Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сапоткиной Т.И., при участии от дачного некоммерческого товарищества "Юг" Чистова А.В. (доверенность от 10.12.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Юг" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.04.2013 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 (судьи Пестерева О.Ю., Смирнов В.И., Осокина Н.Н.) по делу N А13-15030/2012,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Юг", место нахождения: 162641, Вологодская обл., Череповецкий р-н, дер. Ирдоматка, Новая ул., д. 10, кв. 6, ОГРН 1123536001093 (далее - ДНТ), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа администрации Череповецкого муниципального района, место нахождения: 162612, Вологодская обл., г. Череповец, Первомайская ул., д. 58, ОГРН 1023502294947 (далее - Администрация района), оформленного письмом от 30.10.2012 N 1-10/1367, в утверждении актов выбора земельных участков ориентировочной площадью 70 000 кв. м и 80 000 кв. м, расположенных в районе деревни Нова Ирдоматского сельсовета Череповецкого района Вологодской области, для ведения дачного хозяйства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ирдоматского сельского поселения, место нахождения: 162641, Вологодская обл., Череповецкий р-н, дер. Ирдоматка, Новая ул., д. 36, ОГРН 1053500559837 (далее - Администрация поселения).
Решением от 24.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.07.2013, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ДНТ, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 24.04.2013 и постановление от 24.07.2013 и удовлетворить заявление.
Податель жалобы указывает следующее: суды пришли к неправильному выводу о том, что предоставление земельного участка для дачного строительства возможно только в случае создания дачного некоммерческого объединения органом местного самоуправления на основании заявлений граждан; пунктами 4, 5 статьи 14 и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) предусмотрены возможность создания таких объединений гражданами и предоставление земельных участков таким объединениям после их государственной регистрации в качестве юридического лица; испрашиваемые ДТН земельные участки находятся в составе фонда перераспределения земель, поэтому у Администрации района не было оснований для отказа в их предоставлении для дачного строительства.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ДНТ поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.05.2012 ДНТ обратилось в Администрацию района, в полномочия которой входит распоряжение земельными участками в Череповецком районе, право государственной собственности на которые не разграничено, с заявлениями о выборе земельных участков ориентировочной площадью 80 000 кв. м и 70 000 кв. м под размещение ДНТ в районе деревни Нова Ирдоматского сельсовета Череповецкого района Вологодской области.
Комиссия по выбору земельных участков при Администрации района (далее - Комиссия), рассмотрев вопрос о выборе земельных участков ориентировочной площадью 70 000 кв. м и 80 000 кв. м для дачного строительства в указанном месте, 05.07.2012 приняла положительные решения по названному вопросу.
Администрация района письмами от 27.07.2012 N 1-57/674, 1-57/675 запросила у ДНТ копии топографических планов названных земельных участков с указанием внешних контуров участков и географических координат его угловых точек, так как данная информация необходима для принятия решения о предварительном согласовании места ведения дачного хозяйства на испрашиваемых участках.
При подготовке актов выбора земельных участков Комиссия произвела осмотр земельных участков с целью определения возможности подъезда к ним и решениями от 18.10.2012 отказала ДНТ в предоставлении испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что к ним нет самостоятельного проезда с автомобильной дороги общего пользования; решениями от 11.02.2013 отменила ранее выданные решения от 05.07.2012 о выборе земельных участков с предварительным согласованием мест размещения дачного строительства.
По результатам проведенных Комиссией заседаний Администрация района письмом от 30.10.2012 N 1-10/1367 отказала ДНТ в выборе испрашиваемых земельных участков для дачного строительства ввиду следующего: ДНТ образовано четырьмя физическими лицами, ранее не обращавшимися в орган местного самоуправления по месту проживания о предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства; ДНТ образовано с нарушением процедуры, предусмотренной статьей 14 Закона N 66-ФЗ; к испрашиваемым участкам не имеется подъездной дороги, соединенной с автомобильной дорогой общего пользования; эти участки расположены в зоне подтопления Волго-Балтийской шлюзовой системы.
ДНТ, считая, что данный отказ противоречит статьям 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статье 14 Закона N 66-ФЗ, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления ДНТ.
Суды исходили из следующего.
Согласно статье 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Законом N 66-ФЗ предусмотрено предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно статье 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Таким образом, предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом льготном порядке, регламентированном Законом N 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель в указанных целях и обратившихся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им земельного участка в таких целях, из фонда перераспределения земель с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений гражданам. Зонирование территории осуществляется по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации и утверждается нормативным правовым актом с учетом мнения населения на публичных слушаниях. Цель зонирования территории - это определение границ зон в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, лесным и водным законодательством с последующим определением категории земель и вида их разрешенного использования.
Согласно материалам дела ДНТ создано четырьмя гражданами не в той последовательности и не в том порядке, которые определены статьей 14 Закона N 66-ФЗ. Учредители ДНТ не обращались в органы местного самоуправления по месту проживания с заявлениями о предоставлении им садового или дачного участка. Список граждан, нуждающихся в предоставлении участков в указанных целях, органом местного самоуправления не составлялся, расчет потребности в земельных участках с учетом количества нуждающихся граждан, земель для размещения имущества общего пользования, исходя из установленных норм предоставления земель, не производился. Зонирование территории Ирдоматского сельского поселения, в пределах которой находятся испрашиваемые земельные участки, для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений с учетом природных условий и транспортной доступности не проводилось.
Факт регистрации названного ДНТ в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности Администрации района предоставить ему в льготном порядке земельные участки площадью 80 000 кв. м (8 га) и 70 000 кв. м (7 га).
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что отказ Администрации района в выборе испрашиваемых участков не противоречит Земельному Кодексу Российской Федерации и Закону N 66-ФЗ.
Поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 по делу N А13-15030/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Юг" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.11.2013 ПО ДЕЛУ N А13-15030/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2013 г. по делу N А13-15030/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сапоткиной Т.И., при участии от дачного некоммерческого товарищества "Юг" Чистова А.В. (доверенность от 10.12.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Юг" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.04.2013 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 (судьи Пестерева О.Ю., Смирнов В.И., Осокина Н.Н.) по делу N А13-15030/2012,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Юг", место нахождения: 162641, Вологодская обл., Череповецкий р-н, дер. Ирдоматка, Новая ул., д. 10, кв. 6, ОГРН 1123536001093 (далее - ДНТ), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа администрации Череповецкого муниципального района, место нахождения: 162612, Вологодская обл., г. Череповец, Первомайская ул., д. 58, ОГРН 1023502294947 (далее - Администрация района), оформленного письмом от 30.10.2012 N 1-10/1367, в утверждении актов выбора земельных участков ориентировочной площадью 70 000 кв. м и 80 000 кв. м, расположенных в районе деревни Нова Ирдоматского сельсовета Череповецкого района Вологодской области, для ведения дачного хозяйства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ирдоматского сельского поселения, место нахождения: 162641, Вологодская обл., Череповецкий р-н, дер. Ирдоматка, Новая ул., д. 36, ОГРН 1053500559837 (далее - Администрация поселения).
Решением от 24.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.07.2013, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ДНТ, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 24.04.2013 и постановление от 24.07.2013 и удовлетворить заявление.
Податель жалобы указывает следующее: суды пришли к неправильному выводу о том, что предоставление земельного участка для дачного строительства возможно только в случае создания дачного некоммерческого объединения органом местного самоуправления на основании заявлений граждан; пунктами 4, 5 статьи 14 и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) предусмотрены возможность создания таких объединений гражданами и предоставление земельных участков таким объединениям после их государственной регистрации в качестве юридического лица; испрашиваемые ДТН земельные участки находятся в составе фонда перераспределения земель, поэтому у Администрации района не было оснований для отказа в их предоставлении для дачного строительства.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ДНТ поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.05.2012 ДНТ обратилось в Администрацию района, в полномочия которой входит распоряжение земельными участками в Череповецком районе, право государственной собственности на которые не разграничено, с заявлениями о выборе земельных участков ориентировочной площадью 80 000 кв. м и 70 000 кв. м под размещение ДНТ в районе деревни Нова Ирдоматского сельсовета Череповецкого района Вологодской области.
Комиссия по выбору земельных участков при Администрации района (далее - Комиссия), рассмотрев вопрос о выборе земельных участков ориентировочной площадью 70 000 кв. м и 80 000 кв. м для дачного строительства в указанном месте, 05.07.2012 приняла положительные решения по названному вопросу.
Администрация района письмами от 27.07.2012 N 1-57/674, 1-57/675 запросила у ДНТ копии топографических планов названных земельных участков с указанием внешних контуров участков и географических координат его угловых точек, так как данная информация необходима для принятия решения о предварительном согласовании места ведения дачного хозяйства на испрашиваемых участках.
При подготовке актов выбора земельных участков Комиссия произвела осмотр земельных участков с целью определения возможности подъезда к ним и решениями от 18.10.2012 отказала ДНТ в предоставлении испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что к ним нет самостоятельного проезда с автомобильной дороги общего пользования; решениями от 11.02.2013 отменила ранее выданные решения от 05.07.2012 о выборе земельных участков с предварительным согласованием мест размещения дачного строительства.
По результатам проведенных Комиссией заседаний Администрация района письмом от 30.10.2012 N 1-10/1367 отказала ДНТ в выборе испрашиваемых земельных участков для дачного строительства ввиду следующего: ДНТ образовано четырьмя физическими лицами, ранее не обращавшимися в орган местного самоуправления по месту проживания о предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства; ДНТ образовано с нарушением процедуры, предусмотренной статьей 14 Закона N 66-ФЗ; к испрашиваемым участкам не имеется подъездной дороги, соединенной с автомобильной дорогой общего пользования; эти участки расположены в зоне подтопления Волго-Балтийской шлюзовой системы.
ДНТ, считая, что данный отказ противоречит статьям 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статье 14 Закона N 66-ФЗ, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления ДНТ.
Суды исходили из следующего.
Согласно статье 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Законом N 66-ФЗ предусмотрено предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно статье 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Таким образом, предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом льготном порядке, регламентированном Законом N 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель в указанных целях и обратившихся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им земельного участка в таких целях, из фонда перераспределения земель с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений гражданам. Зонирование территории осуществляется по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации и утверждается нормативным правовым актом с учетом мнения населения на публичных слушаниях. Цель зонирования территории - это определение границ зон в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, лесным и водным законодательством с последующим определением категории земель и вида их разрешенного использования.
Согласно материалам дела ДНТ создано четырьмя гражданами не в той последовательности и не в том порядке, которые определены статьей 14 Закона N 66-ФЗ. Учредители ДНТ не обращались в органы местного самоуправления по месту проживания с заявлениями о предоставлении им садового или дачного участка. Список граждан, нуждающихся в предоставлении участков в указанных целях, органом местного самоуправления не составлялся, расчет потребности в земельных участках с учетом количества нуждающихся граждан, земель для размещения имущества общего пользования, исходя из установленных норм предоставления земель, не производился. Зонирование территории Ирдоматского сельского поселения, в пределах которой находятся испрашиваемые земельные участки, для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений с учетом природных условий и транспортной доступности не проводилось.
Факт регистрации названного ДНТ в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности Администрации района предоставить ему в льготном порядке земельные участки площадью 80 000 кв. м (8 га) и 70 000 кв. м (7 га).
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что отказ Администрации района в выборе испрашиваемых участков не противоречит Земельному Кодексу Российской Федерации и Закону N 66-ФЗ.
Поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 по делу N А13-15030/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Юг" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)