.2012, и у Департамента имелась возможность утвердить представленную в сентябре 2011 года заявителем схему.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя довод Департамента о том, что судом первой инстанции не дана правовая оценка обстоятельству относительно принадлежности ТП-1643 заявителю пришел к выводу, что право оценивать доказательства принадлежности здания заявителю принадлежит лицу, к которому ЗАО "СГЭС" обращается с заявлением о предоставлении земельного участка, а именно - Министерству имущественных отношений Самарской области. Кроме того, это обстоятельство никак не связано с оспариваемым в рамках настоящего дела бездействием Департамента по утверждению схемы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 по делу N А55-1914/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
С.Ю.МУРАВЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)