Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 28.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-44639/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2013 г. по делу N А41-44639/12


Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Петровой В.В., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
- от истца - Круглова М.С., доверенность N ИС-1956 от 14.02.2013 года;
- от ответчиков - никто не явился, извещены;
- от третьих лиц - 1. Управление Росреестра по Московской области - никто не явился, извещено; 2. ОАО "Совхоз имени Кирова" - Царева А.Ю., доверенность б/номера от 19.05.2013 года,
рассмотрев 21 октября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства имущественных отношений Московской области
на постановление от 08 июля 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьями Мордкиной Л.М., Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
по иску Министерства имущественных отношений Московской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации Лотошинского муниципального района Московской области
о признании права собственности,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ОАО "Совхоз имени Кирова",

установил:

Министерство имущественных отношений Московской области обратилось с иском к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании права собственности Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040110:19, площадью 1.100 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Лотошинский район, с/о Кировский, п. Кировский, д. 6 "а". В качестве третьих лиц по делу были привлечены открытое акционерное общество "Совхоз имени Кирова", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 апреля 2013 года требования Министерства имущественных отношений Московской области были удовлетворены в части признания права собственности Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040110:19, площадью 1.100 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Лотошинский район, с/о Кировский, п. Кировский, д. 6"а". В удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области было отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2013 года вышеназванное решение было отменено и в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым постановлением, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель ОАО "Совхоз имени Кирова" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, постановлением Главы Администрации Лотошинского района Московской области N 16 от 15.01.1993 "О закреплении земель за предприятиями и организациями агропромышленного комплекса" за ГУП МО "Совхоз имени Кирова" был закреплен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 10.670 га (Архивная выписка от 29.06.2009 N 2313/1-14, т. 1 л.д. 27), данный земельный участок был разделен Минмособлимуществом на множество других земельных участков с целью регистрации на них права собственности Московской области. В соответствии с распоряжением Минмособлимущества N 1883 от 30.11.2006 ГУП МО "Совхоз имени Кирова" был реорганизован в ОАО "Совхоз имени Кирова". В состав имущества, подлежащего приватизации, были включены объекты недвижимости, находившиеся в собственности Московской области, которые были закреплены за ГУП МО "Совхоз имени Кирова" на праве хозяйственного ведения (Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 22.02.2007 N 188, т. 1 л.д. 20). При этом земельный участок общей площадью 1.000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Лотошинский район, с/о Кировский, п. Кировский, д. 6 "а", был размежеван и поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:02:0040110:19 (кадастровый паспорт земельного участка от 06.09.2011 N МО-11/ЗВ/1-485886, т. 1 л.д. 15 - 18). Из представленной в материалы дела копии свидетельства о государственной регистрации права от 28.11.2007 НБ N 831658 (т. 1 л.д. 19) следует, что на данном земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности ОАО "Совхоз имени Кирова", - здание столовой, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 486,40 кв. м, инв. N 111:035-583, лит. Б, адрес объекта: Московская область, Лотошинский район, пос. Кировский, д. 6"а". Условный номер: 50-50-02/011/2007-207. Полагая, что надлежащим правообладателем спорного земельного участка в силу закона является Московская область, то истец обратился с заявлением в суд, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается постановлением суда апелляционной инстанции.
Принимая обжалуемое постановление, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, то иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 07.12.2011) "О приватизации государственного и муниципального имущества", приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков: находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды; занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов. Причем собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 3 ст. 28).
Как установлено судом, Постановлением от 15.01.1993 N 16 Главы Администрации Лотошинского района Московской области "О закреплении земель предприятиями и организациями агропромышленного комплекса" за Совхозом имени Кирова было закреплено 10.670 га на праве бессрочного пользования. В соответствии с Приложением к передаточному акту (утв. Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 22 февраля 2007 г. N 188), в составе подлежащего приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия Московской области "Совхоз имени Кирова" указан земельный участок площадью 10.258,8 га, предоставленный на основании свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 26.11.1992 N 181, постановления Главы Администрации Лотошинского района МО от 15.01.1993 N 16.
Согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. При этом по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
Отклоняя ссылку истца как на основание возникновения права собственности Московской области на спорный земельный участок на Постановление Главы Администрации Лотошинского района Московской области N 16 от 15.01.1993 "О закреплении земель за предприятиями и организациями агропромышленного комплекса", которым за ГУП МО "Совхоз имени Кирова" был закреплен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 10.670 га, суд апелляционной инстанции правомерно сослался на то, что в соответствии с п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, в заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю". Статья 3 указанного Перечня устанавливает, что в случае, если основанием для регистрации права собственности на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, то должны быть предоставлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества.
Учитывая, что Федеральный закон N 137-ФЗ, устанавливающий основания возникновения права собственности Московской области на спорный земельный участок, вступил в силу в 2001 г., право собственности Московской области подлежало обязательной государственной регистрации. При этом государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности, возникшее на вновь созданный объект недвижимого имущества, которым по сути является земельный участок, сформированный под зданием столовой, считается возникшим с момента его государственной регистрации.
Вместе с тем как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается Уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 20.09.2012 N 02/011/2012-232, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040110:19 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Учитывая, что здание столовой было передано в собственность ОАО "Совхоз имени Кирова" 22.02.2007, право собственности на него зарегистрировано за обществом 28.11.2007 (Свидетельство о государственной регистрации права серии 50 НБ N 831658 от 28.11.2007 запись регистрации N 50-50-02/011/2007-207), от таким образом, с 28.11.2007 данный объект недвижимости не находится в собственности Московской области.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого акта судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого акта, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2013 года по делу N А41-44639/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу - Министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
А.И.СТРЕЛЬНИКОВ

Судьи
В.В.ПЕТРОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)